"Знатоки природы". Конспект экологической игры-викторины для детей 5-6 лет.

0
0
Материал опубликован 16 June

Экологическая викторина

«Знатоки природы»

для обучающихся творческого объединения

«По ступеням развития»

(дети 5-6 лет)


Цель: обобщить знания детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины.


Задачи:

Образовательные:

продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;

закреплять правила поведения в природе.

Развивающие:

развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к занятию, задания для конкурсов, карточки за правильные ответы, раздаточный материал, удостоверения юного эколога.


Ход мероприятия:


Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,


Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг…… ПРИРОДА!


Педагог: Природа - друг человека и мы должны помнить о том, что она живая, что она все чувствует. Природа – наше богатство. Все, что мы едим и пьем, воздух, которым мы дышим, нам дает природа. Природа радует нас и удивляет своей поразительной красотой, и мы должны любить и охранять этот загадочный прекрасный мир.

Поэтому, дорогие дети, приглашаю вас сегодня принять участие в викторине «Знатоки природы». Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками. Мы должны сделать все, чтобы не допустить исчезновения ни одного вида растений и животных.


Педагог: Оглашаю правила игры:

Вопросы выслушивать внимательно.

Не подсказывать, не выкрикивать.

Если готовы ответить, поднимайте руку.


1 тур – «Разминка»

Педагог: Итак, начинаем разминку. Слушаем внимательно!

Что делает еж зимой? (Спит)

Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (Белка)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

На каком дереве растут желуди? (Дуб)

Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (Лесник)

Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз)

Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (Подорожник)

Как называются цветы, которые растут в лесу? (Лесные)

Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (Ромашка)

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (Подснежник)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Как называется самый музыкальный цветок? (Колокольчик)

У какого дерева белый ствол? (Береза)

Педагог: С заданием справились, молодцы! Дети, чтобы быть настоящими знатоками природы, нужно знать правила поведения в природе. Следующий конкурс называется…


2 тур – «Как вести себя в природе»

1 ситуация:


Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Педагог: Правильно ли девочки поступили? (Нет, неправильно: птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло).


2-я ситуация:

Две сестренки гуляли по лесу.

Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

Педагог: Правильно ли поступили девочки? (Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут).


3-я ситуация:

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Педагог: Правильно поступил мальчик? (Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могу погибнуть).


4-я ситуация:

После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.


Педагог: Правильно ли поступили дети? (Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе: они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные).


3 тур - Игра: «Можно – Нельзя».


Детям раздаются кружки (зеленый – можно, красный – нельзя). Предлагаемые детям ситуации:

Никогда не наноси вред природе.

Если рядом летает пчела, маши руками и кричи.

Сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.

Мусори на месте своего отдыха.

Сообщи взрослым или позвони на номер 01, если вдруг увидели пожар

Находясь на природе, учись наблюдать за ней.

Учись слушать голоса природы.

Засоряй реки, родники.

Шуми на прогулках, пугай животных.

Без взрослых самостоятельно входи в воду


Физминутка:


Логоритмика «Мы идем лесной дорогой»

Звучит фонограмма «Звуки леса», дети, стоя на местах, говорят слова и выполняют движения:


Дети рано утром встали, (Обычная ходьба)

За грибами в лес пошли,

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли: (Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери. (Наклоны)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?; (Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания – потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили (Ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть (Дети садятся).


Педагог: А сейчас переходим к следующему конкурсу: я вам буду говорить слова, а вы должны будете подбирать к ним обратные по значению.


4 тур – «Подбери слово».

Лес может быть густым, а может быть и … (Редким)

Лев – зверь большой, а ежик … (Маленький)

Весна бывает ранняя, а бывает и … (Поздняя)

Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (Горькие)

Зима – холодная, а лето … (Жаркое)

Заяц – дикое животное, а кролик ... (Домашнее)

Береза лиственное дерево, а сосна … (Хвойное)

Рыжик – съедобный гриб, а мухомор … (Ядовитый)

У волка хвост длинный, а у зайца … (Короткий)

Клубника крупная, а малина ... (Мелкая)

Заяц травоядное животное, а лиса … (Хищное)


5 тур – «Найди родственников среди животных»

Каждой команде выдается конверт с изображениями животных диких и домашних. Игрокам нужно разложить картинки по парам: «дикое – домашнее» и объяснить свой выбор.

Кабан – свинья;

Заяц–кролик;

Волк–собака;

Тигр–кошка;

Зебра -лошадь;


6 тур – «Назови животное»

Ребята, а сейчас мы узнаем, хорошо вы знаете животных или нет.

Внимание на экран. Вам будут показывать животных, а вы будете их называть.


7 тур – Загадки

А сейчас, ребята, конкурс загадок. Предлагаю вам отгадать загадки


Припрятала орешки

и сушит сыроежки-

зимой в ее дупле

Что хочешь на столе. (Белка)


Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)


Весной одевается,

Осенью раздевается. (Дерево)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

в деревне кур крадет (Лиса)


Носит на макушке-

Длинные ушки,

шубку на зиму меняет,

кто зверька такого знает (Заяц)


Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой (Дятел)


Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло-

Спать летит в дупло. (Сова)


Весной вырастают,

Осенью опадают. (Листья)


Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной (Еж).


Конкурс «Узнай растение»

Ребята, а вы хорошо знаете растения? Сейчас проверим. Надо отгадать загадки.


-Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел (Одуванчик)

-Белые реснички у моей сестрички (Ромашка)

-Посадили зернышко, вырастили солнышко (Подсолнух)

-К нам приехали с бахчи полосатые мячи (Арбуз)

-Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит (Крапива)

-Вот чудесные цветы небывалой красоты, яркие, пахучие…ай, ай, ай! Колючие! (Розы).

- Русская красавица стоит на поляне, в зеленом платочке, в белом сарафане.(Береза).


8 тур – «Летает – не летает»

Ребята, предлагаю поиграть в игру «Летает – не летает». Я буду называть птиц и зверей, а вы должны поднимать руки вверх, если это птица, или сесть на корточки, если это звери. Задание всем понятно? Тогда начнем: волк, заяц, воробей, кабан, сорока, грач, еж, лось, лиса, синичка, белка, скворец.

Педагог: Вот мы и добрались до следующего конкурса. Дети, вам предстоит угадать животных по описанию.


9 тур – «Угадайте по описанию»

Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть

защита от них. (Ответ: еж).

У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Ответ: заяц).

Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). (Ответ: лиса).

У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это?

Подсказка: Он живет в лесу, неуклюжий, косолапый. (Ответ: медведь).


10 тур – «Угадай от кого объявление»

Педагог: Дети, нам передали лесную газету с объявлениями - сорока принесла. Но почему-то животные забыли под ними подписаться, ваша задача догадаться, от кого эти объявления.


Тому, кто найдёт мой хвост:

Оставьте его себе на память.

Я успешно выращу новый. (Ящерица)


Прошу разбудить меня весной.

Приходить лучше с мёдом. (Медведь)


Из птенцов за короткое время

Сделаю птиц высокого полёта.

Прошу учесть, что занятия

Провожу ночью. (Сова)


Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.

Высиживайте моих птенцов.

Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.

Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка).


Подведение итогов.

Давайте будем помнить, что планета Земля – наш большой общий дом. Нужно бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Дорогие дети, наша викторина подошла к концу. Какие вы были сегодня молодцы, показали хорошие знания о природе! Мы решили принять вас в юные экологи. А кто такие юные экологи? Это защитники природы, дети, которые очень любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.

Спасибо вам, дорогие ребята. Теперь, когда у вас такое почетное и ответственное звание, вы будете еще лучше беречь и охранять растения и животных, радовать нас своими хорошими поступками.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.