Женщины в политике
Женщины в политике Щедрина Анна – студентка 1 курса ПКД-191 ГАПОУ ТО «ТКПСТ» Руководитель – Щедрина Е.Г.
Введение О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения – немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
Глава 1 История политической жизни женщин в России Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.
Взяв в 1917 г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века. В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов. Известны слова В.И. Ленина о том, что «каждая кухарка должна научиться управлять государством», но надо признать, что в 20-е гг. задача привлечения женщин к общественной жизни, участия их в политической деятельности решалась быстрыми темпами. Женщин не только призывали к общественной деятельности, но и создавали механизм, позволяющий включиться в нее. В этом была большая заслуга и женотделов. С 1930 г. «женский вопрос» стал считаться решенным, и он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%. Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни страны. Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении «женского вопроса» в СССР и о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло, прежде всего, по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику. В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%. Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппарате органов управления доля женщин в общей численности работающих составляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр, возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Россию в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин. Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руководителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% – связи, 0,7% – строительных организаций. Таким образом, представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того, высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед «натиском» женской общественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом
Глава 2 Значимость женщин на политической арене государства Мировой опыт парламентаризма показал, что если в законодательном органе меньше 10% мест принадлежит женщинам, то это затрудняет принятие законов в защиту детей. Проведенные различными международными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в управлении на всех уровнях – фактор стабилизирующий. Там, где женщины составляют 30-40% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано. Таким образом, женщины нужны во власти, поскольку они объективно выступают как катализаторы перемен. Иными словами, женщины должны идти во властные структуры, поскольку их приход туда - объективно необходимое условие для улучшения статуса женского населения в обществе в целом, а, значит, каждой отдельно взятой женщины. Женщины чаще всего выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в «мужском» парламенте. Женщина-политик осознанно отождествляет себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать специфическими «женскими интересами» или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для женщин. Например, проблемы продвижения женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, планирования семьи, детских учреждений, абортов и т.д..
Женщины-политики подчеркивают приоритетность таких проблем, как уважение, соблюдение прав и достоинства личности, борьбу со всеми видами насилия против личности, социальное обеспечение, развитие сети дошкольных и школьных учреждений, образование, здравоохранение, занятость и продвижение женщин по службе. Они стимулируют женщин к участию в политической деятельности и занятию политических постов. Только в 1996 году Правительство РФ утвердило своим постановлением «Концепцию улучшения положения женщин в РФ». Одной из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях. Например, пункт 2 гласит: «право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления». В пункте 2.1 содержится предложение Совету Федерации и Правительству РФ принять «законодательные акты и целевые программы, направленные на обеспечение равного представительства лиц обоего пола в органах государственной власти». Кроме того, там содержится еще одна рекомендация, адресованная законодателю на случай принятия Закона о политических партиях: «в партийных избирательных списках представительство лиц одного пола на должно превышать 70% от общего числа кандидатов». Женщины-лидеры не могут убедить женщин-избирателей в правоте своих доводов. В итоге дела с женщинами-депутатами обстоят не так хорошо. Доказательством служит состав депутатов Государственной Думы седьмого созыва: женщины - в меньшинстве. В новом созыве нижней палаты парламента будет работать около 70 женщин - практически столько же, сколько и было раньше. Это чуть более 15% от общего количества депутатов Госдумы. Следует заметить, что по представительству женщин в органах государственной власти Россия занимает 80-е место в мире. Между тем, женщины составляют 54% населения страны. По мнению женщины-политика И.Хакамады: «Все-таки приглашение женщин в политику - это один из способов разрешения существующих проблем. И для того, чтобы это все же состоялось в России, надо решить ряд проблем»
Первая проблема - это проблема ментальная. Женщины изначально прощают любую глупость мужчинам, но не прощают малейших просчетов женщинам. Вторая проблема - финансовая. Никто не хочет вкладывать деньги в женщину-политика. И мне представляется необходимым создавать некие некоммерческие организации или фонды, которые будут собирать средства для продвижения женщин-политиков. Третья проблема связана с тем, что Россия - страна византийская. Все перемены в нашей жизни начинались по инициативе сверху. Поэтому, пока еще зреет менталитет россиян, я считаю, было бы крайне полезно пойти на некоторое сокращение либерализма в нашем обществе и установить немного нелиберальную норму: представители одного пола должны занимать не более 70% от федеральных списков партий на выборах. Необходимо инициировать такие выборные технологии, которые позволили бы дать преимущество женщинам на выборах.» За весь ХХ век в мире можно насчитать всего около 30 женщин, которые были избраны президентами или главами правительств.
Ксения Анатольевна Собчак Член Координационного совета российской оппозиции (с 22 октября 2012 по 19 октября 2013 года). Заняла четвёртое место на президентских выборах 18 марта 2018 года, набрав 1 237 692 (1,68 %) голосов.
Ольга Юрьевна Васильева Российский государственный деятель, историк, религиовед и педагог, доктор исторических наук (1998), профессор (2005), действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса (2014). Министр образования и науки Российской Федерации (с 19 августа 2016 года), первая женщина в истории России — министр образования.
Памфилова Элла Александровна Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с 28 марта 2016 года. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (18 марта 2014 — 25 марта 2016). Народный депутат СССР (1989—1991). Министр социальной защиты населения РСФСР — РФ в правительствах Гайдара и Черномырдина (1991—1994). Депутат Государственной Думы (1994—1999). Председатель Комиссии при Президенте РФ по правам человека (2002—2004). Председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека(2004—2010).
Валентина Ивановна Матвиенко российский политик, дипломат. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 21 сентября 2011 года, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга. Губернатор и председатель Правительства Санкт-Петербурга в 2003—2011 годах, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в 1998—2003 годах. Член бюро Высшего совета партии «Единая Россия»[1]. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Почётный гражданин Санкт-Петербурга
Ангела Меркель немецкий государственный и политический деятель, учёный-физикохимик. С 22 ноября 2005 года — федеральный канцлер Германии. Лидер партии Христианско-демократический союз с 10 апреля 2000 года. Первая и единственная женщина на посту канцлера в истории Германии.