«Чередующиеся гласные О // А в корне –ГОР- /-ГАР-.»

1
0
Материал опубликован 19 October 2015

Ход урока 

Организационный момент

Приветствие, Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Каждый день — всегда, везде, 
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5». 
(проверка присутствующих, мобилизация)

Актуализация опорных знаний

Сбор тетрадей для проверки  домашнего задания.  

-Что такое орфограмма? (Ошибкоопасное место)

- А для чего мы должны изучать орфограммы? (Чтобы быть грамотными людьми)

  - Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?

 Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?

(перечисляют).

На доске записаны слова.

1)Предпол..жить, предпол..гать, загар.

2)Возр..стной, гореть, отр..слевой.

3)Горелый, прик..сновение, к..сание.

-Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно.

- Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое в нем можно выделить слово и почему? (В первом ряду можно выделить слово загар. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предположить, предполагать безударная гласная пишется в корне –лаг- - -лож-, а в слове загар – в корне –гар-.)

- Расскажите о написании безударной гласной в корне –лаг- - -лож-. В качестве примеров используйте слова первого ряда.

- Прочитайте слова второго ряда. Скажите, какое в нем можно выделить слово и почему? (Во втором ряду можно выделить слово гореть. Это глагол, а остальные – имена прилагательные. В словах возрастной, отраслевой безударная гласная пишется в корне –раст- - -рос-, а в слове гореть – в корне –гор-.)

- Расскажите о написании безударной гласной в корне –раст- - -рос-. В качестве примеров используйте слова второго ряда.

- Что вы можете сказать о совах третьего ряда? (В третьем ряду можно выделить слово горелый. Это имя прилагательное, а остальные – имена существительные. В словах прикосновение, касание безударная гласная пишется в корне –кас- - -кос-, а в слове горелый – в корне –гор-. )

- Расскажите о написании безударной гласной в корне –кас- - -кос-. В качестве примеров используйте слова третьего ряда.

- Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова выделены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Мы выделили слова загар, гореть, горелый.  В корне этих слов выделены А-О. Значит тема сегодняшнего урока «Гласные О и А в корне –гор- - -гар-»)

Запись темы на доске

Сформулируйте цель урока, опираясь на тему урока?

Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А-О в корне –гар- - -гор-; учиться находить и правильно писать слова с этим корнем.

Этап изучения нового материала

1.      Определение лексического значения.

Напишите в строчку выделенные слова в начале урока.

Горелый, гореть, загар.

Выделите в этих словах корень. Скажите, какое лексическое значение имеют слова горелый, гореть, загар. (Слово горелый означает обожженный огнем, жаром, но окончательно ими не уничтоженный. Слово гореть означает уничтожаться огнем. Загар – это смуглый цвет кожи от воздействия жарких лучей солнца)

 - Мы видим, что корень –гор- - -гар- имеет значение поддаваться воздействию огня, жара. А теперь поставьте в словах горелый, гореть, загар ударение. Определите, от чего зависит чередование гласных О и А в корне –гор- - -гар-. Сформулируйте вывод. (В корне с чередованием      –гор- - -гар- в безударном положении пишется буква О, а под ударением – А)

2. Послушайте лингвистическую сказку про двух друзей  «Гор» и «Гар».

В чудесной стране «Орфография» жили два друга – корни «Гор» и «Гар». С самого детства они были неразлучны. Однажды друзья встретили красавицу девушку по имени «Ударение». «Гор» и «Гар» влюбились в неё до беспамятства и в один миг стали соперниками. «Гар» был благородным и добрым, и «Ударение» ответила ему взаимностью. «Гар» и «Ударение» поженились, и с тех пор живут вместе -  где «Ударение» - там и «Гар». «Гор» же не смог простить «Ударение» за её выбор и до сих пор обходит эту девушку стороной.

Физминутка

Этап закрепления нового материала.

1.Объяснительный диктант. Выполняем по цепочке, объясняя условия выбора А-О в изученной орфограмме.

Загар, гореть, загорать, подгорелый сгоревший, огарок,  выгорать, загорелся

Обозначьте изученную орфограмму.

2. Комментированное письмо

- Ребята, а теперь мы выполним упр. 140.  Запишите с корнем –гар- - -гор-  и с приставками с-, вы-, до-, на-, раз- глаголы несовершенного вида.

3. Выборочный диктант

- упр.142.  Прочитайте  текст. Кто из спорящих прав? (Обсуждают, как должны были поступить каждый из участников.)

- выпишите сначала слова с корнями – кас-/-кос-, -гар-/-гор-, -лаг-/-лож-, затем все остальные

Проверяем у доски.1 ученик выписывает слова с –кос-/-кас-; 2 – с –гор-/-гар-, 3 – с –лаг-/-лож-. Остальные слова проверяем по цепочке.

Дом. задание:

Комментирование домашнего задания: упражнение 145

Выучить правило

   Обобщение изучаемого на уроке

- Какую орфограмму изучили?

- От чего зависит выбор гласной в корне –гар- - гор- ?

- Молодцы, вы все правильно сказали. В корне с чередованием –гор- - -гар- в безударном положении пишется о.

Рефлексия

Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

Справились ли мы с поставленными задачами? 

Что бы вы хотели изменить в уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей