Внеклассное мероприятие ко Дню Земли «Землянам — чистую планету!»
Государственное учреждение «Луганская школа I-III ступеней № 18»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ЗЕМЛЯНАМ – ЧИСТУЮ ПЛАНЕТУ!»
(ко Дню Земли)
Учитель физики Карасёва Ирина Дмитриевна
г. Луганск
Стены зала украшены рисунками учащихся на экологическую тему, плакатами с высказываниями выдающихся людей о природе:
Альберт Гор: "Единственная миссия – спасти Землю от нас самих"
Козьма Прутков: «Человек! возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный, является там порядок!»
Александр Жуков: «Чем больше дров, тем дальше лес»
Бэкон Фрэнсис: «Природу побеждают, только повинуясь ее законам»
Гегель Георг: «Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя»
Цели мероприятия:
- экологическое воспитание школьников
- формирование у учащихся сознательного отношения к окружающей природной среде
- развитие личности, характеризующейся экологической культурой, которая проявляется в бережном и ответственном отношении к природе
- воспитание нравственного и эстетического отношения к природе
- воспитание чувства коллективизма, сплоченности, дружбы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронные носители с записью слайд-шоу о природе, аудиозаписи, гитара, магнитофон
На фоне мелодии Caravelli
УЧИТЕЛЬ:
Земля моя, планета голубая!
Ты даришь жизнь или приносишь смерть,
А человечество живет не понимая,
Что это все рождает твоя твердь.
Беречь тебя, лишь ныне начинаем.
Вести потерям в Красной книге счет,
И, как всегда, при этом забываем,
С сердец своих убрать намерзший лед.
Нам всем с обледеневшими сердцами
Во век родную Землю не понять:
Так кто она, что носит нас веками,
Где нам ответ на это разыскать?
Земля моя, планета голубая!
Тебя мы начинаем лишь ценить.
Простишь ли человечество, не знаю,
Поможешь ли лед сердца растопить?...
Тема, которую мы решили затронуть сегодня, актуальна в любой день и час, но сегодня наш вечер «Землянам – чистую планету!» мы посвящаем Всемирному Дню Земли.
Впервые День Земли отмечался 22 апреля 1970 года в США. Этот день по праву может считаться точкой отсчёта и запуском современного экологического движения во всём мире.
День Земли сегодня – это не просто дата, это особенный день в году из 365 остальных. День Земли – это глобальное экологическое движение людей, которым небезразлично будущее природы и планеты.
НА ФОНЕ СЛАЙД-ШОУ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1)
ЧТЕЦ 1:
Я живу на Земле,
Где тревожно и горько
Пахнет лист тополиный, промытый грозой.
Где в печи розовеет пшеничная корка,
Где сплавляет пучина свинец с бирюзой.
Я живу на Земле среди замятей снежных,
Где над летом горит семицветный венец.
На Земле, успокоившей столько мятежных
Столько щедрых мечтой обуянных сердец.
На Земле, осчастливленной солнечным светом,
Изнывающей в лунной несбыточной мгле.
Непонятной безжизненным стылым планетам.
Трижды грешной и трижды прекрасной Земле.
На Земле, что живёт, как огромное чудо,
И не может, не будет дымиться в золе.
В самый трудный, в последний свой час
Не забуду благодарно сказать: “Я жила на Земле”. (И. Лепин)
ВЕДУЩИЙ 1:
Как прекрасна наша Земля с её бескрайними просторами морей и океанов, лесов и лугов! Люди на протяжении тысячелетий видели эту красоту и восхищались ею как чудом. Но миллионы лет, что существует человечество на планете, оно не задумывалось, что вся эта красота не вечна, что живая природа хрупка и беззащитна перед тем, кого называют царём природы, – перед человеком. Люди уничтожают свою собственную среду обитания, друг друга, самих себя.
НА ФОНЕ СЛАЙД-ШОУ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2)
ЧТЕЦ 2:
Моя планета – человечий дом.
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
ЧТЕЦ 3:
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
ВЕДУЩИЙ 2:
Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на ней станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это – не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть.
ВЕДУЩИЙ 1:
1969 г. Санта-Барбара. Миллионы тонн нефти вылилось из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода.
ВЕДУЩИЙ 2:
25 марта 1989 г. Нефтяной танкер «Вальде» длиной 987 футов сел на мель в заливе Принс-Уильям у побережья Аляски, в результате чего в воду вылилось свыше 30 000 тонн нефти. От загрязнения пострадало более 2400 км побережья. Нефть вылилась из пробитого танкера, загрязнив одну из наиболее нетронутых и чистых экосистем в мире. Согласно Книге рекордов Гиннеса, это экологическая катастрофа с нефтяным загрязнением, нанесшим наибольший ущерб побережью.
ВЕДУЩИЙ 1:
1991 г. Во время первой иракской войны перед отступлением из Кувейта иракцы подожгли большинство нефтяных скважин в Кувейте. В результате нападения Ирака на Кувейт в 1991 г. и последовавшей за ним операции «Буря в пустыне» в Кувейте было подожжено 732 нефтяных скважины. На их тушение ушел почти год, общие затраты составили около 2 миллиарда долларов. По предварительным оценкам, в море было вылито 816 000 тонн нефти.
ВЕДУЩИЙ 2:
Высохшее Аральское море, уничтожение тропических лесов Амазонии, кислотные дожди… Этот список, к сожалению, можно продолжать и продолжать.
НА ФОНЕ СЛАЙД-ШОУ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3)
ЧТЕЦ 4:
Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
ЧТЕЦ 5:
Без воды на Планете немыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по-над землёй,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
ЧТЕЦ 4:
Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
ЧТЕЦ 5:
Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?
ЧТЕЦ 4:
Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,
И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,
И от белого Солнца готова башка расколоться…
Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!
ЧТЕЦ 5:
Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,
Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт…
Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,
Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.
ЧТЕЦ 4:
Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
ВЕДУЩИЙ 1:
Вода – живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью. И, к сожалению, она поражается прежде всего. Несмотря на поставленную ООН задачу обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, около трети человечества не имеют таковой. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли компоненты стиральных порошков.
ВЕДУЩИЙ 2:
Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.
Звучит песня «Живи, родник» в исполнении ученицы
Минус песни "Живи, родник"
MP3 / 8.32 Мб
ЧТЕЦ 2:
“Земля – что вынул экскаватор,
Лежала тёплой, чуть дыша...
Заметил кто-то виновато:
“И в чёрном теле есть душа”.
ВЕДУЩИЙ 1:
Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые 5 лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры – суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
ВЕДУЩИЙ 2:
И та Земля, что держит нас под плечи,
Измерь её на север и на запад,
Тебя забыла, нежность человечья,
Какая ты на ощупь и на запах….
ВЕДУЩИЙ 1:
Тютчев писал, что природа
«не слепок, не бездушный лик,
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть язык».
ВЕДУЩИЙ 2:
К сожалению, не всем дано любить природу, слышать её язык, понимать и беречь. Многие считают, что разнообразие и численность животных и растений настолько велики, что уничтожить их все практически невозможно. Красная книга говорит об обратном.
ВЕДУЩИЙ 1:
За последние 20 веков охотниками и колонистами уничтожено 106 видов крупных зверей и 139 видов и подвидов птиц. Первые 1800 лет человек медленно наступал на природу, за 18 веков вымерло 33 вида, в одном только 19 веке вымерло 70 видов животных, а за последние 50 лет – 40 видов.
Звучит песня «Тигрёнок» в исполнении ученицы
Минус песни "Тигрёнок"
MP3 / 4.75 Мб
ВЕДУЩИЙ 2:
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
ЧТЕЦ 6:
Леса топорщатся и степь клубится,
Жара изводит и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озёрах,
И считанные рыбы ждут в реке
И восковые считанные зёрна
Не слышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы…
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы? (Р.Рождественский)
ВЕДУЩИЙ 2:
Земля. В этом коротком слове – история, судьбы, труд миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека в Земле. Никто не мог победить легендарного Антея. пока он касался земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторваться от неё – и он погиб. Этот миф – завещание потомкам – хранить связь с землёй, беречь и охранять её.
ВЕДУЩИЙ 1:
Планета наша весьма заражена, но мы ещё не осознали всей опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней кое-как живём, но смогут ли жить наши дети?
ВЕДУЩИЙ 2:
К сегодняшнему Дню ребята нашей школы подготовили выставку рисунков, темой которых является охрана природы. На этих рисунках всё богатство вашего воображения. Спасибо, ребята! Все ваши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!
На фоне минусовки «Рождение звёзд» (А. Ермолов)
Минус "Рождение звёзд"
MP3 / 4.76 Мб
ЧТЕЦ 7:
Сизый селезень в озере воду крылом расплеснёт,
Серебристым дождём брызнет стайка рыбёшек.
И комар возопит из прозрачных тенёт,
Паучок упадет, как зелёный горошек.
Меж таинственных, кряжистых ив да осин
Ключевой ручеёк моет ноги смороде.
Тянет спиртом от сваленных бурей лесин:
Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.
Всюду жизнь!
Но умеем ли мы наблюдать?
Как жестоки порой наши вольные руки.
Где, вы, души, готовые петь и рыдать
Над невзрачным цветком в век могучей науки? (А. Целещев)
ВЕДУЩИЙ 2:
Наша Земля тяжело больна. Многие исследователи и ученые считают, что ещё можно остановить течение болезни. Все знают, что за здоровье Земли в ответе каждый город, каждый посёлок, каждая семья и каждый человек.
ВЕДУЩИЙ 1:
Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остаётся наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролёр. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Песня «ПРОСТИ, ЗЕМЛЯ!» звучит в исполнении учеников
Минус песни "Прости, Земля!"
MP3 / 4.34 Мб
УЧИТЕЛЬ:
Кто сказал: «Всё сгорело дотла.
Больше в землю не бросите семя»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет! Она затаилась на время!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин.
Ведь Земля – это наша душа!
Сапогами не вытоптать душу!!!
ЧТЕЦ 8:
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли, Человек?
ВЕДУЩИЙ 2:
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Звучит песня «А НА ЗЕМЛЕ БЫТЬ ДОБРУ!» в исполнении ученика (под гитару)
УЧИТЕЛЬ:
День Земли сегодня – это символ, символ того, что каждый день своей жизни мы живём на Земле. Помните, что мы должны любить и ценить этот прекрасный дом.