Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Цель: Систематизировать знания детей о природе.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.
2.Развивать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- подготовить вопросы для викторины;
- приготовить эмблемы для каждой команды;
- благодарности для награждения;
- подготовить подходящую музыку.
Оборудование:
- музыкальный центр;
Ход викторины
Организационный момент (Дети стоят в кругу)
Воспитатель:
- Давайте с вами поздороваемся.
- Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.
- Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.
-Здравствуйте, пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.
-Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.
-Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.
-Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.
- А теперь дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Готовы мы сегодня поиграть?
Готовы вместе о природе рассуждать?
Ответы детей.
Воспитатель: Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.
1. Кого называют царем зверей? (лев)
2. Лошадь в тельняшке? (зебра)
3. Кто является санитаром леса? (дятел)
4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)
5. Самое упрямое животное. (осёл)
6. У какого животного самая длинная шея (жираф)
Для проведения игры-викторины формируются 2 команды из 6 человек. Дети выбирают название своей команды. Командам выдаются эмблемы с названием команды.
Воспитатель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.
1. Конкурс «Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.
Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
2. Конкурс «Найди дом для каждого животного». (Звучит музыка)
Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом».
3. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листочек?» (звучит музыка)
Листья разложены на столе, дети собирают их, определяют с какого дерева листочек и относят к тому дереву, к которому он относится.
Воспитатель: Ребята, а кого называют певцами леса, они же в лесу главные жители деревьев?
Ответы детей.
Поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу. Какие бывают птицы?
Что значит – перелетные?
Что значит - зимующие?
Как мы можем помочь птицам зимой?
4. Конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».
На столе расположены картинки зимующие и перелетные птицы (картинки птиц надо разделить на 2 группы).
5. Конкурс «Загадаю-отгадайте»
1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)
2. Какие грибы растут на пнях? (опята)
3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)
4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)
5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
6. Какое дерево называют «русской красавицей?» (берёза)
7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)
8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)
9. Какое растение богато витамином С? (шиповник)
10.Какое растение лечит' ссадины и раны? (подорожник)
11. Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)
А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в подвижную игру «Совушка».
6. Конкурс «Отгадай загадки».
а) Зимой спит – летом ульи ворошит.
б) Кто на себе свой дом носит?
в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу.
д) Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык!
е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный?
7. Конкурс «Угадайте по описанию».
“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».
Подсказка: Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину. Ответ: медведь.
Игра «Летает, не летает» Воспитатель произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают" (поднимают руки). Если назван нелетающий предмет, то игроки не поднимают руки.
8. Узнай время года по стихотворению.
а) Завтра утром в лес пойдём.
И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)
б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)
в) И светла, и широка наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)
г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)
Воспитатель: А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад».
Воспитатель: Молодцы ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам медали «Знатоки природы».
Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье:
Любите родную природу – озёра, леса и поля.
Это наша с вами родная земля!