Здравствуй Осень
Логопедическое занятие по обогащению лексического материала на тему "Конец осени" можно провести в игровой и занимательной форме. Вот примерный план, который поможет достигнуть поставленных целей:
Цели:
1. Обогащение лексического материала по теме "Конец осени".
2. Развитие навыков общения и формирования предложений.
3. Развитие внимания и памяти через различные виды деятельности.
Материалы:
- Картинки с изображением осенних пейзажей (листья, дождь, шишки, грибы и т.д.).
- Слова и фразы, связанные с темой (золотые листья, дожди, холод, урожай и т.д.).
- Игрушечные предметы осени (паучки, листья, груши, шишки и т.д.).
- Книги о осени или сборники стихов.
Этапы занятия:
1. Введение (5 минут)
- Обсуждение темы занятия: "Сегодня мы поговорим о конце осени. Какой это месяц? Что мы видим вокруг?".
- Вопросы к детям: "Что происходит с деревьями?", "Какую погоду обычно мы видим осенью?".
2. Обогащение словаря (10 минут)
- Показываем картинки с изображением осенних пейзажей и предметов. На каждой картинке спрашиваем, что на ней изображено. Обсуждаем: "Какого цвета листья?", "Почему листья падают?".
- Вводим новые слова и фразы: "осень", "золотые листья", "ветер", "осадки", "холод", "урожай".
3. Игра "Что не так?" (10 минут)
- Показываем детям картинки с осенними пейзажами, на которых есть одна ошибка (например, летние элементы: цветы, солнечный день). Дети должны найти ошибку и обсудить, почему это не соответствует теме осени.
4. Работа с предложениями (15 минут)
- Предлагаем детям построить предложения, используя новые слова. Например, "На деревьях золотые листья", "Скоро будет холодно", "Падают листья с деревьев".
- Можно организовать игру, где каждый ребенок по очереди добавляет одно слово в общее предложение. Например: "На (Деревьях) (золотые) (листья) (падают)".
5. Закрепление материала через творчество (10 минут)
- Предлагаем детям нарисовать осенний пейзаж. После рисования каждый рассказывает о своем рисунке, используя новые слова.
- Можно предложить создать небольшой "осенний альбом", куда дети будут приклеивать картинки, рисовать и писать о том, что они видели осенью.
6. Чтение и обсуждение (5 минут)
- Читаем стихотворение о осени (можно использовать известные стихи) и обсуждаем его содержание.
- Спрашиваем: "Что вам понравилось в осеннем стихотворении?", "Как вы думаете, о чем говорит автор?".
7. Игровая часть: "Собери урожай" (5 минут)
- Дети могут имитировать сбор урожая: поднимают "фрукты" (мячи или игрушки) с пола и комментируют, какие фрукты или овощи они собирают.
Заключение
В конце занятия подводим итоги, называем новые слова, которые запомнили, и обсуждаем, что нового узнали о осени. Можно сделать маленький "осенний сувенир" (например, используя листья или шишки) для каждого ребенка как напоминание о занятии.
Такой подход позволит детям не только обогатить свой лексический запас, но и улучшить навыки общения, а также развить интерес к окружающей природе и сезонным изменениям.