Игра-путешествие учащихся 7-8 классов «Знай и люби свой край»
«Знай и люби свой край»
(Игра- путешествие учащихся 7-8 классов )
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках экологии, биологии; расширить знания учащихся в родном крае.
Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности
учебно-воспитательные: формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование: маршрутные листы, таблицы с названиями станций, карта Саратовской области.
Сегодня у нас необычное занятие, мы отправляемся в путешествие по родному краю – по нашей области и городу Саратову.
Саратов – город своеобразный, органично сочетающий в себе старину и современность. Возникнув много лет назад, он был сначала крепостью, затем крупным торговым центром. Во все времена тянулись сюда узенькие и широкие дороги.
В Саратове и его окрестностях сосредоточено много туристских объектов. Здесь можно пройти по старинным улочкам, а заглянув в лес, увидеть таежные растения и выходы чистейших подземных вод, полюбоваться просторами Волги, бескрайними просторами луговых степей, лесными массивами, а также суровые края полупустной местности!
А сколько исторических памятников и объектов.
Бережно охраняется природа его окрестностей, все больший интерес представляет Поволжье для туристов. Вот и мы отправимся в путешествие. Но прежде чем мы отправимся в путешествие, познакомьтесь с правилами игры.
Каждая команда получает маршрутный лист. На нем указан порядок станций, на которых вы будете останавливаться (историческая, зкологическая, заповедная, географическая, оформительская). Отвечая на вопросы , команда получает балы.Есть и условные обозначения балов:
«5» - красный жетон,
«4» - синий жетон,
«3» - зеленый жетон,
«2» - черный жетон.
1. Станция «Историческая»
1. Сколько лет Саратову, когда он образован? (В 2010 году Саратов отметил свое 420-летие.)
2. Что изображено на гербе Саратовской области? Что это означает? (стерляди на голубом щите и означает богатство нашего края рыбой. Щит символизирует то, что Саратов является городом-крепостью, голубой его цвет – реку Волгу. )
3. Назовите улицы нашего села, которые носят имена наших земляков и других замечательных людей. (Глухова, Фурманова,пл.Чугункова)
- Назовите уроженцев Саратовской области, которыми мы можем гордиться. (Чернышевский Н.Г. Столыпин П.А. ) учился летчик-космонавт Ю. А. Гагарин.
- Назовите памятники, которые есть в Ал-Гае, расскажите об одном из них. Ленину, Чугункову - первому предсдателю сельсовета, зверски замученного белоказаками.). памятник воинам-интернационалистам (бронетранспортёр) Мемориальный комплекс 35 -летия Победы
2. Станция «Заповедная»
1. Назовите охраняемые территории Саратовской области (Саратовский государственный природный заказник – Федоровский район- дрофа и стрепет,Хвалынский национальнный парк, природного парка «Кумысная поляна»)
- Назовите охраняемые территории Александро-Гайского района(4 памятника природы. 1. Александрово-Гайские культюки 2. Лиманы Глубокий, Крутой 3. Леляевская комплексная полупустыня 4. Финайкинская тюльпанная степь
3. Что охраняется на охраняемых территории Александро-Гайского района
4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу Саратовской обасти?(горицвет, тыльпан, адонис, рысь, сайгак, дрофа..)
3. Станция «Географическая»
1. Назовите реки Саратовской области. (Волга, Медведица, Хопер, Б. и М. Узень).
2. Какие почвы преобладают на территории области? Каково их значение в земледелии? (черноземные и каштановые почвы; развито сельское хозяйство)
3. Расскажите о том, когда и почему был построен г.Саратов? (Основан в 1590. Городом считают с 1780. крепость для охраны Волжского торгового пути)
4. Назовите города Саратовской области. (Балашов, Аркадак, Балаково, Энгельс,Вольск, Новоузенск).
4. Станция «Экологическая»
1. Какие звери живут в лесах Саратовской области? (Лоси, медведи, бобры, зайцы, лисы и др.)
2. Какие лекарственные травы растут в области? Почему они так называются? (Шиповник, подорожник, ромашка, крапива, ландыш и др.; помогают людям избавиться от болезней)
3. Как можно охранять лес? (Не разжигать костры, не оставлять мусор и т.д.)
4. Какие птицы живут в наших лесах?Как нужно о них заботиться? (Иволга, перепел, дятел, синица и др.; не стрелять из рогаток, не разорять гнезда, мастерить кормушки, скворечники и т.д.)
5. Как вы понимаете выражение: «Любить Родину – значит охранять ее»
5. Станция «Оформительская»
1. Герб – это… Нарисуйте герб Саратова.
2. Нарисуйте памятник, которого нет в Ал-Гае, но вы хотели бы, чтобы он был.
3. Нарисуйте цветы нашего края.
4. Нарисуйте свою школу.
5. Нарисуйте животное, которое живет у вас дома или которое вы любите.
(Счетная комиссия подводит итоги, определяется лучшая команда.Участники смотрят инсценировку))
Инсценировка (учащиеся)
1 ученик Облетели мы планету,
Рейд-проверочка у нас.
Залетели и на эту
В этот день и в этот час.
2 ученик Всё везде почти в порядке:
Кратеры, вулканы, грядки,
Поле небо и луга.
Ах, какая красота!
1 ученик А кто же главный на этой планете,
И за порядок такой в ответе?
2 ученик Вон разлёгся тот сеньор,
Красный весь, как помидор.
Но не от стыда, а так
Он от солнышка размяк.
1 ученик Кто же этот джентльмен?
Выясним! Один момент!
Министр экологии:
Как вы смели, не пойму,
От чего и почему
Разбудить меня напрасно.
Неужели вам не ясно,
Что работаю я сутки
И свободной нет минутки?
Мыслю я и день и ночь
Нашей как Земле помочь.
Я- министр экологии,
Мне мешают очень многие,
Вот и вы мне помешали,
Мысли все опять пропали.
1 ученик Мыслить можно бесконечно,
Но Земля- она не вечна.
Чтоб природу охранять,
Надо делом подтверждать.
Министр экологии
Я и подтверждаю, я и охраняю,
Вон везде висят плакаты
С моей подписью и датой!
2 ученик Значит, на Земле ажур?
Полный ,так сказать, ля мур?
В чистоте всё и опрятно,
Элегантно, аккуратно?
Министр экологии
В общем-то, почти.
И всё же, говорите осторожно.
Здесь хозяйничает сэр
По прозванию Мусэр.
Ой, беда, беда, беда,
Он со свитою идёт сюда!
Лучше всем уйти отсюда,
Как бы не было нам худо.
Мусэр
Я- сэр Мусэр известный, я весел и богат.
И обо мне повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки в серебре,
Мои владенья в каждом доме и дворе!
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляют.
Пришли прислужники мои.
Они - со мной, они- свои!
Как не любить таких ребят:
Повсюду мусор, как я рад!
1 ученик А мы мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем!
2 ученик Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота!
1 ученик Мы с чистотой и порядком дружим,
А мусор нам совсем не нужен!
2 ученик Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись,-
Лучше с нами не борись!
Мусэр
Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья?
Ни подмоги, ни поддержки-
Потерял свою одежду,
Потерял своё богатство-
Как мне быть? Куда податься?(уходит)
1 ученик Бумага- не мусор, положим в мешок,
Пусть людям послужит она новый срок.
Из макулатуры получатся новые книги и тетрадки.
2 ученик Для яблочных огрызков местечко мы найдём-
Отходы пищевые на огород снесём
Всё это перегниёт и превратится в хорошую землю, чернозём.
1 ученик Мы вырастим в этих стаканах рассаду!
Игрушки для детского сделаем сада :
Матрёшку, лошадку, забавную хрюшку-
Отличные выйдут ребятам игрушки.
2 ученик В природе нет мусора,
Нет отходов.
Давайте учиться, друзья,
У природы.
Вот и подошло к концу наше путешествие, вы хорошо потрудились. О нашем крае можно говорить, но обо всем рассказать трудно. Пусть же прошлое и настоящее Саратовской области пробудят в вас стремление своей учебой, а затем и делами приумножать ее богатства и славу.
Подведение итогов, награждение участников.
Ресурсы:
http://www.zavuch.info/methodlib/351/29264/
http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1158247.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/lyubi-i-znay-svoy-kray
Пояснения
На станциях в качестве ведущих можно использовать сташеклассников или коллег.