Здоровьесберегающие технологии и практика обучения английскому языку

6
0
Материал опубликован 17 October 2023 в группе

Здоровьесберегающие технологии и практика обучения

английскому языку

«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.»

Артур Шопенгауэр

Первое, за что отвечают взрослые – за жизнь и безопасность детей. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности требует соблюдения требований, прописанных в СанПиНаХ, и правил техники безопасности. При обучении английскому языку преподаватель так же несет ответственность за жизнь студентов, как и любой другой специалист-предметник. Аптечка у дежурного учителя может оказаться далеко, а перекись водорода и ватные диски в закрытом (личном) ящике должны быть близко. Меня они не раз выручали, когда у студентов шла носом кровь. Пластырь же является неизменной комплектующей выдвижного ящика стола, если не каждого, то каждого второго учителя, потому что за здоровье обучающих мы отвечаем по закону.

Принятие федеральных законов «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др. подчеркивает актуальность проблемы здоровья граждан на уровне государства, и именно здоровьесберегающие технологии, под которыми понимают «систему мер по охране и укреплению здоровья» [2; с.3], «совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему» [3], предлагают пути решения.

Традиционно исследователи включают в образовательные здоровьесберегающие технологии: организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные, социально адаптирующие, личностно-развивающие и лечебно-оздоровительные технологии, выделяя в отдельный блок экологические здоровьесберегающие технологии.

Как же все это многообразие реализуется в практике обучения английскому языку? Так же, как мы принимаем комплекс витаминов для поддержания здоровья!

Аэрация воздуха, предусмотренная лечебно-оздоровительной технологией, всегда находилась в поле зрения преподавателя, а после пандемии мы начинаем рабочий день с обработки поверхности парт специальными обеззараживающими средствами.

t1697552899aa.jpg

Следует отметить, что данная технология вкупе с организационно – педагогическими технологиями влияет и на ход, и на содержание занятия, требуя смены видов деятельности (от 4-х до 9-ти в зависимости от возраста обучающихся), включения упражнений, направленных на развитие памяти, мышления и других функций мозга и организации валеологических пауз (предпочтительно на 20-ой и 35-ой минутах занятия). Так, в качестве упражнения может быть предложена зарядка для глаз, которая органично впишется в ход занятия. Например, при изучении темы «Особенности национальной культуры» я предлагаю студентам закрыть глаза и представить «истинного англичанина», запомнить, что он делает, в какой обстановке; затем идет обсуждение мыслительных образов, которое приводит обучающихся к осознанию того, что разница в «портретах» отражает деление общества на классы.

t1697552899ab.jpg t1697552899ac.jpg

Благоприятный психологический климат необходим для эмоциональной разрядки и предотвращения утомляемости, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. На занятии всегда есть место для хорошего смеха, но, согласно психолого-педагогическим технологиям, воздействие, оказываемое преподавателем на обучающихся, должно соответствовать их индивидуальным психофизическим особенностям, т.е. юмору отводится место, время, учитывается, для кого подготовлен материал, и шутка встраивается в объяснение, а не направляется на аудиторию.

Ведущие каналы восприятия информации обучающимися (аудиовизуальный, кинестетический и др.) задействованы при обучении английскому языку в процессе формирования всех речевых умений. Текст предъявляется в печатном виде, поддерживается аудиодорожкой, лексика закрепляется в играх с карточками и подвижных играх.

t1697552899ad.png

Грамотная забота самих обучающихся о своем здоровье и мотивация к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек (согласно учебно-воспитательным технологиям) заложены в Программу обучения английскому языку в ряде тем, таких как: Распорядок дня студента, Мои хобби и досуг и др. Обучение английскому языку строится на основе личностно–ориентированного и коммуникативно-деятельностного подхода, с использованием интерактивных игровых технологий, технологии сотрудничества, метода проектов и приемов, предусматривающих парную и групповую работу, направленных на оптимизацию образовательного процесса.

t1697552899ae.jpgt1697552899af.jpg

Достижение успешного результата должно быть гарантом крепкого психологического здоровья обучающихся. Социально адаптирующие технологии предлагают проводить тренинги, например, собеседование при приеме на работу, ориентированные не только на настоящие академические потребности студентов (закрепление изучаемых лексических единиц и развитие лингвистических навыков), но и на будущее, призванные выработать стрессоустойчивость и укрепить веру в свои возможности, т.е. то, что О.В. Ершова называет воспитанием менеджмента жизни [1], в ходе которого инициируются проекты, ориентированные на воспитание качеств организатора, лидера и создателя собственного бренда личности, необходимых не только для достижения академического успеха, но и для подготовки обучающихся к динамике перемен в реальной жизни за стенами учебных заведений.

Ежедневная плотность занятий (включая изучение английского языка) должна поддерживаться на уровне 60-80% от общего времени обучения. Организационно-педагогические технологии предусматривают время и для дела, и для «потехи».

t1697552899ag.png

Жизненно-ориентированные проекты, такие как: озеленение внутри училища и прилегающей к нему территории, постоянный уход за растениями и др. направлены на формирование чувства гармонии с природой. В рамках экологических здоровьесберегающих технологий необходимо создавать и поддерживать экологически оптимальные условия деятельности обучающихся.

Задание на дом по объему и уровню сложности может и должно быть дифференцированным в соответствии с требованиями личностно развивающей технологии. Для повторения грамматики я предлагаю сайты сети интернет c самопроверкой, и предоставляю обучающимся возможность самим определить количество упражнений, необходимое именно им для обретения уверенности в своей компетентности, другими словами, есть обязательный минимум и гиперссылки как для тех, чья база ниже предполагаемого Программой уровня, так и для тех, кто получил лучшую подготовку, что полностью соответствует индивидуальной образовательной траектории каждого студента.

И так далее…

Для поддержания полноценного здоровья принимают витамины всех групп. В современном мире, с его динамикой изменений и постоянными стрессами того или иного порядка, эпитет «здоровьесберегающая» должен стать «качественной характеристикой любой образовательной технологии» [2; с.5], так как и разнообразие технологий, и комплекс методических приемов призваны укреплять здоровье, формировать культуру здорового поведения в ходе учебно-воспитательного процесса, с учетом его специфики, особенностей образовательной среды и обучающихся.

Источники:

Ершова О.В. Воспитание управленческих качеств личности: «воспитание менеджмента жизни» // Педагогика. Т. 86. № 10. 2022. С. 101-109.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе: методические рекомендации / сост. Костецкая Г.А., Резников М.А. СПб, 2019. 15 с.

Мяделец М.В. Здоровьесберегающие технологии на примере уроках биологии [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/07/24/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-biologii (дата обращения 17.10.2023)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации