Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Живая и неживая природа» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 1 February

Технологическая карта урока окружающего мира

на тему:

«Живая и неживая природа»

УМК «Школа России»

2 класс


 


 


 


 


 


 


 

Учитель начальных классов:

Азарёнок Елена Викторовна

 

Тип урока:

Открытие нового знания

Цель урока:

-дать определение о живой и неживой природе

Задачи урока

-обучающиеся узнают какая бывает природа;

-научатся различать объекты неживой и живой природы;

-научатся находить связи между живой и неживой природой;

Формирование УУД:

Познавательные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные: различать объекты живой и неживой природы; называть признаки живых существ; устанавливать связи между живой и неживой природой.

Оборудование урока

учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешаков, картинки с изображением Муравья Вопросика, карточки для работы в паре.

Организация работы на уроке:

фронтальная, в паре, индивидуальная.

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности

2. Актуализация знаний

3. «Открытие» нового знания

4. Физ. минутка

5. Первичное закрепление

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

7. Итог (рефлексия учебной деятельности)

8.Выставление отметок

9.Домашнее задание


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация учебной деятельности

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки.

Прозвенел звонок.

Начинается урок окружающего мира.

Внимательно слушают учителя

Личностные: Самоопределение (мотивация учения)

2. Актуализация знаний

Цель: подготовка к восприятию нового знания.

Внимание! Предложите задание к буквенному ряду.

( на доске записаны буквы: п р а о р д и)

-Выполняйте! (можете работать в паре).

- Кому хочется озвучить, какое слово получилось?

 

 

-Что оно означает?

 

 

Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?

 

 

Хорошо. Значит, дома, машины- это тоже природа. (Пауза)

-Сядьте поудобнее и внимательно послушайте. Огромный мир, окружающий нас, удивительно красив и многообразен. Много в нём различных растений, грибов, животных. А есть ещё Солнце, Луна, сверкающие звёзды, извилистые реки, высокие горы, синие моря, причудливые облака.

Всё это - природа. Да и ты сам - часть природы.

А многое вокруг тебя создано разумом и трудом человека.

- Объясните, что такое- окружающий мир?

 

-А что такое природа?

 

 

 

-Молодцы, спасибо.

(На слайде появляется слово)

Природа

-Может ли природа быть учителем?

Можно из этих букв составить слово.

 

 

Природа.

 

 

Это цветы, травы, птицы…Это то, что нас окружает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окружающий мир-это природа и то, что создано людьми.

 

Природа – это то, что нас окружает и возникло без участия человека.

Коммуникативные УУД:

Выражения своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

 

4. «Открытие» нового знания

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания.

-Предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с рисунками объектов окружающего мира.

- Выберите из них только рисунки обьектов природы.

- Какие карточки вы убрали? Почему?

-Докажите свой выбор.

 

 

 

 

-Оставшиеся карточки с рисунками объектов природы попробуйте разделить на две группы.

- Поделитесь мыслями, как вы рассуждали при выполнении этого задания.

 

 

 

 

 

 

Учитель выдерживает паузу.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кто же прав?

-Давайте попробуем разобраться с этим сложным вопросом.

(На слайде появляется вопросительный знак -Вопрос Вопросович).

-Прочитайте следующие признаки

Рождение, дыхание, питание, движение, размножение.

-Какая группа обладает этими признаками?

 

 

 

 

 

 

-Вернёмся к спорному вопросу: к какой группе мы отнесём объект природы «дерево»?

-Кто готов высказать своё мнение?

 

Вы согласны?

 

Создание проблемной ситуации:

-Как бы вы назвали объекты природы первой группы?

(На слайде Живая природа)

 

-Как назовём вторую группу?

-(На слайде Неживая природа)

-Сформулируйте тему нашего урока.

Ученики работают по карточкам (ракета, дерево, дом, медведь, рыба, воробей, Солнце, горы)

 

 

 

-Я убрала «ракету» её сделал человек.

-Я убрал «дом» - его тоже сделал человек.

 

 

Два ученика выходят к доске, объясняют свой выбор.

- Я думаю, что к первой группе нужно отнести медведя, рыбу, воробья, так как они умеют бегать, плавать, летать, двигаться.

-Мне кажется, ко второй группе надо отнести Солнце, дерево, горы, так как они не могут сами двигаться.

- Я с вами не согласен.

Дерево я отнесу в первую группу. Я думаю, что оно умеет двигаться, так как оно растёт, а это значит-двигается.

- А я знаю, видел, как листья комнатных растений поворачиваются и тянутся к солнышку.

Мама всегда мне говорит:

«Смотри, сын, как как листья жадно ловят капли света». Листочки поворачиваются, значит - двигаются.

-Я думаю, что первая группа. Например, медведь рождается, дышит, питается, растёт, двигается.

-Я согласна. Эти же признаки есть и у рыбы, и у воробья.

 

 

 

 

 

 

-Я считаю, что к первой группе, так как дерево рождается, то есть появляется из семечка, растёт, питается с помощью корней, дышит.

- Да, согласны. (переносят объект природы «дерево» в первую группу).

-Живые.

 

 

 

Неживая природа.

 

«Живая и неживая природа»

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

5.Физ.Минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Повороты туловища влево, вправо

Наклоны вперёд, назад

Руки вверх, потянуться.

Руки вверх, влево.

Круговые движения.

 

6. Первичное закрепление

Цель:

-организовать закрепление знаний о живой и неживой природе.

-Верно ли, что цветок и бабочка из нашей физкультминутки- объекты живой природы?

-Как зависят они друг от друга?

-Чем отличаются живые существа от объектов неживой природы?

 

 

-Проверим себя. Прочитать текст в учебнике стр 140.

-Как вы думаете, может ли живая природа существовать без неживой?

-Попробуем найти ответ.

-Отгадать загадки Муравьишки.

1. Голубой платок.

Жёлтый колобок

По платку катается,

Людям улыбается.

 

 

2. Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой.

3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять.

-На слайде Солнце воздух вода

- Какие мысли появились?

 

 

-Как вы думаете, для чего нам Солнце?

 

 

-У кого есть другое мнение?

- Прочитайте и проанализируйте стихотворение про Солнце.(на парте).

- Поделитесь мыслями, чем важно Солнце для растений, животных и для вас?

 

 

-С неба смотрит Солнце

Миллионы лет.

Льёт на Землю Солнце И тепло, и свет.

Солнце - главный источник света и тепла на Земле.

-Для чего нам нужен воздух?

 

 

 

 

-Что можете рассказать о воде?

 

 

-Что необхолимо дія жизни на Земле?

Да

 

 

Живые существа рождаются, дышат, питаются, двигаются.

 

 

 

Ученики задумались.

 

 

 

 

 

 

Солнце.

 

 

 

 

Ветер.

 

 

 

Вода.

 

 

Наверное, сейчас будем говорить об объектах неживой природы.

 

Солнце светит и обогревает всё живое на

Земле.

Высказывания учеников.

Работа в паре.

 

Я сделал вывод, что солнце дружит со всеми нами и дарит тепло и свет.

 

 

 

 

 

 

 

Для дыхания он нужен,

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой.

 

 

Живым существам необходима вода.

 

Тепло, свет, воздух, вода.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера

- контроль, коррекция, оценка действий партнера

 

-Так может ли живая природа существовать без неживой?

Не может.

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.

Работа по карточкам. Проверь и оцени свои знания.

-Проверка по эталону.

Если будет сложно-работайте в паре.

Регулятивные УУД:

Контроль (личение способа действия и его результата с эталоном)

8.Итог (рефлексия учебной деятельности)

Цель:

-фиксация нового содержания, изученного на уроке;

-оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

-Покажите, с каким настроением уходите с урока?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?

- Как вы думаете, зачем нам нужен был этот урок?

Используйте при ответе слова:

Я → Познакомился…

→ Учился различать….

→ Рассматривал взаимосвязи между…

 

 

Сигналят ладошками из цветной бумаги.

Делают выводы.

- Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природой.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД.

Рефлексия.

Познавательные УУ

Личностные УУД.

9.Выставление отметок.

Домашнее задание

Выставляет отметки в дневники учащихся.

Много интересного о живой и неживой природе вы можете узнать в энциклопедии, загляните, пожалуйста туда и сверьте полученную информацию с учебником.

Ярмарка-распродажа Д/3

Записывают в дневник

1.Учебник стр 24- 27,

2.ТПО задания с 1- 6, стр

18( по желанию)

3.Написать мини сочинение:

«Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?» (по желанию)

Коммуникативные УУД.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации