Пояснительная записка к учебно-методической разработке по окружающему миру в 3 классе «Земля – наш дом родной»

1
0
Материал опубликован 7 November 2023


Пояснительная записка к учебно-методической разработке

по окружающему миру в 3 классе

Автор: Брылко Людмила Григорьевна

Тема: «Земля – наш дом родной»

В последнее время значительно возросло внимание мировой общественности к экологическим проблемам. Экологическая культура рассматривает вопрос об отношениях между человеком и природой. Нарушено экологическое равновесие: развивается научно-технический прогресс, но продолжается безответственное отношение к природным богатствам и их нерациональное использование.

Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс, поэтому следует начинать формирование экологического знания, начиная с раннего возраста. И этот процесс должен быть непрерывным, только в этом случае у человека формируется картина целостного восприятия мира.

Заочное путешествие по родному краю, самостоятельно составленные экологические инсценировки, направленная подготовка учащихся помогут сделать урок живым и интересным.

Цель мероприятия: способствовать формированию экологических знаний у учащихся и развитию интереса к окружающему миру.

Задачи мероприятия: способствовать актуализация знаний учащихся по окружающему миру через решение экологических задач, объяснение интересных явлений природы, обсуждение занимательных вопросов.

Форма проведения: Урок - викторина

Время проведения: 40 минут

Содержание мероприятия:

Демонстрация плакатов и рисунков учащихся, картин о природе известных русских художников, Красной книги, музыкального сопровождения, экологического словаря.

Вступительное слово учителя о предстоящем путешествии в увлекательный мир природы, выполнение упражнения на настройку к предстоящей работе, представление жюри.

Представление двух команд (название, девиз, эмблема).

Проведение Конкурса «Эрудит».

Участие болельщиков (предлагается отгадать загадки).

Выполнение задания «Давайте обсудим», «Шарады», «Попробуй объяснить».

Физминутка

Решение скаутской задачки «Точки».

Выступления учащихся с заранее подготовленным дополнительным материалом о Красной книге, знаменитых заповедниках, сведениях из книги рекордов Гиннесса.

Подведение итогов, заключительное слово учителя.

Выразительное чтение стихотворения учащимся «Берегите Землю» М. Дудина.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Г. ИРКУТСК








Учебно-методическая разработка

внеклассного мероприятия по окружающему миру в 3 классе

«Земля – наш дом родной»






Автор:

Брылко Людмила Григорьевна,

учитель начальных классов

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.

Тема: «Земля – наш дом родной»

Цели:

- образовательная: формирование экологических знаний;

- воспитательная: воспитание любви к родной природе, Родине;

- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру.

Дидактическое обеспечение:

плакаты и рисунки учащихся;

картины о природе известных русских художников;

выставка книг об экологии России;

Красная книга (в 2 – х томах);

кассета с записью «Пение птиц».

Словарь в классном уголке:

«Экология – наука об окружающей среде»

«Экос» - дом, убежище

«Логос» - учение

Эпиграф на доске:

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».

(Антуан де Сент –Экзюпери)

Учитель. Вступительное слово.

Дорогие ребята!

Я предлагаю вам совершить путешествие в увлекательный мир природы.

Пожелаем друг другу успехов. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

«Желаю» (большой)

«Успеха» (указательный)

«Большого» (средний)

Во всём (безымянный)

И везде (мизинец).

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает и взамен требует совсем не много – бережного отношения к себе.

Часто мы ведём себя как хорошие хозяева только в пределах своей квартиры. Но задумайтесь, ведь и город, в котором мы живём, родная страна, да и весь огромный мир – тоже наш « дом».

Всё чаще мы слышим словосочетание «проблемы экологии», «Красная книга исчезающих представителей флоры и фауны постоянно пополняется...»

И всё же, чем ближе подступает человечество к этой запретной черте, тем разумнее оно становится.

Создаются новые заповедники для птиц и животных, строятся так называемые экологические посёлки и деревни. В ряде стран активно работают общества « зелёных», всемирные фонды и организации охраны природы.

- Как вы думаете, ребята, на какой главный вопрос мы должны ответить в итоге занятия?

