Занятие программы «Предшкольная пора» по теме «Осень, осень, милости просим».
Занятие программы «Предшкольная пора» по теме «Осень, осень, милости просим».
Занятие подготовлено для дошкольников по плану курса «Зеленая тропинка». Раздел «Круглый год».
Цель: формирование представлений о характерных признаках и периодах осени.
Задачи:
- расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы;
- познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами;
- учить устанавливать элементарные и причинно-следственные связи и наблюдать явления природы;
-воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе;
-обобщить знания детей о временах года.
Ход занятия:
-Сегодняшнее занятие я начну со стихотворения Е. Н. Трутневой.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
-О каком времени года говорится в стихотворении?
-Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии? Об осени.
-Какие признаки осени вы знаете? Расскажите о приметах осени, пользуясь слайдами презентации.
(Осень солнце греет меньше, чем летом. Солнечных дней стало меньше. Небо осенью хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное. Трава вянет, засыхают цветы. Птицы осенью улетают в теплые края. Погода осенью холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег. Осенью люди одеваются теплее. Надевают куртки, шапки, кроссовки, сапожки. Осенью люди на полях, в садах и огородах собирают урожай овощей и фруктов. Делают запасы на зиму. Животные готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму. Идет листопад).
-А сейчас я проверю, как вы запомнили приметы осени. Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
-Ребята, у осени бывает три периода - ранняя, золотая и поздняя осень. И в эти периоды осень бывает разной. Давайте выясним признаки каждого периода осени. Но сначала скажите, какие осенние месяцы вы знаете?
Первый месяц - сентябрь . В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву. Золотая осень наступает в конце сентября или в первой половине октября.
Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки.
А вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима. Поздняя осень — это конец октября и большая часть ноября (иногда весь ноябрь).
-Прежде, чем мы начнем работать на рабочих листах, выполним пальчиковую гимнастику, которая называется «Осенние листья»:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагают» пальчики по столу).
Рабочий лист
РАБОЧИЙ ЛИСТDOCX / 3.04 Мб
-Найдите на рабочем листе первое задание. Назовите еще раз осенние месяцы по порядку. Рассмотрите рисунки. По характерным признакам осенних месяцев отгадайте, где изображен сентябрь, где октябрь, а где ноябрь. Напиши или поставь в рамочках соответствующее количество точек: сентябрь- одну, октябрь- две, ноябрь- три. Раскрась картинку, которая понравилась больше всего.
-Найдите на рабочем листе задание № 2. Что видите на картинке? Дорисуйте осенние деревья в соответствиями с осенними месяцами.
-Переходим к заданию№ 3. Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что перепутал художник на картине «Осень»? Раскрась цветными карандашами столько листочков, сколько ошибок на картине художника вы обнаружили. Проверим.
-Давайте еще раз повторим приметы осени в ходе просмотра видео:
https://rutube.ru/video/81fc554a52a777020af3e6a11219bbe3/
-Что новое узнали из данного видео?
-Найдите на рабочем листе задание № 4. На картинке вы видите лесных жителей, которые собрались на поляне и стали рассказывать друг другу, как они готовятся к зиме. Составьте устно свой рассказ от имени одного из животных.
-Кто хочет рассказать составленную историю?
-Ну что, ребята, вот и познакомились мы с вами с временами года. А сейчас я предлагаю вам послушать сказку про них.
Сказка про времена года
Жила-была матушка Природа и было у неё 4 дочки. Звали их Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно, любили друг друга и никогда не ссорились. Одна сестра каждые 3 месяца сменяла другую, принося жителям Волшебной страны свои дары.
Но однажды всё изменилось. Одним прекрасным днём Зима решила не уступать своё место сестрице Весне.
— Я хочу, чтобы зима длилась не 3 месяца в году, а целых 12! — вскричала она. — Потому что я, самое главное время года.
— А вот и не правда! — возразила весна. — Весну жители любят больше! Ведь я приношу с собой тепло. Всё вокруг зеленеет, распускаются прекрасные цветы на деревьях. Так что главное время года — я!
— Что вы говорите! Конечно же, самое главное время года — я! — засмеялась лето. — Ведь я дружу с Солнышком и приношу жителям тепло и радость! А также купание в речке и вкусные плоды на деревьях.
— Я тоже ничем не хуже вас! — возразила Осень. — Я приношу жителям золотой листопад и помогаю со сбором урожая.
— Что же получается? — вдруг снова заговорила Зима. — Мы все такие важные и нужные времена года?
— А давайте, — предложила Лето. — Мы спустимся к Жителям и поинтересуемся у них. Пусть рассудят нас. Скажут — кто лучше.
-Как вы думаете, ребята, какое время года самое лучшее?
-Конечно, каждое время года хорошо по-своему.
-А теперь послушайте, чем закончилась история.
Спустились сёстры к Жителям Волшебной страны и попросили их о помощи. И рассказали им тогда жители, что каждое время года по-своему прекрасно, по-своему важно.
И поняли тогда сёстры, что зря они ссорились. Ведь все из них важны и нужны. Поняли они, как глупо поступили.
С тех пор сёстры больше никогда не ссорились. И по сей день сменят друг друга Зима, Весна, Лето, Осень.
-Мы с вами завершили путешествие по временам года, но на следующих занятиях вы узнаете еще много нового и интересного. До следующей встречи!
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 3.56 Мб
Источники:
Издание для развивающего обучения для дошкольного возраста. Серия «Школа для дошколят». Авторы: Федиенко В.В., Волкова Ю.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.
Презентация: Носова Ольга Михайловна, учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Курского муниципального района Ставропольского края.
https://урок.рф/library/konspekt_zanyatiya_osen_zolotaya_150555.html?ysclid=m5s3bnni7s90616888
https://urok.1sept.ru/articles/685067
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна