Предварительный просмотр презентации

Зарубежные и отечественные теории воспитания Работу выполнила преподаватель хорового отделения МБУ ДО «Нурлатская детская школа искусств» Юнусова Аделя Рифкатовна

Теория воспитания как составная часть педагогике Общая теория педагогике Теория воспитания Теория обучения Выводные темы

Теория воспитания - - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы. Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

Развитие теории воспитания Теория воспитания-неотъемлемая часть педагогике, ее центральное понятие Воспитание – целенаправленная деятельность семьи и общества по формированию всесторонне развитого человека Субъектом воспитания выступает педагог-профессионал или взрослый, который осознанно и целенаправленно способствует вхождению ребенка в контекст культуры Цель воспитания – получения заранее определенных результатов в подготовке подрастающего поколения к жизни

Главным предметом современной педагогической теории является формирование гармонично развитой, общественно активной личности Воспитание трактуется как: Общественное явление Педагогический процесс Педагогическую деятельность

Цели воспитания Формирование отношений личности к миру, к себе Воспитание всесторонне развитой личности Воспитание гражданской патриотической личности Воспитание эстетически и духовно совершенным, развитие творческой индивидуаль-ности Воспитание социально-компететной личности Воспитание гражданской патриотической личности Развитие самосознание личности

Две концепции теории воспитания Ребенок как объект педагогического процесса Цель развития личности – ее социализация с позиции максимальной общественной полезности В этом случае игнорируется фактор саморазвития личности Ребенок как субъект воспитания, признание уникальности, индивидуальности личности Воспитание -это целенаправленный процесс развития человека, направленный на создание условий и помощь в развитии самореализации Цель воспитания- наиболее полное развитие человека, самосовершенствование и самореализация

Современные концепции воспитания Психоаналитическая теория (А.Газелл, З. Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон); Когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л.Кольберг, Д.Дью); Поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д. Уотсон, Б.Скиннер); Биологическая (генетическая) теория (К.Лоренц, Д.Кеннел,); Социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выготский, П.А.Флоренский, Д.Радьярд); Теория свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо:»все средства из самого себя» Гуманистическая психология и педагогика (А. Маслоу, К.Роджерс и др.)

АВТОРИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Долгое время теория воспитания основывалась на авторитарной концепции, ярким представителем является И.Ф.Гербарт. Он рекомендовал: в раннем возрасте в воспитании детей применять замечании, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания(даже физические). Фактор саморазвития личности игнорируется В России представителем такой концепции были Н.А. Миллер-Красовский и Н.Д. Виноградов, которые считали, что детей нужно воспитывать только путем их безусловного подчинения, подавляя их резвость и беспорядочное поведение, с использованием мер предупреждения и наказания

ТЕОРИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ, Противоположная авторитарной концепции, основные идеи которого сформулировал Жан-Жак Руссо. Он считал, что дети рождаются совершенными. Центром воспитательного процесса должны быть ребенок и его интересы. Здесь были заложены основы педагогического центризм в и спонтанного развития детей. Эти идеи имеют свои недостатки, так как идти за желаниями и интересами детей не всегда нужно. Но эти идеи стали основой гуманистических подходов к воспитанию.

Основные направления и концепции воспитания в современной России (гуманистическая) Представители: Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко В 1920-е годы они настаивали на благожелательном отношении к детям, на развитии их сознательности. В школах даже были отменены оценки по успеваемости, которые как будто бы вызывают неприязнь между учащимися.

А.С.Макаренко А.С.Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания- самое непременное условие успешной педагогической деятельности. Рассматривал воспитание как разумную и содержательную организацию жизни детей, а также их разносторонней деятельности. Поэтому подобное воспитание носило деятельностно-отношенческий характер.

П.П.Блонский и С.Т.Шацкий Выдвинули идею о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания. Эта идея активно разрабатывалась отечественной психологией. В качестве основного внутреннего стимула они предлагали интерес

Теория авторитарного воспитания (И.Ф.Гербарт) Теория свободного воспитания натуроцентрическая модель (Ж. Ж.Руссо) Воспитания есть управление Уважать человека Цель управления – подавлять резвость Не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания Приемы управления: угроза, надзор, приказания и запрещения

Педагогические концепции реформаторской педагогике ( конец XIX- начало XXв.) Концепция: Свободное воспитания Страна: Европа Представители: Э.Кей, М.Монтессори Основные идеи: стимулирование к воспитанию через организацию среды. Все концепции основаны на уважении к детям и заботе об их всестороннем развитии.

Педагогические концепции реформаторской педагогике ( конец XIX- начало XXв.) Концепция: Прогматизм (прогрессивизм) Страна: США Представители: Дж. Дьюн, У.Х.Килпатрик, А.Маслоу, Ч.Пирс, У.Джеймс,Э.Кэлли Основные идеи: обучение через деятельность. Самореализация личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов Обучение и воспитание следует осуществлять в процессе выполнения конкретных практических дел.

Педагогические концепции реформаторской педагогике ( конец XIX- начало XXв.) Концепция: Экспериментальная педагогика Страна: Европа Представители: Э.Мейман, А.Бине, О.Декроли, Э.Клапаред, Э.Торндайк Основные идеи: всестороннее изучение и совершенствование педагогического процесса на основе данных эксперимента