Урок по теме: «Африка. Географическое положение» (7 класс)
Цель: изучение географического положения Африки
Задачи:
Образовательные:
• познакомить учащихся с физико-географическим положением Африки;
• научить давать характеристику географического положения по плану.
Развивающие:
• продолжить формирование умения работать с картой, анализировать, делать выводы;
• развивать умения комплексного использования ИК оборудования в учебном процессе;
• развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• закрепить умения самостоятельной работы.
Воспитательные:
• прививать интерес к предмету.
Оборудование:
• Интерактивная доска
• Интерактивная карта «Физическая карта мира»
• Учебник географии 7 кл. Авторы: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев
• Географические атласы
• Рабочие тетради с комплектом контурных карт по географии 7 кл., В.И. Сиротин; М.; «Дрофа»; «Издательство ДИК»
• Электронный учебник
Форма организации деятельности: индивидуальная.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Проверили наличие учебников, тетрадей, атласов, рабочих тетрадей, дневников.
II. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению материка Африка. Это удивительный материк! У каждого человека с детства формируются свое представления об Африке благодаря стихам, песням, мультфильмам.
Давайте вспомним некоторые их них.
Л. Громова
В Африке пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь воды-то мало!
А к экватору пойдешь –
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.
Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил –
В самой длинной речке Нил.
Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там - вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.
Стран различных - целый ряд:
Ливия, Египет, Чад,
Эфиопия, Заир,
Мавритания, Алжир.
Просмотр мультфильма Чуковский- Фиртич «Не ходите дети в Африку гулять»
Учитель: Но вы уже не маленькие дети и поэтому я вас приглашаю совершить путешествие в Африку, а точнее, вокруг Африки. И начнем мы это путешествие с изучения географического положения материка.
III Формулирование проблемы, планирование деятельности
Запись на доске Тема урока: «Африка. Географическое положение».
Учитель: Исходя из темы, давайте попробуем определить цель нашего урока. Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Предполагаемые ответы: узнать, что такое географическое положение, определять географическое положение.
Учитель: Молодцы! Еще мы должны выявить особенности географического положения Африки и рассмотреть влияние географического положения на природу материка.
Как вы думаете, что такое географическое положение и почему именно с географического положения начинается изучение любого материка?
Предполагаемые ответы: Ребята должны ответить, что географическое положение – это местоположение территории, что географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка.
Учитель: Молодцы! В конце урока мы должны будем ответить на проблемный вопрос:
«Почему в Африке огромные площади заняты пустыней и влажными экваториальными лесами?»
Давайте определим, какое место по площади среди всех материков планеты занимает Африка. Открыть стр. № 7 учебника.
(Ученики анализируют диаграмму, отражающую площадь материков и на основе сравнения делают вывод)
Предполагаемые ответы:
Площадь Африки составляет 30,3 млн кв. км. Это второй по площади материк планеты.
Учитель: Как и любое явление в географии, мы будем характеризовать географическое положение по плану.
Открыть стр. 311 в учебнике.
(Ученики знакомятся с планом характеристики географического положения материка)
Учитель: Используя план, давайте вместе сформулируем определение понятия «географическое положение»
Географическое положение – это положение материка по отношению… К чему?
(Используя план, ученики продолжают определение. …к экватору, начальному меридиану, тропикам, к океанам и морям, к другим материкам и к климатическим поясам)
IV Изучение нового материала
Учитель: С чего начинаем?
Ученики: С отношения к экватору, нулевому меридиану и тропикам.
Учитель: На к/к обозначить указанные линии. (Один ученик выходит к доске и проводит эти линии на настенной к/к, остальные ученики выполняют задание в рабочих тетрадях) (Приложение № 2 - 1)
Задание: Подумайте и ответьте на этот пункт плана.
Предполагаемые ответы: экватор пересекает Африку посередине, нулевой меридиан в западной части, северный тропик – в северной части, южный –в южной.
Учитель: В каких полушариях располагается Африка?
Предполагаемые ответы
во всех – северном, южном, западном и восточном.
Учитель: Пользуясь атласом определите крайние точки материка и их координаты.
(Ученики определяют координаты крайних точек. Четыре ученика работает у доски)
Предполагаемые ответы:
• Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.
• Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.
• Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.
• Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.
Учитель постепенно открывает скрытый материал на интерактивной доске, ученики проверяют правильность выполнения задания.
Учитель: Определите протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану. Что для этого нужно сделать?
Ученик: Чтобы определить протяженность материка с севера на юг, надо определить широту северной и южной точек. Найти разницу между ними и умножить на 111 км.
(Один ученик выполняет работу у доски, остальные – в тетрадях).
Учитель: Проверяем ответы.
Предполагаемые ответы:
1). Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км
32 + 37 = 69 (градусов)
69 х 111 = 7659 (км)
Учитель: В каких климатических поясах находится Африка? (На экране карта климатических поясов). Каков климат этих поясов?
Предполагаемые ответы:
Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический. Климат жаркий, влажный или сухой.
(ученики делают запись в тетрадях: «Вывод: Африка – самый жаркий материк на Земле»).
Учитель: Почему Африка – самый жаркий материк на Земле?
Предполагаемый ответ: Потому что Африка посередине пересекается экватором.
(Работа с интерактивной моделью падения солнечных лучей на земную поверхность. Сравниваем угол падения солнечных лучей на широте экватора с углом падения лучей на широте Петрозаводска. Делаем вывод.) (Приложение № 2 -3)
Учитель: Далее мы рассматриваем положение материка по отношению к океанам и морям, элементы береговой линии. (Работа с интерактивной картой) (Приложения № 2 -2, 2 - 4)
Ученики наносят элементы береговой линии на контурные карты. Используя иллюстрации, которыми снабжена интерактивная карта и дополнительную текстовую информацию, отвечают на вопросы учителя.
Например: 1. Почему Красное море называется Красным?
2. Какую протяженность имеет Суэцкий канал?
3. В каком направлении текут воды через Гибралтарский пролив? и. т. д.
Какими морями и океанами омывается материк? Какие течения проходят вдоль берегов Африки? Как они влияют на природу материка?
Предполагаемые ответы: Холодные –Бенгельское, Сомалийское и Канарское –иссушают климат и охлаждают. Теплые –Мозамбикское, Гвинейское и Южно- пассатное – утепляют и увлажняют.
Учитель: Следующее задание: По карте определите, какие материки и с какой стороны от Африки находятся (Приложение № 2 - 5)
Предполагаемые ответы: Ближе всего расположена Евразия с северной и северо-восточной стороны. Остальные материки –далеко –С.Америка и Ю.Америка с запада, Австралия – с востока, Антарктида – с юга.
Учитель: Итак, мы рассмотрели все пункты плана.
Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу
«Почему в Африке огромные площади заняты пустыней и влажными экваториальными лесами?»
Учитель: Давайте вместе сформулируем вывод. Вставьте пропущенные слова, чтобы получился правильный вывод.
Текст на экране:
Т.к. Африку пересекает экватор, то на части территории материка климат ____________________ и ____________________, животные и растения ___________________, реки __________________.
2) В тех местах, где Африку пересекают тропики, климат __________________ и ______________, много _________________ со __________________ растительностью и отсутствием рек.
Два ученика работают у доски, заполняя пропуски. Все ученики записываю вывод в тетрадь.
Вывод:
1) Т.к. Африку пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки полноводные.
2) В тех местах, где Африку пересекают тропики, климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.
V Закрепление материала, применение его на практике.
Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания.
Работа с интерактивной доской: (Задание для слабых учеников.)
Из предложенного списка географических объектов ученик должен выбрать те, которые относятся к Африке. (Приложение № 1 -1)
Работа с электронным учебником: (Задание для наиболее сильных учеников)
Верно расположите географические объекты, характеризующие географическое положение материка. (Приложение № 2 – 1(а))
Учитель: Молодцы! Выставляем оценки за урок, записываем домашнее задание.
Домашнее задание:
1) Параграф № 24
2) Выучить географические объекты.
3) Определить протяженность материка с запада на восток по 100 с. ш. (10 по параллели равен 109,6 км.)
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1444922606.docx (Приложение)