12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евстропова Татьяна Константиновна52
Учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат № 17
Россия, Самарская обл., Самара

                                                  Благотворительные организации.

Цель проекта: рассказать о благотворительных акциях и организации «Армия Спасения»

 

В школе- интернате № 17  проходит акция "Добрые крышечки" – это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ" и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».  

Для чего организовывают такие акции? Что такое благотворительный  фонд?.

Благотворительность значение слова в словарях:

Благотворительность  - Оказание материальной помощи бедным (устар.). Частная благотворительность.  Безвозмездная работа (разговорное,  шутливое, ироничное). (Толковый словарь Ушакова)

Благотворительность -  1. Оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи  нуждающимся.

2. Услуга, помощь, содействие,  оказанные  кому-либо.
(Толковый словарь Ефремовой)

Благотворительность  - Оказание материальной помощи нуждающимся; филантро́пия. Заниматься благотворительностью. Частная благотворительность.  / Разговорный. Об услуге, помощи, содействии кому-либо в чём-либо.
(Толковый словарь Кузнецова)

Благотворительность -  оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя.
(Экономический словарь)

Благотворительность  -  оказание материальной помощи нуждающимся (как отдельным лицам, так и организациям). Быть может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых........
(Юридический словарь)

Благотворительность — оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм........
(Большой энциклопедический словарь)

Благотворительность — вспомоществование неимущим («страждущим» и «нуждающимся»), поощряемое христианством и вошедшее как один из догматов (закят) в систему ислама. Христианство проповедью.....

Благотворительные фонды Самары:

·              Благотворительный фонд Ростроповича-Вишневской «Во имя здоровья и будущего детей»

 

·              Благотворительный фонд «Волонтёры в помощь детям-сиротам»

 

·              Благотворительный фонд «Восточный»

 

·              Международный благотворительный фонд помощи детям «Всем Миром»

 

·              Благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма «Выход»

 

·              Евангелическая  ветвь Христианской Церкви.  Благотворительная «Армия Спасения»

 

·              Благотворительный фонд «География Добра»

                           

·              Благотворительный фонд помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим»

 

·              Благотворительный фонд «Город спорта»

 

·              Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»

 

·              Благотворительный фонд «Дети России»

 

·              Благотворительный фонд помощи детям «Детские Домики»

 

·              Благотворительный фонд помощи детям «Детские сердца»

 

·              Фонд благотворительной помощи детям-сиротам и инвалидам «Димина Мечта»

 

·              Благотворительный фонд «Доброделание»

                                     

·              Благотворительный фонд «Небезразлично»

 

 

Численное  отношение известности фондов среди  детей разного возраста:

 

 

Из опроса видно, что дети младшего возраста не слышали, не знают, что есть благотворительные организации, которые приносят пользу больным, обездоленным.

              Армия Спасения в прошлом и настоящем

Ист-Энд, восточная часть Лондона. Его известность не связана с королевским дворцом или музеями, наполненными колониальными сокровищами. В этих районах английской столицы нет великолепных отелей и белокаменных зданий международных банков. Здесь - царство красного кирпича, муниципальных домов, рабочих людей и тех, кто живет на государственные, пособия. Однако и в этих не богатых кварталах Лондона есть свои исторические достопримечательности. На одной из улиц на невысоком кирпичном постаменте стоит памятник основателю Армии Спасения Уильяму Буту. Скульптор изобразил Уильяма в его естественный рост в момент страстной проповеди, обращенной к воображаемой толпе. Увидев однажды даже в камне это незаурядное волевое лицо, его уже нельзя забыть и с кем-нибудь спутать.

Имеется в Ист-Энде и "тропа Бута". Она ведет от заброшенного квакерского кладбища, где в 1865 г. проходили первые собрания Миссии Восточного Лондона, ставшей в 1878 г. Армией Спасения, к приюту для слепых и домам для одиноких мужчин и женщин, названным именем Бута. Некоторые из них были основаны Бутом, другие - его последователями. Ведущие члены британского парламента, королева Елизавета II прибывали сюда, чтобы открыть эти заведения.

Еще в 50-е годы, будучи проповедником методистской церкви, Бут увидел свою паству среди тех, кто не посещал божьи храмы, а проводил жизнь в кабаках, ночных притонах, воровал или выполнял за гроши тяжелую работу, торговал своей душой и своим телом. Людей, живущих в нищете или не имеющих никаких доходов, в Англии в середине прошлого века насчитывалось около 3 млн. человек, и они составляли десятую часть населения.

Первоначально Уильям и Екатерина, разъезжая по крупным промышленным городам, действовали исключительно духовными средствами. Силой своей веры они пытались побудить бродяг, преступников и проституток к покаянию, зажечь в их душе "искру Божью". Их проповеди проходили с большим эмоциональным накалом в просторных общественных зданиях и на площадях Йорка, Шеффилда, Лондона. Нередко толпы безработных, нищих и опустившихся женщин с молитвенными песнопениями, сопровождаемыми звуками флейт и барабанов, проходили по улицам городов. Кульминацией проповеди являлись покаяния некоторых присутствующих, которые рыдали и причитали на "скамье покаяния", поставленной перед проповедником. Считалось, что в этот момент начинается возрождение души грешника, его "обращение". Бывший отступник получает прощение Божье и надежду на спасение в потустороннем мире. Правда, вскоре обнаружилось, что мало пользы проповедовать Евангелие людям, чье внимание сосредоточено на отчаянной борьбе за хлеб и теплый ночлег, и что многие новообращенные легко возвращаются к своим прежним занятиям.

Постепенно опыт миссионерской работы привел Бутов к убеждению, что для спасения пьяниц, бродяг и проституток в будущей жизни их надо вывести из ада земного существования, предоставить пищу, одежду, работу.

К середине 60-х годов новая организация, связанная своим происхождением с методизмом, нашла свое особое место и утвердила свою самостоятельность. Основное отличие ее доктрины от доктрин других христианских конфессий один из сторонников Бута определил следующим образом: "Лидеры Армии Спасения пошли путем, который составлял суть христианства. Я имею в виду, что при прощании Спаситель повелел своим ученикам распространять по всему миру благую весть о спасении путем милосердия. Евангелие заключает в себе божественную силу. Но Армия Спасения занимается не только распространением Евангелия. Она единственная в значительном масштабе и во многих сферах жизни добавляет к этой обязанности благородную работу по милосердию".

Открывая двери для всех несчастных и преступивших мораль и закон общества и занимаясь сбором пожертвований среди состоятельных граждан, Армия Спасения основала в 70 - 80-е годы прошлого века в Лондоне ряд благотворительных учреждений: ночлежные дома, приюты для инвалидов, мастерские для безработных. В ночлежном доме каждый потерявший жилье и работу мог получить хлеб и кров за небольшую плату. В случае отсутствия денег паупер мог заработать их в строительных мастерских. Бут полагал, что милостыня в том случае, если человек способен трудиться, толкает его к безделью и апатии, мешает перерождению его души. Здесь не было того полутюремного режима, который сложился в государственных работных домах.

В 80-е годы на основе деятельности Армии Спасения Бут выработал целую систему социальной помощи представителям дна общества, которую позднее он изложил в книге "В трущобах Англии". Автор этого труда показал себя социальным реформатором и тонким психологом. "Первое существенное условие всякой успешной социальной реформы заключается в изменении самого человека", - писал основатель Армии Спасения. Социальную реформу он замышлял в широких масштабах, полагая, то нельзя море вычерпать ковшом и подобно этому помочь миллионам обездоленных мелкой филантропией.

Бут был уверен, что современная цивилизация имеет средства для лечения собственных болезней. Помощь, по его убеждению, должна прийти немедленно со стороны правительства, промышленников, банкиров и всех добровольцев. Правительство стало оказывать Армии материальную поддержку в 90-е годы. Собрания, проводимые Екатериной в богатой части Лондона Вест-Энде, давали немалые сборы. С 1888 г. в феврале, в самый неблагоприятный месяц британской зимы, члены Армии Спасения проводили неделю самоотречения, во время которой сбор пожертвований шел на улицах городов.

Для начала социальных мероприятий Бут требовал от общества 2 млн. ф. ст., это, по его мнению, составляло не столь значительную сумму, учитывая, что недавно правительство израсходовало на афганскую войну 21 млн.

Суть плана Бута сводилась к созданию в районах, населенных беднотой, общин самопомощи, нечто вроде кооперативных обществ или патриархальных семейств, возглавляемых сильной личностью. Условно они назывались "колониями" В них закоренелые обитатели трущоб, "потерпевшие крушение в земной жизни", должны были обрести прибежище и временное занятие. В связи с последним автор книги выдвигал несколько интересных проектов. Члены общин могли заняться сбором городских отбросов, ремонтом старой одежды и обуви, переработкой костей на удобрение. Бут надеялся, что через некоторое время жители этих заведений будут покидать их для самостоятельной жизни. Оставшиеся же могли быть переведены в сельские "колонии" - кооперативные фермы, занимавшиеся земледелием или откормом свиней и придерживавшиеся библейских принципов в организации своей повседневной жизни.

Бут разработал и гибкую систему мер помощи больным, инвалидам, одиноким матерям, осиротевшим детям и заключенным. Эта система была изложена в книге и уже действовала в Лондоне и других английских городах в 1880-е годы. Члены Армии  посещали нуждающихся в помощи обитателей беднейших кварталов Восточного Лондона, опекали походные лазареты, кухни, промышленные школы для уличных детей.

Служащими организации Бута нередко становились прежние преступники, алкоголики, бродяги. Бут был уверен, что "для исправления мошенника нужен мошенник", в котором проснулось чувство собственного достоинства. Основным же исполнителем плана должна была выступить Армия Спасения.

Внося мир в душу человека, отвергнутого обществом, члены Армии руководствовались миротворческими принципами в разрешении всех социальных и межгосударственных конфликтов.

Трудно более образно, чем это сделала Екатерина, выразить отношение основателей Армии Спасения к войнам. В 1865 г., наблюдая торжества по случаю взятия Севастополя в ходе русско-турецкой войны, в которой на стороне Турции выступали Англия и Франция, Екатерина писала мужу: "Сегодня раздался звон колоколов и гром пушек по случаю взятия Севастополя, но я совершенно не могу радоваться; я не могу не думать об истекающих кровью умирающих, о разоренных жилищах, о разбитых сердцах - и это делает меня несчастной. Какой бы это был знаменательный для всего мира день, в который все христиане протестовали бы против войны и каждый бы, стоящий на ложном пути... услышал бы слова Спасителя, говорящего: "Вложи свой меч в ножны, ибо обнаживший меч от меча и погибнет"". Позднее, в годы первой мировой войны, Армия Стремилась выступить в роли Красного Креста, помогая раненым независимо от их принадлежности к той или другой воюющей стороне.

