12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Башкирова Надежда Алексеевна39

Женщина в православной церкви.

Работу выполнила Башкирова Н.А.  (2018год)

Оглавление.

1. Введение.

2. Глава 1. Роль женщины в служении церкви.

1.Образ жён в Евангелии.

2.Женщины в церковной жизни Древней Руси.

3.женщины в старообрядчестве.

4. Женщины в русской церкви в XIX – нач. XX в.

5.Женщины в Советское время и в 90-е годы.

3. Глава 2.Служить церкви – служить людям.

1.Женщины у истоков православия.

2.Женщины-образец православного супружества.

3.Женщины - благотворительницы.

4.Имена женщин в православном календаре.

 

Введение.

Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Яркое свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина), стоящая над всем Ангельским миром и Святыми. Через женщину – Еву – мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся.(1)

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. Причем и в Церкви как институте, и в малой Церкви – семье.(2)

История дает нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы. (1) И роль женщины в церкви – дей-ствительно огромна. Вектор этой роли, ее суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство.(2) 

В первой части эссе я хочу рассказать о служении женщины в церкви. Вторая часть будет посвящена женщинам, Равноапостольным жёнам, первым мученицам и благот-ворительницам.

1. https://www.pravmir.ru/o-roli-zhenshhiny-v-cerkvi/

2. https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html

1 глава. Роль женщины в служении церкви.

«Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. В этом заключалась миссионерская деятельность женщин. Такое древнее понимание женского служения перешло и на Русь. Во всех известных житиях подвижниц преобладают дела над интеллектуальными занятиями. Ко времени Петровских реформ женщины в храме не трудились, оставив за собой область социального призрения, благотворительность - тайную и явную, рукоделие.

В 1917-1918 годах Поместный Собор принял устав, который позволил женщинам участвовать в приходском собрании, могут быть избранными в приход, быть старостами.

На Поместном Соборе 1988г., прямо высказываются о привлечении женщин в деятельности епархиального совета. Они могут участвовать в образовании прихода , работе приходского собрания. Женщины могут учить вне храма, имея со-ответствующее образование и под наблюдением прихода или епархиального органа; создавать сестричества, общины, центры милосердия и духовного просвещения.

С течением времени понимание Церковью роли женщины дает возможность им выполнять посильные и достойные послушания, привлекая к активному служению ближним, к проповеди о Христе, к внутренней и внешней миссии».(1)

1.1. Образ жён в Евангелии.

«Во всех главнейших моментах жизни Иисуса Христа женщины принимают живое участие и нередко выступают на первый план». «Где мужчины ругались над Христом или же молчали, там женщина Его защищает и прославляет, как Сына Божия». «…в христианстве женщины призваны служить Богу, и это служение выше, чем какое-либо другое». «В христианстве признаётся женщина-мать и женщина-дева: …оставшаяся девою, не лишается никаких своих общечеловеческих, нравственных прав как гражданка Царствия Божия». Отстранение женщины от власти внешней  проявлялась прежде всего в христианском воспитании, в котором женщинам принадлежала главная роль».

1.2.Женщины в церковной жизни Древней Руси.

«В церковной жизни в IV-V вв. расцвел чин ученых диаконисс, женщины широко участвовали в церковной благотворительности. «Статус замужней женщины был высоким. Положение женщины мыслилось в первую очередь как матери. На матери лежала задача по поддержанию семейства, по продолжению рода». «В период иконоборчества именно женщины активно защищали иконы от уничтожения и боролись за восстановление иконопочитания». «В византийской литературе существовал образ женщины – защитницы православия. Княгиня Ольга, принявшая христианство, получила звание «равноапостольной». «Особо следует выделить неисследованную «женскую тему» в росписи храма Святой Софии в Киеве» . «Княгини выступают ктиторами женских монастырей. В практике русской церкви сложился чин просфиропёк».(2)

1.http://www.orthedu.ru/culture/vera/8.htm

2.https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhenshhina-v-pravoslavii-tserkovnoe-pravo-i-rossijskaja-praktika/10

1.3.Женщина в старообрядчестве.

