Тематическое занятие «Музей природы заповедника «Белогорье». Растительный и животный мир заповедника»
Тема занятия: «Музей природы заповедника «Белогорье». Растительный и животный мир заповедника. Экскурсия или видео-экскурсия в заповедник» для детей подготовительной группы.
Покутняя Роза Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Борисовский Дом творчества»
Цель: познакомить детей с заповедником «Белогорье». Расширить представление детей о заповеднике, его богатом растительном и животном мире.
Задачи: воспитывать у детей любовь к растительному и животному миру, научить правильному поведению в заповедном лесу, воспитывать желание заботиться о растениях и животных.
Материал к занятию:
1.Иллюстрации птиц и животных заповедника «Белогорье».
2.Книга с изображением животных.
3.Игрушки животных.
4.Ноутбук.
5. Образцы раскрасок масок животных, акварельные краски, ленточки.
Ход и содержание занятия.
-Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии я вам рассказывала о санатории «Красиво» и вы узнали, что этот санаторий является райским уголком России.
Сегодня вы узнаете о заповеднике «Белогорье». Его называют жемчужиной нашего края.
Известный белгородский поэт Владимир Молчанов так писал:
Белогорье…Поле отчее.
По-над лугом белым дым.
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым.
Змейка вьющегося вереска
Розовеет над горой,
И совсем не видно берега
За травой береговой.
Звезд полночных многоточие,
Туч движение гурьбой.
Белогорье…Поле отчее-
Что зовут своей судьбой.
О чем это стихотворение? Ответы детей.
- Ребята, слышал ли кто-нибудь из вас слово «заповедник»? Ответы детей.
-Это слово означает, не навреди. Заповедник это особо охраняемая территория, в которой находятся редкие виды животных, птиц, насекомых. Есть многовековые дубы, которым более трехсот лет.
По спиленному дереву определяли, сколько колец, столько лет ему жизни.
-Ребята, а как вы считаете, можно ли рвать цветы, ловить бабочек и насекомых в заповеднике? Ответы детей.
-Конечно, нельзя, потому, что они живые, а редкие виды занесены в Красную Книгу.
Давайте послушаем сказку.
Девочка Таня вместе с мамой пошли в заповедник. Таня увидела много красивых цветов и хотела их сорвать.
Незабудки. Розовый пион.
Но мама ответила, что эти цветы охраняются государством, они заповедные, их рвать нельзя. Девочка не стала рвать цветы, и вместе с мамой они посмотрели музей природы заповедника.
-Ребята, как вы считаете, правильно ли поступила Таня, что не стала рвать цветы? Ответы детей.
-А вы бы сорвали цветы или ветки деревьев? Ответы детей.
-Молодцы!
Мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Друзья природы». Если вы согласны с высказыванием, то хором произносите: «Друзья природы», если нет, то говорите: « Враги природы».
1). Вы любите птиц, кормите их зимой?- Друзья природы.
2). Вы поливаете цветы? - Друзья природы.
3) .Кто стреляет с рогатки в птиц? - Враги природы.
4).Кто ломает ветки деревьев?- Враги природы.
-Молодцы, ребята. По вашим ответам видно, что вы друзья природы.
Послушайте рассказ В.Сухомлинского «Отломленная ветка».
Вдоль парковой аллеи бежал маленький мальчик. Он увидел красивые деревья, которые посадили недавно. И не один листочек сорвал, а целую ветку. Веточка упала на землю.
Шли годы. Мальчик вырос. У него появился сын.
Однажды, пришел он в тот парк, в котором в детстве бегал шаловливым мальчиком. У одного дерева как-будто руки не было. Это он в детстве оторвал ей веточку. Меньше листьев зеленых, меньше и радости на свете.
-Правильно ли поступил мальчик? Ответы детей.
-А вы бы так поступили? Дети отвечают.
-Какой поступок мальчика? Ответы детей.
Давайте поиграем в игру «Как - будто». Закроем глаза и представим , что вы находитесь в музее природы заповедника. А теперь откройте глаза. Давайте посмотрим, каких птиц и животных мы там увидим (Дети говорят).
Аисты. Уточки. Дятел, синица и другие птицы.
Медведь. Волк. Белочка в лесу.
Косуля. Дикий кабан. Лисичка.
Заяц. Енотовидная собака. Лось.
Дети рассматривают фотографии муляжей аиста, уточки, медведя.
-Красивые птицы и животные? А каких животных вы знаете? Дети отвечают.
-А сейчас давайте посмотрим иллюстрации животных и отгадаем, каких из них нет в нашем заповеднике «Белогорье». Дети рассматривают иллюстрации животных.
-Тигр есть в нашем заповеднике? Ответы детей.
-Правильный ответ: нет.
-Белый медведь есть в заповеднике? Ответы детей
-Правильный ответ: нет.
-Зайчик есть в заповеднике? Ответы детей.
-Правильный ответ: есть.
А теперь отгадайте загадки.
1). Неуклюжий, косолапый
Летом ест малину, мед.
А зимой сосет он лапу.
(Медведь).
2). Рыжая плутовка, хитрая и ловкая.
В сарай попала.
Кур пересчитала.
(Лиса).
3).Зимой беленький, летом серенький.
Прыгает ловко, любит морковку.
(Зайчик).
-Молодцы ребята. О животных есть много сказок. Одну из них я вам расскажу. Дети слушают сказку об упрямом медведе.
Захотелось медведю медку поесть. А пчелы в нем так и жужат.Нашел он сук и стал пилить веточку.
Увидала его синичка и говорит:
-Не пили, медведь, веточку, птеньчиков моих разбудишь.
Медведь не слушает синичку, пилит и пилит.
Увидала его белочка и говорит:
-Не пили, медведь, веточку. Бельчат моих разбудишь.
Не послушал медведь и белочку.
Вдруг веточка обломалась.
Медведь упал на землю, застонал и произнес:
-Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя и впредь наказали:
-Никогда не пили сук, на котором сидишь.
-Ребята, правильно ли поступил медведь? Ответы детей.
-Какие по характеру были животные в сказке? Ответы детей.
-Почему медведь назван в сказке упрямым? Ответы детей.
-Давайте с вами запомним и громко произнесем: «Заповедник «Белогорье»-жемчужина нашего края».
А сейчас мы с вами поиграем в игру «У медведя во бору» и посмотрим мультфильм «Волк и олень». Дети смотрят мультфильм.
На волка упала огромная ветка дерева. Мимо проходил олень, и спас волка. Волк решил сьесть оленя. Тогда олень произнес:
- Где же это видано за добро злом отвечать. Пусть нас рассудят животные.
Заяц, белка, крот боялись волка и стали от него убегать. Тогда медведь сказал волку, чтобы он показал, как он сидел под веткой дерева. А оленю медведь сказал, больше не выручать волка за это зло.
-Какой олень был в сказке? Ответы детей.
-Правильно ли поступил волк? Ответы детей.
-Какой был медведь в сказке? Ответы детей.
Рефлексия.
-Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? Ответы детей.
-Почему заповедник «Белогорье» называют жемчужиной нашего края? Ответы детей.
-Какие птицы есть в музее - природы заповедника «Белогорье»?
-Какие животные есть в музее заповедника?
-Как называются дубы, которым больше трехсот лет? Ответы детей.
А теперь перейдем к практической части. Изготовим маску животных.
Ход практической работы.
1.Акварельными красками или карандашами, как показано на глянцевой маске, раскрасим маски животных.
Дети раскрашивают маски животных.
2.Вырезаем раскрашенные маски ножницами. К отверствию с двух сторон прикрепляем ленточки.
Маска готова.
-Молодцы, ребята. Какие красивые у вас получились маски.
.Давайте поиграем.
Ведущий ребенок надевает маску медведя. К нему подходят дети в масках лисы и зайца. Зайчики становятся на расстоянии в три шага от лисы. Ребенок-медведь произносит: «Раз, два, три, лиса зайца догони». Лисы догоняют зайчиков, а затем обмениваются масками.
-Молодцы, ребята. Хорошо вы поиграли.
Сегодня мы с вами совершим экскурсию в заповедник «Белогорье». Он расположен в Борисове, в красивой местности, на возвышенности. Раньше он назывался заповедник «Лес на Ворскле». Недалеко от заповедника течет река, рядом находится трехсотлетний Тихвинский женский монастырь.
Заповедник также один из старейших в России. У него пять участков : «Лес на Ворскле», «Острасьевы яры», «Ямская степь», «Лысые горы», «Стенки-Изгорья»,которые размещены в Борисовском,Губкинском и Новооскольском районах. В заповеднике растут дубы, ясени, липа, яблоня, груша.Есть экзотические виды деревьев,завезенных из Северной Америки,Дальнего Востока, Кавказа и других регионов. Много различных видов цветов и трав. Богатый и животный мир заповедника. Много экспонатов насчитывает музей заповедника, в котором можно увидеть гербарии редкостных виов растений и муляжи диких животных, птиц ,различных насекомых.
Дети детского сада «Ягодка» с педагогом и воспитателем идут на экскурсию.
Воспитанники детского сада «Ягодка» с воспитателем Петрюк Ириной Михайловной и педагогом дополнительного образования Покутней Розой Михайловной вместе с детьми побывали в заповеднике и увидели много интересного в заповедном лесу и в музее. Экскурсию провели научные сотрудники заповедника.
Дети у многовекового дуба.
Воспитанники центра развития ребенка - детский сад «Сказка» в музее природы.
Научные сотрудники заповедника показали детям зоопарк.
Каркуша.
У этой птицы было подбито крыло. Сотрудники заповедника подобрали ее на дороге и перебинтовали крыло. Когда птица окрепнет, выпустят ее на волю.
Птица очень любит людей, здоровается с ними и произносит: «Кар-кар».
Енотовидная собака.
Хорек.
-Ребята, наше занятие подошло к концу. Если оно вам понравилось, хлопайте в ладоши. Если не понравилось, топайте ножками.
До сиданья! До новых встреч!
Паненкова Ирина Михайловна