Деловая игра для обучающихся 5–9 классов «Пав и последствия их употребления»
МКС (К)ОУ «Краснинская школа – интернат VIII вида»
«ПАВ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ»
Деловая игра для обучающихся 5 -9 классов
Выполнил: Вишнякова Н.М.
Цель: Формирование ЗОЖ среди детей, как средства снижения риска вовлечения их в наркозависимость.
Задачи:1.Формирование мотиваций на ЗОЖ
2.Дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.
3.Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Оборудование: Карточки с заданием, фотографии.
Воспитатель: Добрый день! Сегодня воспитательский час, я хочу провести с вами вот в такой неформальной обстановке.
Воспитатель: А кто знает, почему мы сели вкруг? (в кругу нет ведущей фигуры, все равны)
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на «доску». Давайте прочтем то, что там написано. И ответим на вопрос: О чем здесь идет речь?
Нажимаю кнопку «стоп»
Абсолют сойдется в точке, распадается полет.
Километры, лягут в строчки и оскалится душа,
Микрокосмос свой теряя…
А я буду умирать, на осколках псевдо рая…
И теперь с объятий ада, я прошу тебя: не надо.
Воспитатель: Правильно, о наркомании.
Воспитатель: Все вы, конечно же, знаете о вреде наркомании. “Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности использования. Наркомания – это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и новые более крупные дозы”.
Существуют следующие виды наркотических веществ:
1) препараты, угнетающие центральную нервную систему: алкоголь, опиум и его производные - морфин, героин.
2) препараты, возбуждающие центральную нервную систему: кокаин, его разновидности и др.;
3) препараты, обладающие галлюциногенными свойствами: делирианты (токсичные клеи, летучие растворители, лаки и т. д.) и психоделики:
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться разбираться в сложных ситуациях связанных с наркотиками.
Ролевая игра «Отказ»
Работа проводится в микрогруппах (2-4 человека), каждой из них приводится ситуация:
1. Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
2. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.
Задание микрогруппам: в течение 5-7 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль – «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Предложите использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
Ответы отказа могут быть: уверенные, неуверенные, агрессивные.
Уверенный ответ (отказ). Человек, дающий уверенный отказ говорит твердо, спокойно; стоит прямо; смотрит прямо в глаза; уважает свои права и права других; не позволяет никому влиять на себя, не позволяет делать то, чего он не хочет; совершенно уверен в себе.
Неуверенный ответ (отказ). Если человек не уверен в своем ответе, то он нервничает, избегает смотреть в глаза собеседнику, пожимает плечами, у него поникшая осанка, речь растянутая, с длительными паузами. Он употребляет много сорных слов: «в общем», «значит», неуверенных фраз: «да-а, я не знаю», «может быть», «ну ладно» и делает то, что от него ждут и позволяет себя принудить сделать то, чего он делать не хочет.
Агрессивный ответ (отказ). При агрессии человек говорит резко, громко, с вызовом, перемежает свою речь нецензурными словами, оскорбляет, имеет наглый взгляд, сильно жестикулирует, игнорирует правила поведения, ставит других в неловкое положение и нарушает права других.
Воспитатель: Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:
1. «Привязанность к наркотику ведет к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливается ни перед чем».
2. «Наркомания ведет к понижению работоспособности, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подростки теряют ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация».
3. Давление ровесников — это принуждение, которому вы должны сопротивляться. Оно способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений и умение действовать самостоятельно.
Воспитатель: Акцентируйте внимание на том, что:
- уверенность помогает человеку отстаивать свои права,
- уверенность помогает человеку выйти из конфликтных ситуаций,
- уверенность помогает человеку противостоять давлению,
- уверенность сохраняет индивидуальность,
- уверенность помогает человеку сказать «нет».
Ребята, вы должны быть готовы использовать эти ответы в своей жизни.
Задание «Работа с карточками».
На карточках описаны ситуации, каждый ученик должен ответить, как он будет действовать в них.
Задание 1: Ты находишься в компании курящих наркотик ребят.
Задание 2: Ты на прогулке и видишь, что присутствующая компания решила попробовать наркотик.
Задание 3: Ты на дне рождения, в качестве одного из развлечений — сигарета с наркотиком.
Игра «скажи: НЕТ»
Давайте попробуем сказать «нет» на практике.
Рассчитайтесь на 1-ый - 2-ой.
Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время, отведенное на работу в паре 5 минут.
Варианты отказа:
"Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”
"Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.
"Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”
"Спасибо, нет. Это не в моем стиле”
"Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”
"Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.
Умей сказать "Нет”!
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
- Как чувствовали себя участники в ролях?
Легко ли подбирать достойные отказы?
Задание «Наркоман или нет?»
Определить по фотографии, где человек находится в состоянии наркотического опьянения. (Приложение №1)
Проверочная работа «Ведешь ли ты ЗОЖ»
1.Как часто ты совершаешь прогулки на свежем воздухе?
-Ежедневно.
-Один раз в два – три дня.
-Хорошо, если выйду раз в неделю.
2.Ты куришь?
-Да, но очень редко.
-Да, регулярно.
- Нет.
3.Соблюдаешь ли ты распорядок сна?
-У меня нет сформированного распорядка сна.
- В будние дни – да, а по выходным стараюсь расслабиться (встаю чуть ли не в обед, ложусь поздно).
-Да, соблюдаю.
4.Как часто ты употребляешь алкогольные напитки?
-Я вообще не употребляю спиртное.
-Выпиваю только по праздникам.
-Довольно часто.
5.Как ты относишься к наркотикам?
-Отрицательно
-Безразлично
-Положительно
По результатам определяется склонность ребенка к употреблению ПАФ.
Воспитатель: В завершении мероприятия я хочу рассказать вам одну историю:
Одна пловчиха, решила переплыть самую бурную реку, чтоб попасть в книгу рекордов Гиннеса. Никто еще не совершал такого подвига. Заплыв был намечен на определенное число, собрались журналисты. На землю опустился сильный туман, но переносить мероприятие было невозможно. И вот девушка взяла старт. Рядом плыла страховочная лодка. Она старалась изо всех сил, но достигнув середины, подала знак, вытаскивать ее.
На следующий день спортсменка с легкостью преодолела бурную реку, на удивление всем. И первый вопрос, который ей задали журналисты, был о том, почему же вчера ей не хватило сил? На что девушка ответила – « Я не видела цели».
И, ведь, действительно, живя бесцельно человек, ничего не может добиться, он даже не знает, в какую сторону надо двигаться.
Воспитатель: Я предлагаю вам выбрать из списка человеческих стремлений пять, которые важны для вас.
К чему стремятся люди в жизни.
• Хорошее образование.
• Хорошая работа и карьера.
• Счастливая семья.
• Слава.
• Деньги, богатство.
• Дружба.
• Достижения в искусстве, музыке, спорте.
• Уважение и восхищение окружающих.
• Наука как познание нового.
• Хорошее здоровье.
• Уверенность в себе и самоуважение.
• Хорошая пища.
• Красивая одежда, ювелирные украшения.
• Власть и положение.
• Хороший дом, квартира.
• Сохранение жизни и природы на земле.
• Счастье близких людей.
• Благополучие государства.
Обсуждение и анализ выбранных ответов.
Воспитатель: Не забывайте, что имея впереди цель вы будите двигаться в нужном направлении.
Вот и подошел к концу наше занятие и мне бы хотелось знать:
Что нового вы сегодня для себя открыли? Что вам понравилось?
Использованные источники:
«Твоя жизнь – твой выбор» Сборник методических материалов по профилактике употребления ПАВ/ Под редакцией Ткаченко О.П. - Кемерово.2004. с.122.
Интернет ресурс - http://pedsovet.su/load/210-1-0-488
Интернет ресурс - http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/vneklassnoe-meropriyatie-na-temu-narkomaniya-strashnaya-bolezn
Интернет ресурс - http://test.msk.ru/cgi-bin/express2.cgi?162