Урок «Благотворительность и меценатство в Ярославском крае»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальный конкурс педагогов
«Духовно-нравственное воспитание учащихся в образовательном процессе начальной и основной школы»
Разработка урока ОДНКНР «Благотворительность и меценатство в Ярославском крае»
Подготовила и провела: учитель истории МОУ СОШ № 16
Новикова Елена Вячеславовна
Рыбинск
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «благотворительность», «меценатство».
2. Дать представление о благотворительности в Ярославском крае на протяжении истории
3. Формировать стремление совершать добрые поступки, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, чувство гордости и уважения к своему краю, к его славным традициям, к людям, создающим его сегодняшнюю историю.
Ход урока
Презентация к уроку
PPTX / 7.17 Мб
I. Начать сегодняшний урок мне хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого: «Счастье – это то, чего человек желает для себя одного, благо - - это то, чего человек желает для себя вместе со всеми».
Как вы понимаете эти слова? Найдите ключевые слова в этом высказывании?
Какое однокоренное слово можно подобрать к слову «благо»? (благотворительность)
Как вы понимаете слово «Благотворительность»? ( из каких 2 слов оно состоит?)
Выполните задание 1 в р/л.
Благотворительность
Благо творить
Что такое благо?
Что такое творить?
Таким образом, благотворительность - это добро творить, делать добрые поступки.
Почему люди делают добрые дела?
На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке.
II. Во все времена с большим уважением люди относились к тем людям, которые делали добрые дела. Их воспевали в сказках, былинах, песнях. Много мудрых высказываний оставили нам знаменитые писатели, поэты, ученые, надеясь, что люди будут относиться друг к другу с добром.
Задание: Используя цветную гамму, составьте высказывания великих людей о тех, кто творит благо, добро.
1. «Не упускай случая сделать добро» (Марк Твен)
2. «Добрые люди подобно звездам, светилам того времени, в котором они живут, озаряя свои времена» (Бенджамин Джонсон)
3. «Доброта – она превыше всех благ» (Алексей Максимович Горький)
4. «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта» (Фрэнсис Бэкон)
5. «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель)
6. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Людвиг ван Бетховен
7. «Лучший способ сохранить память о добрых делах – повторять их» (Фрэнсис Бэкон)
III. Сегодня на уроке мы будем говорить не просто о добрых делах, а о благотворительности. Благотворительность – добрый поступок, не требующий ответа. Это поступок, который сделан просто так, по своей воле. Это помощь другу, соседу, совсем незнакомому человеку. Для этого не требуется горы богатства, горы денег. Для этого нужно немного – широта души, внимание, терпение и отзывчивость. А эти качества могут быть у всех.
Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю. Великий князь Ярослав Мудрый на личные средства основал училище для детей сирот. Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся. Петр 1 уделял большое внимание устройству больниц и приютов. Императрица Екатерина 2 поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке было учреждено звание «Почетный благотворитель».
Благотворительность совершалась исходя из религиозно-нравственных убеждений: люди жертвовали деньги не во славу себе, а на благое дело.
Ярославский край был известен своими благотворителями.
Поработайте в малых группах с предложенными текстами и определите, в каком направлении развивалась благотворительность, назовите имена людей-благотворителей и на что они жертвовали свои средства. Итогом общей работы станет заполнение центральной и левой части таблицы.
Благотворительность в Ярославском крае
Прошлое |
Направления благотворительности |
Настоящее |
1. |
||
2. |
||
3 |
||
4. |
||
5. |
IV. Работа в группах.
Текст для группы № 1.
В Ярославле на деньги одного из самых богатых людей первой половины 17 века Надеи Святешникова был построен один из первых каменных храмов городского посада – Церковь Николы Надеина. Купец Надея Святешников не только заложил церковь, но и создал новую традицию - жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы стали строить великолепные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее. Церковь Ильи Пророка была построена на средства братьев В.И. и И.И. Скрипиных. На деньги благотворителей возводились храмы в Поречье-Рыбном. Кукобое и других городах и селах Ярославского края. В 1890 году на средства купца С.Н. Емельянова была открыта церковь Иверской Божьей матери на левом берегу Волги в Рыбинске. Купец затратил на это значительную часть своих средств.
Назовите направление благотворительности (на что жертвовали средства купцы)?
Назовите имена купцов-благотворителей.
Какие известные храмы были построены на их средства?
Текст для группы № 2.
В 18 веке пригубернаторе А.П. Мельгунове купец Иван Кучумов завещал 1/5 часть своего имущества на строительство в Ярославле Дома призрения ближнего. В 1784 году А.П. Мельгунов организовал сбор средств на строительство в Ярославле Дома призрения ближнего для детей-сирот. Было собрано около 18 тысяч рублей, вклады внесли 132 человека, купцы, дворяне. На средства благотворителей создавались приюты и в других городах. Так в 19 веке в Рыбинске были открыты Покровско-Вознесенское общество вспомоществования бедным. Душой этого учреждения был богатый купец Анемподист Фролович Фролов, который на собственные средства приобрел в центре города участок земли для строительства приюта и около 135 тысяч рублей. А в 1880 году рыбинская купеческая вдова Александра Григорьева Баскакова оставила по духовному завещанию капитал в 10 905 рублей, назначив его на устройство в г. Рыбинске воспитательного детского приюта. 27 февраля 1894 года приют был открыт. Туда сразу же стали поступать дети, нуждающиеся в общественной помощи, число которых к 1 января 1895 года достигло 48 человек. (12 подкидышей, 38 незаконнорожденных). Одним из щедрых жертвователей в пользу приюта был почетный гражданин Николай Ионович Тюменев. В 1895 году он пожертвовал приюту 25 тыс. рублей.
Назовите направление благотворительности (на что жертвовали средства купцы)?
Назовите имена купцов-благотворителей.
Какие конкретные дела в этом направлении они осуществили?
Текст для группы № 3
В 18 веке П.И. Демидов основал в Ярославского высших наук училище (позднее – Демидовский лицей, в настоящее время университет им. П.Г. Демидова). В 19 веке в Рыбинске на средства купца М.Е. Комарова было открыто механико-техническое училище. Вовсе не обладая большим богатством, он тратил деньги на дела благотворительности. В начале 20 века в училище обучалось более 100 человек, из них 58 человек находились на полном пансионе (содержании). Все, кто окончил это училище отправлялись на работу на железную дорогу, а также на различные заводы и фабрики в Рыбинске, Петербурге и Москве. На левом берегу Волги в селе Полтинино Спасской волости местный благотворитель купец Серебряков учредил двухклассное министерское училище, которое содержал на собственные средства.
Здесь же на левом берегу Волги в селе Александровское 15 мая 1888 года была открыта больница для судорабочих на участке земли, пожертвованным купцом А.Ф, Фроловым. Кроме того, Фролов пожертвовал на строительство больницы 300 бревен леса и более 1500 рублей.
Назовите направление благотворительности (на что жертвовали средства купцы)?
Назовите имена купцов-благотворителей.
Какие конкретные дела в этом направлении они осуществили?
Текст для группы № 4.
В конце 19 века – расцвет благотворительной деятельности в Ярославском крае. На средства купца А.И. Вахрамеева велась реставрация ярославских храмов Иоанна Предтечи, Ильи Пророка. Он же собрал богатейшую коллекцию старинных рукописей, которую завещали Российскому историческому музею. В 1880-х гг. уроженец г. Ростова А.Л. Кекин принимал участие в восстановлении Ростовского Кремля и создании Музея церковных древностей. А купец Н.П. Пастухов издал монографию краеведа К. Головщикова «История города Ярославля».
Назовите направление благотворительности (на что жертвовали средства купцы)?
Назовите имена купцов-благотворителей.
Какие конкретные дела в этом направлении они осуществили?
Обсуждение результатов работы групп, заполнение центрально и левой части таблицы.
Благотворительность в Ярославском крае
Прошлое |
Направления благотворительности |
Настоящее |
Н. Святешников – храм Николы Надеина; братья Скрипины – храм Ильи Прорка |
1. Строительство храмов, церквей |
|
Дом призрения ближнего в Ярославле (И. Кучумов, А. Мельгунов) Покровско-Вознесенское общество (Рыбинск, Фролов) Воспитательный приют (Баскакова, Тюменев) |
2. Призрение ближнего, помощь нуждающимся |
|
Ярославское высших наук училище (П.Г. Демидов); механико-техническое училище (М.Е. Комаров, Рыбинск) 2-класснок городское училище (Серебряков, Рыбинск) больница для судорабочих (Рыбинск, Фролов) |
3. Медицина, образование |
|
реставрация церквей, собрание коллекций рукописей (Вахрамеев, Ярлославль) восстановление Ростовского Кремля, музей церковных древностей (Л.А. Кекин, Ростов) издание «Истории города Ярославля» (Петухов, Ярославль) |
4.Культура |
Итак, на что жертвовали свои деньги купцы, о которых нам рассказали ребята из 4-й группы?
Таких людей можно назвать меценатами. Это слово латинского происхождения. Оно образовалось от имени Гая Цильния Мецената – богатейшего человека в Древнем Риме, который покровительствовал литературе и искусству. Сегодня меценатами называют людей, которые добровольно и безвозмездно оказывают покровительство и материальную поддержку деятелям культуры, науки и искусства.
V. Итак, мы убедились, что традиции благотворительности в нашем крае имеют богатую историю.
Но можем ли мы сказать, благотворительность и меценатство – в прошлом?
Есть ли сейчас примеры подобного поведения?
И можете ли вы, дети, быть благотворителями?
Я предлагаю вам всем вместе обсудить эти вопросы. А результатом нашего диалога будет заполненная (или незаполненная) правая часть таблицы.
Анализ видеоматериала и беседа.
Посмотрите видеоролик. Он – об очень известном и успешном человеке- Иване Ткаченко, капитане хоккейной команды «Локомотив», погибшей в авиакатастрофе в 2011 году.
Можем ли мы назвать Ивана Ткаченко благотворителем?
Как вы думаете, почему при жизни Ивана, никто не догадывался, что он жертвует деньги на помощь больным детям?
О помощи тяжелобольным детям говорят многие. Каждый четверг на 5 канале проходит акция «День Добрых дел». Известные люди призывают нас пожертвовать деньги на лечение конкретного ребенка, о судьбе которого и его борьбе с тяжелой болезнью сообщают в сюжете. И деньги идут со всей страны, давая этим ребятам: и большим, и маленьким шанс на счастливую, здоровую жизнь.
А известны ли вам примеры подобных акций в г. Рыбинске?
В 2013-2014 году всем миром собирали деньги на лечение маленькой Ксюши Борониной, мама которой училась в нашей школе. В торговых центрах стояли емкости для сбора средств, по телевидению и в газетах распространялись призывы к помощи. А в мае 2014 года в ДК «Слип» был организован благотворительный концерт, все средства от которого пошли на лечение маленькой девочки. Наверняка, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки не остались равнодушными к судьбе Ксюши.
Ребята, а какую помощь можете оказать вы, дети, ведь вы еще не зарабатываете деньги самостоятельно?
Можно распространять листовки, объявления о помощи, в том числе в интернете, в социальных сетях, можно участвовать в благотворительных концертах, благотворительных акциях.
А вот еще в одной благотворительной акции, приуроченной к празднованию 70-летия Победы, приняли участие, наверное, все школьник нашего города.
Анализ видеоролика и беседа.
Посмотрите этот видеосюжет (О сборе макулатуры).
- видео 2
MP4 / 11.59 МбВы принимали участие в сборе макулатуры в прошлом году? Как много бумаги вы принесли?
На что пошли средства, полученные от сбора макулатуры?
