Лабораторная работа по химии для 7 класса «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
Цель урока: Уч-ся должны знать: названия приборов, правила Т.Б., правила работы с лабораторным оборудованием.
Уч-ся должны уметь: применять приемы обращения на практике. Составлять отчет о проделанной работе.
Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, спички, спирт, химическая посуда (пробирка, стакан и стеклянная палочка, колба, хим.воронка, фарфоровая чашка), фильтр; компьютер, экран.
Тип урока: лабораторная работа.
Ход урока:
Деятельность уч-ля и уч-ся
Содержание урока
Вступительное слово учителя
Ученики читают карту-инструкцию по ТБ
Учитель
Работа в тетради
Учитель
Ученик А. собирает разобранный штатив.Уч-ик Б.укрепляет в лапку пробирку в верт. Положении, отверстием вверх. Уч-ик В. На одно кольцо штатива необходимо положить сетку, на нее поставить стакан. На 2-ое кольцо установить фарф.чашку без сетки.
Уч-ль
Компьютерная модель (СD: виртуальная лаборатория)
Учитель: потренируйтесь зажигать спиртовку
Уч-ки: 3 зоны
Зарисовать рис.30.стр107.
Уч-ль
Рис.31(в) стр108.
Рис.31 (б) стр108.
Уч-ки и Уч-ль
Учитель пишет на доске
«Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» М.В. Ломоносов.» Слово о пользе химии 1751г».
Кабинет химии необычный кабинет. Значит и требования к вам будут особенные.
ПО ходу урока ,мы с вами будем заполнять таблицу
Лаб.оборудование
Назначение
рисунок
1.Штатив
2.Спиртовка
3.Пробирка
4.колба
5.стакан
6.Хим.воронка
7.Фарф.чашка
Укрепление лаб.оборудования
Нагревание
Для различных химических операций(перемешивание)
Переливание из широкогорлой посуду в сосуд с узким горлом
Выпаривание
Рис 28.стр.106(учебник)
Рис.29.стр.107
Рис.31.стр108(а,б,в.)
Рис.33.стр109.
Рис.35.стр110
В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используются лаб.штатив и нагревательные приборы.
Рассмотрим устройство лаб.штатива.
Штатив служит для укрепления частей хим.установок.
Состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца.
Многие хим. процессы могут быть ускорены нагреванием. Нагревательные приборы разделяются на электрические (печи, плитки) или горелки - спиртовые, бензиновые и газовые. В школьной хим. лаборатории применяют спиртовку.
Рассмотрим строение спиртовки.
Спиртовка состоит из сосуда (резервуара), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском и колпачка.
Основные правила обращения со спиртовкой:
1.Сначала необходимо снять колпачок
2.Зажечь спичку и поднести к спиртовки
3.Погасить спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой.
Источником теплоты является пламя, чтобы рационально использовать топливо (спирт) нужно знать строение пламени.
Рассмотрите пламя. Сколько зон можно выделить?
Пламя имеет 3 зоны:
1Темная зона - находится в нижней части пламени - негорячая.
2За ней самая яркая часть – менее горячая.
3Вверхней трети пламени спиртовки – самая горячая.
Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?
Верхней трети пламени спиртовки.
Итак функция спиртовки – нагревание.
Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, хим.стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое.
Пробирка необходима для проведения большинства простейших опытов. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями).
Колба служит для проведения разнообразных хим.операций при нагревании.
В колбе перемешивают круговыми движениями.
Стакан с носиком служит для хранения жидких твердых веществ. В стакане перемешивают стеклянной палочкой с резиновым наконечником (зачем?)
Для переливания из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронку.
Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр. Изготовление фильтра.
Для выпаривания используются фарфоровые чашки. Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора.
Вывод: С каким лабораторным оборудованием вы познакомились на этом уроке? Чему вы научились на этом уроке?
Произносят клятву химика
Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.
Помнить химические свойства любого вещества на Земле.
Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.
Порошкообразные вещества не просыпать.
Жидкие не проливать.
Газообразные не выпускать наружу.
Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории
Карта-инструкция
1.Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.
2.Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.
3.Не пробуйте вещества на вкус.
4.Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирке дно и не имеет ли она трещин.
5.При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.(см.рис.)
6.Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый
конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей.
Произведите опыты только над столом.
7.В случае ожога, пореза или попадание едкой и горячей жидкости
на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.
8.Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать
9.Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются
для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости,
не мешая соседям.
10.Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.
11.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Лариса Александровна Алексеева
Дедушка ГуРу
Дедушка ГуРу
Координатор конкурсов