Жизнь и творчество Уильяма Шекспира
Урок составлен для учащихся 10-го класса. Урок направлен на развитие метапредметных умений, повышение коммуникативной компетенции и совершенствование филологической подготовки учащихся средней школы. Используя средства интеграции английского языка с другими учебными предметами (литературой, историей) учитель помогает в развитии мотивации и интереса к познавательной деятельности. На уроке иностранного языка учащиеся овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Они организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Обобщая изученный материал, учащиеся выполняют задания, ориентированные на интеграцию всех отработанных стратегий. Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно давать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычного мира с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка. Воспитательный аспект также является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.
Тема урока: урок систематизации и обобщения знаний по теме “Жизнь и творчество Уильяма Шекспира”, УМК Up & Up 10 / Учебник английского языка для 10 класса, под ред. В.Г. Тимофеева
Тип урока: дискуссия, защита проектов
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Жизнь и творчество Уильяма Шекспира”
Задачи урока:
Образовательные:
развитие коммуникативных умений учащихся по следующим видам речевой деятельности:
говорение (умения участвовать в обсуждении, соблюдая нормы речевого этикета, высказывая свое мнение в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; кратко излагать результаты деятельности);
письмо (умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения);
аудирование (умение воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников).
Развивающие:
развитие творческих способностей учащихся,
навыков работы в группе;
умения задавать вопросы и отвечать на них, участвовать в обсуждении;
навыков выделения главного, составления письменных тезисов;
умения представлять результаты своей деятельности в виде презентации;
развитие умения обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
воспитание устойчивого интереса к изучению английского языка, как к источнику получения интересной информации и новых знаний,
воспитание толерантного отношения к другим культурам,
расширение кругозора учащихся,
воспитание умения работать в сотрудничестве,
развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты
Предметные умения
Создавать проект и доклад по теме, соблюдая нормы речевого этикета.
Слушать и читать аутентичные тексты с полным пониманием значимой информации.
Создавать сочинение – обзор прочитанной книги.
УУД:
Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД:
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные УУД:
формулирование собственного мнения и позиции,
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Познавательные УУД
построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
освоение ознакомительного, изучающего и поискового чтения.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технология: коммуникативная, проектная, критического мышления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты “Ромео и Джульетты”, “Венецианского купца”, презентации “William Shakespeare”, “Shakespeare’s masterpieces”, “Reviewing books”
Предварительная работа:
учащиеся самостоятельно, но под контролем учителя, разбиваются на группы по 4–5 человек, изучают и готовят презентации и доклады по темам “Жизнь и творчество В. Шекспира”, “Сонеты Шекспира”, “Комедия Шекспира “Венецианский купец”, инсценировка трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”;
в качестве домашнего задания задаётся подготовка к проекту – собрать и изучить материал, использовать лексику по пройденной теме, каждый должен хорошо подготовиться, чтобы внести свой вклад в успешную работу группы;
учитель постоянно проверяет и советует, какой материал лучше подготовить, какую лексику необходимо взять;
учитель готовит презентацию и объяснение материала по созданию сочинения –обзора книги и фильма.
План урока
1. Начало урока:
1) организационный момент: Приветствует детей по-английски, отмечает в журнале отсутствующих, расспрашивает о погоде и о самочувствии. Приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя об отсутствующих, о погоде и самочувствии.
2) мотивация учебной деятельности: Учитель включает 1,2,3 слайды и задает вопросы, почему знаменит данный человек, мотивируя причины изучения творчества гения. Ученики смотрят слайды и говорят, почему знаменит Шекспир, какие произведения он создал.
3) постановка цели и задач урока: Учитель объясняет цели и задачи урока. Ученики слушают и принимают учебные цели и задачи.
4) речевая зарядка: Учитель включает 1 слайд и просит выразительно прочесть по строчкам сонет. Ученики смотрят слайд и читают сонет с выражением, правильной интонацией.
2. Основная часть урока:
1) активизация навыков защиты проектов и аудирования;
Учитель представляет участников 4 групп и напоминает, что необходимо при выступлении других детей внимательно слушать, делать записи и готовиться к вопросам дискуссии; при защите своих проектов использовать правила речевого этикета, лексико-грамматический материал по теме. Используются презентации “William Shakespeare”, “Shakespeare’s masterpieces”
Ученики 1,2.3,4 по очереди слушают, делают записи, готовятся к дискуссии; при защите показывают и рассказывают материал своих презентаций и проектов, используют правила речевого этикета, лексико-грамматический материал по теме. Ученики, которые заранее готовились, представляют сценку – отрывок из произведения У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
2) активизация навыков говорения, ведения дискуссии;
Учитель включает слайд “Quiz” и объясняет правила ведения дискуссии, показывает вопросы и вызывает желающих выступить по данному вопросу. Ученики просматривают вопросы и думают, кто из группы на какой вопрос сможет ответить, затем выступают по очереди, используют правила ведения дискуссии.
3) активизация навыков создания плана и тезисов и письменного сообщения. Учитель благодарит за хорошее знание творчества гениального автора и рассказывает о правилах создания плана и тезисов письменного сообщения – обзора прочитанной книги. Используется презентация “Reviewing books” Ученики слушают благодарность учителя и объяснение нового материала по созданию письменного сообщения - обзора прочитанной книги.
3. Заключительная часть урока:
1) рефлексия (подведение итогов урока):
Учитель спрашивает мнение детей об уроке, знаниях, приобретенных на уроке; вместе с детьми подводит итоги выступлений групп и ведения дискуссии Ученики отвечают на вопросы учителя, говорят о том, что было интересно и понятно и что не получилось, какие знания и умения приобрели и над чем стоит поработать.
2) выставление оценок:
Оценивает детей по группам в целом, а затем отдельных учеников, кто был сильней и активней, получает выше оценки.
Ученики участвуют в оценивании и удовлетворены результатами.
3) объяснение домашнего задания:
Напоминает, что у них в тетрадях есть запись тезисов и плана создания письменного сообщения-обзора прочитанного произведения и создание этого сообщения является домашним заданием.
Ученики слушают объяснение и задают дополнительные вопросы, схемы дописывают в тетрадь.
План-конспект урока (ход урока)
1 этап. Начало урока
1) Организационный момент
Учитель: Hello, boys and girls! I am glad to see you. How are you? What do you think about the weather today? Do you like such weather? Who is absent from the lesson today? I’m sure that you are full of energy and ready to do our lesson interesting and rich.
Приветствует детей по-английски, отмечает в журнале отсутствующих, расспрашивает о погоде и о самочувствии.
Ученики отвечают на вопросы, соглашаются с учителем.
2) Мотивация учебной деятельности (слайд 1, 2, 3 презентации “Шекспир”)
Учитель: Today we are summing up our knowledge and skills on the topic “William Shakespeare and his masterpieces” Let’s read the quotations about an outstanding Englishman and comment them. Do you agree with these words? Why?
Сегодня мы подводим наши знания и умения по теме “Вильям Шекспир и его шедевры” давайте читать цитаты про выдающегося англичанина и комментировать их. Согласны ли вы с этими утверждениями? Почему?
Ученики комментируют высказывания, доказывают их верность.
3) Постановка цели и задач урока
Учитель: During two weeks pupils of our class have divided in 4 groups and learnt a lot of interesting information about life of Shakespeare, his creation, the most famous masterpieces “Romeo and Juliet”, “The Merchant of Venice”. They should both use our new grammar and lexical material and prepare presentations about their topics. Now it’s time to enjoy our knowledge and skills and discuss this new material. You have to listen, make notices and prepare both for active communication and for home writing a review. Good luck!
В течение двух недель ученики нашего класса разделились на 4 группы и узнали много интересной информации о жизни Шекспира, его творения, наиболее известные произведения “Ромео и Джульетта”, “Венецианский купец”. Они (группы) должны были использовать наш новый грамматический и лексический материал и подготовить презентации по их темах. Теперь пришло время, чтобы насладиться вашими результатами и обсудить новый материал. Мы с вами на уроке посмотрим инсценировку произведения «Ромео и Джульетта». Удачи!
4) Речевая зарядка (слайд 1,2 презентации “Творчество Шекспира”)
Учитель: You can see and read one of the most wonderful sonnets written by W. Shakespeare. Try to avoid mistakes in intonation and pronunciation. What is your impression of the sonnet? What title would you give to it?
Вы можете увидеть и прочитать одно из самых замечательных сонетов, написанных Шекспиром. Постарайтесь избежать ошибок в интонации и произношении. Каково ваше впечатление от сонета? Какое название вы бы дали ему?
Ученики читают по очереди по строчке, соблюдая правила произношения, чтения и интонации.
2 этап. Основная часть урока
1) Активизация навыков защиты проектов и аудирования
Ученики 1 группы рассказывают о жизни Шекспира.
Ученики 2 группы о творчестве и разных жанрах.
Ученики 3 группы рассказывают о создании и содержании комедии “The Merchant of Venice”.
Ученики 4 группы рассказывают о создании и содержании драмы “Romeo and Juliet”.
Все ученики готовятся отвечать на вопросы викторины и задавать свои вопросы участникам из других групп.
Инсценировка отрывка из произведения «Ромео и Джульетта»
2) Активизация навыков говорения, ведения дискуссии
Учитель: Thank you for good performance of interesting information. Nevertheless it’s time for testing your knowledge and skills. You can see questions on the screen (слайд) and prepare for answering and discussing them. I will appreciate your politeness and rules of discussion. Спасибо за хорошую работу. Тем не менее пришло время для тестирования ваших знаний и навыков. Вы можете посмотреть вопросы на экране (слайд) и подготовиться отвечать и обсуждать их.
Ученики отвечают на вопросы, используя свои записи. Определяется самая активная группа и самый знающий ученик.
3) Активизация навыков создания плана и тезисов и письменного сообщения
Учитель: You have read, prepared and learnt some outstanding works of W. Shakespeare. I suppose you are ready to report your knowledge to other pupils and to your teacher. How can you do it in writing form? Let’s look, listen and read some advices about it. (Презентация “Reviewing books”). Вы прочитали, подготовились и выучили некоторые выдающиеся произведения У. Шекспира. Я полагаю, что вы готовы сообщить свои знания другим ученикам и учителю. Как можно сделать это в письменной форме? Давайте смотреть, слушать и читать некоторые советы. (Презентация “Обзор книг”)
Ученики слушают учителя, делают записи по созданию письменного сообщения.
3 этап. Заключительная часть урока
1) Рефлексия (подведение итогов урока)
Учитель: We’ll talk about our results. What have we done today? We have known and used a lot of new words. We have listened and discussed an interesting topic. Мы обсудим наши результаты. Что мы сделали сегодня? Мы узнали и использовали много новых слов. Мы слушали и обсуждали интересную тему.
Ученики: I know that William Shakespeare lived.....
I believe Shakespeare created ....
I know how to write a review of the book.
Я знаю, что Уильям Шекспир жил.....
Я верю, что Шекспир написал....
Я знаю, как писать отзыв о книге.
2) Выставление оценок
I appreciate your knowledge and speaking skills. Thank you for your work. Your marks are ... Я оцениваю ваши знания и разговорные навыки. Спасибо вам за вашу работу. Ваши оценки... .
3) Объяснение домашнего задания
Your home task for the next lesson is writing a review of one of Shakespeare’s works. Good luck! The lesson is over.
Ваше домашнее задание на следующий урок: написать отзыв одного из произведений Шекспира. Удачи! Урок окончен.
Список литературы:
1. Аникст, А. Шекспир. - М.: ЦК ВЛКСМ, 1964.
2. Барг, М.А. Шекспир и история. - М.: Наука, 1976.
3. Скоренко В. А.; Хрестоматия по зарубежной литературе 8-10 класс.
М.: Просвещение, 1977.
4. Шекспир У. «Гамлет»; перевод с английского М. Лозинского. М.: Детская литература, 1982.
5. У.Шекспир "Трагедии. Комедии. Сонеты", Ростов-на-Дону: ЗАО "Книга", 2005.
Приложение 1
Романюта Нина Николаевна
Cагитова Гульсум Талгатовна