Старообрядчество внесло значительные изменения в положение женщин в правос-лавии.«Женщина в старообрядстве совершала все духовные требы и таинства, руководила общиной»   и обучала детей грамотности, которая не мыслилась без религиозного воспитания». В женских старообрядческих скитах женщина выступала как про-светительница масс, установила права, становясь самостоятельной в мирских церковных делах». «Монахини постригали, исповедовали женщин, причащали, крестили, занимались благотворительностью, поддерживали нищих и больных ,принимали участие в соборном обсуждении различных спорных вопросов, были наставницами и уставщицами, переписывали книги   и писали собственные сочинения как эпистолярного, так и агиографического жанра . Ситуация гонений привела к повышению женской религиозной активности. «Распространение аскетических настроений способствовало  падению авторитета института брака  в русской крестьянской культуре».

1.4. Женщины в русской церкви в XIX – нач. XX в.

В России конца XIX – начала XX в. женщина-крестьянка не могла получить богословского образования, хотя религиозное воспитание в семье поддерживалось именно женщиной. Формой религиозной жизни крестьянок, позволявшей ей и избежать порой невыносимых условий жизни в крестьянской семье, становилось монашество. Крестьянки уходили в монастырь, часто оставаясь до конца жизни в статусе послушниц.

«При большинстве общин находились богадельни для престарелых женщин, не-большие приюты для содержания девочек-сирот, аптеки и иногда школы». Государственное законодательство способствовало социальной деятельности женских монастырей. Игуменья Екатерина в 1906 году подняла вопрос о восстановлении чина диаконисс «…множество девушек и вдовушек откликнется на призыв к новому деятельному служению Церкви и отечеству». Духовенство первым из сословий стало стремиться дать своим дочерям образование. « Большая часть выпускниц после окончания учебы начинала преподавать в церковно-приходских школах или школах Министерства народного просвещения». «В течение второй половины XIX в. открывались женские гимназии, Петербургский женский мединститут (1897), Петербургский женский педагогический институт (1903). «Однако женское движение и образованность в России не пошли по религиозному пути : русские нигилистки, отрицавшие веру, семью, брак, хорошо известны по художественной литературе». Потребность женщин в образовании, создавала благоприятные условия для создания богословских учебных заведений для женщин. Девушки могли продолжить образование в высших учебных заведениях». «Выпускницы института получали право преподавания во всех средних женских учебных заведениях по тем предметам, методики которых они изучали в институте». «С середины XIX в. в России стали появляться общины сестер милосердия, находившиеся под покровительством  знатных  женщин, которые были хорошо знакомы с западно-европейскими образцами». «Отличительной чертой этих общин была социальная направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России». «Важным событием стало открытие в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия вдовой великого князя Сергея Александровича Елизаветой Федоров-ной».(1) 

1.https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhenshhina-v-pravoslavii-tserkovnoe-pravo-i-rossijskaja-praktika/10 

1.5. Женщина в Советское время и в 90-е годы.

«В распространении новых типов семейного поведения историки видят отход от тра-диционных религиозных ценностей, и коснулось это в первую очередь женщин». «В советской литературе новое положение женщины трактовалось как «раскрепощение женщин от вековой зависимости». « Выразителем падения религиозности было, стре-мительно распространявшаяся практика абортов». «Как пишет Т. Г. Киселева, «втянув насильственным путем женщину в общественное производство государство обрекло ее на неквалифицированный низкооплачиваемый труд, не защитив при этом ее семью» . «Этот процесс шел параллельно  с изгнанием христианских ценностей прежде всего из повседневности». «В деревне практически полностью исчезла большая семья, состоящая из нескольких поколений. Одновременно шел процесс сокращения численности детей в семье». «В новых условиях верующие семьи, попытавшиеся сохранить традиционную рождаемость, обрекали себя и детей на нищету». «Одинокому человеку сохранить свою веру в этих условиях оказывалось легче, чем семейному». «Верующая женщина утрачивала возможность влияния на детей по мере их обучения в школе, т. к. обязательным компонентом обучения была антирелигиозная борьба.»

«…Опыт исследования семей репрессированных показал, что память о репрессированных сохраняется по линии матери. Исследователи сделали вывод об « особой роли женщины в хранении и передаче памяти семьи ». «В судьбе монастырей в послеоктябрьский период можно выделить два этапа.

1 этап: Монастыри делают попытки регистрироваться как коммуны или трудовые артели и продолжают вести хозяйство. 2-й этап в истории монастырей – закрытие коммун, массовые аресты монахов и монахинь. «Из воспоминаний монахини о закрытии монастыря: «Послед-няя прощальная обедня, все были причастницы…». « Закрытие церквей и монастырей вы-звало массовый протест со стороны верующих…Женщинам в этом протесте принадлежала решающая роль». «В 1930-х гг. многие монахини были арестованы и сосланы, в 1937–1938 гг. последовала новая волна репрессий, сопровождавшаяся расстрельными приговора-ми». «Старшее поколение застало еще тех «бабушек», которые были в церкви в70-е гг. XX в. и «ушли» с наступлением 90-х». ««Бабушки» сумели сохранить вопреки всем гонениям вер-ность и высоту христианской нравственности, которую являли женщины на протяжении всей христианской истории».

«Но, по-видимому, мы никогда уже не узнаем многих имен тех женщин, из-за которых Церковь не только выстояла, но и являла христианское служение миру». «…как у ста-рообрядцев в условиях гонений возросла женская активность и расширилось участие женщин в богослужении, так и в годы запретов и гонений XX в. возросла роль женщин в религиозных общинах как поставленных вне закона, так и существовавших официально. Женщины и в XX в. оставались носителями религиозности, христианской веры. Они заплатили за это дорогой ценой, умирая от голода и непосильного труда.(1)

«В 90-е годы пришла пора религиозной свободы — и отнюдь не всё вернулось «на круги своя». Женщины стали проповедовать: писать статьи и книги, издавать и редактировать богословские журналы, вести уроки Закона Божия в церковных и светских школах, богословия в светских университетах».(2)

1.https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhenshhina-v-pravoslavii-tserkovnoe-pravo-i-rossijskaja-praktika/10

2.https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/ 

Глава 2.Служить церкви – служить людям.

1.1.Женщтны у истоков православия.

«Во второе воскресенье после Пасхи Православная церковь чествует святых жен-мироносиц — Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине».(1)

«Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения,… она созидала храмы в разных концах древней Руси, даже на берегах реки Наровы. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Важна и память о построении ею в Киеве деревянного храма Святой Софии, Премудрости Божией».(2)

1.2. Женщины – образец православного супружества.

«Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи».(3)

«Праведных Богоотец Иоаким и Анна. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих».(4)

«Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи… В преклонном возрасте приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.(5)

Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы. «Быть со своим супругом одной веры — это правильно»,-писала она своей бабушке королеве Виктории. « … «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и при-шла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж…».(6)

1. https://foma.ru/zhenyi-mironosiczyi.html

2. https://www.pravmir.ru/podvig-svyatoj-blagovernoj-ravnoapostolnoj-knyagini-olgi-i-istoricheskaya-sudba-rossii-2/

3. https://foma.ru/uroki-petra-i-fevronii.html

4. http://www.calend.ru/holidays/0/0/2148/

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%B8_%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F

6. https://foma.ru/elizaveta-fedorovna-i-sergey-aleksandrovich-romanovyi.html 

3.Женщины благотворительницы.

«В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности».

«Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне… Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность».

«Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Алек-сандра II, мать Александра III и бабушка Николая II). Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью».

«В 1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотво-рительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство о домах трудолюбия и работных домах».

«Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини Елисаветы Феодоровны. Она еще до гибели мужа и своего пострижения в монашество состояла попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых и выздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительного общества, а в Москве – Елисаветинского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающим.

Следует сказать хотя бы несколько слов об Ольге Константиновне, которая много занималась благотворительностью: основала образцовую больницу, открыла медицинские курсы для женщин и сама посещала их.

«Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя служению России, была и младшая дочь императора Александра III, сестра императора Николая II – великая княгиня Ольга Александровна.Чтобы увековечить память великой княгини Ольги Александровны в 1991 году ее сыном Тихоном Николаевичем был создан – один из первых в постсоветской России – благотворительный фонд ее имени». (1)

«Есть люди, существование которых заставляет верить в бога самых отъявленных атеистов. Смерть же этих людей часто подрывает веру даже у тех, кто до сих пор не сомневался. Потому что, как выразился кто-то из волонтеров: «чтобы восстановить гармонию после смерти Гали, много миллионов хороших людей должно одновременно родиться взамен».Галя Чаликова – одна из основательниц и директор благотворительного фонда "Подари жизнь" – была именно таким человеком. От бессилия, когда не удавалось пристроить ребенка на сложный анализ из-за равнодушия чиновников от медицины. Плакала и молилась за всех, за каждого! Стены ее квартиры были в иконах, детских фотографиях и рисунках. Галя сама оказалась в больнице(онкология) , она призналась мне, что только в этом году научилась молиться. «Но ты же молилась тогда, в Лондоне» - удивилась я. А она: «тогда я молилась за других, а в этом году попробовала молиться за других и за себя. За себя молиться очень трудно». С уходом Гали интернет, телевидение, газеты в разных уголках России взорвались сообщениями о горькой потере, воспоминаниями, благодарностями и молитвами за душу Человека, который без остатка посвятил себя детям больным раком. «Их боль была ее болью, их страх был и ее страхом. Их путь стал и ее путем» .       

1. https://pravoslavie.ru/32790.html

2.https://www.ural.kp.ru/daily/25755.5/2741828/ 

4.Имена женщин в православном календаре.

4 января -день памяти святой Анастасии. 

 25 января – День памяти святой мученицы Татианы. 

 27 января – день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. 

 6 февраля – День памяти блаженной Ксении Петербургской.
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.

 22 апреля – День памяти святых жён-мироносиц. 

 2 мая – День памяти блаженной Матроны Московской.

 5 июня - День памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

8 июля - День памяти святых Петра и Февронии.

24 июля – день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. 

 4 августа – день памяти мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. 

 7 августа – успение праведной Анны, матери Богородицы. 

 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. 

 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. 

 30 сентября – день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.(1)

                                                                  Заключение.

Наблюдая за современным «женским православным движением», поневоле замечаешь кон-траст между нынешним женским подвижничеством и жизнью православных женщин из сов-сем недавнего нашего прошлого. Жизни, известной по житиям святых новомучениц XX века, а также по биографиям всех тех сестер и матушек, которые не жалели сил, а зачастую и жизни ради сохранения Церкви в эпоху гонений, ради спасения святынь, да и просто ради того, чтобы помочь чем-то одному конкретному ближнему. Имена большинства из них не найти не только в святцах, но и в обычных архивах, они стерлись из людской памяти без-возвратно. Большая часть из этих женщин не совершала подвигов. То, что их гонители на-зывали «антисоветской пропагандой», на практике означало лишь христианский образ жиз-ни, который они продолжали вести вопреки обстоятельствам времени. Наверное, нам, живу-щим в третьем тысячелетии, нужно почаще вспоминать о них. Мы должны сделать так, что-бы словосочетание «православная женщина» ассоциировалось не с каким-то конкретным зрительным образом, единым для всех, но с определенными человеческими и чисто женс-кими моральными качествами, с очевидным нравственным идеалом. С Царствием Божиим, проявленным в жизни, делах и поступках человека.

1. http://www.calend.ru/holidays/0/0/1665/

2. http://aquaviva.ru/journal/ishchite-zhenshchinu-v-tserkvi

 

Список использованных источников.

1. . https://www.pravmir.ru/o-roli-zhenshhiny-v-cerkvi/

2. https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html

3. http://www.orthedu.ru/culture/vera/8.htm

4.https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhenshhina-v-pravoslavii-tserkovnoe-pravo-i-rossijskaja-praktika/10

5. https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhenshhina-v-pravoslavii-tserkovnoe-pravo-i-rossijskaja-praktika/10

6. .https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhenshhina-v-pravoslavii-tserkovnoe-pravo-i-rossijskaja-praktika/10

7.https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/

8. https://foma.ru/zhenyi-mironosiczyi.html

9. https://www.pravmir.ru/podvig-svyatoj-blagovernoj-ravnoapostolnoj-knyagini-olgi-i-istoricheskaya-sudba-rossii-2/

10. https://foma.ru/uroki-petra-i-fevronii.html

11. http://www.calend.ru/holidays/0/0/2148/

12.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%B8_%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F

13. https://foma.ru/elizaveta-fedorovna-i-sergey-aleksandrovich-romanovyi.html

14. . https://pravoslavie.ru/32790.html

15.https://www.ural.kp.ru/daily/25755.5/2741828/

16. http://www.calend.ru/holidays/0/0/1665/

17. http://aquaviva.ru/journal/ishchite-zhenshchinu-v-tserkvi

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.