Статья «Формы организации методической работы с педагогическим коллективом»
Содержание
Введение
Методическая работа в образовательном учреждении, ее структура и формы организации
Особенности организации методической работы в учреждении
-
Основы организации методической работы в учреждении
Формы организации методической работы в образовательной организации
Организация работы над проблемой образовательной организации
Организация работы над единой методической темой
Предложения по совершенствованию методической работы в учреждении
Заключение
Используемая литература
ВведениеСущественные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества.
Процесс обновления профессионального образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в профессиональных образовательных учреждениях, вставших на путь внедрения инноваций.
Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов.
Таким образом, организация действенной и эффективной структуры инновационной методической работы в профессиональном образовательном учреждении является весьма актуальной.
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий. А это, в свою очередь, ставит перед профессиональным образовательным учреждением проблему необходимости непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов. И разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном учреждении специальные педагогические условия отбора форм и содержания методической работы.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования. Это противоречия между:
возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике образовательного учреждения;
необходимостью расширения арсенала форм методической работы и не многообразием последних в реальной практике образовательных учреждений.
В педагогической литературе исследуемая проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Гузеева В.В., Кругликова Г.И., Омельяненко Б.Л., Шилова М.И., в которых выявляется сущность основных понятий теории профессионального обучения, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм методической работы.
Шилова М.И. считает, что многие вопросы, связанные с методической основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для осуществления на практике, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации методической работы преподавателя по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов методических объединений. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию работы.
Методическая работа в образовательной организации, ее структура и формы организации
1.1 Основы организации методической работы в учреждении
Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.
Этот комплекс ориентирован, прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.
При выборе варианта методической работы коллектив организации руководствуется следующей системой оснований:
задачами, стоящими перед учреждением, педагогами;
уровнем учебно-воспитательного процесса;
состоянием учебно-материальной базы;
накопленным позитивным и негативным опытом работы.
Во главе методической работы стоит методический совет, который осуществляет руководство методической, экспериментальной и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. В состав методического совета входят директор, его заместители, руководители методического объединения.
Методическая работа на базе образовательного учреждения выполняет ряд важных функций:
благодаря активному участию в этом виде деятельности, педагог сохраняет и закрепляет свое положение в учреждении; с возрастом методическая работа способствует решению проблемы профессионального сохранения, преодолению возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу;
обучение освобождает человека от ложных ценностей, делает профессионала более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным;
обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе;
методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в работе.
Одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой. Следует отметить, что в условиях модернизации образования необходимо повысить эффективность данного вида деятельности. Это возможно через разработку программы повышения квалификации по единой методической теме для педагогов конкретной школы. Программа должна ориентироваться на позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода. Необходимо, чтобы большая часть занятий, представленных в программе, носила практико-ориентированный характер. Четко поставленные цель, задачи программы, предполагаемые конечные результаты, которыми будут являться знания и умения, приобретенные педагогами в процессе изучения темы, повысят продуктивность методической работы.
Одной из основных тенденций совершенствования современной методической работы в учреждении является создание оптимальных условий для развития личности и повышения профессионализма каждого отдельного педагога на основе его индивидуальных образовательных потребностей. Индивидуальный подход к педагогу способствует раскрытию потенциальных возможностей индивида, его способностей, проявлению педагогом творческого подхода к работе. Индивидуализация обучения взрослых как педагогическая проблема сохраняет свою актуальность, несмотря на глубокое и разностороннее ее исследование. При планировании методической работы рассмотрение проблемы индивидуализации обучения взрослых на основе образовательных технологий требует тщательной разработки. Это связано с тем, что существуют противоречия между необходимостью повышать инструментальность реализации индивидуального подхода в процессе развития профессиональной компетентности педагогических работников и слабой технологической готовностью специалистов, осуществляющих методическую работу в конкретном образовательном учреждении.
Подразумевая под образовательной технологией совокупность знаний о способах и средствах осуществления программы на разных этапах обучения с получением конкретного конечного результата, переносим это понятие на методическую работу с педагогами. Общее представление педагога об образовательных технологиях дает ему возможность представлять обучение и учебную деятельность взаимообусловленными и взаимозависимыми. При этом педагог должен быть готов к тому, что не только он продуцирует и стимулирует психические новообразования у тех, кто учится. Обучающиеся своими учебными действиями также способствуют изменению каких-то отдельных сторон преподавания, если таковые недостаточно эффективны. Это в полной мере относится к работе с педагогами в системе методической работы.
