12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Уразалеев Руслан2258
Жизнь прекрасна!
Россия, Омская обл., Омск
9

Автомобилестроительная корпорация "Тойота" (к истории уникальной японской методики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа

Омского муниципального района Омской области»









Итоговый индивидуальный проект по теме:

«Автомобилестроительная корпорация "Тойота" (к истории уникальной японской методики»











Выполнил: Сивопляс Станислав

Дмитриевич, учащийся 9а класса

Руководитель: Уразалеев Руслан

Фаритович,учитель истории и

обществознания

Эксперт:









с. Троицкое-2021


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Стр. 3-5

ГЛАВА 1.

История компании

Стр. 6-10

1.1.

Собственники и руководство

Стр. 6-7

1.2.

Деятельность

Стр. 8

1.3.

Toyota в России

Стр. 9-10

ГЛАВА 2.

Система Канбан и «5S»

Стр. 11

2.1.

Что такое Канбан

Стр. 11

2.2.

В чём заключается «5S»

Стр. 12-13

2.3.

2.4.

Оптимизация системы «5S» для школы

Опрос школьников

Стр. 14

Стр. 15


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стр. 16


Список литературы и источников

Стр. 17

















Введение

Автомобилестроительная корпорация «Тойота» (Toyota Motor Corporation), наверное, одна из самых известных японских фирм, представленная серией своих автомобилей в нашей стране и в мире. Слово «Тойота» давно стало символом надёжности, экономности, уюта и долговечности. Люди восторгаются моделями этой корпорации. Но кроме легковых машин «Тойота» выпускает и другую не менее важную продукцию: военную технику, беспилотные автомобили, электромобили и прочее. Зададимся вопросом, что позволяет корпорации «Тойота» долгое время быть на плаву в лидерах международного проката легковых автомобилей, почему кризисы мало задевают внутреннюю структуру этого автогиганта? Всё дело в уникальной японской методике, помогающей рационально организовать производство и выпуск изделий фирмы.

Конечно, за время существования корпорации с первой четверти ХХ века японцы скрупулёзно испробовали разные системы организации работы, но мы подробно остановимся на двух системах, детищах «Тойоты»: Канбан и 5S. Сейчас принципы этих подходов вводят некоторые российские предприниматели, желающие добиться наибольшего результата в работе своих фирм, но японская методика применима и в других сферах, в частности в образовании. Раскрытию образовательного, жизненного феномена Тойоты посвящен настоящий проект.

Актуальность данной темы связана с тем, что некоторые универсальные принципы работы автомобилестроительной корпорации «Тойота» применимы в современных условиях людьми разных профессий.

Проблема исследования заключается в следующем:

Как современным учащимся для рационального построения режима дня объяснить суть принципов Тойоты;

Необходимость применения Канбана и 5S в личной жизни и в будущей работе;

Знание современными школьниками положительного зарубежного опыта, как кратчайший путь к достижению результата.

Объектом исследования является автомобилестроительная корпорация «Тойота» со своим уникальным подходом к производству.

Предметом исследования являются специфичные японские методики, Канбан и 5S, чьи положения можно применить в обыденной жизни.

Гипотеза исследования: с помощью данного исследования школьники познакомятся с условиями работы фирмы «Тойота», узнают, что обеспечивает ей долговременный успех. Вполне вероятно, что прагматичный японский гений системы построения производства найдёт отклик в их жизненной системе ценностей.

Цель проекта: объективно исследовать условия работы методических систем «Тойоты», дать личную оценку и применимость для российских условий.

Для достижения цели, выдвинуты задачи следующего характера:

Собрать необходимую информацию по теме исследования;

Расписать режим работы по проекту;

Исследовать разные фактические материалы по теме проекта;

Рассмотреть и проследить цепь совпадений, подтверждающих личную, авторскую версию.

В исследовании были использованы следующие методы:

Анализ источников информации по теме исследования;

Чтение и просмотр источников по теме проекта;

Поиск информации в Интернете о фирме «Тойота»;

Проектирование презентации по теме «Автомобилестроительная корпорация "Тойота" (к истории уникальной японской методики».

Практическая значимость данной работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы не только учителями при подготовке к занятиям, но и учениками в личной жизни при построении своего жизненного кредо.

Продуктом исследования является:

Презентация «Автомобилестроительная корпорация "Тойота" (к истории уникальной японской методики»;

Памятка системы «5s» для школы.



























