Занятие по функциональной грамотности «На рыбалке Н. Сладков» (1 класс)

4
0
Материал опубликован 7 December 2023



Городской отдел образования г. Саяногорска









Методическая разработка урока по функциональной грамотности в 1 классе

«На рыбалке»

Авторы











Царенко Екатерина Дмитриевна,

учитель начальных классов

МБОУ Лицей № 7


























Саяногорск, 2023 г


Предмет: функциональная грамотность.

Для того чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, перекладывать на собственный опыт.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Класс: 1

Название темы: «На рыбалке».

Цель урока: создание условий для формирования разных видов функциональной грамотности.

Задачи: формировать образовательные компетенции (коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные, рефлексивные) обучающихся в предметных областях: математика, литературное чтение, окружающий мир, на основе восприятия текста Владимира Сутеева «Как я ловил рыбу».

Тип: обобщение и систематизация знаний.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные

Умение:

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков рыб, умение  их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, клей,ножницы.

Ход урока:


1.Организационный момент

-Подготовка учащихся к работе на занятии.

Молодой специалист:

Нас сегодня ждёт дорога

И узнать нам надо много!

В путешествие пойдём.
И куда-то попадем.

Тихо девочки за парту сели.

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.
Слушай, думай, наблюдай,
На вопросы отвечай.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Наставник:

-Посмотрите на доску и прочитайте слова: лето, удочка, деревня, речка.

Что их объединяет? (Рыбалка).

-Что такое рыбалка?

-Назовите особенности рыб.

-Мы сегодня с вами будем читать произведение, которое называется «Как я ловил рыбу».

3.Основной этап урока

Формирование читательской грамотности

Молодой специалист:

Чтение сказки учителем. (Приложение 1)

-Что значит «Ехать зайцем?» Такие выражения в русском языке называются фразеологизмами.

-Правильно ли мальчик сделал, что отпустил лягушку в конце произведения ? Почему?

-Почему мальчик сказал, что больше никогда не возьмет с собой на рыбалку Усика и Машу?

-Правильно, для того, чтобы пойти на рыбалку, нужно соблюдать определенные правила безопасности на водоёмах и в лесу. И сейчас вы выполните первое задание в группах.

Наставник: задание 1

У вас на столах лежат правила, вам из этих правил нужно выбрать только те, которые нужно соблюдать на рыбалке. (Приложение 2)

-Переходим к самой рыбалке.

Формирование естественно-научной грамотности.

Молодой специалист: задание 2

-У вас на столах лежат картинки рыб и названия, вам нужно в группе соединить название и картинку рыбы. (Приложение 3)

-Ну вот мы с вами соединили названия с картинкой, скажите а на какие две большие группы по месту обитания делятся рыбы? (Морские и речные).Что значит морские, речные?

Наставник: задание 3

У вас на столах листы, на которых рыбы разделены на две группы, в первый столбик вам нужно приклеить речных рыб, а во второй морских. У кого-нибудь, может, осталась лишняя рыбка? (это аквариумная рыбка, поэтому ее ни к какой группе не отнесем). (Приложение 4)

4.Физминутка тематическая «Рыбки»

Молодой специалист:

-Мы с вами хорошо отдохнули и давайте представим, что наша рыбалка удалась и одна из рыб лежит у вас на столе.

Наставник: задание 4

Из геометрических фигур вам нужно собрать рыбу по образцу ( по типу Танграм) (Приложение 5)

-Кто был на рыбалке? Скажите, а бывали ли такие случаи, когда рыбалка не удалась? Где тогда можно взять рыбу?

-Вот и мы сейчас с вами отправимся в магазин. Так как мама попросила нас купить на ужин форель и щуку.

Молодой специалист: задание 5

Формирование математической и финансовой грамотности

-Вот мы с вами пришли в магазин. Щука стоит 12 рублей, а форель на 8 рублей больше. Сколько же стоит форель? Сколько всего стоит форель и щука вместе? На столах монеты. Отсчитайте столько монет, сколько нужно отдать за форель и за две рыбы вместе.

-Покажите мне, как можно разными способами оплатить покупку (Приложение 6)

-Вот мы с вами купили рыбу, молодцы, вы хорошо умеете считать.

-Рыба-это полезный продукт для нашего организма. В рыбе содержится много белка. А какая у вас любимая рыба?

4.Подведение итогов занятия.

Рефлексия

Молодой специалист:

-На доске 3 аквариума: (Приложение 7)

1.Рыбалка

2.Правила поведения и безопасности

3. Танграм

4.Покупка рыбы

- Какой этап урока вам понравился больше? Отправьте свою рыбку в этот аквариум.

-Скоро лето, кто-то, возможно, поедет на рыбалку. Я вам желаю, чтобы она была удачной, но помните, что рыбачить можно только со взрослыми.











































Приложение 1

Владимир Сутеев «Как я ловил рыбу»

В июне мы поехали к бабушке в деревню и взяли с собой Чапку и Усика.

Нам всем купили билеты, а Чапке — собачий би­лет. Усик ехал бесплатно, и папа сказал, что Усик «едет зайцем».

Не понимаю, как может котёнок ехать зайцем? Ве­чером мы приехали к бабушке, а утром уже пошли на речку — ловить рыбу. Сначала мы с Чапкой копали червяков: Чапка рыла ногами землю, а я собирал чер­вяков в баночку. Maшa их не собирала: она боялась червяков, хотя они совсем не кусаются. Потом пошли искать место на речке. Я нёс удочки, Чапка — баночку с червяками, а Маша и Усик — ничего. Мы сели на берегу, и я стал насаживать червяка на крючок. Маша червяков не насаживала: ей жалко их.

Я закинул удочку и стал ждать, когда поймается рыба, но рыба не ловилась, потому что Маша скуча­ла и всё время громко пела. Когда она перестала петь, я сразу поймал не очень большую рыбу, но она соско­чила с крючка и уплыла с моим червяком во рту.

Потом Maшa опять пела, и рыба опять не ловилась, а когда Маша ушла собирать цветы, я вдруг поймал три рыбки и лягушку.

Но тут из камыша вылетела большая утка, а за ней выскочила наша Чапка. Мы и не знали, что Чапка — охотничья собака!

Пока я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки, и мы вернулись домой с одной лягуш­кой.

Лягушку я выпустил в сад.

Машу и Усика я больше не возьму с собой ловить рыбу!

Приложение 2

1.Соблюдать тишину.

2.Бросать мусор в реку.

3.Подходить к воде без взрослых.

4.Нырять с лодки.

5.Сидеть в лодке аккуратно, не прыгать и ждать улов.

6.Заплывать за буйки.





Приложение 3

t1701954180aa.jpg

Приложение 4

t1701954180ab.jpg







РЕЧНЫЕ РЫБЫ

МОРСКИЕ РЫБЫ



t1701954180ac.jpg

Приложение 5

t1701954180ad.jpg

Разрезать на геометрические фигуры по типу Танграм.





Приложение 6

t1701954180ae.jpg

Приложение 7

t1701954180af.jpg t1701954180ag.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации