12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Светлана Андреевна400
Победитель ПНП "Образование" в соответствии с квотой губернатора Воронежской области в 2013 г. (приказ от 29.08. 2013 г. № 836, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области).
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Творческие работы старшеклассников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 74







Жизнь и творчество

Андрея
Порфирьевича Серебрянского

Исследовательская работа




Выполнила: учащаяся 9 «В» класса
МБОУ СОШ № 74
Никитчанова Елена
Руководитель: Зятикова С.А.


Воронеж 2016


Содержание

Введение………………………………………………………………..2

Глава I. О жизни и творчестве Серебрянского……………………….3-13
1.Годы в Воронеже
2.Семенарский кружок и формирование литературных пристрастий
3.А.П.Серебрянский и А.В.Кольцов
4. Столичные искания
5.Основные темы поэзии А. П. Серебрянского

Глава II. «Дух музыки» в творчестве А.П.Серебрянского………….14-16

1. Особенности песен А. П. Серебрянского
2. «Мысли о музыке»


Заключение…………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………...18

Приложение………………………………………………………..19-22








Введение

Традиционно в нашей стране, каждый год посвящается определенному направлению, к примеру, 2013-й был годом окружающей среды, а 2014-й, как известно, – культуры, 2015 год в России объявлен годом русской литературы. Соответствующий указ был подписан Президентом РФ. По мнению президента России, 2015 год объявлен годом литературы с целью повысить общий образовательный уровень наших граждан и кроме этого сохранить и приумножить культурную целостность нашей страны, при этом сохраняя свою самобытность, национальные ценности и духовные традиции. Наш город славится своим литературным наследием. Кольцов, Никитин, Маршак, Платонов… Много известных поэтов и писателей прославляли наш край! Но есть представители литературы, о которых сохранилось мало сведений. Об одном нашем земляке - Серебрянском Андрее Порфирьевиче пойдет речь в моей работе.

Актуальность исследования заключается в том, чтобы восполнить пробелы о творчества и жизни Серебрянского.

Объектом исследования является литературное наследие А.П. Серебрянского и его творческая биография.

Цель исследования: воссоздать личность и творчество Серебрянского.
Задачи исследования: дать очерк творческой биографии Серебрянского, определить факторы, повлиявшие на судьбу поэта и характер его творчества.

Методы исследования:

-сбор и анализ информации о биографии и творческом пути по материалам, хранящимся в Никитинской библиотеке;

-посещение музея;

-анализ информации, размещенной в сети Интернет.

Все публикации об А. П. Серебрянском можно условно разделить на три группы.

1) Сведения-очерки о жизни и творчестве А. П. Серебрянского.

2) Дополнения, уточнения, выборочные сообщения, новые факты.

3) Отношения А. П. Серебрянского и А. В. Кольцова.

Глава I. О жизни и творчестве А.П. Серебрянского

1. Годы в Воронеже

Согласно новейшим разысканиям Андрей Серебрянский родился в 1809 году (хотя в работах разных исследователей год рождения поэта колеблется в пределах четырех лет - 1808-1811). Он был старшим сыном священника - о. Порфирия, проживавшего в с. Козловка Бобровского уезда Воронежской губернии (приложение № 1), прежде священствовавшего в слободе Бутурлиновке, у которого, помимо Андрея, было еще три сына и дочь. О детских и отроческих годах поэта мало что известно.

В сентябре 1825 года, шестнадцати лет, он поступает в Воронежскую духовную семинарию (приложение № 2) и пребывает в ней по февраль 1831-го. Именно о Серебрянском-семинаристе и сохранились некоторые воспоминания. Е. Сталинский, ссылаясь на рассказы однокашников Серебрянского, представляет его таким: «Андрей Порфирьевич был юноша красивой наружности, говорил скоро, отчетливо и при этом обыкновенно склонял голову несколько на бок». Характеристические особенности его были: даровитость, впечатлительность и своенравие. Семинарские науки давались ему легко (А. Серебрянский обучался на 2-х отделениях - риторическом и философском), но их постижение вовсе не являлось для него самоцелью: осознанье присутствия в себе волнующей силы творческого духа, формировавшей как его внешний - красивый, романтический - облик, так и пылкую душу, толкало Андрея Серебрянского к расширению границ познания и проявления.

Вот как писал о нем В. Г. Белинский: «Натура сильная и широкая, он рано почувствовал отвращение к схоластике, рано понял, что судьба назначила ему другую дорогу и другое призвание, и, руководимый инстинктом, он сам себе создал образование, которого нельзя получить в семинарии».
В эти годы он проявляет себя не только как умелый сочинитель, но и как превосходный декламатор, чтение которого оказывало «потрясающее влияние на слушателей». Одаренный юноша сразу же завоевал симпатии в кружке друзей-семинаристов. Любовь к шуткам, благородство, ум и талантливость вскоре сделали его не только душой и лидером студенчества, но и кумиром местной молодежи.





2. Семинарский кружок и формирование литературных пристрастий
2.1. Ода« Бессмертие»

По окончании курса прежним руководителем кружка, Андрей Серебрянский становится во главе семинарского поэтико-философского кружка.

Семинарские кружки 20-30-х годов ХIХ века играли заметную роль в культурной жизни общества. Они возникали как результат несоответствия схоластического обучения разнообразным интересам и запросам учащихся. В семинарских сборниках того времени встречаются выписки из трудов Декарта, Канта, Монтескье, Руссо. Серебрянский, по словам М. Сергиеенко, «по всему мировоззрению был близок к шеллингианству», воздействие которого испытали в числе многих Белинский и Станкевич. Молодой Шеллинг, «кипящий ум которого рождал светлые мысли и открывал Антлантиду неизведанного», был созвучен беспокойной ищущей натуре Серебрянского. И все же с его приходом к руководству кружком «берет вверх над научным интересом интерес к искусству».

Состав этого кружка более или менее известен. В разное время в него входили К. И. Куликовский, М. Н. и П. Н. Нигровские, С. И. Бодрухин, братья А. Н. и В. И. Аскоченские Александр Михайлович Демидов, составитель рукописного сборника стихов «Цветы с долины моей юности» (1825-1830). Есть свидетельство, что к кружку Серебрянского примыкали семинаристы И. П. Дубянский, М. П. Данилов, П. Л. Беляев.

Непосредственное влияние на формирование мировоззрения и особенно литературных пристрастий А. П. Серебрянского и его товарищей оказали профессора А. Д. Вельяминов, Ф. Троицкий и особенно П. И. Ставров, читавший курс философских наук. Именно ему «любимейший ученик» Андрей Серебрянский посвятит в 1830 году оду «Бессмертие» (приложение № 3). Причем в этом случае жанр определен Серебрянским как «поэма». Вторящая державинским метрам, она представляет интерес сочетанием классицистической и сентиментальной поэтик, пронизанных к тому же романтическим пафосом.

«Бессмертие» - не только дань распространенной в литературе ХVIII - начала ХIХ веков теме. Это еще и показатель сильной духовной жажды, томившей поэта, его религиозно-романтической тоски по «лучшему будущему» для человечества. Он верил, что божественный - добрый, справедливый, свободный мир существует, и всею душою хотел воцарения небесных истин на земле.

Приведем небольшие выдержки из поэмы, чтобы читатель смог ощутить и пыл, и вдохновенность, и смелую философскую мысль ее создателя:
Мощные громы! Вихри летучи!

Сдвиньтесь в громаду виснущей тучи!

Гряньте в раскатах, с пылью дождей,

С гулом и с треском, в блеске огней!

Гряньте в октавах дикие хоры

С влагою в долы, с градом на горы!

Да изумится все под грозой!

И - с обновленьем душного мира,

Вместе с прохладой свежей эфира

Пусть пронесется тайной струей

В воздухе чистом голос святой -

О бесконечном духа нетленьи,

В тихом - незримом ангельском пеньи!

Я соглашу с ним лиру мою -

И вдохновенно песнь воспою!..

 







3. А.П. Серебрянский и А.В. Кольцов

Приблизительно в 1827-1929 годах произошло знакомство Андрея Серебрянского с Алексеем Кольцовым (приложение №4). Рассказывают, что случилось это в Викулинской роще - на берегу реки за Чижовкой, где к тому же был трактир (по другим источникам - гостиница). Как-то зайдя туда, Кольцов застал шумную компанию семинаристов во главе с Серебрянским. Решившись поддержать их разговор, Алексей Кольцов завел речь о достоинствах «Письмовника» Курганова, но тотчас же был сражен оппонентами. И тут Серебрянский, предчувствуя «комический момент», к изумлению всех встает на защиту и Кольцова, и Курганова - со всей серьезностью развивая мысль о «глубоком содержании» учебника, он вызвал дружный хохот приятелей. Поскольку шутка не имела злого умысла, Кольцов не осердился и вскоре крепко подружился со своим обаятельным и оригинальным сверстником: «часто можно было видеть вместе всегда оживленного красавца-семинариста и сутуловатого, широкоплечего, низкорослого - в синей чуйке до пят, флегматичного мещанина».

Противоположность двух талантливых молодых людей подчеркивает и Е. Сталинский: «Один - пылок и впечатлителен; другой - робок и сосредоточен; один - ученый, в то время как друг его - неуч и даже за объяснением самых простых истин должен прибегать чуть ли не к букварю». Вероятно, Кольцов также удивил и привлек Серебрянского своей необычностью - несоответствием «одежки» и «ума».

Знакомство с Серебрянским и его кружком сыграло существенную роль в жизни Кольцова: они способствовали литературному, философскому развитию начинающего поэта. О важности влияния «первого поэта семинарии» на своего товарища писал и В. Г. Белинский: «Для своих поэтических опытов Кольцов нашел себе в Серебрянском судью строгого, беспристрастного, со вкусом и тактом, только с тех пор, как он сошелся с Серебрянским, и прежние его стихотворения, и вновь написанные, достигли той степени удовлетворительности, что стали годиться для печати». В том, что «Серебрянский первый указал Кольцову на жизнь народную как на предмет его музы и источник его поэзии», заключается, по мысли А. Путинцева, «главная заслуга Серебрянского».

Андрей Серебрянский стал для Кольцова первым читателем, критиком, редактором стихов. Но, прежде всего, он стал духовной опорой и самым близким, сердечным другом поэта до конца своих дней. Алексей Васильевич с признательностью вспоминал о нем как о единственном отдохновении молодости: «Вместе мы с ним росли, весте читали Шекспира, думали, спорили: и я так много был ему обязан; он чересчур меня баловал».

4. Столичные искания

В августе 1831 года А. П. Серебрянский покидает семинарию в зените славы «местного гения», руководимый, как он сам писал, «непременным намерением поступить в светское звание и выгодами образования”. Вольнолюбивый юноша нарушал своей «шумностью» представление о лице «духовного сана», и это осложнило его пребывание в семинарии: по свидетельству его товарища и родственника В. И. Аскоченского, Андрей Порфирьевич был «на худом счету у начальства». Причины такого положения разъясняет М. Ф. Де-Пуле: «Он не мог мириться с существовавшими в семинарии учебно-воспитательными порядками, не мог не протестовать против них; не мог он, как сын бедного священника, как образованный пролетарий, - относиться спокойно и благодушно и к другим общественным порядкам».

По сути, 1831 годом оканчиваются для исследователей не только самые «богатые» фактами страницы жизни А. П. Серебрянского, но и творческий и личностный успех его. Желание найти себя, вырваться из мелкого провинциального быта в большой столичный мир не принесло нашему земляку удачи.

Уволенный из семинарии на филологическое отделение Московского университета, он по болезни там не обучался и годом позже, как пишет В. Г. Белинский, «избрал себе поприще врача, чтобы не отчаиваться в будущем, по крайней мере, в куске хлеба, и поступил в Московскую медико-хирургическую академию». В 1832-1833 и 1834-1836 годах Андрей Серебрянский учится в академии с перерывом, обусловленным как расстройством здоровья, так и вероятным участием в студенческих беспорядках, за которые, по мнению Г. Дорохова, изучившего на основании архивных данных тот период жизни поэта, перед ним «закрылись двери в училищные места и грозило судебное преследование», но, вновь зачисленный на курс, показывает «превосходные успехи» и «благонравие».


5.Основные темы поэзии Андрея Порфирьевича Серебрянского

Современники отмечали в Андрее Серебрянском с годами усиливавшиеся скептицизм и пессимизм.

В это время его сопровождает ряд потерь - взятие в рекруты старшего брата, уход из жизни любимого учителя П. И. Ставрова (1833), смерть отца, возлюбленной (все печальные события отразила его поэзия). Бедой оборачивается для него как для творческой натуры сознание несбыточности надежд: в столице он не находит применения своему таланту, понимает тщетность усилий побороть нужду и выбиться в люди. И. Серебрянский, отличавшийся нервностью, повышенной впечатлительностью, не имевший, подобно Кольцову, жизненной стойкости и духовного оптимизма, отдался воле судьбы: топил тоску в вине, страдал, разочаровывался. Сожалением о своем шаге в поисках лучшей доли наполнены строки стихотворения «Тоска по отчизне»:

Потек за счастьем я и, ах, не в пору, вижу,

Что все добро в объятьях дорогих.

Небольшой пласт лирического наследия (так называемая «тетрадь № 6»), датированный примерно 1830-1834 годами, позволяет выявить в этой энергичной личности острое ощущение трагедийности бытия, усиливавшееся с годами.

