Занимательные задачи по биологии
Задачи по биологии
Занимательные задачи, предназначенные для школьников, интересующихся биологией, имеющих научно - практическую направленность, направленные на развитие теоретического и логического типа мышления, интеллекта, стремления к самостоятельности.
Задачи заимствованы из разных источников, различаются стилем изложения, подробностью ответов.
Предлагаемые вопросы можно использовать учителем биологии для развития интереса к предмету, в качестве «затравки» на проблемных уроках, для систематизации материала, для связи нового материала с давно пройденным.
Некоторые из них покажутся вам легкими, другие достаточно сложными, но нерешаемых задач нет. Немаловажным является и то, что задачи нужно уметь правильно оформлять: записать условие, аккуратно оформить ход решения, сделать вывод и привести ответ.
1.Известно, что одна инфузория-туфелька образует около 60 пищеварительных вакуолей в час, причем в каждой вакуоле находится до 30 бактерий. Сколько бактерий может уничтожить такая инфузория в сутки?
2. Медузы наносят вред рыболовству, например, 1 особь аурелии диаметром 40 см поглощает до 10 мальков сельди в час. Какой урон могут нанести медузы при массовом скоплении, когда в 100 м2 воды содержится около 1000 особей?
3.Португальский кораблик относится к удивительной группе кишечнополостных — сифонофорам. Известно, что эти организмы живут колониями, состоящими из высокоспециализированных особей. В чем выражается такая специализация?
4. Жители островов Полинезии издавна употребляют в пищу яйца морского кольчатого червя палоло, поднимающиеся к поверхности воды. В это время люди собирают сотни килограммов деликатеса. Как островитяне узнают, что пришло время размножения червя? Как называется это явление?
5. Известно, что дождевые черви питаются растительными остатками, содержащими большое количество гу- ми новых кислот. Как дождевые черви без вреда для себя могут питаться столь кислой пищей?
6. Издавна люди наделяли головоногих моллюсков сверхъестественными способностями: считалось, что гигантские спруты топят большие корабли, защищают клады, порождают фантомов (призраков), подобных себе, взбираются на стены крепостей и грабят рыбные склады в портовых городах. Что в этих рассказах правда, а что вымысел? Объясните ответ.
7. Известно, что хищные голожаберные моллюски способны разрушать твердые скелеты мадрепоровых кораллов и, массово размножаясь, приводят к разрушению рифа. Каким образом моллюск разрушает известковые скелеты кораллов? Какими физиологическими и биохимическими особенностями он обладает?
8. Настоящие пауки не имеют антенн, а зрение у них развито очень слабо. Тем не менее это чувствительные и быстро реагирующие животные. Что позволяет паукам воспринимать малейшие раздражения и быть столь удачливыми охотниками?
9. В южных районах нашей страны, в Средней Азии, в Закавказье, обитает смертельно ядовитый паук кара курт (черная вдова). Местное население считает, что каракурт не выносит присутствия овец, даже изделия из овечьей шерсти отпугивают его. Как это можно объяснить, зная биологические особенности паука и овцы?