Материал на проверке

Урок географии в 7 классе «Африка. Географическое положение»

0
0
Материал опубликован 15 October 2015 в группе

Урок по теме: «Африка. Географическое положение» (7 класс)

 

Цель:    изучение географического положения Африки

Задачи:

Образовательные:

•  познакомить учащихся с физико-географическим положением Африки;

•  научить давать характеристику географического положения по плану.

Развивающие:

•  продолжить формирование  умения работать с картой,  анализировать, делать выводы;

•  развивать умения комплексного использования ИК оборудования в учебном процессе;

•  развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

•  закрепить умения самостоятельной работы.

Воспитательные:

•  прививать интерес к предмету.

 

   

Оборудование:     

•   Интерактивная доска

•  Интерактивная карта «Физическая карта мира»

•  Учебник географии 7 кл. Авторы: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев

•  Географические атласы

•  Рабочие тетради с комплектом контурных карт по географии 7 кл., В.И. Сиротин; М.; «Дрофа»; «Издательство ДИК»

• Электронный учебник

 

        Форма организации деятельности:    индивидуальная.

 

Ход урока:

 

              I.            Организационный момент.

Учитель: Проверили наличие учебников, тетрадей, атласов, рабочих тетрадей, дневников.

           II.            Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению материка Африка. Это удивительный материк! У каждого человека с детства формируются свое представления об Африке благодаря стихам, песням, мультфильмам.

Давайте вспомним некоторые их них.

Л. Громова

В Африке пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь  воды-то  мало!
А к экватору пойдешь – 
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.
Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил – 
В самой длинной речке Нил.
Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там - вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.
Стран различных - целый ряд:
Ливия, Египет, Чад, 
Эфиопия, Заир, 
Мавритания, Алжир.

Просмотр мультфильма Чуковский- Фиртич  «Не ходите дети в Африку гулять»

Учитель: Но вы уже не маленькие дети и поэтому я вас приглашаю совершить путешествие в Африку, а точнее, вокруг Африки. И начнем мы это путешествие с изучения географического положения материка.

 

III  Формулирование проблемы, планирование деятельности

Запись на доске      Тема урока:  «Африка.  Географическое положение». 

 Учитель: Исходя из темы, давайте  попробуем определить цель нашего урока. Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Предполагаемые ответы:  узнать, что такое географическое положение, определять  географическое положение.

Учитель:  Молодцы! Еще мы должны выявить особенности географического положения Африки и рассмотреть влияние географического положения  на природу материка.

Как вы думаете, что такое географическое положение и  почему именно с географического положения начинается изучение любого материка?

Предполагаемые ответы: Ребята должны ответить, что географическое положение – это местоположение территории, что географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка.

Учитель: Молодцы! В конце урока мы должны будем ответить на проблемный вопрос: 

«Почему в Африке огромные площади заняты пустыней и влажными экваториальными лесами?»

Давайте определим, какое место по площади среди всех материков планеты занимает Африка. Открыть стр. № 7 учебника.

(Ученики анализируют диаграмму, отражающую площадь материков и на основе сравнения делают вывод)

Предполагаемые ответы:                                                                      

Площадь Африки составляет 30,3 млн кв. км. Это второй по площади материк планеты.

 

Учитель:  Как и любое явление в географии, мы будем характеризовать географическое положение по плану.

Открыть стр. 311 в учебнике.

(Ученики знакомятся с планом характеристики географического положения материка)

Учитель: Используя план, давайте вместе сформулируем определение понятия «географическое положение»

Географическое положение – это положение материка по отношению…  К чему?

(Используя план, ученики продолжают определение.     …к экватору, начальному меридиану, тропикам, к океанам и морям, к другим материкам и к климатическим поясам)

 

IV   Изучение нового материала

 

Учитель: С чего начинаем?

Ученики: С отношения к экватору, нулевому меридиану и тропикам.

Учитель: На к/к обозначить указанные линии.  (Один ученик выходит к доске и проводит эти линии на настенной  к/к, остальные ученики выполняют задание в рабочих тетрадях)                       (Приложение № 2 - 1)

Задание: Подумайте и ответьте на этот пункт плана.

Предполагаемые ответы: экватор пересекает Африку посередине, нулевой меридиан в западной части,  северный тропик – в северной части, южный –в южной.

Учитель: В каких полушариях располагается Африка? 

Предполагаемые ответы

 во всех – северном, южном, западном и восточном.

Учитель: Пользуясь атласом определите  крайние точки материка и их координаты.

(Ученики определяют координаты крайних точек. Четыре ученика работает у доски)

Предполагаемые ответы:

•      Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.

•      Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.

•      Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.

•      Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.

Учитель постепенно открывает скрытый материал на интерактивной доске, ученики проверяют правильность выполнения задания.

Учитель:   Определите протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану. Что для этого нужно сделать?

Ученик: Чтобы определить протяженность материка с севера на юг, надо определить широту северной и южной точек. Найти разницу между ними и умножить на 111 км.

(Один ученик выполняет работу у доски, остальные – в тетрадях).

Учитель: Проверяем ответы.

Предполагаемые ответы:                                                 

1). Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км

 

32 + 37 = 69 (градусов)

69 х 111 = 7659 (км)

           

Учитель: В каких климатических поясах находится Африка? (На экране карта климатических поясов).  Каков климат этих поясов?

 Предполагаемые ответы:

Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический. Климат жаркий, влажный или сухой.

(ученики делают запись в тетрадях: «Вывод: Африка – самый жаркий материк на Земле»).

Учитель: Почему  Африка – самый жаркий материк на Земле?

Предполагаемый ответ: Потому что Африка посередине пересекается экватором.

(Работа с интерактивной моделью падения солнечных лучей на земную поверхность. Сравниваем угол падения солнечных лучей на широте экватора с углом падения лучей на широте Петрозаводска. Делаем вывод.)  (Приложение № 2 -3)

 

Учитель: Далее мы рассматриваем положение материка по отношению к океанам и морям, элементы береговой линии. (Работа с интерактивной картой) (Приложения № 2 -2,  2 - 4)

Ученики наносят элементы береговой линии на контурные карты. Используя иллюстрации, которыми снабжена интерактивная карта и дополнительную текстовую информацию, отвечают на вопросы учителя.

Например: 1. Почему Красное море называется Красным?

                   2. Какую протяженность имеет Суэцкий канал?

                   3. В каком направлении текут воды через Гибралтарский пролив? и. т. д.

                  Какими морями и океанами омывается материк? Какие течения проходят вдоль берегов Африки? Как они влияют на природу материка?

Предполагаемые ответы: Холодные –Бенгельское, Сомалийское и Канарское –иссушают климат и охлаждают. Теплые –Мозамбикское, Гвинейское и Южно- пассатное – утепляют и увлажняют.

 

Учитель: Следующее задание: По карте определите,  какие материки и с какой стороны от Африки находятся  (Приложение № 2 - 5)

  Предполагаемые ответы: Ближе всего расположена Евразия с северной и северо-восточной стороны.  Остальные материки –далеко –С.Америка  и Ю.Америка с запада, Австралия – с востока, Антарктида – с юга.

Учитель: Итак, мы рассмотрели все пункты плана.

Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу 

«Почему в Африке огромные площади заняты пустыней и влажными экваториальными лесами?»

 

Учитель: Давайте  вместе сформулируем вывод. Вставьте пропущенные слова, чтобы получился правильный вывод.

 

Текст на экране:

Т.к. Африку пересекает экватор, то на части территории материка климат ____________________ и ____________________, животные и растения ___________________, реки __________________.

                                                                                            

 

 

2) В тех местах, где Африку пересекают тропики, климат __________________ и ______________, много _________________ со __________________ растительностью и отсутствием рек.

 

Два ученика работают у доски, заполняя пропуски. Все ученики записываю вывод в тетрадь.

Вывод:

1)                        Т.к. Африку пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки полноводные.

2)                        В тех местах, где Африку пересекают тропики, климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.

V  Закрепление материала, применение его на практике.

Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания.

Работа с интерактивной доской: (Задание для слабых учеников.)

Из предложенного списка географических объектов ученик должен выбрать те, которые относятся к Африке. (Приложение № 1 -1)

Работа с электронным учебником: (Задание для наиболее сильных учеников)

Верно расположите географические объекты, характеризующие географическое положение материка. (Приложение № 2 – 1(а))

Учитель: Молодцы! Выставляем оценки за урок, записываем домашнее задание.

 

Домашнее задание:

1)      Параграф № 24

2)      Выучить географические объекты.

3)      Определить протяженность материка с запада на восток по 100 с. ш. (10 по параллели равен 109,6 км.)




Здесь будет файл: /data/edu/files/z1444922606.docx (Приложение)








Комментарии
Комментариев пока нет.