Элегия-пролог «Цветы», открывающая тетрадь Андрея Серебрянского, - грустный привет оставленным на родине друзьям, которым посвящает автор свой «поэтический букет»:

Друзья, друзья мои! Вы кто теперь, вы где?

Любите мой букет, чтоб взоры не стыдились,

Что песни грусти не годились

Поэта нищего нигде!..

Стихотворения А. П. Серебрянского, равно как и его жизнь, в полной мере отразили основной романтический конфликт между мечтою и действительностью. Показательны строки одной из элегий поэта:
Счастлив, кто верит здесь мечтам,

Кто улыбается надежде,

Мне изменило все, и снам

Добра не верю я, как прежде.

Анализ поэтических произведений А. П. Серебрянского показывает их соотносимость с творчеством его современников - причем не только по кругу проблем, но и по уровню художественного воплощения реальности. Поставленные в контекст литературы его эпохи, они обнаруживают свои интересные грани. Лирический пафос Серебрянского близок пафосу “созерцательного романтизма” В. А. Жуковского, в поэзии которого также переплетаются четы трех поэтик - классицистической, сентиментальной и романтической, а глубокая печаль роднит музу Серебрянского с Лермонтовской.

Среди 32 его «пьес» преобладают элегии – «Арфа», «Она», «Без нужды сорванные цветы», «Могила прекрасной», «В память сельских ночей» и др.; есть песни-романсы – «Вино», «Напрасная слеза», «Жил и я...», «Ты замлейся, день веселый...», «Грусть-злодейка» и созданные в духе народных лирических песен «Поля, поля мои родные...», «К лучине», «К тучам понизового небосклона»; несколько стихотворений классицистического жанра.

Темы и мотивы большинства стихотворений Андрея Серебрянского традиционны для романтико-сентиментальной поэзии начала ХIХ века. Перевес «сентиментального начала», в лирике, «кладбищенские мотивы», «любовь к собственным слезам», воздыхания, тяготение к природе и простоте жизни, религиозно-идеалистические чувства сближают его поэзию с произведениями художников-сентименталистов Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского.

Трагизм переживаемого, разочарование в жизни и людях, одиночество («Цветы», «Грозе», «Вино» и др.), любовная драма («Без нужды сорванные цветы»),, темы тоски и печали («Арфа», «Тяжелый час», «Грусть-злодейка»), рока (баллада «Алий, несчастный певец»), тема возлюбленной («Она», «Могила прекрасной»), поэта и поэзии («Музыка, или Эхо октав на русские октавы») отдают дань романтическому искусству.

Заметно тяготение А. П. Серебрянского к народной поэтике, которая создает не только образно-композиционный строй его песен, но и является составной частью элегий. Несмотря на взаимопроникновение поэтик, мы можем выявить три главные особенности лирики Андрея Серебрянского, присущие романтическому сознанью, - исповедальность, музыкальность, трагедийный пафос.

Определения, данные В. Г. Белинским для романтика В. А. Жуковского, оказываются применимы и к поэзии А. П. Серебрянского, душу которой также составляют «страдания и скорбь, найденные на дне своего растерзанного сердца», и которая также была «в тесной связи с его жизнью и лучшей его биографией». Перевес «сентиментального начала», в лирике, «кладбищенские мотивы», «любовь к собственным слезам», воздыхания, тяготение к природе и простоте жизни, религиозно-идеалистические чувства (обнаруженные, например, в элегиях «Могила прекрасной», «К другу. На смерть незаменимого», «Трава с могилы П. И. Ст-ва», «Воин-горе», «Тоска по отчизне») сближают его поэзию с произведениями художников-сентименталистов Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского.

Глава II «Дух музыки» в творчестве А.П.Серебрянского
1.Особенности песен Серебрянского

Для Серебрянского как для поэта-барда, песенника. «Музыкальная» тема является продолжением темы поэзии в его лирике: так, в стихотворении «Музыка, или Эхо октав на русские октавы» уже затронуты некоторые образы («гений-музыкант», носящийся «душой своей вне мира») и аспекты будущей статьи («Поэзия бедна в зажатом чтеньи, ей звуки - жизнь, ей звуки – упоенье»). Забота Серебрянского о музыкальности стиха характерна для него и как для художника с романтическим видением, и как для романтика по натуре вообще, ведь эмоциональная стихия музыки более других искусств способна вознести «к иным мирам» человека мечтательного, ищущего, не удовлетворенного действительностью.


