Жестокость и насилие, в чем бы они ни проявлялись, воспринимались Екатериной Бут как величайшее зло. В 1884 г. она организовала общественную кампанию против насилия, совершаемого над молодыми девушками, обманом завлеченными в публичные дома. Используя подлинные истории, рассказанные ей потерпевшими, Екатерина написала несколько статей в прессу и писем, обращенных к королеве Виктории и премьер-министру Великобритании У. Глэдстону, в которых она обращалась с призывом защитить юных дочерей страны. Петиция, содержавшая эти требования, собрала 343 тыс. подписей. Свернутая в огромный свиток длиной более 2 км, она была доставлена в Вестминстер в открытой повозке и вызвала сенсацию в парламенте и стране в целом. С несвойственной для английских парламентариев быстротой был принят закон, карающий тюремным заключением за совращение девушек моложе 16-летнего возраста. Это была не единственная победа "спасенцев". 80-е годы, и особенно после выхода книги Генерала "В трущобах Англии" Армия получила признание в своей стране и за рубежом.

В Индии "спасенцы" взяли на свои плечи решение самых трудных социальных задач. Изменив свои имена на индийские и облачившись в национальную одежду, они вели работу среди неприкасаемых. Кроме того, чтобы не дать угаснуть древним индийским ремеслам и одновременно привлечь к труду отбывших заключение преступников, члены Армии Спасения усовершенствовал ручной ткацкий станок и организовали ряд прибыльных ткацких производств.

К концу XIX столетия в рядах Армии Спасения работало около 10 тыс. служащих. В это число не входили добровольцы, связанные с Армией менее тесно и оказывавшие ей помощь в той или другой области.

В 1880-е годы Армия Спасения стремительно расширяла сферу своего влияния. В эти годы она начала работу в Норвегии, Швеции и Финляндии, бывшей тогда частью Российской империи. Первое время в Финляндии власти запрещали членам Армии Спасения проводить собственные собрания, носить форму и знаки отличия, но постепенно эти ограничения отпали.

Перед началом первой мировой войны в ее ночлежных домах, школах, больницах было 37 тыс. постоянных мест, 1115 мест - в детских домах и 1173 мест - в приютах для женщин и девочек.

Руководство Армии Спасения и лично Уильям Бут проявляли заметный интерес к России как огромному и не освоенному ими полю деятельности. Время от времени офицеры Армии направлялись туда для выяснения обстановки. Но поездки эти были безрезультатными. Неудачей кончился и приезд в Россию первого миссионера, солдата Армии шведа Юхана Гренлунда. Он прибыл в Петербург в 1890 г. и поступил мастером на завод. Выучив русский язык, Гренлунд стал собирать слушателей на свои проповеди. Собрания вызвали подозрения властей, и вскоре иностранный миссионер был выслан в Сибирь.

В 1907 - 1909 гг. Армия Спасения начала прокладывать путь в Россию. К этому времени царский двор и российское правительство располагали уже информацией о деятельности этой организации. Больше всего их настораживали собрания и шествия, привлекавшие самую бедствующую часть населения и проводившиеся под открытым небом на улицах и площадях городов. После недавних революционных событий 1905 г. такие массовые сборища воспринимались ими как преддверие к новым беспорядкам.

Вместе с тем, часть русской интеллигенции и представителей высшего света, познакомившись с миссионерской работой "спасенцев" в Англии, Франции и Голландии, испытывали к ним симпатию. Так, художник В.В.Верещагин и адмирал С.О.Макаров охарактеризовали Армию Спасения как чрезвычайно активную и братскую миссию и высказали мнение, что, придя в Россию, она будет расширять свое влияние с той же скоростью, с какой пожар распространяется в выжженной солнцем степи. Добрые вести о деятельности Армии привез в Россию один из друзей генерала Бута князь Николай Голицын. Некоторые русские, проживавшие за границей, стали активными членами этой общины.

В августе 1908 г. известный английский журналист У.Т.Стэд посетил Россию и по просьбе сына Уильяма Бута - Брамвелла - встретился с председателем Совета министров П.А.Столыпиным. В этом же месяце интервью со Столыпиным было опубликовано в английской газете "Таймс" и вызвало у Генерала и его штаба большие надежды.

Столыпин задал Стэду три вопроса: "Не вмешивается ли Армия Спасения в политику? Не рассчитывает ли она разжечь враждебные чувства в отношении нехристианского населения империи? Как быть, если собрания под открытым небом противоречат российским законам?"

В ответ Стэд объяснил премьер-министру Российской империи, что в Англии и других странах "спасенцы" никогда не вмешивались в политику и не вели кампаний против других христианских церквей или иных вероисповеданий. О подчеркнул также, что Армия Спасения готова учесть точку зрения российских властей, касающихся проведения собрания под открытым небом, и что ее филантропическая активность, превращающая плохих граждан в достойных, принесет большую пользу государству.

Итог беседы был, действительно, ободряющим. Столыпин заявил, что он не видит причин, препятствующих появлению Армии Спасения в России, но до принятия окончательного решения он хотел бы изучить ее статут.

В 1909 восьмидесятилетний Уильям Бут совершал поездку по Швеции и Финляндии, в ходе которой он нанес краткий, двухдневный визит в Санкт-Петербург. В российской столице отнеслись к нему с уважением и интересом. Прежде всего, он был принят английским послом Артуром Никольсоном, затем посетил Думу, где его приветствовал вице-президент барон Мейендорф. В тот же день генерал беседовал с сенатором Мясоедовым, дочь которого была офицером Армии Спасения в Париже. На следующий день состоялись свидания Бута с министром финансов Коковцевым и братом премьер-министра, предпринимателем Столыпиным. Затем он выступил с докладом в доме генерала Сабурова, где собралось высшее общество, в том числе и члены царской семьи.

И все же, несмотря на взаимопонимание в светских кругах, практических результатов визит Бута в Россию не принес. Разочаровывающей в этом отношении была и его встреча с вдовствующей русской императрицей Марией Федоровной, сестрой английской королевы Александры. Встреча состоялась в Лондоне в Букингемском дворце 6 апреля 1909 г. после возвращения Генерала из Петербурга. В общей беседе русская императрица обратила внимание Бута на то, что в случае появления Армии Спасения в России она опасается образования новой христианской секты и ее конфликта с православной церковью, что было бы крайне нежелательно для российских властей. При этом она не согласилась с У.Бутом в том, что большая часть русского народа не посещает храмы, далека от понимания православного вероучения, а постоянные прихожане "рабски привязаны к церкви ее пышной обрядностью". В данном случае Бут явно недооценил историческую связь православной церкви с российским населением. Взаимопонимание с императрицей было достигнуто лишь в том, что Армия может быть полезна в борьбе с пьянством. А этот порок особенно заметен в России во время церковных праздников.

Вскоре после поездки Бута в Петербург российскую столицу вновь посетил его сторонник У.Т.Стэд. В доброжелательной форме ему было передано от правительственных кругов, что необходимо подать письменное прошение о том, чтобы российское правительство разрешило Армии работать в России.

Сразу же после этого с официальной миссией в Санкт-Петербург был направлен, полковник Паульсен, которому и поручалось это дело. Прошение было подано. Оставалось лишь ждать ответа. Ожидание длилось два года. Обстановка в стране за это время изменилась. В 1911 г. был убит премьер-министр П.А.Столыпин, с именем которого связывались большие надежды.

Весной 1912 г. через британское посольство был получен ответ, в котором Армия Спасения уведомлялась, что в ее просьбе отказано. В то же время в Финляндии работа успешно продолжалась, там помогали бедным, заботились о сиротах, кормили голодных и давали приют бездомным. Армии Спасения принадлежало 5 благотворительных учреждений и 13 временных приютов для нуждающихся, называемых "станциями слема" (от английского Slum - трущоба). Издавались еженедельная газета, журнал для детей, переводилась религиозная литература. В 1912 г. Уильям Бут назначил руководителем отделения Армии Спасения в Финляндии Карла Ларссона, с именем которого связана история появления Армии в России.

В 1913 г. в Санкт-Петербурге готовилось открытие Всероссийской гигиенической выставки, на которой Финляндии выделялся отдельный павильон. Армии Спасения удалось получить одну комнату в этом павильоне для своей экспозиции. На выставке были представлены образцы работ, выполненных в домах и мастерских Армии Спасения, фотографии ее социальных учреждений, предметы оборудования детских домов и приютов, статистические данные о ее благотворительной деятельности. Пояснения давал офицер, который одновременно предлагал посетителям изданию на русском языке иллюстрированную брошюру Карла Ларссона "Здоровье нации: физическое и моральное. Что делает для этого Армия Спасения. Опыт Финляндии". Сам Ларссон прибыл в Санкт-Петербург на открытие выставки.

Таким образом, в течение трех летних месяцев 1913 г. представители Армии Спасения имели возможность знакомить жителей Петербурга с деятельностью своей организации. Пресса всех политических направлений единодушно отмечала большой интерес посетителей к экспозиции "спасенцев", которая оказалась "гвоздем" финского павильона. 13 тыс. экземпляров брошюры К.Ларссона быстро разошлись. Общественным признанием обширной благотворительной деятельности Армии Спасения было присуждение ей первой премии Всероссийской гигиенической выставки. К концу работы выставки в среде работавших на ней офицеров родилась идея издавать в России иллюстрированный журнал, чтобы знакомить русского читателя с деятельностью Армии Спасения в мире и особенно в соседней Финляндии. Уильям Бут одобрил эту идею, и в июле 1913 г. в Санкт-Петербурге вышел первый номер "Вестника спасения". Его номинальным издателем был зарегистрирован сочувствовавший движению финляндский землевладелец К.А.Бойе-ав-Геннес, а редактором стал российский гражданин Адам Пищевский.

Журнал публиковал материалы на евангельские темы, рассказывал читателям о пагубном влиянии алкоголя и табака на здоровье человека, о благотворительной и просветительской работе Армии Спасения в западных странах и сотрудничестве с ней правительств этих государств. Первоначальный тираж журнала составлял 6 - 8 тыс., но скоро он увеличился до 18 тыс. экземпляров.

Редакция "Вестника спасения" разместилась в скромном здании под №1 на Гаванской улице и стала своего рода штаб-квартирой Армии Спасения в России. Здесь можно было купить последний выпуск журнала, а по воскресеньям - послушать проповедь. На эти собрания приходили люди различного социального положения и всех возрастов. Когда выступал К.Ларссон, свободных мест в редакционном помещении не было.

При отсутствии официального статуса организации в России устроители собраний сознавали, что они рискуют быть наказанными и принимали меры предосторожности, маскируя их на случай прихода дворника или околоточного под встречу друзей.

В то же время было получено разрешение властей продавать "Вестник спасения" на улицах, в трамваях, трактирах и рабочих столовых. Это давало "спасенцам" возможность знакомиться с жизнью народа, его языком, обычаями, а также устанавливать новые контакты. По адресу редакции, указанному в журнале, сюда нередко приходили люди, нуждавшиеся в какой-либо помощи. Число посетителей особенно увеличилось с началом мировой войны.

Социальная работа Армии Спасения получила новую направленность в годы первой мировой войны, которая застала многих вдали от родины. Уже 5 - 6 августа в Швецию и Финляндию хлынул многотысячный поток русских беженцев, значительную часть которых составляли сельскохозяйственные рабочие, находившиеся по найму в Германии. Через северные страны они стремились попасть на родину. Высланные властями в течение суток, они после двух-трехдневного пути без пищи и воды оказывались в незнакомой стране, большей частью без вещей и денег, потеряв своих близких. Многие прибывали больными, особенно дети.

В Стокгольме был создан комитет помощи русским беженцам, в котором деятельное участие приняла Армия Спасения.

"Спасенцы" встречали переполненные товарные поезда, которые прибывали в Раумо, Торнео, Треллеборг, Мальме и Стокгольм. Беженцы нуждались в теплой одежде, питании, ночлеге и деньгах на дорогу домой, а большинство - еще и в помощи переводчика. Армия Спасения предоставляла свои помещения, кормила, снабжала одеждой и билетами. В Стокгольме, например, "спасенцами" было принято не менее 10 тыс. человек. Благодаря им в течение осени и зимы 1914/15 г, тысячи людей смогли вернуться домой.

А вслед за беженцами члены шведской Армии Спасения встречали транспорты с русскими ранеными, направлявшимися через их страну в Россию.

В Петрограде также оказались тысячи беженцев, которые прибывали сюда из мест военных действий. Среди них было большинство женщин с детьми и сироты, потерявшие родителей. Армия Спасения Финляндии обратилась к властям за разрешением открыть под Петроградом приют для беженцев на 250 человек. Покровительство Финляндии, как казалось, могло обезопасить приют от возможных реквизиций в военное время. Такое заведение было открыто в Лесной, правда, меньших размеров - на 80 человек. Его обслуживали 14 "спасенцев". Беженцы имели здесь кров, питание и помощь в устройстве дальнейшей жизни. "Вестник спасения" публиковал адрес приюта, куда могли обратиться нуждающиеся.

Армия Спасения взяла на себя все заботы о приюте для беженцев, который был создан на средства живших в Петрограде американцев. Четыре женщины-офицеры Армии Спасения под руководством унтер-офицера Надежды Константиновой вели в нем всю работу, обеспечивая проживание 40 человек.

"Спасенцы" заботились также о нуждающихся солдатских семьях и, особенно, о солдатских детях-сиротах. В Хельсинки был открыт сиротский приют. Для петроградских детей из беднейших семей был устроен летний лагерь в Пяркиярви на 100 человек, все управление им и расходы взяли на себя петроградские "спасенцы". Они же организовали в Петрограде бесплатные обеды (для 80 человек), а на Рождество - раздачу пакетов с продовольствием и вещами. В течение года они смогли оказать помощь продуктами питания и одеждой свыше 30 тыс. человек.

Средства на социальные нужды Армия Спасения получала в виде пожертвований от граждан, частью - от городской думы, которая видела реальную пользу в деятельности "спасенцев", а также от Петроградского комитета призрения беженцев. Значительные суммы - 500 рублей в месяц - поступали из фонда великой княжны Татьяны Николаевны.

В прессе появились отзывы, признающие заслуги Армии Спасения в России. Её деятельность стал широко известна, увеличились пожертвования. Появилась возможность приобрести в собственность здания для устройства детского дома и приюта. Помимо приюта на Гаванской улице, рядом с редакцией, был устроен еще один - за Московской заставой, в доме №12 по Герцогскому переулку.

Работа была действительно трудная. С начала войны иностранные граждане, оставшиеся на территории России, вызывали недоверие и подозрения в шпионаже. После одного из допросов, закончившегося на рассвете в октябре 1915 г., 20 офицеров и солдат, бывшие до этого формально членами Гельсингфорского корпуса, провозгласили себя Петроградским корпусом Армии Спасения. Это, однако, не избавило их от подозрений и даже арестов. Правда, после вмешательства высокопоставленных лиц инциденты заканчивались благополучно, но по-прежнему пристальное внимание дворников и полицейских осложняло работу, делало ее полулегальной.

Новый период в истории Армии Спасения в России начался после Февральской революции.  Впервые Армия Спасения в России могла действовать легально: открыто объявлять о своими собраниях, снимать для них помещения, не испрашивая разрешение в полицейском участке. Благоприятные условия были использованы для активной деятельности: проводились уличные шествия, многолюдные собрания в здании Городской думы на Невском проспекте и собрания на открытом воздухе. Свободно продавался "Вестник спасения", тираж которого достиг 20 тыс. экземпляров.

Армия Спасения содержала два детских дома, два приюта и один пансионат для престарелых женщин.

16 сентября 1917 г. состоялось официальное открытие "русской территории" Армии Спасения. Торжественное собрание проходило в зале на Моховой улице (в доме №33). Но события 7 ноября 1917 г. круто изменили все планы.

Письма родным и близким и дневники "спасенцев" дают представление об их жизни в России в послереволюционные годы. Это была непрерывная борьба с голодом, холодом, болезнями, разрухой в условиях полного бесправия произвола властей, изоляции от внешнего мира, повседневной угрозы ареста и смертей близких.

Постоянно жившие в Петрограде миссионеры Армии Спасения получали продуктовые карточки третьей категории, на которые иногда удавалось купить 1/8 фунта хлеба. Чтобы прокормиться, ездили в близлежащие деревни, где на соль, керосин и спички можно было выменять что-либо из продуктов. Но путь домой был полон опасностей, и часто добытые с трудом продукты бывали отняты на обратной дороге.

Чтобы спасти от голода детей, в конце 1917 г. "спасенцы" перевезли детские дома: один - под Орел в деревню Домнино, а другой - в Вологодскую область. Миссионеры, руководившие детскими домами, не имели почти никакой связи со штаб-квартирой и должны были сами заботиться о пропитании. Они брали заказы на шитье у местных жителей (благо удалось сохранить от конфискации швейную машинку), лечили, выхаживали больных, получая в благодарность за это кое-что из продуктов. Сами заготавливали дрова в лесу. Чтобы пережить голодное время, Вологодский детский дом купил поросенка, двух кур и двух кроликов. По сравнению с городскими детскими домами здесь было меньше болезней и смертей. Но официального разрешения на руководство детскими домами "спасенцы" не имели. Обрашение в Комиссариат народного образования не дало результатов. Подозрение вызывало уже то, что все иностранцы покинули Россию, а эти - нет.

Местные власти постоянно угрожали конфискацией имущества и закрытием детского дома, заявляя, что "нельзя допустить, чтобы миссионеры воспитывали детей, которых надо воспитывать в социалистическом духе". В конце концов, детские дома были закрыты, имущество конфисковано, а дети-сироты, за исключением нескольких, оставшихся у "спасенцев", были направлены другие детские учреждения.

Попытка зарегистрировать в Петрограде свою организацию, как это требовалось, не удалась. Но некоторые корпуса смогли получить разрешения от районных комиссариатов и продолжали работать. Для любого собрания нужно было иметь разрешение за три дня, но из-за голода и не работавшего городского транспорта стало все труднее собирать людей.

В 1918 г. иностранцы покидали Россию. Шведский консул рекомендовал всем шведским подданным ехать домой, так как посольство и консульство закрывались. Четыре миссионера Армии Спасения и  К.Ларссон с семьей, в которой было шестеро детей, выехали из Петрограда. Остальные остались, зная, что отныне они лишены всякой защиты и приравнены в положении к местным жителям.

Прежние источники доходов исчезли. Те, кто помогал ранее, сами стали нуждающимися. Небольшие деньги, находившиеся в Азовско-Донском банке, невозможно было получить, а иностранную валюту не обменивали на рубли. Помощь пришла неожиданно. Покидавшие Россию иностранцы и русские могли взять с собой лишь ограниченную сумму, поэтому некоторые "депонировали" свои деньги миссионеру Хельми Бойе с тем, чтобы получить их в Армии Спасения за границей.

Какая- либо связь с внешним миром или помощь оттуда исключались. Лишь однажды помог счастливый случай. К.Ларссон, находившийся уже в Стокгольме, узнал, что советский представитель В.3.Воровский высылается шведскими властями. Полковник обратился к нему с просьбой взять для русских "спасенцев" деньги и письма. Воровский выполнил поручение, и деньги и письма дошли по назначению.

С 1918 г. стали обычным явлением обыски, ночные допросы с угрозами расстрела, аресты, конфискации имущества, особенно излишков продуктов питания и одежды, опечатывание зданий, включая жилые помещения. Арестовывали за пение псалмов на улице, за продажу "Вестника спасения" и за "связь с иностранцами", что обычно подтверждалось бережно хранимыми в личных вещах письмами от родных и близких на иностранных языках.

Часть русских "спасенцев" была призвана в армию, часть разъехалась по домам, некоторым финнам удалось вернуться в свою страну. Весной 1919 г. миссионер Х.Бойе собрала оставшихся служителей и призвала всех, кто может, приискивать какую-либо работу, чтобы иметь средства к существованию. Некоторым удалось получить место медицинских сестер, конторских и почтовых служащих, уборщиц. Жили одной большой семьей, помогая друг другу.

"Дух Армии Спасения, - говорил однажды на съезде в Стокгольме Б.Бут, - состоит в том, что истинный спасенец скорее готов умереть, нежели жить для самого себя". Мужество не покидало членов Армии Спасения даже в самые трудные минуты. Презирая опасность, они шли с передачей в тюрьму для арестованных товарищей (в их среде, кстати, было принято такое обращение друг к другу). При этом их нередко арестовывали, как и тех, кто просто пришел узнать о заключенных. Выхаживали своих больных, когда, казалось бы, не было никакой надежды на выздоровление. Поистине героическими усилиями им удалось получить необходимые документы, чтобы перевезти из Петрограда в Финляндию умиравшую Х.Бойе.

И, несмотря на все, "спасенцы" продолжали работать и даже увеличивали свои ряды.

Была начата работа в Москве, хотя никакого разрешения, кроме устной поддержи управделами СНК В.Д.Бонч-Бруевича, получить не удалось. 18 октября 1918 г. в здании Политехнического музея состоялось первое собрание Армии Спасения в Москве, на котором присутствовало не менее 500 человек. Работу здесь начали миссионеры Отто Юнгхольм, Н.Константинова и Зиновский. Попытка установить контакты с местным отделом Комиссариата социального обеспечения не увенчалась успехом.

Положение "спасенцев" в России резко ухудшилось после кронштадтских событий.

Начались аресты одновременно в Петрограде и Москве. Из 10 арестованных для одних заключение продолжалось две недели, но некоторые находились в тюрьме до трех лет. Служитель Константинова была в заключении восемь месяцев. Она вела дневник, и, судя по ее записям, "спасенцы" в ожидании приговора, который мог быть самым суровым, стойко переносили тяготы арестантской жизни и, даже находили нечто утешительное в своем пребывании в тюрьме. В отличие от жизни на свободе здесь было тепло, кроме того, от своих сокамерников, среди которых было немало образованных и интеллигентных людей, можно было многому научиться.

Русская православная церковь (РПЦ) следила за расширением влияния Армии Спасения за границей и в России, рассматривая ее как опасную,  и противилась появлению ее на своей территории. Поэтому с первых шагов в России "спасенцы" пытались установить контакты с религиозными общинами, находившимися вне РПЦ, в первую очередь с Всероссийским союзом евангельских христиан, руководимым И.С.Прохановым. Работая в России среди населения, в подавляющем большинстве принадлежавшего к православной церкви, Армия Спасения стремилась сохранять нейтралитет в вопросах религии, опасаясь быть причисленной к какой-либо из имевшихся в России протестантских сект. Поэтому "спасенцы" в России, боясь репрессий и запрещения, не занимались евангелизацией и религиозной деятельностью в широком масштабе, подчеркивали всячески свою лояльность в отношении православия, сосредоточивались в основном на социальной работе. Не желая быть обвиненными в прозелитизме, стремились даже в социальной работе обходиться финскими и шведскими "спасенцами", которые были членами протестантских церквей.

Несмотря на настороженное отношение руководства РПЦ, известны случаи, когда отдельные приходские священники вступали в контакт со "спасенцами" и вместе со своим приходом помогали им в благотворительной работе.

В марте 1922 г. "спасенцам" в Петрограде было заявлено, чтобы они прекратили свою деятельность или получили бы на нее разрешение. Э.Ольсони, бывшая представителем Армии Спасения в России после отъезда К.Ларссона и тяжелой болезни Х.Бойе, выехала в Москву и 3 апреля обратилась с заявлением о регистрации в комиссариат внутренних дел. В заявлении подчеркивалось, что Армия Спасения - религиозно-филантропическая организация, двери которой открыты для всех, независимо от вероисповедания. Неожиданно быстро пришел положительный ответ.

Новый период длился всего семь месяцев. Армия Спасения открыто проводила собрания, свободно проповедовала идею спасения, получала продовольственные посылки из-за рубежа, издавала "Вестник спасения", правда машинописный, в небольшом количестве экземпляров из-за невозможности купить бумагу для нормального издания.

Но в ноябре 1922 г. одновременно в Москве и Петрограде помещения были опечатаны. Заступничество зарубежных друзей не дало результатов. К советским властям в поддержку "спасенцев" обращался находившийся в Москве корреспондент "Дейли ньюс" Ф.А.Маккензи. Через него же было получено краткое письмо Фритьофа Нансена М.И.Калинину, которое гласило: "Дорогой господин Калинин! Я видел работу Армии Спасения в различных странах. Она выполняет ее очень хорошо среди самых бедных и никогда, насколько не известно, не занимается политикой. Фритьоф Нансен".

Э.Ольсони с русскими "спасенцами" были приняты членом Президиума ВЦИК Г .Г.Смидовичем, который подтвердил запрет, принятый Комиссариатом внутренних дел. Антирелигиозная кампания, разворачивавшаяся в стране, не благоприятствовала "спасенцам". Продолжать после этого работу было небезопасно. Армия Спасения в России прекратила свою деятельность и все ее члены свободны от своих обязанностей по отношению к организации.

Иностранные миссионеры легко получили документы на выезд. Последней уехала Ольсони. Так завершился десятилетний подвижнический труд небольшой группы людей. За это время от голода и болезней умерли пятеро: шведка. Эмма Ульссон, финка Хилья Туомайнен, прибалтийский немец Зиновский, русская Шура Черкасова, русская еврейка Селигман. Этот мартиролог был бы полнее, если включить в него всех тех, кто умер от болезней по возвращении на родину.

Поистине, пророческими оказались слова Карла Ларссона, сказанные им перед отъездом из России: "Но наступит день, когда Армия Спасения придет в Россию. Вероятно, это будет без меня. Но другие придут и исполнят то, что не удалось нам".

До настоящего времени принципы деятельности Армии Спасения, заложенные Уильямом Бутом, ее задача - помочь людям, оказавшимся на "дне" общества, остаются неизменными. Миссионерская жертвенность, без которой невозможна была бы христианизация новых континентов, со всей полнотой воплотилась в членах этой филантропической церкви.