-
Формы организации методической работы в образовательной организации
Все многообразие организационных форм методической работы в образовательной организации можно представить в виде трех взаимосвязанных групп таких форм:
общеобразовательные формы методической работы (работа по единым методическим темам, психолого-педагогические семинары, практикумы, научно-практические конференции и педагогические чтения, читательские и зрительские конференции, методические выставки, стенгазеты, бюллетени);
групповые формы методической работы (методические объединения, творческие микрогруппыпедагогов, , групповое наставничество, взаимопосещениезанятий и внеклассных воспитательных мероприятий);
индивидуальные формы методической работы (стажировка, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование).
Каковы же формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр? Выбор их зависит от количественного состава этих подразделений, от квалификации входящих в них педагогов, от их заинтересованности, уважительного отношения друг к другу, от взаимопонимания и т.д.
Так наиболее эффективные вошли в практику методической работы следующие формы занятий (заседаний):
теоретические семинары (доклады, сообщения);
семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);
диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия») и др.;
«деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;
лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей;
обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла;
обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;
обсуждение «срезов знаний», вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию: доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий;
обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
конкурсы «Лучший педагог», «Учитель года», «Воспитатель года;
педчтения, научно-практические конференции;
педагогические советы и др.
Механизм проведения и значение наиболее эффективных и рациональных форм занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений – кафедр
Теоретические семинары (доклады, сообщения)
Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, от ученых - кураторов кафедр доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов обучения. Но к выступлениям и докладам должны привлекаться и высококвалифицированные учителя - члены проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации учителей со специалистами-учеными для выступления перед коллективом.
Варианты вопросов для рассмотрения на теоретических семинарах
Традиционное и инновационное в учебном процессе
Технологические модели обучения школьников
Методика полного усвоения знаний учащимися
Проведение научно-теоретических семинаров следует планировать 2-3 раза в течение учебного года во избежание перегрузок учителей, т.к. помимо этой формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр не следует забывать и о других формах работы.
Семинары-практикумы
Семинары-практикумы требуют более серьезной подготовки, т.к. на них педагога знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшийся в течение нескольких месяцев.
В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно важно и весьма ценно для роста профессионального мастерства учителей и воспитателей.
Возможные темы семинаров-практикумов:
Можем ли мы услышать живопись? (МО эстетического воспитания и художественного образования).
Музыкальные игры без музыки (МО эстетического воспитания и художественного образования).
Курс «Лес и человек» и его значение в процессе обучения учащихся (МО начального обучения и естественнонаучных дисциплин).
Преемственность в работе учителей начального звена и учителей-предметников на уроках природоведения, ознакомления с окружающим миром и естествознания (МО начального обучения и естественнонаучных дисциплин).
Преемственность использования новых технологий: интеграция при обучении учащихся на коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь (МО начального обучения и общественных дисциплин).
Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении учащихся 5-11 классов (МО общественных дисциплин).
После посещения педагогами практической части семинаров - уроков, факультативов, внеклассных мероприятий - очень важно умело организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму. Совместно с учеными-специалистами возможно коллективно решать конкретные учебно-педагогические задачи, которые возникают в учебно-воспитательном процессе.
Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педколлектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.
Психолого-педагогические практикумы
Для большей эффективности во время таких семинаров следует создавать атмосферу неформального общения, раскованности. Подобная практика особенно ценна для повышения профессионального мастерства учителей и воспитателей, т.к. каждый участник такого семинара получает возможность ознакомиться с новейшими достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и заявить о своей позиции.
Целесообразно подготовить и провести психолого-педагогические семинары на следующие темы:
«Психолого-педагогические исследования личности учащегося».
«Диагностика уровня развития произвольного внимания младших школьников».
«Таксономия педагогических целей и ее роль в проверке результативности обучения учащихся по новым спецкурсам (словесность, интегрированный эстетический курс, краеведение, этика и этикет, обучение основам стихосложения, работа с деловыми бумагами и др.).
На таких семинарах необходима взаимосвязь теории и практики. Так, например, психолог, говоря о таксономии педагогических целей, прежде всего характеризует области деятельности, которые она охватывает: когнитивную, аффективную и психомоторную. Рассказав об этой четкой классификации целей, специалист дает педагогам возможность включиться в практическое моделирование первоочередных задач в процессе обучения учащихся и заявить о концентрации усилий на главном, об оценке и перспективах своей дальнейшей работы.
Такие диалоги общения способствуют развитию творческого потенциала учителя, его профессионализма.
Диспуты, дискуссии
Различные формы занятий (заседаний): диспут, «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия» - обычно на практике обозначаются общим термином - «дискуссия». Часто дискуссией называют обсуждение или обмен опытом, мнениями, а также обсуждение-спор, т.е. столкновение точек зрения, позиций и т.д. Нередко дискуссию смешивают с полемикой - отстаиванием уже сформированных взглядов, позиций.
Дискуссия - целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр с целью поиска истины (истин). Ее существенной чертой является равный диалог всех участников. Желательно, чтобы группа участников подобного диалога была небольшой (до 10 человек), благодаря чему каждый сумеет высказать свою точку зрения и доказательно ее отстоять.
В педагогической практике поучили распространение различные виды обмена мнениями, представляющие собой свернутые формы дискуссии: «круглые столы», форумы, дебаты, симпозиумы, «техника аквариума»,» панельная дискуссия».
Характерной чертой свернутых форм дискуссии является участие в ней двух-трех и более предметных методобъединений - кафедр, так что в конце концов предметом их обсуждения становятся позиции, мнения участников.
Некоторые формы дискуссий
«Панельная дискуссия». В ней могут участвовать 2-3 и более предметных методобъединений - кафедр. Однако следует составить из них группы по 6-8 участников, которые заранее избирают председателей. Последние обсуждают намеченную проблему, после чего совместно приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы.
Форум. Механизм проведения сходен с изложенным выше, и мнениями обмениваются все участники.
Симпозиум. Более формализованное (по сравнению с выше перечисленными) обсуждение; в ходе его участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих.
Дебаты. Явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
Эти формы дискуссий скорее всего могут практиковаться эпизодически или вовсе не использоваться в работе методобъединений - кафедр.
Наиболее актуальными и распространенными в практике работы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр являются «круглые столы».
«Круглый стол». Это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 учителей, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. В составе группы могут быть учителя различных специальностей: как начального, так и среднего и старшего звеньев.
Возможные темы «круглых столов»:
Развитие логического, критического и творческого мышления учащихся.
Поиски по линии исследовательского обучения учащихся.
Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении учащихся предметам искусств
«Техника аквариума». Выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:
Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или куратором кафедры.
Участники дискуссии делятся на 2 группы (а может быть, и на 3), которые располагаются в аудитории по кругу.
Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.
Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)
Представители собираются в центре по кругу и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.
Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.
«Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.
После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного» диспута.
Подобную форму дискуссии можно проводить на совместном занятии (заседании) 2-3 методобъединений - кафедр.
Можно предложить провести дискуссии «техники аквариума» по таким темам:
«Типы инновационных подходов к обучению».
«Диалоговый характер обучения».
«Интеграция как средство и цель обучения учащихся»
«Критериально ориентированное обучение учащихся.
«Деловые» игры, ролевые игры, игры-имитации; урок-панорама
Игре как социокультурной форме общения посвящено много философско-культурологических, психологических, педагогических исследований.
В педагогике любые игры («деловые», ролевые и др.) связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. По сути игра - это состязание двух-трех групп (и более), которое направлено на достижение определенной цели или решение определенной проблемы. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, который могли бы получить в ходе проведения урока, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. Кроме того, использование игровой формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр помогает учителям научиться экономить, «сжимать» время на отработку определенных понятий, умений, навыков в процессе обучения. А главное - они способствуют активизации самообразования учителей в работе над развитием профессиональных качеств, необходимых для обучения и воспитания личности учащегося.
«Деловые» игры.
Для достижения результативности в процессе проведения «деловой» игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили ею квалифицированные учителя, заведующие кафедрой, кураторы-ученые, заместитель директора по научно-экспериментальной, исследовательской работе. Необходимо избрать председателя, ведущего игру, инструктора (хотя не стоит подробно разъяснять детали игры, т.к. она должна быть похожа на реальные, жизненные события, а подробный инструктаж может свести к минимуму интерес играющих), судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера (в его роли должен выступать ученый-куратор, который может подсказывать в ходе игры, чтобы полнее реализовать ее возможности).
Для подготовки таких игр требуется время, но интерес учителей к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в результате эмоционального подъема могут прибегать к имитации, драматизации. После окончания подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов). Однако необходима и самооценка действий играющих (в условном, моделирующем плане).
Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, - значимость для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов учителей.
Ролевая игра (по существу игра-драматизация) - это процесс, в котором участвуют учителя проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического Центра и т.д.
Руководить игрой должен либо ученый-куратор, либо заместитель директора по опытно-экспериментальной, исследовательской работе, либо председатель методобъединения и т.д.
Механизм проведения ролевой игры (игры-драматизации) довольно прост:
руководитель сообщает тему игры;
дается инструктаж о ходе игры;
фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих;
руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих;
подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.
Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса.
И самое важное - педагоги должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Игры-имитации. Эта форма занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр требует творческого подхода от ведущего (им может быть куратор-ученый кафедры, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе или высококвалифицированный учитель).
Грамотно подготовленная игра-имитация (участвовать могут 2-3 методобъединения или кафедры) предполагает, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут ведущему поддерживать высокую активность участников. Тематика игры-имитации может быть придумана самим ведущим или заимствована из каких-либо источников. Ведущий должен заранее решить, какова будет степень его откровенности с участниками, насколько он посвятит их в свои планы. Кроме того, ведущий должен дать ясные и простые устные или письменные инструкции своим коллегам-игрокам, распределить роли участников и установить продолжительность игры.
Вполне понятно, что участники игры-имитации по-своему оценят проигранные ими ситуации.
В процессе игровой ситуации педагоги пытаются имитировать виды, приемы, формы работы учителей-профессионалов, а иногда лишь один фрагмент урока.
Почерк работы другого педагога не всегда удается успешно сымитировать.
Это трудная, но разрешимая задача, которую можно реализовать в результате многократных тренировочных упражнений.
Педагогам труднее исполнять роли учащихся, а не роли других членов педколлектива. Иной раз учащиеся более мобильны в решении определенных ситуаций, чем их педагоги.
Этот факт свидетельствует о необходимости участия учителей в различных играх, особенно в тех, которые они планируют проводить совместно с учащимися на уроках.
Следует отметить, что игровая модель учебного процесса строится на включении учителей в процесс игрового моделирования изучаемых событий, явлений, на проживании ими нового опыта в обстановке игры. Результатом этого процесса должны стать новые технологии, новые методические приемы, виды работ, которые, несомненно, обогатят всех участников игры.
Урок-панорама на занятиях (заседаниях) проблемных микрогрупп - методических объединений - кафедр используется реже. Эта форма не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителя, его компетентность, эрудицию. Урок-панораму следует проводить на занятиях одного методобъединения или кафедры. Механизм проведения этой формы методической работы таков:
участники работают в группах (по 2-3 человека) или индивидуально;
педагоги сами определяют тему урока-игры или выбирают ее из числа тем, предложенных руководителем-ведущим;
участники получают из библиотеки учебники и учебные программы;
каждая группа (либо каждый самостоятельно работающий педагог) составляет план занятия, четко планируя все его этапы и использование современных (традиционных и нетрадиционных) методов, форм, приемов, видов работ на каждом этапе;
игроки защищают свои варианты разработок уроков (защита проводится в присутствии всех участников);
участники оценивают урок-панораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной) и рационального, эффективного использования методов, форм, приемов, видов спланированных работ с учащимися;
в роли арбитра выступает куратор-ученый, либо председатель методобъединения, либо заведующий кафедрой.
Очень важно, что участие педагогов в любой игровой модели трансформирует их позицию, которая балансирует между ролью организатора, помощника, соучастника общего действия. Значительна роль этой модели занятий (заседаний) проблемных микрогрупп - методобъединений кафедр при заключительном ретроспективном обсуждении проигранных ситуаций, ролей и т.д.
Несомненно, эта модель обучения обогатит педагога в предметно-содержательном и социально-психологическом аспекте. Следует лишь помнить, что при использовании на уроке эта форма может выродиться в иллюстративное или эмоционально-оживляющее дополнение к репродуктивному традиционному обучению учащихся.
Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей.
Организация лекториев учеными-дидактами, психологами, социологами, дефектологами, логопедами, врачами-педиатрами, психоневрологами и др. специалистами необходима каждому педколлективу.
Специалисты планируют тематику лекций на актуальные темы для учителей и родителей, а также проведение групповых и индивидуальных ежедневных консультаций.
Программа и тематика лекций согласовывается с администрацией школы, с научно-методическим координационным Центром, информационно-аналитическим Центром и предлагается учительскому коллективу школы.
Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки
Механизм обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки тот же, что и в вышеизложенном пункте. Важно заметить, что вся ответственность за реализацию этой формы работы ложится на ученых-кураторов кафедр, на научно-методический координационный Центр и информационно-аналитический Центр. Но педколлективучреждения должен отстаивать свое право решать, какие книги и статьи читать, какие новейшие технологии осваивать, какие инновации и нововведения использовать в процессе обучения и воспитания учащихся, какие эксперименты апробировать. Например, коллектив учителей начального звена школы использует технологию обучения учащихся на коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь, а учителя кафедры физики, математики и информатики гимназии успешно внедряют технологию модульного обучения учащихся.
Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла
Все формы методической работы проблемных микрогрупп - методобъединений, кафедр связаны с практическими умениями педагога, а это-либо открытые уроки, либо внеурочные мероприятия. На них педагог демонстрирует коллегам апробированные им различные формы уроков, виды, приемы работ, дающие высокие конечные результаты в процессе обучения учащихся. Иногда педагог приглашает коллег и на начало эксперимента, когда у него есть лишь гипотеза, которую необходимо проверить, но он сам не предполагает, не видит результата, поэтому экспертное заключение присутствующих на уроке или внеурочном мероприятии очень важно.
Следовательно, открытый урок или внеклассное мероприятие - это не только открытые двери для всех, желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия уроков смогли приглашать на них своих коллег.
Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, различных мероприятий или их цикла является предметом серьезного разговора на занятиях (заседаниях) проблемных микрогрупп - методобъединений - кафедр.
При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:
Умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие цели (развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и т.д.)
Умение четко ставить перед учащимися задачи, цели урока или мероприятия.
Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися.
Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.
Технология таких обсуждений выработана давно и почти не претерпевает изменений.
Выставки и отчеты по самообразованию
Отчеты по самообразованию учителей и воспитателей прежде всего требуют наглядной демонстрации продуктов труда учителя (доклады, рефераты, разработки уроков, создание авторских программ, составление тестов-анкет, дидактических пособий и т.д.) и продуктов труда их учащихся (выставки лучших тетрадей, сочинений, рисунков, поделок и т.д.). Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, развитие рефлексии, способности к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности как учителя, так и учащегося.
Научно-практические конференции, педагогические чтения
Эти формы работы требуют привлечения всех звеньев методической службы и являются своеобразным подведением итогов их работы. Темы научно-практической конференции или педагогических чтений должны быть связаны с единой методической темой школы и не носить случайный характер, а отражать опыт учителей школы, их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочетов профессиональной деятельности и приведшую в конце концов к положительным результатам. Доклады должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, слайдами, фотографиями, продуктами ученического труда и т.д. Выступления докладчиков ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются (после того, как выступающий ответит на вопросы), часто в дискуссионной форме.
Нередко практика проведения конференций и педчтений сводится к изложению выступающими публикаций из педагогической прессы и трудов ученых-дидактов. Подобное происходит в том случае, когда не проводится достаточная работа по подбору практического и иллюстративного материала из опыта работы учителя в период подготовки и корректировки докладов выступающих членов педколлектива, когда им не оказывается грамотная методическая помощь. Уместно вспомнить в таком случае слова ученого Р. Генри Мильора, который остроумно заметил: «Неудача в подготовке - все равно что подготовка к неудаче».
Естественно, что при отсутствии тщательной подготовки к проведению этих форм работы, будет зря и безрезультатно потрачено время педагога, а самое главное - это разочарование и неудовлетворенность самих участников весьма важными формами методической работы.
Успех проведения конференций, педчтений зависит от степени их подготовленности, от участия в подготовке кураторов-ученых, а также от степени развития творческого потенциала всего педагогического коллектива.
Работа всех звеньев методической службы требует наглядности. Рекомендуется издавать 2 раза в течение учебного года (в январе и мае) научно-методический журнал. Можно назвать его «Вестник школы, сада, лицея…» или «Вести школы, детского сада…» и т.п.
Все вышесказанное вовсе не означает, что подразделения методической службы должны использовать все перечисленные формы в планах своей работы, но из этого спектра наименований можно выбрать те, что под силу проблемным микрогруппам - методобъединениям - кафедрам школы.
Педагогические Советы
В организационной структуре методической работы необходимо учитывать и такую форму работы с педагогическими кафедрами, как педагогические Советы, - это высший орган коллективного руководства школой.
На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса. В условиях работы по новой модели методической службы на заседаниях педсоветов заслушиваются теоретические выступления ученых-специалистов и выступления учителей из практики своей работы, результаты их инновационных, творческих поисков.
Формы проведения заседаний педсоветов разнообразны, и чаще всего они носят дискуссионный характер: «круглые столы», «техника аквариума», «панельная дискуссия», форум и т.д.
Подобные заседания педсоветов повышают их действенность и авторитетность, а самое главное - способствуют заинтересованности и оживлению работы педагогического коллектива.
Творческие микрогруппыпедагогов.
Данная форма возникла как результат творческих поисков педагогами новых эффективных форм методической работы. В отличие от методических объединений, которые формируются как обязательная форма работы на основе общности преподаваемого предмета, характеризуются постоянным, фиксированным составом участников, основой образования микрогрупп в 3-6 человек является прежде всего взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость.
Такие группы создаются в коллективе на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый опыт, новую методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, потом излагает ее своим коллегам, они его дополняют, поправляют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями, затем реализуют изучаемую идею в своей практике, ходят друг к другу на уроки, мероприятия. Когда новое освоено, первые умения приобретены, группа распадается.
Неформальные объединения педагогов.
Создаваемые преимущественно для совместного проведения досуга, неформального общения эти формы работы могут принести большую помощь в деле повышения квалификации и мастерства учителей, прежде всего - в подъеме общей культуры педагогов, культуры общения и речи. Во многих школах действуют педагогический театры, студии, агитбригады, в которых молодые педагоги осваивают основы педагогической техники в ходе подготовки и проведения различных выступлений, концертов. Эти формы служат и для сплочения педагогического коллектива. Неформальные объединения педагогов по своей природе не терпят администрирования, заорганизованности, поэтому руководство их деятельностью требует особого такта.
Особенности организации методической работы в учреждении
2.1 Организация работы над проблемой образовательной организации
Проблема выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе образовательной организации.
Противоречие - это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, состоянием (например, образовательного процесса).
Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения.
Методическая служба учреждения в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.
Содержание работы над проблемой может включать:
фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и др. затруднений у педагогов, учащихся, управленцев, которые приводят к возникновению проблемы;
изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно-практические основания разрешения подобных проблем;
изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой;
типологизация средств разрешения проблемы;
обучение педагогического коллектива управленческой рефлексии, технике коррекции субъективного состояния в проблемной ситуации;
построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;
разработка необходимых дидактических, психолого-педагогических и других средств;
апробация новой модели деятельности;
выработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы и получение нового качества.
Умение выявить, сформулировать, вычленить составляющие и определить пути разрешения или решения проблемы - важная задача для методической учебы педагогического коллектива.
Специальные семинары, организационно-деятельностные игры и т.п. должны проводиться в целях обучения коллектива и формирования способностей перед началом работы над проблемой.
Проблема определяется на основе анализа методической работы за предыдущий учебный год, например: «Использование дидактических средств на уроке», «Организация деятельности учащихся на уроке» и т.д.
Раздел плана работы над проблемой
Название проблемы |
Содержание работы над проблемой |
Форма работы |
Планируемый результат |
Организаторы работы |
|
Примерная тематика проблем, над которыми работают образовательные учреждения:
Управление качеством образовательной системы, образовательного процесса в учреждении.
Оценка продуктивности педагогического и управленческого труда.
Культура педагогического труда работника образования (овладение методами НОТ, оптимизации, технологиями развивающего обучения).
Региональный компонент в содержании общего среднего образования и образовательного процесса.
Освоение базисного учебного плана средней общеобразовательной школы: достижения, проблемы.
Дифференцированный подход образования и обучения как одно из средств повышения качества образования.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе принципа гуманизации в воспитании
Овладение эффективными педагогическими технологиями, внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Формирование оптимального учебного плана для школы с учетом уровня развития и потребностей учащихся.
Разработка системы диагностики и мониторинга с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.
Работа с педагогическими кадрами (повышение уровня дидактической подготовки, создание творческих групп).
Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьника и учителя как основы перевода учебного процесса в учебно-исследовательский.
Совершенствование системы стимулирования творчески работающих учителей, которые своей системой урочной и внеурочной работы поддерживают постоянный познавательный интерес к обучению.
Корректировка программ, изменение форм организации учебной деятельности в направлении разгрузки учащихся.
Выработка критериев результативности педагогов по инновационным педагогическим технологиям и системы мониторинга такой работы.
-
Организация работы над единой методической темой
Методическая тема чаще всего определяется для предметного, циклового методического объединения или для каждого учителя, входящего в состав той или иной школьной методической структуры.
Методическая тема определяет дидактический, психолого-педагогический интерес в сфере совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету.
Наиболее часто в педагогической практике встречаются методические темы, связанные с разработкой индивидуальной методики преподавания того или иного предмета, с освоением инновационной педагогической практики.
Примерные темы:
формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения;
планирование результатов образования в профильном классе по предмету;
аксиологические ценности предметного содержания и их интеграция в воспитательный процесс;
технологии работы с текстом в личностно-ориентированных образовательных системах;
технология организации исследовательской деятельности по предмету во внеурочное время;
методика подготовки учащихся к ЕГЭ;
межпредметная интеграция в рамках образовательной области;
методика рейтингового оценивания учащихся;
другие.
Итогом работы над единой методической темой могут быть рекомендации по улучшению образовательного процесса в рамках той или иной предметной области или нескольких областей сразу.
При планировании работы над методической темой рекомендуется провести анкетирование среди педагогов в целях более детального осмысления целей предстоящей работы.
Анкета для учителя
1. В каком режиме работает учреждение:
- функционирования;
- развития?
2. Над какой проблемой работает Ваша организация?
3. Возникают ли у Вас трудности при выборе методической темы?
4. Способствует ли работа над выбранной Вами методической темой улучшению качества образования?
5. Какие проблемы наиболее актуальны в преподавании Вашего предмета?
6. Какие результаты Вы планируете получить, работая над методической темой?
7. Какие условия необходимы для Вашей успешной работы?
8. В чьей помощи Вы нуждаетесь? Каков характер данной помощи?
9. Кто из Ваших коллег также работает над этой темой?
Формы организации методической работы над единой темой
методические недели по единой теме;
создание творческих микрогрупп;
работа временных инициативных групп по подготовке к педагогическим советам, методическим советам, семинарам;
самообразование;
опытно-экспериментальная работа;
«круглый» стол;
консультации, анкетирование;
объединений методических объединений как внутри школы, так и с другими школами по единой тематике;
школы передового опыта;
научно-методические конференции учителей, учащихся;
творческие отчеты учителей и учащихся.
-
Предложения по совершенствованию методической работы в учреждении
С целью систематизации процесса накопления и обобщения опыта работы МО внутри учреждения организовать творческий отчет МО, где МО представят методические и дидактические материалы, разработанные педагогами, ознакомят со своими достижениями, покажет открытые уроки, поделится педагогическими идеями и т.д., т.е. подведут итог своей работы.
Организовать МО «Начальная школа-детский сад» (это необходимо), а в идеале творческую группу «Воспитатель-учитель-преподаватель ВУЗа».
При анализе планов работы МО, видны следующие недостатки:
Чувствуется изолированность предметных МО, их замкнутость в узких рамках не только предмета, но и конкретных учебных программ, предметной дидактики, состава преподавателей. А это порождает разобщенность, несогласованность тематики, отсутствие межпредметных связей.
Поэтому для всех форм методической работы обязательна единая общешкольная тематика, исходящая не из предложений и пожеланий педагогов, а из целей и задач развития учреждения и комплексного анализа результатов и эффективности образовательного процесса на данном этапе.
Не планируются промежуточные и конечные результаты методической работы по избранной проблеме.
Результатами могут быть:
оценка методической работы каждого учителя в зависимости от квалификации или притязаний на более высокую квалификационную категорию;
включение молодых учителей в решение общешкольных методических, педагогических проблем, содействовать их профессиональному росту, развивать их методологическую культуру;
повышение качества знаний учащихся;
Не созданы наряду с традиционными МО межпредметные временные и постоянные объединения для решения проблем преемственности, согласованности, целостности в структуре, содержании и организации образовательного процесса, или работа эта несет какой-то стихийный, скачкообразный характер - это работа НМС.
Учителя начальной школы не включены ни в одно МО. Они вообще изолированы от всех. Это недопустимо.
Необходимо активизировать теоретико-педагогический всеобучениепедколлектива в форме общешкольного постоянно действующего семинара для выработки общих подходов к решению проблем, привлекая к этой работе работников РайОО, преподавателей ОУУ, вузов.
Необходимо придать особый статус «открытым» занятиям и урокам, которые являются добровольно избранной формой представления результатов педагогического поиска.
При планировании административного контроля уроков, взаимопосещений обязательно формулировать конкретные методические проблемы в качестве предмета анализа.
Заключение
Одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой. В условиях модернизации образования необходимо повысить эффективность данного вида деятельности. Это возможно через разработку программы повышения квалификации по единой методической теме для педагогов конкретного образовательного учреждения. Программа должна ориентироваться на позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода. Необходимо, чтобы большая часть занятий, представленных в программе, носила практико-ориентированный характер. Четко поставленные цель, задачи программы, предполагаемые конечные результаты, которыми будут являться знания и умения, приобретенные учителями в процессе изучения темы, повысят продуктивность методической работы.
Одной из основных тенденций совершенствования современной методической работы в учреждении является создание оптимальных условий для развития личности и повышения профессионализма каждого отдельного педагога на основе его индивидуальных образовательных потребностей. Индивидуальный подход к педагогу способствует раскрытию потенциальных возможностей индивида, его способностей, проявлению педагогом творческого подхода к работе. Индивидуализация обучения взрослых как педагогическая проблема сохраняет свою актуальность, несмотря на глубокое и разностороннее ее исследование. При планировании методической работы рассмотрение проблемы индивидуализации обучения взрослых на основе образовательных технологий требует тщательной разработки. Это связано с тем, что существуют противоречия между необходимостью повышать инструментальность реализации индивидуального подхода в процессе развития профессиональной компетентности педагогических работников и слабой технологической готовностью специалистов, осуществляющих методическую работу в конкретном образовательном учреждении.
Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения.
Методическая служба учреждения в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.
Для всех форм методической работы обязательна единая общешкольная тематика, исходящая не из предложений и пожеланий учителей, а из целей и задач развития школы и комплексного анализа результатов и эффективности образовательного процесса на данном этапе.
Список литературы
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 1977.
Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищука. - К., 1987.
Занков Л.В. Обучение и развитие / Экспериментально-педагогические исследования): Избранные педагогические труды. - М., 1990.
Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. - М.: Высш. шк., 1990. - 382 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1989.
Бершадский М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии, Москва, Центр «Педагогический поиск», 2003 год
Беспалько, В.П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно-методическое пособие. М. Высшая школа 1989.
Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во Института профобразования Минобразования России, 1995.- 336 с.
Бирюков, А.Л. Управление знаниями и инновационный маркетинг образовательных услуг / А. Л. Бирюков, Т. Л. Савостова // Инновации в образовании : журнал / Соврем. гуманитар. ун-т. - М., 2006. – №2. - C. 14-25.
Васильева, Е.Н. (Красноярск) Инновационность в обучении будущего специалиста / Е.Н. Васильева // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-информ. журн. - М., 2004. – № 2. - C. 35-36.