Глава 1. История компании

1.1. Собственники и руководство

Tt1617108246aa.jpg oyota Motor Corporation (яп. トヨタ自動車株式会社 тоёта дзидо:ся кабусики-гайся; по-русски чаще пишется «Тойота») – крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Является крупнейшей автомобилестроительной публичной компанией в мире [1].

В 1924 году  Сакити Тоёда изобрел автоматический ткацкий станок Тойода модель G. Принцип дзидока, означающий, что машина останавливается сама, когда возникает проблема, стал позже частью производственной системы Тойоты. Ткацкие станки собирались на небольшой производственной линии. В 1929 году патент на автоматический ткацкий станок был продан британской компании, полученная от продажи сумма стала стартовым капиталом для развития автомобильного производства.

В 1929 году Киитиро Тоёда, сын Сакити Тоёды, совершил поездки в Европу и США для изучения автомобильной промышленности и в 1930 году приступил к разработке автомобилей с бензиновым двигателем (уже виден один из принципов японцев, учиться у всех).

Во время Второй мировой войны компания практически занималась только производством грузовиков для Японской императорской армии. Из-за скудной ресурсно-сырьевой базы и острого дефицита сырья для производства узлов и агрегатов военной техники в Японии того времени военные грузовики делались в самых упрощенных вариантах, например, с одной фарой. Некоторые исследователи считают, что война для Японии быстро закончилась из-за американских бомбардировок производственных мощностей заводов «Тойота» в городе Аити.

После войны в 1947 году начался выпуск коммерческих пассажирских авто модели SA. В 1950 году была создана отдельная компания по продажам — Toyota Motor Sales Co. (она просуществовала до июля 1982 года). В апреле 1956 года была создана дилерская сеть Toyopet. В 1957 году Toyota Crown стал первым японским автомобилем, экспортируемым в Америку (не только в США, но и в Бразилию).

Тойота начала расширяться быстрыми темпами в 1960-е годы. Первый автомобиль марки «Тойота», произведённый за пределами Японии, вышел с конвейера в апреле 1963 года в городе Мельбурн, в Австралии.

В самой Японии автомобили данного производителя являлись самыми продаваемыми. Так, в 1992 году на долю Тойоты приходилось 40 % машин, принадлежавших населению [2].

Основные владельцы акций компании на декабрь 2008 годаThe Master Trust Bank of Japan (6,29 %), Japan Trustee Services Bank (6,29 %), Toyota Industries Corporation (5,81 %), 9 % — казначейские акции [1].

Такэси Утиямада — председатель правления с 2013 года, в компании с 1969 года.

Акио Тоёда— президент с 2009 года, в компании с 1984 года [3].

Стоит обратить внимание, что эти два человека работают в компании давно. Т.е. налицо ещё один принцип японцев, воплощенный Тойотой, сохранение верности одной работе.





1.2. Деятельность

Основное направление деятельности компании Toyota Motors Corporation — производство и продажа пассажирских и грузовых автомобилей, а также автобусов под брендами Toyota, LexusScionDaihatsuHino. Основные производственные мощности расположены в Японии, также крупные заводы имеются в Таиланде (Самутпракан, 10 тысяч сотрудников), США (штат Кентукки, 7,5 тысяч сотрудников), Канаде, (провинция Онтарио, 7 тысяч сотрудников), Индонезии (Джакарта, 5,5 тысяч сотрудников).

Из проданных в 2015 году в мире 91 млн автомобилей 8,681 млн были произведены компанией Toyota. Основными регионами сбыта продукции являются:

Япония — 2 млн автомобилей, оборот в 2016 году ¥8,588 трлн, доля на рынке составляет 46,8 %;

Северная Америка — 2,8 млн автомобилей, оборот в 2016 году ¥10,823 трлн, доля на рынке — 13,5 %;

Азия — 1,3 млн автомобилей, оборот в 2016 году ¥4,476 трлн, доля на рынке — 13,4 %;

Европа — 840 тысяч автомобилей, оборот в 2016 году ¥2,507 трлн, доля на рынке — 4,6 %;

на другие регионы (Центральную и Южную Америку, Океанию, Африку и Ближний Восток) в 2016 финансовом году пришлось около ¥2 трлн из ¥26 трлн ($236 млрд), которые принесли продажи автомобилей [1].








1.3. Toyota в России

В России на 2011 год интересы компании представляли две дочерние компании (они и остаются):

ООО «Тойота Мотор» (англ. Toyota Motor) — отвечает за реализацию автомобилей; главный офис в Москве;

ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» — отвечает за производство автомобилей в России; главный офис в Санкт-Петербурге.

В конце 2013 года произошло слияние ООО «Тойота Мотор» и ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» в объединённую компанию ООО «Тойота Мотор»; завод в Шушарах получил статус филиала.

Вt1617108246ab.jpg 1998 году компания открыла московское представительство Toyota Motor Corporation. Затем, в связи с динамичным развитием автомобильного рынка, было принято решение о создании национальной компании по маркетингу и продажам ООО «Тойота Мотор». 1 апреля 2002 года ООО «Тойота Мотор» начало своё функционирование на территории России [4].

В 2007 году в России начало функционировать ЗАО «Тойота Банк», имеющее представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Специализация банка — розничное автокредитование и корпоративное кредитование официальных дилеров автомобилей Toyota и Lexus. Концерн Toyota, по собственным данным, стал первым международным автопроизводителем, открывшим свой банк в России.

В 2015 году Toyota стала первым японским брендом на российском рынке, реализовав через официальных дилеров и уполномоченных партнёров Тойота в России 98’149 автомобилей.

Интересно, что самые популярные модели компании на российском рынке: Toyota Camry, RAV4, Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200.

t1617108246ac.jpg

t1617108246ad.jpg

t1617108246ae.jpg

t1617108246af.jpg

Toyota Camry

RAV4

Land Cruiser Prado

Land Cruiser 200


Но я в январе 2021 года Toyota объявила, что отзывает в России 82,4 тыс. автомобилей. Отзыв коснулся внедорожников Lexus LX570 и Toyota Land Cruiser 200, проданных с 31 января 2013 года по январь 2021 года (из-за проблемы с омывателем стекла) [5].















Глава 2. Система Канбан и 5S

2.1. Что такое Канбан

Канбан (от яп. 看板 «рекламный щит, вывеска») — метод управления разработкой, реализующий принцип «точно в срок» и способствующий равномерному распределению нагрузки между работниками. При данном подходе весь процесс разработки прозрачен для всех членов команды. Задачи по мере поступления заносятся в отдельный список, откуда каждый разработчик может извлечь требуемую задачу.

Канбан — наглядная система разработки, показывающая, что необходимо производить, когда и сколько. Метод основан на одноименном методе в производственной системе «Тойоты» и бережливом производстве [6].

Основные принципы:

Канбан основан на четырёх основных принципах:

Опора на существующие методы разработки

Канбан начинается с существующих методов разработки и стимулирует в них дополнительные изменения.

Предварительная договорённость о проведении важных изменений

Команда разработчиков должна учитывать, что постоянные изменения — это способ улучшить существующий процесс разработки, однако проведение глобальных перемен имеет большой риск. Канбан поощряет небольшие и эволюционные изменения.

Уважение к существующему порядку, ролям и обязанностям

Поощрение инициативы

Приветствуются проявления инициативы каждого разработчика.




2.2. В чём заключается «5S»

Сt1617108246ag.png истема называется 5S, так как там 5 правил, начинающихся на S (в Русском языке- С):

Сортировка;

Соблюдение порядка;

Содержание в чистоте;

Стандартизация;

Совершенствование.


Остановимся на каждом из них подробнее.

СОРТИРОВКА

Все материалы, оборудование, документы и инструмент сортируют на три категории:

нужные всегда — материалы, которые используются в работе в данный момент;

нужные иногда — материалы, которые могут использоваться в работе, но в данный момент не востребованы;

ненужные — брак, неиспользуемые инструменты, тара, посторонние предметы. В процессе сортировки ненужные предметы помечают «красной меткой» и затем удаляют из рабочей зоны.

СОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА

Расположение предметов отвечает требованиям:

безопасности;

качества;

эффективности работы.

Четыре правила расположения вещей:

на видном месте;

легко взять;

легко использовать;

легко вернуть на место.

СОДЕРЖАНИЕ В ЧИСТОТЕ

Рабочая зона должна поддерживаться в идеальной чистоте.

Порядок действий:

разбить линию на зоны, создать схемы и карты с обозначением рабочих мест, мест расположения оборудования;

определить специальную группу, за которой будет закреплена зона для уборки;

определить время проведения уборки:

утренняя: 5—10 мин. до начала рабочего дня;

обеденная: 5—10 мин. после обеда;

по окончании работы: после прекращения работы, во время простоев.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Этот принцип требует формального, письменного закрепления правил содержания рабочего места, технологии работы и других процедур. Необходимо создать рабочие инструкции, которые включают в себя описание пошаговых действий по поддержанию порядка. Также следует вести разработки новых методов контроля и вознаграждения отличившихся сотрудников.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Выработка привычки ухода за рабочим местом в соответствии с уже существующими процедурами, а также неуклонное совершенствование самой системы.

Важные моменты:

Наблюдение за работой оборудования, за рабочим местом, чтобы облегчить их обслуживание.

Использование фотографий «До» / «После» для сравнения того, что было, и каков конечный результат.

Организация аудитов, чтобы оценить эффективность внедрения программы «5S» [7].

2.3. Оптимизация системы «5S» для школы

Разделение парты на зоны:


t1617108246ah.png













Зона 1 - на этой зоне лежит дневник;

Зона 2 - на этой зоне лежат измерительные приборы (линейки);

Зона 3 - на этой зоне лежит учебник;

Зона 4 - на этой зоне лежит тетрадь;

Зона 5 - на этой зоне лежит ручка и карандаш;

Зона 6 - на этой зоне лежит циркуль, если он нужен, (циркуль заменяем цветными карандашами).

Чтобы система «5S» работала нужно возвращать используемые предметы на свои зоны, если вы будете все предметы возвращать на свои места, тогда всё нужное будет под рукой, и в конце рабочего дня будет легче всё собрать.

Мы с классом на день ввели систему «5S», весь день мы учились по системе «5S». Я объяснил суть системы ребятам, они согласились весь день учится по системе.

2.4. Опрос школьников

Мы на собственном опыте пытались понять, что такое японская система 5s. В нашем 9а классе 21 человек. Одноклассникам были заданы вопросы следующего характера:

Тебе понравилось работать по системе «5S»?

Эта система бесполезна для российских реалий?

t1617108246ai.gif


Проведенный опрос вошел в диаграмму и показал следующие результаты: Тебе понравилось работать по системе 5s? (19 ответило да, 2 ответило нет). Этот же вопрос построили по-другому: Эта система бесполезна для российских реалий? (2 ответило да, 19 ответило нет).

Таким образом видим учащимся в большинстве пришлась эта японская система построения рабочего места, по вкусу. Одноклассники это объясняли тем, что стало проще работать, всё под рукой и знаешь, что где лежит.







Заключение

Подводя итоги надо отметить, что все наслышаны хорошо о японской автомобилестроительной корпорации «Тойота», но мало кто знает за счёт чего японцы добились таких потрясающих результатов. Мы не зря в первой части проекта приводили скучную и непонятную на первый взгляд статистику цифр, что было понятно, что такое «Тойота» в мировом масштабе. Во второй части коснулись методики Канбан и системы «5S». Был смоделирован один день в классе по этой системе и одноклассникам в большинстве по душе пришлась эта модель. Я считаю, то что система «5S» вполне уместна в школе для учеников, так как всё под рукой и ученик может найти ему нужную вещь закрытыми глазами, меньше времени уходит на поиск необходимой вещи, и самое главное меньше шума на уроке.



















Список используемой литературы и источников

Toyota [Электронный ресурс] - Режим доступа: Toyota — Википедия (wikipedia.org) (дата обращения: 18.02. 2021).

Наиболее известная японская марка [Электронный ресурс] - Режим доступа: КОЛЕСО - Апрель 1994 года - архив За рулем (zr.ru) (дата обращения: 18.02. 2021).

Александр Губский. «В этот кризис плохо всем и везде», — Фудзио Тё, председатель правления Toyota Motor Corporation // Ведомости, № 233 (2255), 9 декабря 2008.

Официальный сайт компании «Тойота» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.toyota.ru/ (дата обращения: 20.02. 2021).

Toyota отзывает 82,4 тыс. внедорожников из-за проблем с омывателем стекла [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4670344 (дата обращения: 20.02. 2021).

Канбан (разработка) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D0%BD_(%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0% (дата обращения: 20.02. 2021).

5S для рабочих: как улучшить своё рабочее место. Группа разработчиков издательства Productivity Press — на основе Хироюки Хирано. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007.

Автор материала: С. Сивопляс (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.