Статья «Занятия "Разговоры о важном" — элемент воспитания детей-инвалидов в условиях дистанционного образования»
Шишаева Е.Н.
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей»,
Краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов
г. Барнаул
Занятия «Разговоры о важном» - элемент воспитания детей-инвалидов в условиях дистанционного образования
С 5 сентября 2022 года в российских школах начал работу воспитательный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». «Разговоры o важном» – это система внеурочных еженедельных занятий, проводимых по понедельникам для всех школьников России. Данные занятия гарантируют каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации. Цель занятий – привить уважительное отношение друг к другу и другим людям, рассказать о значении труда в жизни общества, о многообразии профессий, о волонтёрстве, об истории родной страны, о достижениях нашей страны, экологии, традициях и культуре.
В краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов Алтайского края обучаются 195 учеников. Это обучающиеся, имеющие статус ребенка-инвалида и обучающегося с ОВЗ. Ребята по медицинским заключениям обучаются индивидуально на дому с применением дистанционных образовательных технологий по общеобразовательным программам. В центре насчитывается 16 классов: с 1 по 11, в каждом из которых от 10 до 21 обучающихся. Это дети серьезными заболеваниями и проблемами: НОДА, ЗПР, аутизм, соматические заболевания. Как правило, эта категория обучающихся имеют низкий уровень социализации, небольшой жизненный опыт. Такие дети нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме, в том числе и на занятиях «Разговоры о важном».
Наряду со всеми школьниками России обучающиеся центра каждый понедельник выходят на занятие «Разговоры о важном», которые проводит классный руководитель.
Как показал опыт работы «Разговоры о важном» помогают ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения. Качественные материалы цикла зачастую знакомят детей-инвалидов, отстраненных от общества, с раннее неизвестными им направлениями жизни страны, людей, взаимоотношений, помогая осуществить разностороннее развитие. Классный руководитель создает каждому ребенку благоприятные условия, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности, ориентируясь на высокую значимость для детей этой категории занятий, направленных на расширение социального опыта, мотивацию взаимодействия со сверстниками, развитие речевых и коммуникативных возможностей, самостоятельности и потребности в самореализации.
В интернет–пространстве представлены качественные материалы для проведения «Разговоров о важном».
Специалистами ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» разработаны методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, на которые опираются классные руководители при подготовке к занятиям. Данные рекомендации помогают реализовать цикл «Разговоров о важном» с учетом особых образовательных потребностей разных возрастных и нозологических групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных особенностей здоровья, развития, организации образования. «Разговоры» отличаются от традиционных уроков, однако сформировавшаяся установка к каждому ребенку-инвалиду с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение, работает и здесь.
Отмечается высокий интерес обучающихся центра к занятиям «Разговоры о важном», они ведут диалог в неформальной обстановке занятия, педагоги наблюдают мотивацию к рассуждению, к выражению своей собственной точки зрения, ее аргументации. Безусловно, без обратной связи эти занятия были бы бессмысленны.
Важная составляющая «Разговоров о важном» - мультимедиа материалы: видео и презентации. Поскольку обучающиеся центра обучаются дистанционно, преимуществом стало то, что классному руководителю беспрепятственно можно работать со всеми цифровыми материалами, предложенными разработчиками: выполнение интерактивных заданий на ПК одновременно, просмотр видеороликов и т.д.
Самым главным откликом после этих уроков стало желание детей быть активными, многие принимают участие в различных конкурсах, как лицейских, так и краевых.
Литература
Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013 - №6. - С.3 – 7.
Горшкова, Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате [Текст] / Н. И.Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006 - № 5 - С.27-37.
Комплект методических материалов для педагогов «Разговор о важном» (https://razgovor.edsoo.ru/).
Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (https://ikp-rao.ru/razgovory-o-glavnom/).