Занятие по функциональной грамотности «На рыбалке Н. Сладков» (1 класс)
Городской отдел образования г. Саяногорска
Методическая разработка урока по функциональной грамотности в 1 классе
«На рыбалке»
Авторы
| |
| |
Царенко Екатерина Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 7 |
Предмет: функциональная грамотность.
Для того чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, перекладывать на собственный опыт.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Класс: 1
Название темы: «На рыбалке».
Цель урока: создание условий для формирования разных видов функциональной грамотности.
Задачи: формировать образовательные компетенции (коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные, рефлексивные) обучающихся в предметных областях: математика, литературное чтение, окружающий мир, на основе восприятия текста Владимира Сутеева «Как я ловил рыбу».
Тип: обобщение и систематизация знаний.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные
Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Предметные:
Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, клей,ножницы.
Ход урока:
1.Организационный момент
-Подготовка учащихся к работе на занятии.
Молодой специалист:
Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много!
В путешествие пойдём.
И куда-то попадем.
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели.
Слушай, думай, наблюдай,
На вопросы отвечай.
2. Подготовка к основному этапу занятия.
Наставник:
-Посмотрите на доску и прочитайте слова: лето, удочка, деревня, речка.
Что их объединяет? (Рыбалка).
-Что такое рыбалка?
-Назовите особенности рыб.
-Мы сегодня с вами будем читать произведение, которое называется «Как я ловил рыбу».
3.Основной этап урока
Формирование читательской грамотности
Молодой специалист:
Чтение сказки учителем. (Приложение 1)
-Что значит «Ехать зайцем?» Такие выражения в русском языке называются фразеологизмами.
-Правильно ли мальчик сделал, что отпустил лягушку в конце произведения ? Почему?
-Почему мальчик сказал, что больше никогда не возьмет с собой на рыбалку Усика и Машу?
-Правильно, для того, чтобы пойти на рыбалку, нужно соблюдать определенные правила безопасности на водоёмах и в лесу. И сейчас вы выполните первое задание в группах.
Наставник: задание 1
У вас на столах лежат правила, вам из этих правил нужно выбрать только те, которые нужно соблюдать на рыбалке. (Приложение 2)
-Переходим к самой рыбалке.
Формирование естественно-научной грамотности.
Молодой специалист: задание 2
-У вас на столах лежат картинки рыб и названия, вам нужно в группе соединить название и картинку рыбы. (Приложение 3)
-Ну вот мы с вами соединили названия с картинкой, скажите а на какие две большие группы по месту обитания делятся рыбы? (Морские и речные).Что значит морские, речные?
Наставник: задание 3
У вас на столах листы, на которых рыбы разделены на две группы, в первый столбик вам нужно приклеить речных рыб, а во второй морских. У кого-нибудь, может, осталась лишняя рыбка? (это аквариумная рыбка, поэтому ее ни к какой группе не отнесем). (Приложение 4)
4.Физминутка тематическая «Рыбки»
Молодой специалист:
-Мы с вами хорошо отдохнули и давайте представим, что наша рыбалка удалась и одна из рыб лежит у вас на столе.
Наставник: задание 4
Из геометрических фигур вам нужно собрать рыбу по образцу ( по типу Танграм) (Приложение 5)
-Кто был на рыбалке? Скажите, а бывали ли такие случаи, когда рыбалка не удалась? Где тогда можно взять рыбу?
-Вот и мы сейчас с вами отправимся в магазин. Так как мама попросила нас купить на ужин форель и щуку.
Молодой специалист: задание 5
Формирование математической и финансовой грамотности
-Вот мы с вами пришли в магазин. Щука стоит 12 рублей, а форель на 8 рублей больше. Сколько же стоит форель? Сколько всего стоит форель и щука вместе? На столах монеты. Отсчитайте столько монет, сколько нужно отдать за форель и за две рыбы вместе.
-Покажите мне, как можно разными способами оплатить покупку (Приложение 6)
-Вот мы с вами купили рыбу, молодцы, вы хорошо умеете считать.
-Рыба-это полезный продукт для нашего организма. В рыбе содержится много белка. А какая у вас любимая рыба?
4.Подведение итогов занятия.
Рефлексия
Молодой специалист:
-На доске 3 аквариума: (Приложение 7)
1.Рыбалка
2.Правила поведения и безопасности
3. Танграм
4.Покупка рыбы
- Какой этап урока вам понравился больше? Отправьте свою рыбку в этот аквариум.
-Скоро лето, кто-то, возможно, поедет на рыбалку. Я вам желаю, чтобы она была удачной, но помните, что рыбачить можно только со взрослыми.
Приложение 1
Владимир Сутеев «Как я ловил рыбу»
В июне мы поехали к бабушке в деревню и взяли с собой Чапку и Усика.
Нам всем купили билеты, а Чапке — собачий билет. Усик ехал бесплатно, и папа сказал, что Усик «едет зайцем».
Не понимаю, как может котёнок ехать зайцем? Вечером мы приехали к бабушке, а утром уже пошли на речку — ловить рыбу. Сначала мы с Чапкой копали червяков: Чапка рыла ногами землю, а я собирал червяков в баночку. Maшa их не собирала: она боялась червяков, хотя они совсем не кусаются. Потом пошли искать место на речке. Я нёс удочки, Чапка — баночку с червяками, а Маша и Усик — ничего. Мы сели на берегу, и я стал насаживать червяка на крючок. Маша червяков не насаживала: ей жалко их.
Я закинул удочку и стал ждать, когда поймается рыба, но рыба не ловилась, потому что Маша скучала и всё время громко пела. Когда она перестала петь, я сразу поймал не очень большую рыбу, но она соскочила с крючка и уплыла с моим червяком во рту.
Потом Maшa опять пела, и рыба опять не ловилась, а когда Маша ушла собирать цветы, я вдруг поймал три рыбки и лягушку.
Но тут из камыша вылетела большая утка, а за ней выскочила наша Чапка. Мы и не знали, что Чапка — охотничья собака!
Пока я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки, и мы вернулись домой с одной лягушкой.
Лягушку я выпустил в сад.
Машу и Усика я больше не возьму с собой ловить рыбу!
Приложение 2
1.Соблюдать тишину.
2.Бросать мусор в реку.
3.Подходить к воде без взрослых.
4.Нырять с лодки.
5.Сидеть в лодке аккуратно, не прыгать и ждать улов.
6.Заплывать за буйки.
Приложение 3
Приложение 4
РЕЧНЫЕ РЫБЫ | МОРСКИЕ РЫБЫ |
Приложение 5
Разрезать на геометрические фигуры по типу Танграм.
Приложение 6
Приложение 7