Материал на проверке

Занимательный русский язык» для 3 класса

1
0
Материал опубликован 11 May
Пояснительная записка.


Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НООПриказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи программы:

развитие лингвистических компетенций учащихся;

формирование любви и уважения к русскомуязыку;

развитие познавательных способностей младшихшкольников;

развитие творческих способностей младшихшкольников;

расширение кругозораучащихся.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий ивоспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие разных видов памяти, внимания,воображения;

формирование и развитие общеучебных умений инавыков;

формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

развитиеречи;

развитие мышления в ходе усвоения таких приемовмыслительной

деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

воспитание системы нравственных межличностныхотношений.


Формы проведения занятий

беседа;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разно образными словарями;

творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Основные методы и технологии:

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

проблемное обучение;

моделирующая деятельность;

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


Планируемые результаты освоения курса

3 класс

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этимикритериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы вдругую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Содержание занятий в 3 классе.

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,

«мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.


Содержание занятий в 3 классе.

Тема 1. Да здравствует русский язык!

Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.

Тема 2. Вежливые слова

Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.

Тема 3. Поговорки и пословицы

Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки. Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.

Тема 4. Игротека

Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса.

уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения

Тема 5. Запоминаем словарные слова

Игры со словарными словами.

Тема 6. Растения во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу»,

«дело табак».

Тема 7. Животные во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной козыбарабанщик»,

«показать, где раки зимуют», «мышиная возня»

Тема 8. Игротека

Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения.

Тема 9. Я не поэт, я только учусь…

Понятия «рифма», «ритм». Упражнение в подборе рифмующихся слов. Сочинение рифмок.

Тема 10. Как морфология порядок навела

Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол

Тема 11. Игры с пословицами

Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.

Тема 12. Игротека

Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи

Тема 13. И снова животные во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в речи.

Тема 14. Кое-что о местоимении

Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.

Тема 15. Познакомимся поближе с наречием

Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия. Числительное – часть речи. Числительные количественные и порядковые.

Тема 16. Игротека

Повторение: животные во фразеологизмах; различение частей речи: наречие, местоимение, числительное.

Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.

Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.

Тема 18. Про корень и окончание

Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова.

Тема 19. Про суффикс и приставку

Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса. Подбор слов к схемам.

Тема 20. Игротека

Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам

Тема 21. Непроизносимые согласные

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.

Тема 22. Учимся различать приставку и предлог

Отличия между приставкой и предлогом. Упражнение в правописании приставок и предлогов.

Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами

Служебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами. Когда «не» пишется слитно с глаголами.

Тема 24. Игротека

Упражнение в грамотном написании слов с непроизносимыми согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами.

Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце

Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.

Тема 26. Его Величество Ударение

Роль ударения. Упражнение в правильной постановке ударения в словах; знакомство с омографами.

Тема 27. Поговорим о падежах

Упражнение в определении падежа имён существительных.

Тема 28. Игротека

Упражнение в написании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.

Тема 29. Сложные слова

Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.

Тема 30. От архаизмов до неологизмов

Понятия«архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.

Тема 31. По страницам энциклопедий

Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля«Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба».

Тема 32. Игротека.

Умение грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать с энциклопедиями.

Тема 33. Повторяем…

Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.

Тема 34. Повторяем, повторяем…

Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.


Учебно-тематический план



п/п

Наименование разделов

Количество часов




теория

практика

всего




3 класс


1


1

Фонетика



2




2

Словообразование



5




3

Лексика



9




4

Морфология



6




5

Пословицы и

поговорки



2




6

Игротека



10





ИТОГО:



34




3. Календарно-тематическое планирование по курсу

«Занимательный русский язык»

3класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата



план

факт



1

Да здравствует русский язык!

1




2

Вежливые слова

1




3

Поговорки и пословицы

1




4

Игротека

1




5

Запоминаем словарные слова

1




6

Растения во фразеологизмах

1




7

Животные во фразеологизмах

1




8

Игротека

1




9

Я не поэт, я только учусь…

1




10

Как морфология порядок навела

1




11

Игры с пословицами

1




12

Игротека

1




13

Животные во фразеологизмах

1




14

Кое-что о местоимении

1




15

Познакомимся поближе с наречием и

1





числительным





16

Игротека

1




17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1




18

Про корень и окончание

1




19

Про суффикс и приставку

1




20

Игротека

1




21

Непроизносимые согласные

1




22

Учимся различать предлог и приставку

1




23

Учимся писать «не» с глаголами

1




24

Игротека


1




25

Имена существительные с шипящим звуком на

1




конце




26

Его величество ударение

1



27

Поговорим о падежах

1



28

Игротека

1



29

Сложные слова

1



30

От архаизмов до неологизмов

1



31

По страницам энциклопедий

1



32

Игротека

1



33

Повторение. Игротека

1



34

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

1






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.