12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аксенова Виктория Александровна803
Россия, Иркутская обл., Иркутск
Материал размещён в группе «Профориентация школьников»
7

Знакомство с миром профессий «Словарь профессий»



Любая профессия по КАЖДОМУ из признаков может быть отнесена к одному или нескольким типам.

1. По ПРЕДМЕТУ ТРУДА профессии делят на 5 типов:

1. 1. "ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА".
Предмет труда:
 растительные и животные организмы, микроорганизмы, биологические и природные процессы.
Профессии: агроном, мастер-животновод, лесник, семеновод, зоотехник, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Сфера деятельности: сельское и лесное хозяйство, пищевая промышленность, медицина и научные исследования природы (биология, география). Определенный интерес к природе должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
Требуемые человеческие качества: любовь к природе, живым организмам; тяга к изучению и применению законов природы; способность предвидеть возможные изменения в живых организмах, которые подчас необратимы; инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач; заботливость и дальновидность.

1.2. "ЧЕЛОBЕК – ТЕХНИКА".
Предмет труда:
 технические объекты, машины, механизмы, аппараты, материалы, виды энергии.
Профессии: механик, радиомеханик, строитель, проходчик, столяр, техник-металлург, электромонтажник, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям, программист, архитектор и др.
Сфера деятельности: 
• производство и обработка металла, механическая сборка, монтаж машин, приборов;
• ремонт, наладка, обслуживание технологических машин, установок, транспортных средств; 
• монтаж, ремонт зданий, сооружений, конструкций; 
• сборка, монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электрооборудования, приборов, аппаратов; 
• добыча, обработка грунтов, горных пород; 
• обработка и использование неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
• применение подъемных, транспортных средств, управление ими; 
• переработка продуктов сельского хозяйства. 
Требуемые человеческие качества: любовь к технике, аккуратность, дисциплинированность, точность, практическое мышление, техническая фантазия - способность соединять и разъединять технические объекты и их части.
Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. 

1.3. "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК".
Предмет труда:
 люди. 
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. 
Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, руководством людьми.
Сфера деятельности: 
• обучение и воспитание людей, организация детских коллективов; 
• бытовое, торговое, медицинское, информационное обслуживание; 
• управление производством, руководство людьми, коллективами; 
• информационно-художественное обслуживание людей и руководство художественными коллективами; 
Требуемые человеческие качества:
• умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, находить с ними общий язык;
• способность понимать людей, разбираться в их намерениях, помыслах, настроениях;
• умение мысленно ставить себя на место другого человека;
• устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, терпение;
• потребность в общении;
• умение разбираться во взаимоотношениях людей.

1.4. "ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ".
Предмет труда:
 условные знаки, числа, цифры, буквы, коды, количественные соотношения, естественные или искусственные языки. 
Профессии: программист, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др.
Сфера деятельности:
• обработка информации в виде условных знаков, схематических изображений объектов;
• контроль, проверка, учёт, обработка сведений;
• оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование;
• создание новых знаков и знаковых систем.
Требуемые человеческие качества:
• умение представлять и воспринимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками;
• умение абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных знаками;
• сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

1.5. "ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ".
Предмет труда:
 художественный образ, способы его построения. 
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. 
Сфера деятельности: 
• изобразительная деятельность; 
• музыкальная деятельность; 
• литературно-художественная деятельность; 
• актерско-сценическая деятельность. 
Требуемые человеческие качества:
• наличие образного мышления и творческого воображения, способности к искусствам.
• реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь);
Одна из особенностей профессий типа "человек - художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда. 

2. По ЦЕЛИ ТРУДА профессии делят на 3 класса:

2.1. Гностические профессии: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
2.2. Преобразующие профессии: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной).
2.3. Изыскательские профессии: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (дизайнер, рекламщик, закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель).

3. По СРЕДСТВАМ ТРУДА профессии делят на 4 отдела:

3.1. Профессии с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
3.2. Профессии с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
3.3. Профессии с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий и робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
3.4. Профессии с использованием функциональных средств и орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен). Функциональные средства труда - это выразительные средства поведения, речь (учитель); организм человека (спортсмен, балерина); эталоны органов чувств (дегустатор).

4. По УСЛОВИЯМ ТРУДА профессии делят на 4 группы:

4.1. Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
4.2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
4.3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
4.4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

Презентация к уроку

Опубликовано в группе «Профориентация школьников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.