В кратчайшие сроки она мобилизует свои ресурсы для благотворительной работы в любой части света. Для этого принято распределение "сфер влияния" между ее национальными отделениями, согласно которому отделения скандинавских стран ответственны за Восточную Европу и Россию. Так, Армия Спасения Швеции оказала материальную помощь Армении после землетрясения в 1988 г., организует летний отдых детей из районов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, и т. д.

В настоящее время Армия Спасения занимается социальной работой в 130 странах мира. Она издает газеты и журналы 132 наименований, содержит больницы, клиники, приюты для бездомных, инвалидов, летние лагеря для молодежи, реабилитационные центры и другие социальные учреждения, оказывает ежегодно помощь 2,3 млн. семей в различных странах мира.

 

        Благотворительные акции «Армии Спасения»

 

На сегодняшний день Армия Спасения помогает более чем 4,5 млн. людей в период Рождества, благодаря собранным денежным средствам «Красного котелка». Теперь этот котелок можно встретить везде. Япония, Чили, Финляндия, Корея, Норвегия и многие другие страны используют котелок, чтобы собрать пожертвования на служение бедным.

Для многих людей в России старость означает ужасное одиночество и материальные трудности.

Армия Спасения предлагает бесплатные обеды, общение и некоторые виды первой медицинской помощи пожилым людям в различных центрах России.

В Санкт-Петербурге есть также клуб для людей, переживших блокаду во Второй мировой войне.

Борьба с бездомностью является одним из основных направлений работы Армии Спасения. Проблема бездомных в России является острым вопросом в обществе, где к ним наблюдается самое разное отношение: от сострадания до отторжения. Есть множество причин бездомности: алкоголизм, психические расстройства, семейные трудности, нищета.

Мы стремимся не только предоставлять питание и кров для бездомных, но и давать людям надежду и шанс заново начать свою жизнь.

Среди наших проектов: бесплатные обеды, душевые, общение, консультирование по вопросам восстановления документов, первая медицинская помощь, кормление на улицах, одежда и обучение. В разных центрах мы предлагает различную помощь.

Одним из направлений работы Армии Спасения является тюремное служение — поездки в колонии и переписка с заключенными.

Армия Спасения ставит своей целью помочь молодым людям почувствовать, что о них заботятся и их уважают; стремится помогать им получать жизненно важные навыки, делать правильный выбор в жизни и строить надежные, основанные на заботе и добре взаимоотношения.

В России мы предлагаем программы внешкольных занятий, детские клубы, лагеря, воскресные школы, молодежные группы, хоровые, театральные и танцевальные классы и т. д.

Также особое внимание в Армии Спасения уделяется вопросу защиты детей.

Женское служение в Армии Спасения многообразно и включает в себя самые разные виды деятельности, преследуя четыре основные цели: поклонение, образование, общение и служение.

Миссия женского служения: помогать им в личностном росте и развитии жизненно необходимых навыков, решать вопросы и проблемы, которые особенно касаются женщин и их семей в мире

                 Против торговли людьми

Торговля людьми— это форма современного рабства, где одни получают доход путем контроля и эксплуатации других. Жертвы оказываются и удерживаются в системе по принуждению и путем обмана.

Ежегодно во всем мире более 2,5 миллиона людей становятся жертвами торговли людьми. Бизнес торговли людьми входит в ТОП 3 самых прибыльных бизнесов и занимает 2 место по прибыльности после торговли наркотиками с доходом 150 миллиардов долларов в год.

80% вовлеченных в торговлю людьми — женщины и дети.

87% жертв работорговли эксплуатируют в сфере секс-услуг.

Средний возраст жертвы торговли людьми 12-14 лет.

Армия Спасения глубоко предана борьбе с современным рабством и торговлей людьми. Современное рабство — это обобщающее понятие, включающее куплю-продажу людей с целью получения секс-услуг, рабочей силы или органов, принудительный труд, детский труд и ранний и принудительный брак.

Армия Спасения стоит на библейских принципах врождённой и равной ценности всех людей, а также на долге заботиться о своих ближних.

Эксплуатация превращает людей в товар и обезличивает тех, кто стал предметом торговли, прославляет торговцев людьми и подрывает моральные, социальные и экономические устои общества. Армия Спасения противостоит злоупотреблению властью в отношении других людей, что присуще современному рабству и торговле людьми.

Преображение и исцеление сердец и умов каждого, кто вовлечен в современное рабство и торговлю людьми, одновременно необходимо и возможно.

В Армии Спасения в России работает проект «Повышение осведомленности о торговле людьми», в рамках которого проходят:

-       семинары по повышению осведомленности граждан в сфере торговли людьми;

-       волонтерские акции и мероприятия, направленные на осведомление граждан о проблеме современного рабства.

             Я  участвую в благотворительных акциях

В прошлом году волонтеры Армии Спасения сделали своими руками броши из георгиевских лент для поздравления ветеранов в Госпитале Ветеранов.  Мы приняли участие в праздничном концерте и я вручала подарки ветеранам. Так же я принимала участие в проведении детских программ в реабилитационном центре для женщин оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

                            Литература

·         Бутс В. В трущобах Англии. — СПб., 1891.

·         Остапенко Г. С., Чернышева О. В. Армия спасения в прошлом и настоящем // Европейский альманах: История. Традиции. Культура. — М., 1993.

 

 





Автор материала: Д. Сабитова (1 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.