Занятие на тему «Зимующие птицы»

6
0
Материал опубликован 10 February

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска

 

 

 

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5-6 лет (старшая группа)

 

 

Тема: «Зимующие птицы»

 

                                       

 

Учитель-логопед

Прохоренкова Марина Юрьевна

Смоленск, 2024

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

1)      коррекционно – образовательные: систематизировать представления зимующих птицах; обогатить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»; научить употреблять обобщающее понятие «зимующие птицы»; закреплять умение подбирать глаголы к существительным; закреплять умение составлять простые предложения с предлогом НА; закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже; закреплять умение образовывать антонимы; учить согласовывать существительные с числительными и прилагательными; учить образовывать относительные прилагательные из данных двух существительных; закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

2)      коррекционно – развивающие: зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.

3)      коррекционно – воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: картинный материал по теме «Зимующие птицы».

План:

I.       Организационный момент

Игра «Отгадай загадку»

II.      Сообщение темы

III.     Изучение нового материала:

1) беседа о зимующих птицах и помощи им зимой

2) игра «Кто где сидит?»

3) игра «Кого не стало?»

4) игра «Простые правила»

IV.    Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

V.      Закрепление изученного материала

1) игра «Посчитаем»

2) игра «Скажи наоборот»

3) игра «Какой? Какая?»

4) игра «Чей хвост?»

VI.    Итог

Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра «Отгадай загадку»

Детям загадываются загадки. Отгадки выставляются на доску (или показываются в презентации).

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)

Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

          Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.)

Черная птица,

Никого не боится,

На зиму не улетает,

Нашу местность оживляет. (Галка)

II.      Сообщение темы

Логопед: Скажите, какие это птицы? (зимующие). Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (они могут найти себе корм).

III. Изучение нового материала

1) беседа о зимующих птицах и помощи им зимой

Логопед: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Чем питаются птицы зимой? Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Хватает ли птицами пищи зимой? Почему? (земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега). Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А чем мы можем помочь птицам? (вешать кормушки,  подкармливать их). Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.

2) Игра «Кто где сидит?»

Логопед: Посмотрите, наши птицы разлетелись по разным местам. Давайте посмотрим и скажем - кто где сидит.

– Где сидит воробей? (Воробей сидит на ветке).

– Где сидит синица? (Синица сидит на кормушке).

– Где сидит дятел? (Дятел сидит на дереве).

– Где сидит ворона? (Ворона сидит на снегу).

– Где сидит снегирь? (Снегирь сидит на заборе).

– Где сидит сорока? (Сорока сидит на ёлке). 

3) игра «Кого не стало?»

Логопед: проходили мимо люди, птицы испугались и улетели. Кого не стало?

– Кого не стало? (Нет сороки).

– Кого не стало? (Нет совы).

– Кого не стало? (Нет синицы).

– Кого не стало? (Нет снегиря).

– Кого не стало? (Нет вороны).

– Кого не стало? (Нет дятла).

– Кого не стало? (Нет воробья).

4) игра «Простые правила»

Логопед: давайте вспомним, как нужно относится к птицам. Скажем, что нельзя делать! И что нужно делать.

Посмотрите на экран (доску):

- Гнёзда нельзя…. (разорять).

- Птенцов нельзя домой … (забирать).

- Птиц нельзя … (обижать).

- Зимой птицам надо … (помогать)

- В кормушки нужно корм ... (класть)

- От котов птиц нужно … (защищать).

IV.    Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

Логопед:

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.  (Ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,  (На каждое название птицы загибают по одному пальчику).

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Сжимают и разжимают кулачки).

V.      Закрепление изученного материала

1) игра «Посчитаем»

Логопед: ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. Считать будем вот так:

одна синица, две синицы, три синицы, четыре синицы, пять синиц

Аналогично проводится работа с другими птицами.

Логопед: а теперь считать будем вот так:

одна черная ворона, две черных вороны, три черных вороны, четыре черных вороны, пять черных ворон.

Аналогично с «маленький воробей» и «белогрудая сорока».

2) игра «Скажи наоборот»

Логопед: поиграем в слова «наоборот»

У вороны клюв длинный, а у воробья …

Синичка маленькая, а сорока …

У сороки грудка белая, а у ворона …

Летом птицы сытые, а зимой …

Голубь тяжелый, а воробей …

У синицы клюв тонкий, а у вороны …

Летом тепло, а зимой …

3) игра «Какой? Какая?»

Логопед: расскажем про наших птиц.

- Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)

- Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

- Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

- Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

- Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

- Если у сороки длинный хвост, она какая? (Длиннохвостая)

- Если у вороны черные крылья, она какая? (Чернокрылая)

- Если у дятла длинный клюв, он какой? (Длинноклювый)

4) игра «Чей хвост?»

Логопед: у каждой птицы свой хвост. Давайте посмотрим на картинки и скажем, чей это хвост.

У вороны … (вороний) хвост.

У голубя … хвост.

У синицы … хвост.

У совы … хвост.

У галки … хвост.

VI.    Итог

Логопед: О чем мы говорили на занятии? Молодцы! Отлично поработали.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации