12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кипенко Наталья Анатольевна43
Я,Кипенко Наталья Анатольевна, учитель музыки и музыкальный руководитель в ДОУ. Делюсь своим опытом работы на разных сайтах и изучаю работы своих коллег.
Россия, Крым респ., Симферополь

 

 

Цикл занятий: «Шуршим, стучим, играем -музыкальность развиваем!»

Занятие 2: «Русская ложка»

Возрастная группа: дети старшей группы.

Цель занятия:

-развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.

Задачи:

1. Образовательные: знакомить детей с историей русской ложки, активизировать представления детей о ложке, как о народном шумовом музыкальном инструменте;

2. Развивающие:

- развивать у детей чувство ритма, фонематический слух;

- обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;

3.Воспитательные: воспитывать у старших дошкольников любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

Организация среды для проведения занятия 

-ноутбук;

-мультимедийный комплекс (подвесной проектор);

-стулья детские – по количеству детей;

-ложки деревянные - по 2 на каждого ребёнка;

Планируемый результат:

-установление дружеской взаимосвязи;

-создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего мастер-класса;

-овладение инновационными музыкально-педагогическими технологиями

 

Ход занятия:

 

I. Организационный этап

Дети находятся в зале.

Музыкальный руководитель включает фонограмму «Песенки - приветствия» и, с помощью музыки и пения, постепенно вовлекает детей в диалог.

Звучит «Песенка - приветствие». 1.

Дети стоят в кругу.

Муз. рук:

Добрый день, добрый день!

Нам здороваться не лень,

Этими словами, здороваемся с вами

Здрав-ствуй-те! 

Давайте, прохлопаем «Здрав-ствуй-те»!

 

Как здорово мы с вами поздоровались! А встретились мы с вами не случайно. Как вы думаете, чем мы можем здесь заняться? (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах). 

Муз. рук:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А впрочем, отгадайте-ка загадку:

Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их   
 (ложка)

Педагог вынимает из коробочки ложку.

II. Основной этап.

Муз. рук:

Ложка! И сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов – ложкой 

Посмотрите, какие красивые ложки!

Ложки расписные!

Разные какие!

Ложки знает целый мир,
Ложки - русский сувенир.
Полюбуйтесь, просто диво.

Чудо-мастерам – спасибо!

Муз. рук:

Это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Вот эти ложки сделаны из дерева. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка?

Садитесь поудобнее я вам расскажу о русской ложке и посмотрим, какие же бывают ложки.

Дети садятся на стульчики.

Просмотр презентации «Ложки музыкальные…»

Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят«Баклуши бьет!».

При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

Из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

На что похожи эти ложки? Правильно, на веер, поэтому они так и называются «веерные ложки». А вы слышали, как играют на ложках настоящие мастера? А знаете как называют людей, которые на них играют? Людей, которые играют на ложках называют ложкари.

Муз. рук:

Но вот, ребята, мы с вами познакомились с русской ложкой.

 

Вы, когда ни будь, играли на ложках?

Предлагаю взять вам ложки,

Чтобы постучать немножко!

Звучит ритмичная рус. нар. музыка. 2.

Ребята встают в круг, играют на ложках.

Дети садятся на стульчики.

 

Муз. рук:

Молодцы! Здорово у вас получается!

Ребята, давайте рассмотрим, из каких частей состоит ложка? (Ответы детей)

 

-Ложка состоит из черенка и черпака (от слова «Черпать»).

-А как держать правильно ложки? (Ответы детей)

-Держать за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны.

-Если ударять ложку об ложку черпаками, получается красивый звук, помните, вы уже не раз уже играли в оркестре на ложках?

-Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

-Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных.

 

III. Практическая часть.

Муз. рук:

Сегодня я научу вас одному из них.

Я сейчас возьму обе ложки в правую руку, одну - между большим и указательным пальцами, другую – между указательным и средним.

А теперь попробую постучать ими по левой ладошке.

Послушайте, какой интересный звук получился. Он звонкий или глухой? 

Ответы детей. Звонкий.

Муз. рук:

Звонкий. А на что он похож?

Ответы детей. На цокот копыт.

Муз. рук:

На цокот копыт. Этот прием так и называется «Лошадка». Давайте мы сейчас все вместе попробуем поиграть на ложках по-новому.

Дети выполняют прием игры «Лошадка»,

педагог контролирует и подсказывает детям.

Муз. рук:

А теперь усложним задачу, пойдем по кругу, высоко поднимая колени, как лошадки, и будем подыгрывать себе на ложках.

Еду, еду к бабе к деду -  ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу без музыки.

На лошадке в красной шапке

Цок, цок, цок, цок…

Цок, цок, цок, цок…

А теперь под музыку!

Выполнение упражнения «Лошадка» 3.

(2 раза, в разном направлении)

Муз. рук:

Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось!

Дети садятся на стульчики.

Ребята, а вы знаете обязательные правила игры на ложках?

1. Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа.

2. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство умельцев

Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

Дети пробуют играть - контролирую и подсказываю детям. 

(повторяем некоторые приемы)

Муз. рук:

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки. Вы умеете считать?

Ритмическое упражнение

Дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова:

1,2,3 – ты на ложки посмотри,

1,2,3,4 – вот мы ложечки купили!

1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!

Муз. рук: Молодцы!

Есть, ребята, у меня для вас игра! Называется «Эхо»!

Простучу я ритм на ложках, а вы - повторите! Только нужно очень внимательно слушать! Попробуем!

Музыкально-ритмическая игра «Эхо» 4.

Муз. рук. простукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

Муз. рук.

Получилось! Никто не ошибся!

Какие вы веселые ребята! И ложки у вас веселые!

Как здорово! Как настоящие музыканты-ложкари! Значит, мы готовы показать первый концерт?

Поиграем мы немножко

На красивых, ярких ложках.

Игра на ложках «Наши ложки…» 5.

Муз. рук: Молодцы!

Настоящие артисты!

Видео – партитура оркестра «Русский наигрыш»

Муз. рук:

Кто очень старается,

У того и чудеса получаются.

Хотите ещё поиграть?

Вариант -1 «Игра с ложкой» (под рус. нар. мел. «Ах, вы сени») 6.

Ход игры

Дети становятся в круг, педагог начинает передавать свою ложку по кругу под музыку и пение. На ком музыка остановится, тот выходит в круг, и танцует, дети в кругу хлопают. Игра повторяется 2-3 раза.

Ты беги, скорее ложка

Быстро-быстро по рукам.

У кого осталась ложка

Тот в кругу станцует нам.

Муз.рук:

Какая хорошая игра! Ребята, а вам понравилась?...


 

Вариант-2. «Танец с ложками». 7.

1. Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось.

От зари и до заката

Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)

(проигрыш – кружатся)

2Завтракать теперь пойдем

И блинков мы напечем,

Вот блинки хороши

Их пекут малыши. («тарелочки» перед собой)

(проигрыш - кружатся)

3. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем. (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)

(проигрыш-кружатся)

4. А сейчас, мои ребятки,

Поиграем с ложкой в прятки.

Нужно деткам показаться

И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)

(проигрыш-кружатся)

VI. Заключительный этап. Рефлексия.

Муз. рук:

Пели, стучали, играли

И нисколько не устали!

Настоящие ложкари!

Ну, что, ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня?

1.С чего начиналось изготовление деревянной ложки?

Ответы детей:

Из баклуши, деревянных брусочков.

2. Как называют людей, которые играют на ложках?

Ответы детей: Ложкари.

Муз. рук:

Настало время попрощаться!

Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных инструментов есть.

Вы ещё ко мне придёте и я вам подробно о них расскажу.

И играть на них научу.

Дети прохлопывают прощальные слова.

«До свиданья, до свиданья,

До свиданья!»- говорим.

И еще разок, пожалуй,

С вами встретиться хотим!

 

Уходят из зала.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.