Пояснительная записка к презентации
Автор публикации: В. Логина, ученица 2В класса
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Лицей №47»
Ленинского района города Саратова
Исследовательский проект
«Авторская матрешка»
Выполнил: учащаяся 2 «В» класса
Логина Валерия
Руководитель: Веденеева О. И.
Саратов
2013г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическая часть работы:
1.1. История возникновения матрёшки.
1.2. Технология изготовления.
1.3. Стилистические особенности русских матрёшек.
1.4. Музей матрёшки.
Глава 2. Практическая часть работы:
2.1. Проведение поиска авторской композиции, работа с эскизным материалом, разработка собственного эскиза;
2.2. Выполнение авторской росписи матрёшек на основе разработанных эскизов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цель проекта - на основе полученных мною знаний выполнить авторскую матрёшку.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения матрёшки.
2. Узнать о технологии изготовления матрёшки.
3. Рассмотреть стилистические особенности
русских матрёшек.
4. Познакомиться с историей нашего родного города.
5.Подготовить эскиз архитектурных сооружении.
6.Подобрать образ каждой матрешке.
ВВЕДЕНИЕ
Матрёшка Словно репка она крутобока И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок-глаз. Как две радуги выгнуты брови. Губы - мака пунцовый наряд, И румянцем, свежее моркови, Глянцевитые щеки горят. Всеволод Рождественский. |
Недавно, я познакомилась с миниатюрами русских художниц, пишущих за рубежом. Это были матрешки, на которых изображались памятники архитектуры нашей столицы и известные всем с детства сказочные персонажи.Мне очень понравились эти работы и я решила создать свою авторскую матрешку.
Для этого мне пришлось изучить историю возникновения матрёшки, технологию ее изготовления, стилистические особенности русских матрёшек. А также историю нашего родного города.
Глава 1. Теоретическая часть работы.
-
История возникновения матрёшки.
Матрёшка - это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для рисования могут быть очень разными: от сказочных персонажей до политических деятелей. Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» жена С.И. Мамонтова привезла из Японии фигурку лысого старика мудреца Фукурума. Она состояла из нескольких вложенных одна в другую фигурок. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрёшку на острове Хонсю русский монах. Токарь по дереву Василий Звёздочкин, работавший в то время в мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды. Имя Матрёна тогда было широко распространённым на Руси, отсюда и пошло название «Матрёшки».
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей. Игрушка состояла из восьми фигур. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же.
В начале XX столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест. Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев.
Но основное предназначение матрёшки - преподнести сюрприз - остаётся неизменным.
1.2. Технология изготовления матрёшки.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости выбирают липу, реже ольху или берёзу.
Для того, чтобы выточить на токарном станке матрёшку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы, несложных инструментов - ножом и стамесками различной длины и конфигурации.
Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. Далее делается заготовка для следующей куклы. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.
-
Стилистические особенности русских матрёшек.
- Семеновская матрёшка.
Художественная фабрика «Семеновская Роспись» была образована в 1932 году.
В Семенове матрёшки делают в соответствии с местными традициями - оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица - делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они «одевают» матрёшку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрёшка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем - он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет - это всегда плод фантазии художников.
- Полхов-майданская матрёшка.
Это соседка семеновской матрёшки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрёшку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрёшек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Мастера Полховского Майдана расписывают матрёшки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.
- Сергиевская матрешка.
Роспись же сергиевской матрёшки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки. Тематика Сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.
Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрёшек. Известны белорусские матрёшки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрёшки из Йошкар-Олы, матрёшки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрёшки и много-много других.
-
Музей матрёшки.
Рассказывая о матрёшке нельзя не упомянуть о Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Он расположен в старинном красивом двухэтажном здании. Здесь представлены целые коллекции матрёшек. Среди них и первая матрёшка, расписанная известным художником С.В.Малютиным.
В Москве, в Музее матрёшки, существующем при Фонде художественных промыслов Российской Федерации, открылась выставка, на которой прослеживаются связи этой игрушки с народным костюмом.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Проведение поиска авторской композиции, работа с эскизным материалом, разработка собственного эскиза.
Узнав историю создания замечательной русской куклы матрёшки, познакомившись с видами росписи и тематикой, я решила, что моя авторская матрёшка будет посвящена городу, в котором я живу – Саратову.
Авторская матрёшка состоит из 5 вложенных друг в друга кукол, каждая из которых посвящена определенному периоду развития нашего города.
Первая-неразборная-самая маленькая матрёшка посвящена созданию нашего города: Саратов был создан князем Григорием Осиповичем Засекиным 1590 году на полпути между двумя крепостями (Самара и Царицын), в местности, где существовала хорошая переправа через Волгу. Строительство города на Волге являлось делом большой государственной важности. Поэтому подготовка была тщательной.
По чертежу размечалась его территория: прокапывались канавки, вбивались колышкки-отметки на месте будущих построек. За строителями шли воеводы, дьяки, свободные стрельцы. Тут же был священник, следом несли икону. По обычаям того времени, с молебствием и водосвятием обошли предполагаемые места крепостных сооружений и ворот города. Все это священник кропил «святой» водой. Затем наметили и освятили место храма. В тот же день, пока все еще было «свято», из бревен заложили первые венцы будущих сооружений и построек. И строительство пошло полным ходом.
Зимою 1613/14 года город сгорел, то ли от неосторожности с огнем, то ли вследствие нападения воровских шаек.
После гибели Саратова от пожара на правом берегу, он был восстановлен на луговой стороне Волги (несколько севернее нынешнего города Энгельса). Вероятно, отсюда легче было следить за передвижениями кочевников, вести сторожевую службу.
Центром левобережного Саратова был острог (кремль) с деревянными стенами, бойницами для ружейного огня и рублеными башнями с пушками. Внутри острога находились воеводский двор и канцелярия, приказная изба, таможня, церковь, дома «детей боярских», торговые ряды и другие постройки. Перед стенами острога был вырыт ров, за ним располагался посад. Здесь стояли дома стрельцов, посадских людей, имелись лавки, амбары, пристани. Вокруг посада были устроены полевые укрепления — надолбы.
Всего в левобережном Саратове насчитывалось не более 1500— 2000 человек. Этому периоду в жизни нашего города посвящена вторая матрёшка.
На третьей матрёшке Саратов представлен в 18 веке. В жизни города происходили следующие события:
В середине века продолжало возрастать торгово-транспортное значение Волги и Саратова. В этом немалую роль сыграло хозяйственное освоение территории юго-восточных губерний. Каждую навигацию к Саратовской пристани приходило несколько сотен судов. Через сухопутные тракты шла торговля с яицкими казаками, Астраханью и Москвой.
В эти же годы Саратов становится крупным центром по вывозу соли. В Саратове строятся многочисленные соляные склады и амбары. Бурное развитие промыслов и торговли способствовало росту города. К середине XVIII века в Саратове проживало уже более 10 тысяч жителей.
С конца XVII века в Саратове появляются каменные постройки. Первыми из них были церкви. До наших дней сохранился Троицкий собор, стоящий на Музейной площади.
На четвёртой матрёшке изображен Александро-Невский кафедральный собор 19 век- главный кафедральный собор Саратова до революции. Заложен он был в 1815 году в память участия саратовских ополченцев и победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Освящён 26 марта 1826 года. Проект собора был выполнен архитектором Василием Стасовым в стиле русского классицизма, строительством руководил архитектор В. И. Суранов. В 1842 году для завершения ансамбля была возведена колокольня. В 1930-х годах собор был разобран.
В послевоенное время на месте собора был построен стадион «Динамо».
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова изображенная на 5 матрёшке — высшее музыкальное учебное заведение, один из старейших в России музыкальных вузов, основана в 1902 году на базе музыкального училища архитектором Александром Юльевичем Ягном. Третья по счёту в стране и первая в провинции.
Первоначальное название — Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория (названа так в честь наследника престола —цесаревича Алексея). В 1912 году здание было основательно реконструировано выдающимся архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым для размещения в нём консерватории. После этого Саратовская консерватория приобрела современный вид.
В 1918 году консерватория была национализирована и получила название «государственная консерватория».
2.2. Выполнение авторской росписи матрёшек на основе разработанных эскизов.
Узнавая историю нашего города и его достопримечательностей, на «балванках» моих авторских матрёшек образовались эскизы Саратова от прошлого к современности, которые я расписала. В авторском исполнении я постаралась передать внешность девушек того времени и одежду.
1 матрешка- основание Саратова. 2 матрешка - левобережный Саратов 17 век
Образ: девочка-славянка с длинными русыми Образ: русская красавица в белой вышитой
волосами рубахе и венок на голове.
3 матрешка- Саратов, 18 столетие. 4 матрешка - Александро-Невский кафедральный собор 19 век
Образ: барышня-крестьянка в ярком платочке. Образ: Татьяна Ларина « Евгений Онегин» А. С. Пушкин
5 матрешка - Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Образ матрешки: Бетховен «К Элизе». Наши дни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Матрёшка – душа России, уникальная русская игрушка-сувенир. Вместе с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом России. Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России и имеет почти столетнюю историю.
По сей день, матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрёшка с многочисленным матрёшкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Выполнение любого изделия требует много времени, сил и определённого мастерства. На работу ушло достаточно большое количество времени. Много времени тратится на разработку эскизов. Наверное, это было самым сложным. Но, не смотря на это, я думаю, что справилась с заданием, Это было очень увлекательно. Роспись матрёшек не проста, так как требует очень много терпения, усидчивости и, конечно же, старания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Словарь русского языка. С.И.Ожегов.
Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
Русская матрёшка. М.: Мозаика 2003
ru.wikipedia.org
Стихи.Ру. - www.stihi.ru