2. «Мысли о музыке»

За несколько месяцев до кончины А. П. Серебрянского было опубликовано самое позднее его произведение - статья «Мысли о музыке». В ней изложены поэтико-философские и музыкально-эстетические взгляды автора на природу музыки как на особую форму отражения действительности, раскрыта специфика музыкальных образов.

Положения «Мыслей о музыке» привлекли внимание и в ХХ веке. Известный музыковед Ю. Кремлев назвал эту работу «замечательным явлением русской музыкальной эстетики первой половины ХIХ в.». Воронежские исследователи В. А. Тонков и Ю. В. Воронцов писали: «Статья Серебрянского - не только важнейший памятник русской классической музыкальной эстетики, но и в полном смысле слова высокохудожественное литературное произведение... Поэтический дар автора ощущается в самом образном строе повествования».

В работе А. П. Серебрянского действительно необычайно живописно и вдохновенно дано понимание музыки, мира и человека как взаимосвязанных и родственных частей. Рассуждения провинциального художника - передовые для своего времени – совпали во многом с пониманием музыки и ее назначения другими романтиками. Так, в его статье нашла отражение концепция «панмузыкальности», изложенная в немецкой эстетике, - согласно ей, внутренняя музыка звучит в любом явлении природы и человеческой жизни. Как и философы-романтики, Серебрянский считал музыку “идеальным языком природы”, «языком души и сердца». «Рассуждая о «сродстве» человека с природою, автор останавливается и на вопросе «заимствования» через «искусство подражания природе»: «Мы невольно вслушиваемся в шум ветра, задумываемся пли плеске волн; нам кажется, что это вопль и плач, что и у природы есть также пора грусти и пора радости... В человеке те же черты, те же силы духовные и недуховные, какие видим в целой природе, включая и свою личность в общую сферу бытия».

Как правильно подметили В. А. Тонков и Ю. В. Воронцов, «Серебрянский раскрыл специфику музыкальных образов, достаточно точно изложил психологический закон ассоциаций и впервые в музыкальной эстетике метко сформулировал положение о социальной обусловленности музыки». Автором объясняется и принцип составления аккордов «из бесчисленного множества струн мира», объединяемых в созвучии «по признаку их средства - как между предметами, мыслями и деяниями». Разделяя понимание музыки как глубоко содержательного и действенного искусства, он призывает музыкантов учиться «чувствовать, слышать, воспринимать впечатления в глубину души, чтобы дать своим созданиям жизнь многообразную, многообъемлющую, всемирную».

Cтатья А. П. Серебрянского примечательна тем, что обнаруживает не только поэтическое мышление ее создателя, но и его, по словам Н. Н. Скатова, «с годами все более формировавшийся ум ученого, теоретика, философа, критика». Догадки и прозрения Серебрянского, его взгляд на искусство и высокое назначение художника - быть проводником и проповедником идеала Истины и Красоты - всегда современны и актуальны.






Заключение

Жизненный путь и литературное наследие А. П. Серебрянского открывают перед нами интересную и драматическую личность творчески одаренного молодого человека, которому по тогдашним понятиям не предопределялось доли лучшей, чем быть, как и его отец, священником с бедным приходом в каком-нибудь из сел. Но, ощутив в себе силы таланта и желание поиска своего пути, он не смирился с действительностью и предпринял попытки вырваться из провинциального мелкого быта, положа жизнь за свои мечты. Вглядываясь в тайну Андрея Серебрянского, нельзя не признать вторжения в его судьбу враждебной «длани рока» - и в самом деле, рок надломил поэта духовно и физически, заставил смолкнуть его лиру, а позднее постарался и вовсе стереть имя из памяти людей.

Лирика А. П. Серебрянского позволяет воссоздать его духовный и поэтический облик, определить круг решаемых им тем и вопросов. Уцелевшие произведения убедительно доказывают, что в этого художника было вложено больше, чем он успел поделиться с миром.














Список литературы

1. Путинцев А. М. Сребрянский или Серебрянский - фамилия друга Кольцова?//Филологические записки. 1905. Вып. I-II. С. 1-3.

2. Сталинский Е. Кольцов и Серебрянский. Воронеж, 1868. С. 10-11.

3. Сергеенко М. Друг Кольцова.//Литературный Воронеж. 1941. № 1(12). С. 217, 218.
























Приложение

Приложение № 1


Село Козловка, Бобровского уезда ,Воронежской губернии.
Родина А.П.Серебрянского

Приложение № 2


Духовная семинария, где учился Серебрянский.











Приложение № 3


Ода «Бессмертие

Приложение № 4

А.П.Серебрянский

А.В.Кольцов


25


Опубликовано в группе «Творческие работы старшеклассников»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.