Внеклассное занятие для начальной школы: «Знатоки безопасности»
Внеклассное занятие «Знатоки безопасности»
Белых Валентина Евгеньевна
учитель начальных классов
ГОУ РК «Республиканский центр образования
Цель: создание условий для предупреждения возможных опасных жизненных ситуаций для учащихся.
Задачи урока: формирование УУД.
Личностные: актуализировать личностное отношение учащихся к изучаемой теме.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности; умение организовывать собственную деятельность на принципах сохранения и укрепления личного здоровья.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Метапредметные: формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать; развивать воображение, творческие способности.
Оборудование и технические средства обучения: аудиофайл на компьютере С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», звуки сирены.
Рабочие материалы для обучающихся: огнетушитель, пластиковая бутылка с водой, стиральный порошок, одеяло, мягкая игрушка, бенгальский огонь, спички, утюг, книга. Набор картинок «Правила безопасности», телефон.
Автор учебника: «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Издательство «Просвещение» 2009г.
Основы безопасности жизнедеятельности, А.А. Гостюшин, Издательство «Просвещение»1977г.
Ход занятия:
Слышна сирена.
Учитель:
-Что случилось?..(Ответы обучающихся)
На доске слова: огонь, искра, пожар.
-Распределите слова в правильной последовательности.
Учитель:
-Начинается всё с крошечной сверкающей Искорки. Она появляется на свет совсем беспомощной, но стоит немного подкрепиться, Искра тут же становиться бойким Огоньком. Он прыгает всюду в поисках еды и растёт, на глазах превращается в Огонь. У большого огня _большой аппетит. Огонь с треском пожирает всё, что попадается у него на пути. Это уже пламя- ненасытное, чудовище с раскалёнными языками! Мечутся языки, лижут всё вокруг!
-О чём будем говорить на занятии? (ответы учащихся)
- Я предлагаю тему нашего занятия «Знатоки безопасности»
-Кто скажет цель нашего занятия?
- Молодцы. Знать правила пожарной безопасности.
-Ребята, как понимаете значение слова безопасность? (Безопасность-это состояние , когда вокруг всё спокойно и боятся нечего.)
-Нам следует помнить три составляющие безопасности: «предвидеть» знать от чего может произойти пожар, «избегать» поступать так, чтобы самим не стать причиной пожара, «действовать» уметь себя вести, если случилась беда (на доске таблички «предвидеть», «избегать», «действовать»)
-Ребята, я предлагаю вам различные предметы (огнетушитель, пластиковая бутылка с водой, стиральный порошок, одеяло, мягкая игрушка, бенгальский огонь, спички, утюг, книга и.т.д. Распределите предметы по группам. (Задача детей: распределить по группам; 1-предметы, которые используют при тушении пожара; 2-предметы которые могут вызвать пожар).
-Кто желает?
-На какие группы вы разделили предметы?
-Замечательно.
Проводим опыт. (учитель «огонёк» из бумаги, кладёт на стол, парту, стул и.т.д.)
-Ну что же вы смотрите, тушите!
-Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность.
-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения замечательного детского писателя С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
(аудиофайл на компьютере)
«Ехал
один
Гражданин
По Москве-
Белая кепка
На голове,
Ехал весной
На площадке трамвая
Что-то под грохот колес
Напевая...
Вдруг он увидел -
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.
Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним»
-Какие вопросы можно задать к прочитанному? (Почему собрались люди? Кому нужна помощь? и.т.д.)
-Что может вызвать пожар? (причины пожара)
Ученики:
-Баловство со спичками, загорелся электрический прибор, курить в постели опасно, пользоваться обогревателями с открытой спиралью, забывать на включённой плите чайник и.т.д.
Учитель:
-Давайте поиграем. В наборе 6 картинок, они разрезаны на 4 части. Я даю каждому часть картинки, найдите оставшиеся части и сложите картинку. (Учащиеся общаясь, передвигаясь по классу находят все части картинки)
-Отлично, а теперь каждая группа составьте правило безопасного поведения при пожаре.
Ученики работают в группах. Выступление.
Учитель:
- Если согласны с группой, хлопните в ладоши!
Ученики:
1.Если огонь не велик, туши. (Залей водой, накрой плотной тканью, подойдёт полотенце, покрывало, ковёр. Можно засыпать песком, землёй, используй большую крышку от кастрюли. Не бойся испортить вещи, прекратить пожар важнее! )
2.Не лей воду если загорелся электрический прибор, утюг или телевизор!
3.Задымленную квартиру покидай перемещаясь ползком или пригнувшись, дыши через увлажненную ткань. (При пожаре дым опасней огня. Если слишком много вдохнуть дыма, можно потерять сознание).
4.Добравшись до двери, сразу не открывай её. Сначала осторожно прикоснись к двери рукой, и если она негорячая, её можно открыть и выйти.
5. Выскочив из квартиры, плотно закрой за собой дверь. (Позвони соседям, или громко крикни в доме пожар).
6.Не пользуйся лифтом!
Учитель:
-Ребята, самое главное не поддаваться панике, и помнить ваша жизнь это самое ценное.
Физминутка.
Преодоление задымлённой зоны. Ходим «гусиным шагом», рот и нос прикрываем тканью.
Учитель:
-Ребята, продолжим слушание отрывка из стихотворения С.Я. Маршака. (Обратить внимание, на то, что люди с тревогой смотрели на происходящее.)
-Смотрели! А вы бы как поступили? (Вызвать пожарных.).
-Вызови пожарную службу. (Ребята по очереди передают телефонную трубку, набирают 01, говорят свой адрес и имя).
Учитель читает:
-Ехал один гражданин по Москве.
-Как понимаете значение слова гражданин? (Взрослый человек)
Учитель читает спасение девочки.
-О каких человеческих качествах говорит поступок проявленный человеком? (неравнодушный, отзывчивый, смелый)
-Как характеризуют нашего героя, следующие строчки «кепкой махнул и пропал за углом»? (скромный, считает своим долгом помочь)
-Можно ли назвать его героем?
Учитель:
- Пожар вспыхивает на Земле каждые пять секунд. Чаще всего в этом виноваты люди. Пожар – ЭТО БОЛЬШАЯ БЕДА. Огонь уничтожает всё на своём пути: за считанные минуты люди остаются без крова над головой, имущества, а иногда самого дорого – ЖИЗНИ.
-Ребята, а кто такие знатоки?
-Давайте проверим являетесь ли вы знатоками безопасности!
Учитель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ученику, который должен закончить стихотворную строку.
-Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой...(пожар)
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в …(квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…( утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …(газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жёг…(траву)
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые …(предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер:…(01)
Дым увидел - не зевай.
И пожарных …(вызывай)
-Молодцы!
-Ребята, мы все знаем о правилах безопасного поведения при пожаре?
-Какое домашнее задание можете предложить? (составить памятку, нарисовать рисунки по теме, прочитать «Рассказ о неизвестном герое»)