Всего школы города внесли на реконструкцию памятника около 15 тысяч рублей. Отрадно, что в нашей небольшой школе было собрано около 2 тонн макулатуры, средства от которой пошли на восстановление памятника «Огонь Славы». Теперь в этой звезде и вечном огне есть и частичка вашей доброй воли, доброго дела.
Работа с сайтом Фонд Анатолия Лисицина (если нет возможности, то презентация).
А теперь взгляните на экран. Перед вами главная страница благотворительного фонда Анатолия Лисицына.
Назовите проекты, которые осуществляет фонд.
Обратите внимание на такие как, «Реконструкция исторической памяти», «Долг Отечества», «Память Отечества». На что направлена деятельность в рамках этих проектов?
Помощь учреждениям культуры, объектам культурно-исторического наследия, общественным организациям, ветеранам войны, восстановление захоронений и воинских мемориалов 1-й мировой войны.
В рамках этих направлений делается главное – сохранение истории, исторической правды для дальнейших поколений. В сентябре 2015 года силами фонда Анатолия Лисицына был восстановлен памятник ярославскому генералу Федору Толбухину в городе Варна (Болгария), а еще раньше, в 2014 году в Белграде были восстановлены и отреставрированы могилы русских солдат, погибших в годы 1-й мировой войны.
Итак, о каких направлениях благотворительной деятельности шла речь сейчас на уроке? Что мы сохранили с далеких времен? Какие традиции продолжаем?
Заполните нужные ячейки таблицы.
А есть ли проявления других направлений благотворительности, вы попытаетесь узнать самостоятельно и расскажите нам на следующем уроке.
VI. Итак, подведем итог сегодняшнего занятия.
О чем шла речь на уроке?
Что такое благотворительность?
Почему люди делают добрые дела и эта традиция не устаревает?
Делать добрые дела – это часть человеческой природы, потребность быть милосердным – одна из самых важных у человека. Мы нуждаемся в пище, защите и любви, но мы нуждаемся и в том, чтобы поделиться тем, что дано нам, с ближним.
А в конце мне хочется предложит вам послушать песню Д. Майданова «Это и есть любовь», которая является гимном проекта «День добрых дел».(см. на сайте http://www.5-tv.ru)
Список литературы и информационных ресурсов:
1. Харитонова Л.А. Духовная культура в культурно-историческом пространстве Ярославского края. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ООО «Российские справочники», 2014. – 104 с.
2. Старый Рыбинск. История города в описаниях современников XIX-XX вв. – Рыбинск: «Михайлов посад», 1993 – 350 с.
3. http://www.fond.lisitzyn.ru
Рабочий лист к уроку «Благотворительность и меценатство в Ярославском крае»
Задание 1. Разберите слово «благотворительность по составу. Из каких 2 слов оно состоит? Дайте толкование каждому.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте высказывания великих людей, соединив части в правильном порядке. Дайте толкование одному из них.
Не упускай случая |
она превыше всех благ (Алексей Максимович Горький) |
Добрые люди подобно звездам, светилам того времени |
Служить другим и делать добро» (Аристотель) |
Доброта – |
кроме доброты» (Людвиг ван Бетховен |
Из всех добродетелей и достоинств души |
– повторять их» (Фрэнсис Бэкон) |
В чем смысл жизни? |
сделать добро (Марк Твен) |
Я не знаю иных признаков превосходства |
, в котором они живут, озаряя свои времена (Бенджамин Джонсон) |
Лучший способ сохранить память о добрых делах |
величайшее достоинство – доброта» (Фрэнсис Бэкон) |
Задание 3. Выслушайте представителей малых учебных групп и заполните центральную и левую часть таблицы. После просмотра видеороликов и обсуждения в классе заполните правую часть таблицы
Благотворительность в Ярославском крае.
Прошлое (имена благотворителей, их конкретные дела) |
Направления благотворительности |
Настоящее (имена благотворителей, их конкретные дела) |
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |