Конспект занятия «Здравствуй, Осень!»
Конспект образовательной деятельности
по математическому и сенсорному развитию
для детей 2 младшей группы (3 – 4 года)
старший воспитатель
МАДОУ Детский сад № 31 «Гусельки»
Бачерова Наталья Михайловна
Название конспекта «Здравствуй, Осень!»
Цель: формирование умения составлять группы из однородных предметов.
Задачи:
Обогащать представления детей о времени года – осени.
Упражнять в определении количества предметов «один», «много».
Упражнять в соотнесении предметов по цвету и размеру.
Воспитывать умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Предварительная работа: настольно-дидактическая игра «Много и один», «Найди лишнее», рассматривание тематических альбомом по теме «Осень».
Словарная работа: листопад, шуршат, сладости.
Демонстрационный материал: игрушка кукла – Осень, письмо, иллюстрацию маленького зайца и большого медведя, чудесный мешочек с 1 морковкой и 4 шишками.
Раздаточный материал: осенние листья желтые и красные для каждого ребенка, разрезные картинки в тарелочках, картинки с контурами овощей, цветные карандаши.
Оборудование: магнитофон, веселая мелодия для игры «Листопад».
Ход образовательной деятельности:
(Воспитатель приглашает детей подойти к окну, читает стихотворение)
Воспитатель:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
- Ребята, о каком времени года это стихотворение?
Дети:
- Об осени.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите в окно и скажите, что изменилось с приходом осени?
Дети:
- Пожелтели и опадают листочки, идет дождь, солнце не греет, стало холодно на улице, птицы улетели в теплые края.
(воспитатель приглашает детей пройти на ковер, где лежат желтые и красные осенние листья)
Воспитатель:
- Ребята, что это на ковре?
Дети:
- Листочки.
Воспитатель:
- Какого цвета листочки?
Дети:
- Желтого и красного.
Воспитатель:
- Сколько листочков на ковре?
Дети:
- Много.
Воспитатель:
- Послушайте, как они шуршат.
(воспитатель шуршит листьями, поднимает несколько листочков и подкидывает в воздухе)
- Вот налетел осенний ветерок и раскидал все листья. Получился настоящий листопад. Листопад, листопад – листья желтые летят.
(воспитатель побуждает детей проговаривать отдельные слова вместе)
- Ребята, вам нравятся осенние листочки? Возьмите по одному листочку, мы с вами поиграем в игру «Листопад».
Я – буду ветром, и как только музыка заиграет - подую на вас, а вы – осенние листочки, будите летать по группе. Как только ветер утихнет, музыка остановится - вы должны присесть.
(игра повторяется 2 – 3 раза)
Воспитатель:
(воспитатель незаметно достает письмо)
- Что это?
Дети:
- Письмо.
Воспитатель:
- Интересно, от кого это письмо? Тут что-то написано.
(воспитатель читает письмо от Осени. «Ребята, я приглашаю вас к себе на день рождения. Буду очень рада вас видеть. Жду в гости.»)
Воспитатель:
- Ребята, у Осени день рождения, вы хотите пойти на праздник?
Дети:
- Хотим.
Воспитатель:
- А что же мы подарим осени?
Дети:
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, давайте соберем для Осени букет из листьев. Мальчики соберут все желтые листочки, а девочки все красные.
(дети собирают листья и отдают воспитателю)
- Вот какой красивый букет у нас получился! А сколько листьев в букете?
Дети:
- Много.
Воспитатель:
- А букетов сколько?
Дети:
- Один.
Воспитатель:
- Молодцы, правильно. Подарок готов, отправляемся на праздник Осени.
Мы по мостику шагаем (ходьба по кругу с высоким подниманием колен)
Выше ноги поднимаем.
В гости к Осени идем (ходьба на носочках)
И букетик ей несем.
Через лужи перепрыгнем (прыжки на двух ногах)
Под деревьями пройдем (наклоны вперед)
Вот и домик уже виден (рука под козырек)
Тихо в дверь сейчас войдем (ходьба на носочках)
(детей встречает кукла-Осень)
Осень:
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.
Дети:
- Здравствуй, Осень!
Воспитатель:
- Дорогая Осень, мы с ребятами получили твое письмо, и пришли поздравить тебя с днем рождения.
(дети дарят Осени букет из листьев, Осень благодарит детей и приглашает к столу, на которых стоят тарелочки с разрезными картинками)
Осень:
- Ребята, я для вас приготовила угощение. А что это за угощение узнаете, когда соберете картинку.
(дети собирают картинку и называют угощение)
Воспитатель:
- Спасибо, Осень за угощение. Наши ребята, очень любят сладости.
Осень:
- Да, я знаю. А вот мои лесные друзья любят другое угощение. Посмотрите, что я для них приготовила.
(воспитатель показывает чудесный мешочек с одной морковкой и тремя шишками)
- Вы руку в мешочек опустите и догадайтесь, что там лежит и для кого это угощение.
(дети по очереди опускают руку в мешочек и достают, называя содержимое)
Воспитатель:
- Для кого же это угощение как вы думаете?
Дети:
- Для зайца – морковка, для медведя – шишки.
(воспитатель показывает иллюстрацию маленького зайца и большого медведя)
Воспитатель:
- Сколько моркови для зайца?
Дети:
- Одна.
Воспитатель:
- А почему?
Дети:
- Он маленький.
Воспитатель:
- Сколько шишек для мишки?
Дети:
- Много.
Воспитатель:
- А почему много?
Дети:
- Он большой.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Спасибо, Осень всех ты угостила.
Осень:
- Ребята, а вы знаете, что осенью люди собирают на огородах?
Дети:
- Урожай, овощи.
Осень:
- Посмотрите, какой у меня урожай вырос.
(показывает листы бумаги с изображением овощей)
Воспитатель:
- Ребята, каких овощей много?
Дети:
- Морковки.
Воспитатель:
- Каких овощей мало?
Дети:
- Лук и огурец.
Осень:
- Ребята, раскрасить только те овощи, которых по одному.
(воспитатель раздает каждому ребенку картинки с овощами, дети присаживаются за столы и раскрашивают овощи)
- Молодцы, ребята.
Воспитатель:
- Ребята, давайте споем для Осени «Каравай».
(воспитатель с детьми берутся за руки, кукла – Осень помещается в центр круга, заводят «Каравай»)
Осень:
- Ребята, мне так понравилось с вами играть.
Воспитатель:
- Нам с ребятами тоже понравилось, но нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Осень:
- До свидания, ребята!
(дети прощаются с Осенью)
Мы по мостику шагаем (ходьба по кругу с высоким подниманием колен)
Выше ноги поднимаем.
С Осенью прощаемся (ходьба на носочках)
В группу возвращаемся.
Через лужи перепрыгнем (прыжки на двух ногах)
Под деревьями пройдем (наклоны вперед)
Вот и садик уже виден (рука под козырек)
Тихо в дверь сейчас войдем (ходьба на носочках)
Воспитатель:
- Ребята, у кого в гостях мы побывали?
Дети:
- У Осени.
Воспитатель:
- Чем нас Осень угощала?
Дети:
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года… осенью зовется.
(М. Ходякова)