- Ответы учащихся

А совершить увлекательное путешествие в мир природы нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп». Нас ждут интересные конкурсы, вопросы, вы покажете свои знания, эрудицию.

Основная часть мероприятия.

Представление команд: название, девиз, эмблема. Учащимся предлагается принять участие в следующих конкурсах:

Конкурс «Эрудит» - вопросы командам:


Команда №1

Команда№2

- Кто из известных художников писал картины о природе?

- Кто из известных поэтов писал о природе?

- Какое дерево считается национальным деревом России?

- Какое дерево является символом нашей Родины? (Лиственница). Почему? Объяснить.

- Наука о растениях? (Ботаника)

- Наука о животных? (Зоология)



Закончить приметы:


Команда №1

Команда№2

- Если ночью был иней, днём... (Не будет мороза, выпадет снег)

- Иней на деревьях – на....(Мороз)

- Зимой появляется туман (На отмелях)

- Как поступят муравьи перед дождём? (Поспешат заделать ходы и выходы)


Ответить на максимальное количество вопросов. На выполнение задания даётся 1 минута.


Команда №1

Команда№2

-Трава от 99 болезней? ( Зверобой)

- На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси)


- Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (Зрячими)


- Кто может пить ногой? (Лягушка)



- Пингвин – птица или нет? (Птица)


Разноцветные грибы (Сыроежки)

- У кого каждый день растут зубы? ( У бобра, зайца)

- Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)


- Чем стрекочет кузнечик? ( Ногой о крыло)

- Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)


- Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)

- Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

- Когда ёж не колется? (Когда только родился)


- Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)

- Когда температура воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)

- Почему ласточки перед дождём летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле)

- Назовите 10 съедобных грибов


- Кто полгода живёт без обеда? (Тот, кто зимой впадает в спячку)

- Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)

- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)

- Какая птица выводит зимой птенцов? (Клёст)


Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать – и – мачеха)

Жюри подводит итоги.

Учитель предлагает загадки для болельщиков.


Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти (Журавли)

Унылая старушка

Живет в лесной избушке,

Одно и то де говорит,

Один слог всю жизнь твердит (Кукушка)

Всем птицам – царь,

Гордо смотрит вдаль,

Четкий профиль,

Римский нос –

Высоко себя вознес,

Сторого оперенье –

острое зренье. (Орел)

Один клин торчит в пыли,

Второй – по небу поплыл,

Издали гляди –

Клин один,

Да вблизи видно –

Клин сборный, не единый,

Кто в клине летит –

Курлычет да грустит (Журавли)

Эти строителиречные жители.

Пилят древесину, строят плотину. (Бобры)

В глухом лесу зверек живет.

Зверек совсем не знает нот.

Ну, а прячется зверек

В одной из этих хитрых нот

(Енот)

Учитель предлагает ребятам обсудить следующие вопросы. Задание «Давайте обсудим».

Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут там, где чистый воздух)

Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц покидать гнёзда, зверюшек – искать укромное место)

Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов).

Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный окурок, костёр, молния)

Как правильно разжечь костёр в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн. Когда костёр будет залит водой, необходимо убрать головни, уложить дёрн на место и полить водой).

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов. Муравьи опрыскивают тело дрозда остро пахнущей муравьиной кислотой)

Учитель предлагает выполнить задание «Шарады».

1.Моё начало - буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти всегда стремятся.

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то улетит. (Шмель)

1. Первое на земле валяется,

Второе в Волгу вливается,

А целое – птицей называется. (Сорока)

Учитель предлагает учащимся выполнить задание «Попробуй объяснить»

* «Не море, не земля – корабли не плавают, а ходить нельзя» (Болото)

* С одной стороны, болота – беда, с другой – кладезь добра. Где беда? Где добро?

(Беда – заболачивание местности, гиблые места. Добро – болота удерживают огромные запасы влаги, а в них образуется торф – ценнейшее топливо и сырьё)

*Откуда на болоте в темноте появляются огни?

