Методическая разработка «Методико-педагогические основы организации фольклорной работы в школе»
Тема: «Методико-педагогические основы организации фольклорной работы в школе».
I. Организация отбора детей в школьный народно-певческий коллектив.
1.1. Направление будущего коллектива.
1.2. Формы агитации.
1.3. Прослушивание детей.
II . Организация вокально-исполнительского процесса.
1.1. Формирование групп по возрастам.
1.2. График репетиционной работы.
1.3. Репетиционный процесс.
1.4. Вовлечение родителей участников коллектива.
Организация отбора детей в школьный народно-певческий коллектив – одно из необходимых условий нормального функционирования детского коллектива. То, с чем приходится сталкиваться хормейстеру в этом деле, в конечном итоге может стать определяющим во всей дальнейшей жизнедеятельности коллектива. Провести прослушивание детей, отобрать их по вокально-слуховым данным – еще не означает создание хорового коллектива. Уже к первому прослушиванию руководитель должен быть хорошо подготовлен и уверен в том, что ребята откликнутся на его просьбу участвовать в будущем коллективе. Нужно заранее продумать 1) направление коллектива, б) интересные формы репетиционной работы, в) примерный репертуар, г) позаботиться о помещении и многом другом.
Имея достаточный опыт в работе с детским народно-певческим коллективом мне хотелось бы обратить ваше внимание на очень важный, на мой взгляд» момент – направление коллектива.
1.1. Направление будущего коллектива.
Направление коллектива полностью зависит от руководителя. Прежде чем организовать детский народно-певческий коллектив руководитель должен:
1. продумать направление будущего коллектива;
2. состав (смешанный или однородный – женский или мужской), исполнительскому составу (вокальные, вокально-хореографические, вокально-хореографическо-инструментальные);
3. количественный состав будущего коллектива. Он может насчитывать от 15-17 человек, а может представлять собой камерную форму, не превышающую пяти исполнителей.
4. продумать творческую направленность коллектива, т.е. песенная традиция какого региона будет преобладать.
5. в соответствии с вышесказанным составить примерный репертуарный план.
Существуют профессиональные, полупрофессиональные или как их принято называть профессионально-любительские и любительские ансамбли. По своему направлению ансамбли бывают: аутентичные ,репродуцирующие
1.2. Формы агитирования. Формы агитирования детей в народно-певческий коллектив могут быть различными. Это всевозможные средства массовой информации: объявление по радио, телевидению (бегущая строка, красочное объявление в виде афиши или мини клип), местные газеты. Можно использовать афишу (объявление), которую желательно разместить на самом видном месте (в школе – в фае; дом творчества – у входа, в сельской местности можно у магазина). Афиша должна рассказывать о времени и месте прослушивания. То есть, в афише необходимо указать число, месяц, год, день недели, адрес, время суток, возможно этаж, № кабинета или комнаты, направление и название коллектива.
Можно использовать такую форму как беседа (хормейстера с детьми). Такая форма может проводиться как в индивидуальном порядке (в случае, когда руководитель дополняет действующий в настоящее время коллектив), так и вместе с классом или целой параллелью (например: с детьми младшего школьного возраста 7-10 лет).
В случае дополнительного набора в действующий коллектив необходимо провести небольшой концерт, с последующим рассказом о коллективе, его участниках и достижениях.
Одним словом, форм агитирования существует очень много. Сделать правильный выбор – забота хормейстера.
1.3. Прослушивание детей. Чрезвычайно важно первое прослушивание детей не сделать невыносимым по сложности экзаменом, после которого дети могут потерять желание петь в коллективе (ансамбле). Именно здесь должны проявиться качества руководителя, создающего своим вниманием и расположением непринужденную, спокойную обстановку».
Обычно проверка проводится с целью выяснения следующих данных поющего: ритм, память, интонация, диапазон, качества певческого голоса, эмоциональность, музыкальность.
В начале ребенку можно предложить пропеть знакомую песню. Во время её исполнения устанавливается правильность ритмического рисунка мелодии и интонирования, ясного произношения текста. При проверке ритма необходимо применить простые, несложные упражнения ритмической группировки, которые предлагаются ребенку простучать или прохлопать в ладоши. Обычно после двух упражнений становятся видны способности ребенка в ритмике.
Одновременно, при проверке ритма проверяется и память. В практике используют отдельные фразы народных песен или мелодий с различной ритмической группировкой, которые играются на инструменте (н-р: фортепиано). Если видно, что ребенок обладает достаточными способностями и может пропеть мелодическое упражнение после первого проигрывания, следует обратить на него внимание.
Проверку певческих данных (интонация, диапазон) обычно начинают на примарных тонах при помощи больших ладотонально устойчивых упражнений. Распевки, избираемые для проверки диапазона, должны быть достаточно простыми, чтобы ребенок смог их быстро запомнить (выучить) и воспроизвести.
Фальшивое пение обусловлено разными причинами:
- ограниченным диапазоном голоса (2-3 звука);
- смещение диапазона от примарного звука на кварту или квинту (вниз, значительно реже – вверх);
- в большинстве случаев причиной является отсутствие координации между слухом и голосом: ребенок слышит, но неверно поет и не может подчинить себе голос;
- нечистое интонирование может быть вызвано недостаточной остротой слуха;
- отсутствием певческим навыков
- в несогласованности между слухом и голосом («голос» не подчиняется «ушам»
- в отсутствии должного внимания при исполнении нужного звука,
- в неумении пользоваться различными регистрами.
При определении типа голоса (сопрано, альты) зачисляемого в коллектив ребенка чрезвычайно важно руководствоваться правилом – обращать внимание на тембр голоса, а не на диапазон, так как окраска тембра и естественное звучание голоса в средней, высокой и низкой тесситурах дадут ясное представление о типе голоса. Исходить из величины диапазона не следует, потому что дети не владеют тем диапазоном, который предусмотрен для каждой отдельной голосовой группы. Когда определить тип голоса не представляется возможным, певцов помещают в группы средних голосов для дальнейшей адаптации. Впоследствии хормейстер может провести дополнительное изучение голоса и установить хоровую группу (партию) его местонахождения.
В определении типа голоса певцов, имевших активную хоровую практику, можно воспользоваться следующими правилами прослушивания:
во-первых, начать прослушивание голоса в средней тесситуре;
во-вторых, учитывать примерные рамки диапазонов: С I – ре первой октавы – фа, соль второй октавы; С II – ре первой октавы – ре второй октавы; альты – си – бемоль малой октавы – соль первой октавы.
При этом окраска вокального звука (звук – густой, темный, светлый, мягкий, полетный, сильный, слабый, с большим или меньшим числом обертонов и т.д.) будет указывать на принадлежность голоса к конкретной хоровой партии.
Формы и порядок прослушивания могут быть самыми могут быть самыми разнообразными, однако следует помнить, что в конечном счете впечатление должно иметь комплексный характер, поэтому при проверке желательно не опустить ни одно раздела.
Результаты выявления музыкальных способностей отмечаются в журнале по приему в ансамбль, куда отмечаются следующие данные: ритм, память, интонация, диапазон, качества певческого голоса, эмоциональность, особенность характера – из области психологии.
Внимательный, невнимательный, раскованный, зажатый (интроверт – скрытный, не общительный, погруженный в себя – характерно ослабление внимания; экстраверт – разговорчивый, раскованный), коммуникабельный, некоммуникабельный
Практика работы многих руководителей детских народно-певческих коллективов показывает, что с момента прослушивания ребенка в ансамбль начинается работа по вокально-хоровому, эстетическому, нравственно-эстетическому воспитанию юного певца.
Руководителю ансамбля следует иметь список участников со всеми телефонами и именами-отчествами родителей. После зачисления детей в хор рекомендуется провести родительское собрание, на котором руководитель должен оповестить родителей о перспективах работы вышеназванного коллектива, создать родительский комитет (который будет решать совместно с руководителем разнообразные проблемы), определиться с изготовлением или покупкой концертных костюмов, шумовых инструментов (в идеале фольклорных инструментов), а также дополнительной атрибутики.
Завершая рассмотрение начального организационного момента, хотелось бы обратить ваше внимание на следующее. Создание хорового коллектива в общеобразовательных структурах и центрах культуры и досуга имеет свои особенности, начиная от графика (режима) работы и заканчивая возможностями материальной базы детского учреждения. А заинтересованная, с отдачей, профессионально грамотная работа руководителя будет обязательно поддержана как родителями, так и руководителями детского школьного и внешкольного учреждения.
2. Организация вокально-исполнительского процесса
Организация фольклорной работы требует от руководителя исключительной заинтересованности, фантазии, энергии и терпения. Ограничение только классными занятиями означает упущение больших возможностей неформальной работы со школьниками. Внеклассные формы в данном случае следует рассматривать не только как дополняющие учебные занятия, но и в значительной мере стимулирующие всеобщий интерес школьников к фольклорному исполнению. Сочетание классных и внеклассных форм занятий, их взаимодействие и взаимопроникновение в процесс обучения школьников музыкальному фольклору позволит руководителю добиться гораздо больших успехов в работе участникам – проникнуться народной художественной культурой. / Как правило, руководитель коллектива и педагог по музыкальному фольклору в стенах одного учебного заведения один и тот же человек./
Для обеспечения успешной работы с первых дней следует позаботиться о создании материально-технической базы. Это технические средства: магнитофон, музыкальный центр, комплект музыкальных и шумовых инструментов (жалейки, свистульки, свирели, трещетки, бубен, ложки, рубель и др.).
1.1. Формирование групп.
После прослушивания детей необходимо:
1. Сформировать группы по возрастам
Младшая – 7-10 лет (голоса все однородны – дисканты)
Средняя – 11-13 лет (появляются грудные обертоны)
Старшая – подгруппа 14-15 лет (мутационный период – щадящий режим)
Подгруппа 16-17 лет (постмутационный период – формирование тембра приближенного к взрослому).
Разделить, на начальном этапе, условно по голосам т.к. в течение первого полугодия необходимо провести еще одно индивидуальное прослушивание, для того, чтобы окончательно сформировать партии.
1.2. График репетиционной работы.
Из опыта педагога-музыканта Л. Жаровой - главное требование к руководителю в организации хоровой работы в школе заключается в том, чтобы проведение репетиций шло в систематически установленном порядке, с последовательным планом. Это обстоятельство играет не только важную роль в проведении репетиций, но влияет на качество выучивания песенного материала.
Репетиционный процесс должен быть обеспечен четким графиком работы (в зависимости от разных причин: индивидуальные занятия, занятия по подгруппам или отдельным партиям, а также дополнительные занятия – перед концертом).
Как правило, детские народно-певческие коллективы проводят репетиции 2-3 раза в неделю по 2-3 часа. Это связано с тем что работа на фольклорном материале предполагает комплексное обучение (пение, декламация, движение, фольклорные инструменты).
1.2. Репетиционный процесс и дисциплина.
Практика показала, что все репетиции следует проводить полным составом. Если не будете проводить индивидуальные или дополнительные занятия, а проводить работу с неполным составом, то будет утерян наиболее важный принцип хоровой деятельности – коллективность. Как известно из курса хороведения, только принцип коллективной, совместной работы позволяет решить проблемы вокально-хорового ансамблирования и строя.
В работе с поющим коллективом необходимо, чтобы руководитель сам владел собственным голосом и умел выразительно, вокально правильно исполнить фразу и практически показать, как выполняется тот или иной певческий прием. Это связано с тем, что в репетиционной работе все объяснить только словами невозможно. Чаще всего больший эффект достигается правильным вокальным показом.
Очень важно правильно определить репетиционный темп исполнения. Он должен быть не слишком быстрым, чтобы обеспечить возможность тщательного выполнения всех задач, и не слишком медленным, ибо это может привести к выработке несоответствующих конечной цели характера звука. Столь же осторожно и продуманно следует подходить к силе звука.
Не следует забывать о том, что разновозрастные группы требуют разные формы работы, в том числе игровые. Очень важно выдерживать такую обстановку, при которой детям было бы постоянно интересно, пожалуй, самое главное – хотелось всегда заниматься в коллективе. Так, например, в репетиционном процессе с младшей школьной группой 7-9 (10) лет следует учитывать интересы детей, т.е. кроме пения использовать музыкальные инструменты, двигательно-ритмические упражнения, которые помогают поддержать тонус и снять напряжение, усталость. В средней и старшей группах очень важную роль играет репертуар. Это игровые, хороводные, плясовые и шуточные песни.
Отсюда репетиции младшего состава отличаются от репетиций старшей группы, где хоровая звучность ставится на первое место, а весь репетиционный процесс старшего состава спланирован на быструю выучку репертуара и связан с активной концертной деятельностью.
В репетиционно-хоровом процессе дисциплина играет важную роль. В идеальном смысле желательна дисциплина, при которой каждый участник репетиционного процесса сознательно понимает сложность коллективной работы, и делать все возможное для её поддержания. Естественно руководитель коллектива должен быть предельно организованным, требовательным, активным и творчески увлеченным.
В организационную работу желательно вовлекать родителей, вести с ними беседы о важность духовного воспитания детей средствами народного искусства. Родители могут оказать неоценимую помощь в проведении фольклорных экспедиций, коллективных посещений фольклорных концертов, в покупке народных музыкальных инструментов (как для индивидуального пользования, так и для всего коллектива), а также в приобретении материалов и пошиве народных костюмов.
V Список литературы (используемой и дополнительной)
1. Попов В. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985. – Вып. 16. С.31.
2. Пономарев А. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой. Из опыта работы /Сост. Т. Вендрова, И. Пигарева. – М., 1991. – С.106-107.
3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.05.00 «Муз. Воспитание», 03.07.00 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.». –М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
4. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985. – Вып. 16 ; Вып. 17.
5. Антипова Л. А. концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. – Москва, 1993.- с.110.
6. Жарова Л. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сб. стат. – М., 1981. – С.12-19.
7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса обучения пению. М.: Прометей, 1992. 270 с.
Дополнительная литература:
8. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981. – С.121-122.
9. А. С. Каргин Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / Некоторые специфические и психологические качества руководителя любительского коллектива.- М. «Просвещение» 1984.- С.185-186.
10. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200 с.
11. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М.: Музыка, 1982. -с.43-77.
12. Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Л.: Музыка, 1972.- 152 с.