Занимательный русский язык» для 3 класса
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НООПриказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи программы:развитие лингвистических компетенций учащихся;
формирование любви и уважения к русскомуязыку;
развитие познавательных способностей младшихшкольников;
развитие творческих способностей младшихшкольников;
расширение кругозораучащихся.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий ивоспитывающий.
Познавательный аспектформирование и развитие разных видов памяти, внимания,воображения;
формирование и развитие общеучебных умений инавыков;
формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспектразвитиеречи;
развитие мышления в ходе усвоения таких приемовмыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспектвоспитание системы нравственных межличностныхотношений.
Формы проведения занятий
беседа;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разно образными словарями;
творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты освоения курса
3 классЛичностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этимикритериями.
Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы вдругую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание занятий в 3 классе.
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,
«мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тема 1. Да здравствует русский язык!
Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.
Тема 2. Вежливые словаЗначение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.
Тема 3. Поговорки и пословицыРасширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки. Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.
Тема 4. ИгротекаПовторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса.
уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения
Тема 5. Запоминаем словарные словаИгры со словарными словами.
Тема 6. Растения во фразеологизмахЗначение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу»,
«дело табак».
Тема 7. Животные во фразеологизмахЗначение и происхождение фразеологизмов: «отставной козыбарабанщик»,
«показать, где раки зимуют», «мышиная возня»
Тема 8. ИгротекаПовторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения.
Тема 9. Я не поэт, я только учусь…Понятия «рифма», «ритм». Упражнение в подборе рифмующихся слов. Сочинение рифмок.
Тема 10. Как морфология порядок навелаУпражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол
Тема 11. Игры с пословицамиУпражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.
Тема 12. ИгротекаУпражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи
Тема 13. И снова животные во фразеологизмахЗначение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в речи.
Тема 14. Кое-что о местоименииМестоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.
Тема 15. Познакомимся поближе с наречиемНаречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия. Числительное – часть речи. Числительные количественные и порядковые.
Тема 16. ИгротекаПовторение: животные во фразеологизмах; различение частей речи: наречие, местоимение, числительное.
Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.
Тема 18. Про корень и окончаниеУпражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова.
Тема 19. Про суффикс и приставкуЗначения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса. Подбор слов к схемам.
Тема 20. ИгротекаРазбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам
Тема 21. Непроизносимые согласныеУпражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.
Тема 22. Учимся различать приставку и предлогОтличия между приставкой и предлогом. Упражнение в правописании приставок и предлогов.
Тема 23. Учимся писать «не» с глаголамиСлужебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами. Когда «не» пишется слитно с глаголами.
Тема 24. ИгротекаУпражнение в грамотном написании слов с непроизносимыми согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами.
Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на концеУпражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.
Тема 26. Его Величество УдарениеРоль ударения. Упражнение в правильной постановке ударения в словах; знакомство с омографами.
Тема 27. Поговорим о падежахУпражнение в определении падежа имён существительных.
Тема 28. ИгротекаУпражнение в написании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.
Тема 29. Сложные словаСоединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.
Тема 30. От архаизмов до неологизмовПонятия«архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.
Тема 31. По страницам энциклопедийЭнциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля«Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба».
Тема 32. Игротека.Умение грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать с энциклопедиями.
Тема 33. Повторяем…Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.
Тема 34. Повторяем, повторяем…Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | | | | |||||
теория | практика | всего | | | | |||||
3 класс | | 1 | | |||||||
1 | Фонетика | | | 2 | | | | |||
2 | Словообразование | | | 5 | | | | |||
3 | Лексика | | | 9 | | | | |||
4 | Морфология | | | 6 | | | | |||
5 | Пословицы и поговорки | | | 2 | | | | |||
6 | Игротека | | | 10 | | | | |||
| ИТОГО: | | | 34 | | | |
3. Календарно-тематическое планирование по курсу
«Занимательный русский язык»
3класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | ||
| | ||||
план | факт | | |||
| |||||
1 | Да здравствует русский язык! | 1 | | | |
2 | Вежливые слова | 1 | | | |
3 | Поговорки и пословицы | 1 | | | |
4 | Игротека | 1 | | | |
5 | Запоминаем словарные слова | 1 | | | |
6 | Растения во фразеологизмах | 1 | | | |
7 | Животные во фразеологизмах | 1 | | | |
8 | Игротека | 1 | | | |
9 | Я не поэт, я только учусь… | 1 | | | |
10 | Как морфология порядок навела | 1 | | | |
11 | Игры с пословицами | 1 | | | |
12 | Игротека | 1 | | | |
13 | Животные во фразеологизмах | 1 | | | |
14 | Кое-что о местоимении | 1 | | | |
15 | Познакомимся поближе с наречием и | 1 | | | |
| числительным | | | | |
16 | Игротека | 1 | | | |
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | 1 | | | |
18 | Про корень и окончание | 1 | | | |
19 | Про суффикс и приставку | 1 | | | |
20 | Игротека | 1 | | | |
21 | Непроизносимые согласные | 1 | | | |
22 | Учимся различать предлог и приставку | 1 | | | |
23 | Учимся писать «не» с глаголами | 1 | | | |
24 | Игротека | 1 | | | |
25 | Имена существительные с шипящим звуком на | 1 | | |
| конце | | | |
26 | Его величество ударение | 1 | | |
27 | Поговорим о падежах | 1 | | |
28 | Игротека | 1 | | |
29 | Сложные слова | 1 | | |
30 | От архаизмов до неологизмов | 1 | | |
31 | По страницам энциклопедий | 1 | | |
32 | Игротека | 1 | | |
33 | Повторение. Игротека | 1 | | |
34 | Конкурс-игра «Русский медвежонок» | 1 | | |