(На дне болота в сырости, гниёт много останков погибших растений и животных. При этом выделяется газ, в том числе болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает, самовозгорается. Болотные огни всё время в движении, потому что следуют малейшему колебанию воздуха).

Физминутка

Ёж спешил к себе домой,

нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Е.Гайтерова

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Какое качество необходимо развивать, чтобы стать экологически развитой личностью?» Ответ учащиеся смогут найти по первым буквам скаутской задачки «Точки».


*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

ь

о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь


1. Ее получает каждый школьник. (Оценка).

2. Бывает у корабля или лодки. (Течь)

3. О ней мечтает птица в клетке. (Воля)

4. Бывает вкусная, а бывает и нет. (Еда)

5. Бывает бисквитный, песочный, с кремом. (Торт)

6. Им можно поймать бабочку. (Сачок)

7. С ним ходят на прием к врачу. (Талон)

8. Бывает у шерстяных вещей. (Ворс)

9. Быстрая на лошади. (Езда)

10. Говорят, что он без палочки. (Нуль).

11. Темная после дня и вечера. (Ночь)

12. Обычно это делают с неизведанными территориями. (Освоение).

13. Такая рыбка. (Сардина)

14. Такой бывает боевой прием. (Таран)

Учитель предлагает составить слово из первых букв и прочитать получившееся слово «ответственность». «Надеюсь, что вы будете ответственно относиться к природе и вообще станете ответственными людьми. А сейчас жюри подведет итоги».

Задание «Это – Интересно» могут провести учащиеся, заранее подготовив дополнительный материал.

1 ученик.

- Объясните, почему Красная книга названа именно так? (Красная книга – это книга, в которую заносят названия редких видов растений и животных). Первый том Красной книги вышел в 1966г. Разделы Красной книги: «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Высшие растения». Только животных более 150 видов.

- Что делают люди для охраны животных? (Создают заповедники, заказники, национальные парки).

- Какие заповедники вы можете назвать? (Воронежский, Астраханский, Байкало–Ленский, Байкальский и др.)

2 ученик.

- Баргузинский заповедник стал первым государственным заповедником на территории России (1916г.). Площадь заповедника 370 тыс.га. Здесь мы можем встретить и горную тундру, и зону кедрового стланика, и заросли каменных берёз, и густые леса из пихты, сосны и кедра. Главное богатство животного мира Баргузинского заповедника – баргузинский соболь.

3 ученик.

- А как вы можете объяснить, что значит национальный парк? (Это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. Другими словами, в них категорически запрещена охота на животных, уничтожение растений, загрязнение мусором, но при этом в парк допускаются тысячи людей, путешествующих с научно – познавательными, культурными и экологическими целями).

Учащиеся приводят сведения из книги рекордов Гиннесса.

1ученик.

- Самым длинным и тяжёлым млекопитающим в мире, а также самым крупным животным, о котором известно учёным, является голубой, или желтовато – зелёный, кит, также известный под названием кит – полосатик.

2ученик.

- Самым быстрым морским животным является дельфин – касатка, двигавшийся со скоростью 55,5 км в час.

3 ученик.

- Из животных суши быстрее всех гепард, обитающий на открытых равнинах Африки, Ирана, Туркмении и Афганистана (до 100 км в час).

4 ученик.

- Также как амурский тигр, взрослый самец имеет в среднем в длину 3,15 м (от носа до кончика вытянутого хвоста). Высота в холке 99 -107см, вес около 265 кг.

Учитель предлагает подвести итоги.

Учитель:

- Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить его. Каждой команде предлагается составить «Экологические правила» и обсудить предложения. Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить. Охрана природы – наше общее дело. А общее – значит каждого.

Ученик заканчивает мероприятие декламированием стихотворения.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите! (М. Дудин)


Список литературы.

1. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 классы: кружковая работа; занятия в группах продленного дня / авт. сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 235 с.

2. Окружающий мир. Олимпиады. 3-4 классы. / сост. Г.Т. Дьячкова – Волгоград: ИТД «Корифей». – 80 с.

3. Я познаю мир. (Детская энциклопедия). Животные. – М.: АСТ, 1997.

4. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2003. – 256с.





8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации