Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Живая и неживая природа» (2 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира
на тему:
«Живая и неживая природа»
УМК «Школа России»
2 класс
Учитель начальных классов:
Азарёнок Елена Викторовна
Тип урока: |
Открытие нового знания |
Цель урока: |
-дать определение о живой и неживой природе |
Задачи урока |
-обучающиеся узнают какая бывает природа; -научатся различать объекты неживой и живой природы; -научатся находить связи между живой и неживой природой; |
Формирование УУД: |
Познавательные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Предметные: различать объекты живой и неживой природы; называть признаки живых существ; устанавливать связи между живой и неживой природой. |
Оборудование урока |
учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешаков, картинки с изображением Муравья Вопросика, карточки для работы в паре. |
Организация работы на уроке: |
фронтальная, в паре, индивидуальная. |
План урока: |
1. Мотивация учебной деятельности 2. Актуализация знаний 3. «Открытие» нового знания 4. Физ. минутка 5. Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 7. Итог (рефлексия учебной деятельности) 8.Выставление отметок 9.Домашнее задание |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|
1. Мотивация учебной деятельности Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки. |
Прозвенел звонок. Начинается урок окружающего мира. |
Внимательно слушают учителя |
Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
|
2. Актуализация знаний Цель: подготовка к восприятию нового знания. |
Внимание! Предложите задание к буквенному ряду. ( на доске записаны буквы: п р а о р д и) -Выполняйте! (можете работать в паре). - Кому хочется озвучить, какое слово получилось?
-Что оно означает?
Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
Хорошо. Значит, дома, машины- это тоже природа. (Пауза) -Сядьте поудобнее и внимательно послушайте. Огромный мир, окружающий нас, удивительно красив и многообразен. Много в нём различных растений, грибов, животных. А есть ещё Солнце, Луна, сверкающие звёзды, извилистые реки, высокие горы, синие моря, причудливые облака. Всё это - природа. Да и ты сам - часть природы. А многое вокруг тебя создано разумом и трудом человека. - Объясните, что такое- окружающий мир?
-А что такое природа?
-Молодцы, спасибо. (На слайде появляется слово) Природа -Может ли природа быть учителем? |
Можно из этих букв составить слово.
Природа.
Это цветы, травы, птицы…Это то, что нас окружает.
Окружающий мир-это природа и то, что создано людьми.
Природа – это то, что нас окружает и возникло без участия человека. |
Коммуникативные УУД: Выражения своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
|
|
4. «Открытие» нового знания Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания. |
-Предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с рисунками объектов окружающего мира. - Выберите из них только рисунки обьектов природы. - Какие карточки вы убрали? Почему? -Докажите свой выбор.
-Оставшиеся карточки с рисунками объектов природы попробуйте разделить на две группы. - Поделитесь мыслями, как вы рассуждали при выполнении этого задания.
Учитель выдерживает паузу.
-Кто же прав? -Давайте попробуем разобраться с этим сложным вопросом. (На слайде появляется вопросительный знак -Вопрос Вопросович). -Прочитайте следующие признаки Рождение, дыхание, питание, движение, размножение. -Какая группа обладает этими признаками?
-Вернёмся к спорному вопросу: к какой группе мы отнесём объект природы «дерево»? -Кто готов высказать своё мнение?
Вы согласны?
Создание проблемной ситуации: -Как бы вы назвали объекты природы первой группы? (На слайде Живая природа)
-Как назовём вторую группу? -(На слайде Неживая природа) -Сформулируйте тему нашего урока. |
Ученики работают по карточкам (ракета, дерево, дом, медведь, рыба, воробей, Солнце, горы)
-Я убрала «ракету» её сделал человек. -Я убрал «дом» - его тоже сделал человек.
Два ученика выходят к доске, объясняют свой выбор. - Я думаю, что к первой группе нужно отнести медведя, рыбу, воробья, так как они умеют бегать, плавать, летать, двигаться. -Мне кажется, ко второй группе надо отнести Солнце, дерево, горы, так как они не могут сами двигаться. - Я с вами не согласен. Дерево я отнесу в первую группу. Я думаю, что оно умеет двигаться, так как оно растёт, а это значит-двигается. - А я знаю, видел, как листья комнатных растений поворачиваются и тянутся к солнышку. Мама всегда мне говорит: «Смотри, сын, как как листья жадно ловят капли света». Листочки поворачиваются, значит - двигаются. -Я думаю, что первая группа. Например, медведь рождается, дышит, питается, растёт, двигается. -Я согласна. Эти же признаки есть и у рыбы, и у воробья.
-Я считаю, что к первой группе, так как дерево рождается, то есть появляется из семечка, растёт, питается с помощью корней, дышит. - Да, согласны. (переносят объект природы «дерево» в первую группу). -Живые.
Неживая природа.
«Живая и неживая природа» |
Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
|
5.Физ.Минутка. |
Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. |
Повороты туловища влево, вправо Наклоны вперёд, назад Руки вверх, потянуться. Руки вверх, влево. Круговые движения. |
|
|
6. Первичное закрепление Цель: -организовать закрепление знаний о живой и неживой природе. |
-Верно ли, что цветок и бабочка из нашей физкультминутки- объекты живой природы? -Как зависят они друг от друга? -Чем отличаются живые существа от объектов неживой природы?
-Проверим себя. Прочитать текст в учебнике стр 140. -Как вы думаете, может ли живая природа существовать без неживой? -Попробуем найти ответ. -Отгадать загадки Муравьишки. 1. Голубой платок. Жёлтый колобок По платку катается, Людям улыбается.
2. Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой. 3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять. -На слайде Солнце воздух вода - Какие мысли появились?
-Как вы думаете, для чего нам Солнце?
-У кого есть другое мнение? - Прочитайте и проанализируйте стихотворение про Солнце.(на парте). - Поделитесь мыслями, чем важно Солнце для растений, животных и для вас?
-С неба смотрит Солнце Миллионы лет. Льёт на Землю Солнце И тепло, и свет. Солнце - главный источник света и тепла на Земле. -Для чего нам нужен воздух?
-Что можете рассказать о воде?
-Что необхолимо дія жизни на Земле? |
Да
Живые существа рождаются, дышат, питаются, двигаются.
Ученики задумались.
Солнце.
Ветер.
Вода.
Наверное, сейчас будем говорить об объектах неживой природы.
Солнце светит и обогревает всё живое на Земле. Высказывания учеников. Работа в паре.
Я сделал вывод, что солнце дружит со всеми нами и дарит тепло и свет.
Для дыхания он нужен, Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой.
Живым существам необходима вода.
Тепло, свет, воздух, вода. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера |
|
|
-Так может ли живая природа существовать без неживой? |
Не может. |
|
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок. |
Работа по карточкам. Проверь и оцени свои знания. -Проверка по эталону. |
Если будет сложно-работайте в паре. |
Регулятивные УУД: Контроль (личение способа действия и его результата с эталоном) |
|
8.Итог (рефлексия учебной деятельности) Цель: -фиксация нового содержания, изученного на уроке; -оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; |
-Покажите, с каким настроением уходите с урока? - Какую цель ставили на уроке? - Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение? - Как вы думаете, зачем нам нужен был этот урок? Используйте при ответе слова: Я → Познакомился… → Учился различать…. → Рассматривал взаимосвязи между…
|
Сигналят ладошками из цветной бумаги. Делают выводы. - Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природой. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Коммуникативные УУД. Рефлексия. Познавательные УУ Личностные УУД. |
|
9.Выставление отметок. Домашнее задание |
Выставляет отметки в дневники учащихся. Много интересного о живой и неживой природе вы можете узнать в энциклопедии, загляните, пожалуйста туда и сверьте полученную информацию с учебником. |
Ярмарка-распродажа Д/3 Записывают в дневник 1.Учебник стр 24- 27, 2.ТПО задания с 1- 6, стр 18( по желанию) 3.Написать мини сочинение: «Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?» (по желанию) |
Коммуникативные УУД. |