Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему «Живая и неживая природа»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дучинская СОШ№2» Новолакского района
Конспект урока
Окружающего мира во 2 классе
Тема: «Живая и неживая природа»
Автор: Магомедова А.Я.
учитель начальных классов
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: познакомить с целями и задачами нового раздела; формировать представление о неживой и живой природе; научить различать объекты неживой и живой природы; раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.
Метапредметные УУД:
регулятивные (уметь ставить цели и уметь их планировать)
коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала)
познавательные (устанавливать связи между неживой и живой природой)
Предметные УУД: различать понятия «неживая природа», «живая природа»; устанавливать связи между неживой и живой природой; правильно использовать эти знания в своей жизни.
Основные понятия: «неживая природа», «живая природа»
Ресурсы:
основные: учебник, рабочая тетрадь.
дополнительные: раздаточный материал для групп;
сигнальные карточки;
Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, раздаточный материал
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг -…ПРИРОДА.
– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
II. Сообщение темы урока
– Ребята, мы часто с вами произносим такую фразу: «Какая природа, какая красота» или
«Я был на природе».
– А что такое природа? Вот сегодня на уроке мы и будем искать ответ на этот вопрос. А так же узнаем, что относится к живой и неживой природе.
III. Работа по теме урока
– Посмотрите на доску. Что вы там видите? (Различные картинки).
– На какие две группы можно разделить все предметы? (Первая группа – то, что создано руками человека, вторая группа – то, что создано природой)
– На доске мы получаем:
1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека.
2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево.
Все это создано природой. Убираем картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком.
Делаем вывод: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой.
– Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки? (На живое и неживое)
На доске мы получаем:
Живая природа: Неживая природа:
дерево камни
медведь звезды
бабочка вода
дети солнце
цветок сосулька
IV. Открытие нового знания.
(как определить, что относится к живой природе, а что к неживой?)
Для этого мы должны с вами выделить признаки живого организма.
(дышат, питаются, растут, размножаются)
- Давайте проверим, так ли это.
Рассматривается слова первого столбика, и выделяются все признаки.
- Приведите свои примеры живых организмов.
V. Беседа по теме урока
– Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается. Даже растения. Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.
На проекторе появляется первый признак жизни – движение.
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
На проеторе появляется второй признак жизни – рост.
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек. Третий признак жизни – питание.
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)
– Некоторые растения погибают при наступлении зимы. Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают. Следующий признак жизни – смерть.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле? (Растения, животные и люди рождаются вновь)
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение.
– Ребята, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили? (Движение, рост, питание, смерть, размножение).
Проверка своих предположений по учебнику.
- Итак, вспомним все, что мы говорили о живом организме.
Происходит моделирование определения.
НА ДОСКЕ: ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ – ЭТО РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК.ВСЕ ЖИВОЕ ДЫШИТ, ПИТАЕТСЯ, РАСТЕТ, РАЗМНОЖАЕТСЯ, МОЖЕТ ЗАБОЛЕТЬ И УМЕРЕТЬ.
– Давайте проверим, обладают ли всеми этими признаками предметы нашей живой природы: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок. (Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет, питается, обладает движением (листочки сворачиваются, распускаются), размножается, умирает. Следовательно, оно относится к живой природе и т.д.)
VI.Физкультминутка .
- Сейчас мы с вами поиграем, если я называю слово, которое относится к живым организмам, то вы хлопаете в ладоши, если слово относится к неживым предметам, то молчите. (или вариант с презентацией №2)
СЛОВА: МОТОЦИКЛ, СОБАКА, ЛОШАДЬ, РОМАШКА, ТЕЛЕВИЗОР, ТРАВА, ВЕЛОСИПЕД, КОРОВА, ВЕДРО, ГРИБ, ЗАЯЦ, КИРПИЧ.
VII. Закрепление изученного.
Тестирование в тетради на печатной основе по теме «Живое и неживое»
VIII.Рефлексия.
-Чему научил вас сегодняшний урок?
-Что больше всего понравилось?
-Ребята, поднимите зелёный карандаш те,кто много нового сегодня узнал на уроке про живую и неживую природу, желтый кто мало получил информации, тогда нужно прочитать ещё раз учебник, красный кто не понял, что такое живая и неживая природа.
Домашнее задание
– В тетрадях на дома вы сможете выполнить интересное творческое задание.
Ребята, запишите в дневник домашнее задание. Рабочая тетрадь с. 7-8 № 2, 5
– Спасибо всем за работу! Урок окончен.