Урок окружающего мира во 2 классе «Жизнь — особенность нашей планеты»

2
0
Материал опубликован 2 February 2016 в группе

«Жизнь – особенность нашей планеты»

Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: урок постановки и решения проблемы.
Цель урока: применить сформированные понятия: «земля», «вода», «воздух» при изучении новой темы.

Планируемые результаты урока.
Личностные: проявлять интерес к учебному материалу, иметь первоначальные представления о знании и незнании, давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: учиться принимать и сохранять учебную задачу в диалоге с учителем, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: построение простого речевого высказывания при работе в группе, умение слушать друг друга в рамках совместной деятельности. 
Познавательные: учиться высказывать свои предположения, ориентироваться в учебнике, выделять особенности нашей планеты, выявлять и выражать во внешней речи признаки сходства и различия, выделять и формулировать проблемы, отличие неизвестного от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками.
Предметные: выделить особые условия появления жизни на Земле: расположение нашей планеты относительно солнца, наклон оси, сила всемирного тяготения, удержание воды и воздуха на Земле.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс, ч. 2, Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Издательский дом «Фёдоров», 2012. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Издательский дом «Фёдоров», 2012.

Дидактический материал: карточки для работы в парах. Проектор. Презентация.

Ход урока

I. Этап мотивации к учебной деятельности.
- Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Давайте проверим готовность к уроку. Я называю, что должно быть у вас на столе, вы глазками проверяете, все ли у вас есть.
(Проверяет готовность к уроку).
 
Приветствуют, организуют рабочее место

Личностные УУД: самоопределение
Методический комментарий. Мотивация на деятельность. Создаются условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность.

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.
- Сейчас вам дети представят мини-сценку. (Приложение 1.)
- Ребята, согласны с действующими лицами сценки?
- Хотите поспорить? До урока мы разделились на группы. Каждая группа поможет “своему” персонажу доказать его значимость для живой природы.

Работа в группах.
А сейчас давайте вместе придумаем правила, по которым мы будем работать:
- группа работает дружно;
- в каждой группе спикер следит за порядком;
- слушать внимательно, не перебивать;
- не обижаться на замечания;
- высказывать свое мнение ясно, четко;
- не перебивать друг друга и не злиться;
- прислушиваться к мнению товарища
(Вопросы у каждой группы на парте в конверте. Приложение 2.)

Повторение изученного. Выход на результат. 
Земля (ученица):
Я – планета Земля больше всех влияю на живую природу. Именно я обеспечиваю смену дня и
 
ночи. Это на мне есть материки и океаны. Без меня не было бы жизни. 
Вода (ученица): Без меня, воды, не было бы жизни. Ведь живые организмы возникли в воде. И до сих пор все живое нуждается в воде.
Воздух (ученик): Это во мне, воздухе нуждается все живое. Без атмосферы никто бы ни выжил.
Ответы детей на вопросы.
 
Регулятивные УУД: учатся ориентироваться в задании, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. 
Коммуникативные УУД: строят простое речевое высказывание при работе в группе, учатся слушать друг друга в рамках совместной деятельности, высказывать свои мнения
Методический комментарий. Актуализируется учебное содержание действий.

II. Этап постановки проблемы.
- Мы начали урок с повторения.
- А сейчас вам стихотворение. Подумайте, о чём оно?
В пространстве космическом воздуха нет.
 
И кружат там восемь различных планет.
Планета одна – родимый наш дом.
 
Но много ли, дети, мы знаем о нем? 
Загадки ее постоянно решаем.
Что нашу планету от других отличает?
- О какой же планете пойдет речь на уроке?
(Презентация. Слайд 1)
- Я попрошу обратить внимание на последнюю строчку.
- Какая мысль в этой строке?
- Что нашу планету от других отличает?
- А что нужно для того, чтобы была жизнь?
- Предположите тему урока.
- О нашей планете.
 
- Мы должны говорить о том, что отличает нашу планету от других.
- На ней есть жизнь
 
- Вода, воздух, тепло.
(Высказывают предположения)
 
Личностные УУД: учатся умению проявлять интерес к учебному материалу.
Методический комментарий. Постановка проблемы.

III. Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Мы будем говорить об особенностях нашей планеты. И тема нашего урока «Жизнь – особенность нашей планеты» (Слайд 2.)
- Давайте попробуем поставить цели. О каких же особенностях нашей планеты мы будем сегодня говорить?
Цели: узнать:
 
- почему именно на Земле есть жизнь?
- что влияет на жизнь на планете?
- о том, почему зародилась жизнь именно на Земле, а не на других планетах.
Регулятивные УУД: учатся принимать и сохранять учебную задачу в диалоге с учителем, формулировать тему и цель урока.
Методический комментарий. Постановка проблемы, определение целей урока с помощью учителя.

IV. Этап реализации построенного проекта.
- Чтобы её достичь, предлагаю вам работать по такому плану: исследовать причины, влияющие на возможность существования жизни на Земле, возможность существования человека, животных и растений на других планетах и выявить результат: исследовать уникальность планеты, как единственной планеты в Солнечной системе, где существует жизнь.

Работа по опорным таблицам.
- В чем нуждается все живое на планете? (Объясните, докажите)
Воздух
Вода
Тепло
Свет
- Что относится к живой природе?
 
Царства
Растения
 
Животные 
Грибы
Бактерии
Слайд 3.
- Придумайте интересные задания.
- Назовите семь признаков живой природы.
- Всё живое на нашей планете зародилось и развивается благодаря некоторым условиям, рассмотрим их.
- Расположение нашей планеты относительно солнца (3 орбита), свет и тепло попадает равномерно, в отличие от Меркурия. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и мёртвый покой.
Это интересно!
Наклон оси нашей планеты (работа с глобусом)
– Что дает наклон земной оси?
 
Это интересно!
Движение вокруг своей орбиты происходит против часовой стрелки за 365 дней и 6 часов.
Меркурий свою орбиту проходит за 88 дней.
Плутон – за 248 земных лет.
Венера за 225 дней, Марс за 687 дней, причем эти две планеты вращаются по часовой стрелке.
Сила всемирного тяготения (опыт с мячом)
Мяч имеет форму шара, также как наша планета Земля. Почему мяч падает, если его отпустишь, а планета нет. Попробуйте сами зависнуть в воздухе. Почему не получается?
Это интересно!
Благодаря стремительному вращению нашей Солнечной системы со скоростью 250 км/с, действию силы всемирного тяготения, которая зависит от массы планеты и расстояния до Солнца происходит удержание нашей планеты, а также воды и воздуха.
- Всё живое нуждается в тепле, воздухе, воде, свете, в круговороте
 
воды природе.
- Вода, воздух, тепло, свет.
- Растения, животные, люди.
- На какие две группы можно разделить предметы?
- Назовите «лишний предмет»
Диван – объект, сделанный руками человека.
Камень - неживая природа. Дерево, цветок, кошка, птица - живая природа (рождение, питание, движение, дыхание, размножение, старение, умирание).
(тепловые пояса, смена времен года).
Познавательные УУД: учатся высказывать свои предположения, ориентироваться в учебнике, выражать в речи признаки их сходства и различия, выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от известного в диалоге с учителем и одноклассниками.
Методический комментарий.
Проект реализуется в соответствии с планом.

V. Этап первичного закрепления во внешней речи.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 42.
 
- Прочитайте текст, карандашом отметьте новые и интересные места в тексте, а затем отмеченный материал обсудите между собой в паре.
Учащиеся читают и обсуждают текст.
 
Коммуникативные УУД: построение простого речевого высказывания.
Методический комментарий. Учитель следит за работой. Индивидуальная работа с учащимися.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Работа с иллюстрацией в учебнике. Какое соотношение элементов географической оболочки привёл учёный?
Слайд 4.
- На какие мысли наталкивает этот рисунок?
- С какой целью поместили рисунок здесь?
- Какой вывод можно сделать?
- Посмотрите соотношение элементов оболочек.
- Каменная чаша - литосфера, марка - биосфера (живые
организмы), монета - воздух (атмосфера), бутылка – вода (гидросфера).
 
Предметные УУД: учатся различать соотношение элементов географической оболочки. 
Регулятивные УУД: учатся оценивать свое умение применять новое учебное содержание на основе сличения с эталоном для самопроверки
Методический комментарий. Самопроверка, самооценивание.

VII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.
- Какой вывод можно сделать?
- На Земле мало воды, воздуха, живых организмов, их надо беречь и охранять. Высказывают свои предположения.
 
Коммуникативные УУД: умение в рамках совместной деятельности слушать других учащихся, использовать в речи новую терминологию. 
Методические комментарии. Применение нового знания в типовых заданиях.

VIII. Этап рефлексии собственной деятельности.
- Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли мы их?
 
- Что мы для этого сделали? 
- С каким настроением вы уходите с урока? 
- С какими чувствами?
Давайте заполним ЛИСТОК САМООЦЕНКИ? (Приложение 3)
– Умею ли я это делать хорошо?
Активно работать на уроке ДА НЕТ
Работать с текстом, находить в нём важное ДА НЕТ
Работать в паре ДА НЕТ
Учащиеся называют.
Высказывают свои мнения.
Заполняют листок самооценки.
 
Личностные: уметь дать оценку своей работе на основе заданных критериев.
Методический комментарий. Оценка собственной деятельности с точки зрения достижения поставленной цели (по вопросам учителя).

IX. Этап домашнего задания 
- Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
 
Ведь другой, похожей, нету!
- Какой сделаем вывод?
 
Слайд 5. (Нужно беречь все компоненты живой и неживой природы)
- А домашним заданием вам будет: нарисовать рисунок на тему «Как я могу способствовать сохранению жизни на Земле».
- Нужно бережно относиться к природе, охранять её.
 
Личностные УУД: желание сохранить природу, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Методический комментарий. Учащиеся делают выводы о проделанной работе.

Приложение 1.

Мини-сценка с участием Земли Воды и Воздуха. (Выходят дети в костюмах)
Земля: Я – планета Земля больше всех влияю на живую природу. Именно я обеспечиваю смену дня и ночи. Это на мне есть материки и океаны. Без меня не было бы жизни.
Вода: Без меня, воды, не было бы жизни. Ведь живые организмы возникли в воде. И до сих пор все живое нуждается в воде.
Воздух: Это во мне, воздухе, нуждается все живое. Без атмосферы никто бы ни выжил.

Приложение 2.
1 группа - Земля
Назовите третью планету, вращающуюся вокруг солнца.
Как влияет на природу вращение планеты и наклон оси?
Какое значение имеет притяжение Земли?
2 группа — Вода
Какого цвета наша планета и почему?
В каком состоянии вода распространена на Земном шаре?
Какое значение имеет круговорот воды в природе?
3 группа - Воздух
Как называется воздушный океан?
 
От чего защищает воздушная оболочка планету?
Как атмосфера влияет на температуру у поверхности Земли?

Приложение 3.
ЛИСТОК САМООЦЕНКИ
– Умею ли я это делать хорошо?
Активно работать на уроке ДА НЕТ
Работать с текстом, находить в нём важное ДА НЕТ
Работать в паре ДА НЕТ


 

Комментарии
Комментариев пока нет.