Занятие по ФЭМП в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет «Фрукты»
Занятие по ФЭМП в группе компенсирующей направленности (ОНР) для детей 5 -6 лет.
Лексическая тема «Фрукты»
Образовательные задачи: совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).
Упражнять в сравнении предметов по высоте, обозначать результаты сравнения словами: высокий-низкий.
Уточнить понимание значения слов утро, день, вечер, ночь.
Коррекционно - развивающие задачи: развивать зрительное внимание и восприятие, мыслительные операции, речевой слух, творческое воображение, осязание, тонкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи: воспитание активности, навыков сотрудничества в игровой и учебной деятельности.
Оборудование: иллюстрации фруктов: яблоко, груша, слива; игрушка – ежик; «волшебный мешочек» (яблоко, виноград, мандарин, груша, апельсин, лимон); 3 контейнера с геометрическими фигурами (круги большие зеленый и маленькие красные, овалы и треугольники); цифры: 1, 2, 3, 4, 5; раздаточный материал для детей (у каждого ребенка по 5 треугольников и 5 квадратов); 5 полосок разного цвета одинаковой ширины, но разной длины.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
Давайте, друзья, поздороваемся! (собираемся все вместе – образуем круг)
И скажем друг другу «Привет!» (Здороваемся за руки)
Пусть яркое светит нам солнышко, (Идём по кругу, держась за руки)
А мы ему: машем в ответ! (Машем солнышку)
2 Уточнение и закрепление знаний о фруктах
Воспитатель: а сейчас сядет на место тот, кто отгадает загадки.
Загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
Фрукт похож на неваляшку.
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив.
С дерева упала…(Груша)
На ветвях они висели.
Как созрели, посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,
Ждут, когда сорвут их…(Сливы)
(После отгаданной загадки на доске появляется иллюстрация фрукта).
Воспитатель: что это? (Фрукты).
- Назовите другие фрукты (апельсин, лимон, ананас, киви…)
- Где растут фрукты? (На деревьях).
- Когда созревают фрукты? (Летом и осенью)
- Фрукты любят не только дети, но и зверята.
- К нам в гости пришел маленький ежик (Выставляется игрушка). Он предлагает поиграть с ним в разные игры.
3 Игра «Волшебный мешочек».
Педагог достает разноцветный мешочек с пластмассовыми фруктами: яблоко, виноград, мандарин, груша, апельсин, лимон, и предлагает детям подойти к нему.
- Сейчас вы по очереди будете опускать руку в мешочек, нащупывать там и узнавать разные фрукты. Вы будете не просто называть фрукт, но и говорить, какой он по форме.
(Дети выполняют задание.)
1-й ребенок. Это круглое яблоко.
2-й ребенок. Это треугольная груша.
3-й ребенок. Это овальный лимон.
Когда все дети достанут из мешочка по одному фрукту, педагог ставит на стол три контейнера, в которых лежат круг, овал и треугольник.
-Положите свой фрукт в один из контейнеров в соответствии с фигурами в них.
(Дети раскладывают фрукты.)
4 Игровое упражнение «Поручение».
Воспитатель: посмотрите, зеленое большое и красное маленькое яблоко мы можем обозначить какими фигурами? (Большими зелеными и маленькими красными кругами)
- Расположите в ряд на магнитной доске 4 маленьких красных круга и 4 зеленых больших круга. Как проверить, сколько на доске красных кругов и сколько зеленых кругов? (Сосчитать)
-Сосчитайте красные круги и зеленые круги. (Вызывает несколько детей.)
- Сколько красных?
- Сколько зеленых?
-Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов?
-Чем же отличаются круги? (Величиной и цветом)
- Как расположить круги, чтобы было видно их равное количество? (Дети проверяют выбранные способы сравнения: наложение и приложение.)
-Круги отличаются по цвету и величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по четыре.
- Количество кругов можно обозначить одним числом: четыре.
- Найдите его на доске. (На доске расположены числа 1,2, 3, 4, 5)
Воспитатель: а у нас есть еще одно задание. Садимся за столы. (У каждого ребенка по 5 треугольников и 5 квадратов)
-Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько треугольников и сколько квадратов? (Сосчитать)
-А как узнать, чего больше, не считая фигуры? (Дети проверяют выбранные способы сравнения: наложение и приложение.)
-Что можно сказать о количестве треугольников и квадратов? (Одинаковое количество, их поровну)
-Сколько треугольников? (5)
- Сколько квадратов? (5)
- Количество квадратов и треугольников можно обозначить одним числом: Пять. (Найди 5 на доске).
5 Физминутка «Высокий-низкий».
-Услышим название дерева –поднимаем руки вверх, название кустарника-присели.
(Береза-сирень-дуб-тополь-малина-клен…)
Воспитатель: Еж не может достать яблоко с яблони. Поможем ему построить лесенку? (Да).
6 Игровое упражнение «Построй лесенку».
(Взять 5 полосок разного цвета одинаковой ширины, но разной длины)
-У меня есть полоски. Что мы можем сказать о ширине полосок? (Полоски одинаковые по ширине.)
- Что можно сказать о длине полосок?» (Полоски разные по длине.)
-Построим лесенку, расположив полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.
(После выполнения задания вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок).
- Ежик, пройди по лесенке снизу на вверх и назови длину каждой ступеньки.
Ежик: самая короткая, длиннее, длиннее, еще длиннее и самая длинная.
(«Что можно сказать о длине красной ступеньки по сравнению с длиной других (соседних) ступенек?»)
Воспитатель: а теперь, ежик, спустись и назови длину ступенек. (Ребенок берет ежика и спуская его по ступенькам, говорит: «самая длинная, короче, короче, еще короче и самая короткая».
Воспитатель: ежик, поиграй с ребятами!
7 Хороводная игра: «Ежик и барабан»
С барабаном ходит ежик, бум – бум – бум!
Целый день играет ежик, бум – бум – бум.
(Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)
С барабаном за плечами, бум – бум – бум.
Ежик в сад забрел случайно, бум – бум –бум.
(Идут по кругу, спрятав руки за спину.)
Очень яблоки любил он, бум – бум – бум. (То одной рукой, то другой подносят ко рту воображаемые яблоки).
Барабан в саду забыл он, бум – бум – бум. (Останавливаются, разводят руками).
Ночью яблоки срывались, бум – бум – бум. (Руки на поясе, прыжки на носках.)
И удары раздавались, бум – бум – бум. (Прыжки).
Зайцы здорово струхнули, бум – бум – бум.
Глаз до зорьки не сомкнули, бум – бум –бум.
(Делают «ушки» из ладошек, медленно
приседают, сидят дрожат, закрывают глаза руками.)
8 Игровое упражнение «Когда это бывает?»
Воспитатель: ежику очень интересно узнать, что мы делаем в детском саду. Расскажем?
- Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)
-Гуляем мы в детском саду…(днем)
- Мамы и папы приходят с работы за нами в детский сад? (Вечером)
- Завтракаем мы …(утром), а обедаем …(днем)
- Ужинаем мы …(вечером), а спим…(ночью)
-В детский сад приходим…(утром), а уходим …(вечером)
9 Рефлексия.
Вот мы и поиграли с ежиком.
- Что мы сегодня делали?
- Что вам понравилось?
Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями.