12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Цепилова Елена Михайловна12
4

Благотворительность и милосердие немецких принцесс дома Романовых в истории Российской Империи XIX века (на примере супруги российского императора Николая I Александры Фёдоровны и супруги российского императора Александра II Марии Александровны)




Презентация
PPTX / 3.76 Мб

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №1”

Нижегородского района г.Н.Новгорода



Научное общество учащихся






Благотворительность и милосердие

немецких принцесс дома Романовых

в истории Российской Империи XIX века

(на примере супруги российского императора Николая I

Александры Фёдоровны

и супруги российского императора Александра II

Марии Александровны)





Выполнил: Пчелкин Иван,

ученик 9а класса

Научный руководитель:

Цепилова Е.М.,

учитель немецкого языка






Н.Новгород

2019


Содержание


Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. О благотворительности и милосердии……………………………….6

1.1 Определение благотворительности………………………………....7

1.2 Определение милосердия…………………………………………....8

1.3. Благотворительность в мире и в России: история………………...9

Глава 2. Благотворительность и милосердие под покровительством Дома

Романовых……………………………………………………………………....15

2.1 Женская благотворительность и милосердие в 19 веке…………...17

2.2 Милосердие и благотворительность Александры Фёдоровны…...20
2.3 Милосердие и благотворительность Марии Александровны…….34

Заключение……………………………………………………………………...39

Список используемых источников и литературы…………………………….41

Приложения……………………………………………………………………..44















Введение


Немецкие принцессы Дома Романовых оставили яркий след в истории Российского государства благодаря своему личному участию в управлении государством. Традиции российско-германских династических браков положил начало самопровозгласивший себя первым Императором всея Руси Пётр Первый. По праву Российской Империи императрицы были обязаны заниматься благотворительной деятельностью, вступая в брак с особой царской крови. Системный характер благотворительной деятельности Россия приобрела в XIX- начале XX века. Именно тогда благотворительность с личным участием и под управлением членов императорской фамилии приобрела небывалый размах, опередив свою эпоху. В течение чуть более 200 лет на российском троне восседали 6 немецких императриц, 4 из которых происходили от Гессенского рода Дармштадского двора и 2 принцессы происходили из Пруссии. По требованию русской ортодоксальной церкви инородные невесты великих русских князей должны были принять православную веру. Являя собой пример истинной добродетели, соблюдая церковные обряды и оставаясь верными православию до конца своих дней, они жили, как если бы были рождены в этой вере. Быстро усвоив традиции и приняв законы царского двора, они с лёгкостью освоили русский язык и адаптировались к российской национальной среде. Королевское воспитание, голос крови, унаследованный интеллект, священный долг во имя любви к семье и новому отечеству позволили им стать русскими больше, чем коренное население. Не стоит забывать, что они попали в Россию, где женщины царской семьи считали делом своей жизни развивать благотворительность. Их имена являются символами благотворительности и милосердия в России.

Сейчас, когда отношения между Россией и Германией могли бы быть лучше, мы должны сфокусировать внимание на том, что нас объединяет, а не на том, что разделяет и препятствует плодотворному сотрудничеству. Нас объединяет наша общая история. Тема благотворительности и милосердия немецких принцесс вызывает общественный интерес сегодня, как в России, так и в Германии. К сожалению, тема изучена мало, но к ней приковано внимание специалистов по изучению зарубежной истории с обеих сторон, особенно в связи с трагическими событиями – 100-летием падения Дома Романовых и в связи с гибелью царской семьи в 1918 году. Этой работой я хочу:

- оживить воспоминания о немецких принцессах;

- оценить благотворительную деятельность принцесс в силу исторических и социально-политических причин;

- поблагодарить их за огромный вклад, внесённый ими в укрепление евангельских христианских заветов в процветание России.

Актуальность темы. Тема исследования выбрана неслучайно. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией. В России благотворительная деятельность считалась уважаемым занятием. Благотворительность находилась в центре внимания государства, что обеспечивало высокий престиж и результат. Немецкие принцессы, становясь русскими Императрицами, не только влияли на решения государя-императора, но и принимали участие в управлении лично. Их влияние также отразилось на развитии русского национального характера. Данная работа – это попытка восстановления культурной преемственности благотворительной деятельности в современном мире. Данное исследование продолжает профессионально ориентированное изучение немецкого языка на профильном уровне в специализированном учебном заведении и выступает в качестве цели углублённого изучения истории влияния зарубежной культуры на Российскую Империю.

Новизна. В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. В Результате изучении иностранного языка на профильном уровне расширяется лингвострановедческая и страноведческая информация за счёт новой тематики и проблематики речевого общения с учётом выбранного профиля. Новизна и уникальность исследования данной проблемы заключается в том, что оно служит средством углубления базового курса немецкого языка с использованием исторических знаний, что придаёт ему большую практическую значимость. Кроме того, на ряду с использованием традиционных методов изучения данной проблемы (анализ имеющейся литературы; проекты, словари, учебные пособия) применялись также новые технологии (мультимедийные средства, информация с немецких сайтов из сети интернет). Это позволило более целенаправленно актуализировать страноведческий материал и создать чёткое представление по данной проблеме.

Объект исследования - благотворительность и милосердие как социальный феномен.

Предмет – возрождение благотворительности в современной России.

В связи с трагическими событиями - 100-летием падения Дома Романовых в 2017 г. и гибелью царской семьи в 1918 году, наше внимание не может не быть обращено на ту огромную роль, которую сыграл Российский Царский и Императорский Дом в становлении и развитии системы благотворительности и призрения в России. Романовы не ставили целью соревноваться в щедрости со всеми своими подданными. Члены Императорской Фамилии находились на недосягаемой для «простых смертных» высоте. Важен был не размер суммы, а сам факт участия монархов и их родственников в богоугодном деле.

Цель исследования: проследить вклад немецких принцесс Дома Романовых, принадлежащих разным немецким родам, в благотворительность и милосердие в России в 19 веке (на примере Александры Фёдоровны из Прусского двора и Марии Александровны из Гессенского двора).

Задачи: формировать чувство благодарности и ответственности, напомнить о вечных ценностях человеческой души, человеческой жизни.




Глава 1

О благотворительности и милосердии


Творить добро можно разными путями: улыбнуться соседу, похвалить подчиненного, помочь бабушке выйти из автобуса, подать милостыню. Перечислить деньги на счет благотворительного фонда, собирающего деньги на лечение серьезно больного ребенка. Или содержать на свои средства хоспис. Самому в своем хосписе делать перевязки, менять постельное белье у лежачих больных.

Что важнее: дать денег, но при этом бояться прикоснуться к больному? Помогать в уходе, словами и заботой вселить в больного надежду на исцеление в заведении, которое содержишь не ты сам? Или пример последней императрицы Александры Федоровны с дочерями, содержавшими на свои средства госпиталь и ежедневно работавшими в его стенах сестрами милосердия?

Где грань между милосердием и благотворительностью? Отделимы ли они друг от друга?

«Милосердие, состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в его неосуждении и уважении к его человеческому достоинству»1

Благотворительность – оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями как в пользу отдельных лиц, так и на поддержку учреждений, созданных для помощи обездоленным.

Возможно, что только милосердный человек может стать настоящим благотворителем. В таком контексте можно рассмотреть благотворительность как составную часть милосердия.

По-моему, милосердие и благотворительность- это две руки одного и того же человека, творящего добро.


1.1 Определение благотворительности


Благотворительность – оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями. Благотворительность может быть направлена как на помощь отдельным лицам, так и на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.

Упоминания о благих делах известны с древности. Ветхозаветное нравоучение определяло благотворительность как первое и неотложное дело: «…к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповеди Всевышнего, и оно принесет тебе больше пользы, нежели золото» (Сир 29.11-15). «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий»). (Притч 28.)

Благотворительность предполагает необходимые условия:

1) производить ее от своих праведных трудов. По словам свт. Василия Великого, если, отнимая у нищих, подаешь нищим, то лучше не отнимать и не давать.

2) совершать благодеяние добровольно, без принуждения и вовремя. Отцы церкви отрицательно относились к посмертной благотворительности по завещанию. Святитель Василий Великий рассуждая о надежде богача загладить грехи свои завещанием в пользу бедных, называл это противоречием принципу благотворить не откладывая, без промедления.

3) благотворительность не должна совершаться на показ и в похвалу себе. Не надо о ней рассказывать каждому встречному.

4) помогать надо соответственно положению и нуждам просящих. Дав мало - даешь на пропитание. Дав много - можешь подтолкнуть его к праздности. Уместно вспомнить тех, кто побирается, не имея нужды, кто сделал это своей профессией. Свт. Тихон Задонский называет их ворами и хищниками, которых ждет не утешение за гробом, а суровый суд Божий. Он же упоминал, что можно подать пьянице, зная, что тот пропьет. Тем самым мы можем спасти его от греха воровства.

5) часто в благотворительность включают и не только материальную помощь ближнему, но и духовную.


1.2 Определение милосердия


«Милосердие- сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердность»2. Кроме материальной помощи ближнему существует и духовная помощь, ибо, «как человек составлен из двух частей, т. е. из души и тела, так и все в

нем требует двоякой заботы, сообразно с двойственностью его состава»3. Это и есть милосердие- духовная благотворительность. Она доступна всем людям и в том случае, когда вещественная бывает затруднительна

из-за недостатка средств. Если нет у тебя ни хлеба, ни денег, ни даже

чаши холодной воды, говорит свт. Иоанн Златоуст, «поплачь с несчастным, и получишь награду»4. К делам духовной благотворительности относятся: увещание грешника, помощь в нахождении праведного пути для него; научение неведущего истине и добру; добрый совет ближнему в затруднительных для него обстоятельствах;

утешение в печали и молитва Богу за ближнего. Прежде всего нужно помнить, что милосердие нужно не только тем, кому мы помогаем, но прежде всего нам самим. Совершая дела милосердия, мы спасаем душу свою. Милосердие - одно из составляющих гуманности. Милосердие присуще только людям, сердца которых наполнены любовью, чувством, которое невозможно запереть в своем сердце- его можно только отдавать. Отдавая, человек получает то же самое от окружения, только сторицей. Отдаешь тепло- теплом и согреешься. Наполняй сердце любовью и дари ее всем.


1.3 Благотворительность в мире и в России: история


Благотворительность- это творить благое. Накормить голодного, устроить на ночлег бездомного, найти сироте приемную семью, исцелить раны больного, поддержать одинокого престарелого ветерана.

Первая система социального страхования, включающая в себя пенсии по старости, выплаты по болезни, пособие по инвалидности, была введена в Германии только в 1889г. До этого заботу о больных и сиротах брали на себя монастыри и благотворительные организации, финансируемые состоятельными слоями общества и правящей элитой того времени.

В древности, в т.ч. и в странах античности, господствовали идеалы красивого, молодого, здорового тела. Греки создали Олимпийские игры, строили стадионы, театры, римляне возводили цирки для жестоких развлечений с участием пленных гладиаторов и диких зверей.

Ликует буйный Рим… торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он- пронзенный в грудь- безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена…

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор…

Что знатным и толпе презренный гладиатор?

Он презрен и забыт… освистанный актер.

Он видит круг семьи, оставленный для брани,

Отца, простершего немеющие длани,

Напрасно- жалкий раб, - он пал, как зверь лесной,

Бесчувственной толпы минутною забавой… 5

Больных, бедных, престарелых считали малоценной частью общества. В неурожайные годы их последними кормили или уносили в безлюдные горы (древняя Япония), но свободных, богатых беременных женщин вывозили на острова, чтобы они слушали музыку, наслаждались видами прекрасной природы Эллады и не видели увечных и убогих. В древней Спарте младенцев осматривали старейшины и слабых сбрасывали в пропасть, государству нужны были только сильные солдаты.

В Спарте ежегодно правительство объявляло на несколько дней криптии (избиение) илотам- государственным крестьянам, почти рабам, за счет которых существовали свободные граждане Спарты. В эти дни молодые свободные воины ночью убивали самых сильных, самых непокорных. И никто не знал того, кто будет следующей жертвой? Устрашить угнетенных, воспитать безжалостную молодежь!

Минули века, нет непобедимой спартанской фаланги. Пало их государство и не осталось от него ни одного шедевра архитектуры, не было спартанских Софоклов и Платонов, Пифагоров и Геродотов. Гордость Древней Греции - слепой Гомер не выжил бы в Спарте! Даже статуя дискобола, изображающая великого атлета, создана была Мироном в афинской мастерской. Ибо были в Спарте великие атлеты и воины, но не было ни скульпторов, ни ценителей искусства.

С появлением христианства положение вещей изменилось. Евангельский постулат «блаженны нищие» и неведомая прежде положительная оценка физического труда и бедности явились тем совершенно новым элементом идеологии, который вызвал к жизни феномен любови к ближнему. Любовь к ближнему, милосердие и благотворительность стали основными требованиями, предъявляемыми церковью к благочестивым христианам. Добрые дела во имя веры и любви к ближним рассматривались как средство искупить собственные грехи и обрести спасение души, ибо, как учил Христос, «если хочешь быть совершенным; пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мной» (Матф. 19, 21).

История поздней античности и раннего средневековья дает возможность познакомиться с выдающимися образцами организации больничного дела в Константинополе. В городе было 18 больших больниц, около 30 домов престарелых.

В больших городах и при крупных монастырях начинают строиться так называемые «прибежища», или гостиницы для проживания малообеспеченных граждан, которым было необходимо лечение. Кроме того, в каждом монастыре находили приют и уход бедные или болящие паломники. Во всех городах были учреждения, занимавшиеся исключительно оказанием медицинской помощи больным людям. Причем медицинское обслуживание проводилось независимо от профессии, социального положения, национальности и пола больного: абсолютно во всех филантропических учреждениях Византии абсолютно все могли лечиться либо совсем бесплатно, либо за очень умеренную плату.

Трудно переоценить и личный вклад императоров Византии, членов их семей в осуществлении политики государства в области здравоохранения. Личные пожертвования императоров уже со времен правления Константина Великого поступали в самые разные медицинские учреждения. И это тоже знак нового взгляда государства на вопросы здравоохранения.

Женщины из императорских семей нередко принимали личное участие в уходе за больными, заботились об улучшении условий лечения.

Например, Плакилла (Пласцидия)- супруга императора Феодосия I, сама застилала больничные койки и снимала пробу во время приготовления пищи больным, сама кормила лежачих и даже мыла кастрюли на больничных кухнях. Она вообще желала выполнять те обязанности, которые лежали на обслуживающем персонале низшего звена. С нее брали пример и другие великосветские придворные дамы.

Подобного рода служение, имевшее место в IV веке, было характерно и для других, более поздних периодов существования Византии. В летописях мы встречаем описание деяний милосердия императриц Ирины, Евдокии, Феодоры, принцесс, фрейлин двора. Похвальные дела милосердия и пожертвования членов императорских фамилий создавали прецедент и исподволь способствовали развитию социальной деятельности церкви. О том, сколь широкий размах эта работа приобрела в Византии, можно судить по тому факту, что право на медицинское обслуживание имели все без исключения граждане, а не представители отдельных слоев, как это было в древнем мире. Существовал реестр всех лечебных и филантропических заведений, где последние делились по категориям: детские больницы, дома сирот, дома престарелых, больницы для неимущих, больницы для иногородних, профилактории и т.д. Такие названия начинают входить в тогдашнее употребление. Можно сказать, что все лечебные учреждения государства того времени были центрами, где людям не только предоставляли медицинские услуги, но и обеспечивали питанием и одеждой. В случае неизлечимых болезней больницы служили местом долговременного пребывания (например, лепрозории- больницы для лечения прокаженных).

И еще один новый момент: женщины работали в медицине на равных правах с мужчинами. Существовал в Византии так называемый институт диаконис. На них возлагался уход за больными. В основном, это были монахини. Причем, женщины работали не только медсестрами, акушерками, но и врачами (например, гинекологами).

В IV в. свт. Иоанн Златоуст создает подобное учреждение в Константинополе, направляя туда на работу священнослужителей, врачей, поваров и обслуживающий персонал. Это были первые учреждения, которые получили название «больница». Больницами раньше называли лечебницы на территории монастырей, где ухаживали за больными, а позже это название закрепилось за независимыми комплексами, которые работали под эгидой Церкви. Название «Прибежище» сохранилось только у одной — больницы святой Анастасии в Константинополе. Это единственная психиатрическая больница, о которой упоминают источники. Вообще, мало сведений о лечении психических заболеваний в тот период. Но то, что существовал центр лечения душевнобольных, уже само по себе знаменательно. А по инициативе святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, было построено семь родильных домов в его епархиях.

После гибели Византии в 1453 г. ничего из перечисленного не осталось в мусульманском Стамбуле. Но в странах Востока сохранились гигиенические навыки античности. В те времена регулярно мылись только на Руси и на бывших территориях Восточной Римской Империи. Западная Европа тонула в грязи. Королева Изабелла (покровительница Колумба, объединительница Испании) хвалилась, что мылась два раза в жизни: после рождения и перед свадьбой! Поэтому и свирепствовали эпидемии в городах Европы.

Заботой о бедных в Западной Европе также занимались крупные монастыри, руководство средневековых городов. В Германии в XII в. прославилась аббатиса Хильдегарда из Бингена, создававшая не только больницу, но и написавшая труды о свойствах лекарственных растений.

Святой Альберт Великий в XIII в. занимался флорой и фауной, химией и алхимией. Написал работы: «О животных», «О растениях».

Официальные власти часто не только отстранялись от дел милосердия, но даже преследовали бродяг и нищих. Законы Англии XVI в. предписывали клеймить нищих при первом же аресте, за мелкие кражи вешали.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был "истинным отцом бедных". В Древней Руси помощь бедным была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Отличительной чертой благотворительности этого периода была "слепая" раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы не производились.

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения богадельни, финансируемые за счет государственной казны, так и за счет пожертвований частных лиц.

Развитию благотворительности в эпоху царствования Дома Романовых посвящена следующая глава.
















Глава 2

Благотворительность и милосердие под покровительством Дома Романовых


Благотворительность и милосердие всегда были одной из основ русского общества. Благотворительность была неотъемлемой частью жизни Царской семьи и дома Романовых и подхватывалась всеми социальными слоями.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связано с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков храмы и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных».

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов.

Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. Накануне Рождества Христова и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича — Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных поляков и шведов. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц и свозили в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу и наукам. Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным так называемые «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна, которую современники назвали первым министром благотворительности. Мария Федоровна проявляла большую заботу о сиротах. Именно ею было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а, чтобы воспитатели были «искусны и умелы», Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах, в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же было основано Попечительство о глухонемых детях. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательного общества благородных девиц — так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения императрицы Марии Федоровны». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. Дальнейшее развитие этих учреждений связано с именем императрицы, супруги (и вдовы) Павла I Марии Федоровны, создавшей целую систему учреждений призрения, действовавших на благотворительной основе. После ее кончины в 1828 г. эта ноша легла на плечи жены ее сына императора Николая Павловича, императрицы Александры Федоровны и супруги ее внука императора Александра Николаевича государыни Марии Александровна, о них будет рассказано в следующих главах работы.

Особое развитие частная благотворительность получает в период царствования Александра I. Его жена императрица Елизавета Алексеевна создала Императорское человеколюбивое общество. На счету этого общества находились богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские, амбулатории и больницы.

Под высочайшим покровительством великой княгини Елизаветы Маврикиевны состояло Общество попечения о бедных и больных детях «Синий Крест», открывшееся в 1882 г. в Санкт-Петербурге и ставившее своей целью предоставление всем без исключения нуждающимся детям столицы необходимой помощи.

Традиция осуществления благотворительности и дальше продолжила существовать в роду Романовых. Ей преимущественно занималась женская половина дома Романовых, а именно: супруга Николая I Александра Фёдоровна и супруга Александра II Мария Александровна.


2.1 Женская благотворительность и милосердие в 19 веке


Много сказано о вкладе дам из высшего сословия в дела благотворительности и милосердия. В этой главе хочу коснуться участия рядовых россиянок в деле милосердия.

XIX век не был мирным. Российское государство воевало много: сражалось на территории Австрийской империи с французами под Аустерлицем; воевало с Турцией и Персией, стычки со шведами накануне Отечественной войны 1812г. и, наконец, сама эта война, которую в позапрошлом веке часто называли Великой. Гибли массово рядовые солдаты, часто погибали офицеры, гораздо реже армия теряла генералов и адмиралов. Мужчины гибли не только на полях сражений. Слаба была и военно-полевая медицина: солдаты гибли от раневой инфекции, несвоевременной остановки кровотечения, нерегулярной перевязки. Некому было ухаживать за ранеными и контуженными. Мало было и подготовленного младшего медицинского персонала. Потеряв своих близких, жены и сестры, дочери и матери погибших часто уходили в монастыри, принимали постриг. В 19 в. зародилось другое движение: женщины шли в действующую армию, ухаживали за ранеными, помогали в хозяйственной деятельности госпиталей, что привело к сокращению смертности в лазаретах и к значительному улучшению медицинского обслуживания в армии.

Начало массовому общественному движению сестер милосердия положила англичанка Флоренс Найтингейл, организовавшая первую в мире школу медсестер. Она автор работ о системе ухода за больными и ранеными. Всю свою жизнь посвятила улучшению санитарных условий в больницах. Участвовала в Крымской войне 1853-1856гг. (к сожалению, в составе британского экспедиционного корпуса), спит вечным сном на кладбище во Флоренции, рядом с могилами Данте и Микеланджело. В эти же дни наших солдат и матросов выхаживали русские женщины, в т.ч. знаменитая Дарья Севастопольская- первая в русской армии сестра милосердия.

Сестры милосердия, ангелы земные,

Добрые и кроткие, грустные немного,

Вы, бальзам пролившие на сердца больные,

Вы, подруги светлые, данные от Бога,

Вам- благословение, сестры душ усталых,

Розаны расцветшие, там на поле битвы,

И в кресты сиянии, ярко-ярко алых,

Тихо принимавшие раненых молитвы.

Князь Владимир Палей (1915г.)

В нашей стране начало движению сестер милосердия положили великая княжна Алесандра Николаевна и принцесса Ольденбургская Терезия, которые в 1844г. основали в Петербурге Свято-Троицкую общину. В Москве первая такая община была оргпнизована во время холерной эпидемии 1848г.Организовали ее княгиня Софья Щербатова и знаменитый доктор Федор Гааз. Из нее выделилась группа сестер, которые организовали общину «Утоли мои печали». Именно воспитанницы этих общин были теми, кто отправился помогать защитникам Севастополя. История сохранила имена женцин, бескорыстно посвятивших себя служению на этом поприще. Это княгиня Н. Шаховская с дочерьми, княгиня Н. Трубецкая, Е. Новосильцева и тысячи женщин других сословий, имена которых стерлись со страниц истории. Я специально хотел не касаться в этой главе заслуг женщин Августейшей Фамилии в организации движения сестер милосердия. Заслуг великой княгини Елены Павловны и величайшего подвига великой княгини Елизаветы Федоровны- сестры последней российской императрицы, основавшей после гибели мужа Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия и принявшую мученическую кончину в Алапаевске в 1918г. Ее монашеский подвиг относится уже к XX в., но она родилась и выросла в описываемом нами веке, она дочь той эпохи, представительница немецкого Гессен-Дармштадтского дома. Дочь немецкой земли (ибо на момент ее рождения еще не было единой Германии), прославлена в лике святых Русской Православной Церковью.

Организации сестер милосердия приняли участие в феврале 1864г. в первой международной Конференции Международного комитета Красного Креста- гуманитарной организации, осуществляющей свою деятельность во всем мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности, вне зависимости от расы и религии. Красный Крест предоставляет защиту и оказывает помощь в вооруженных конфликтах и внутренних беспорядках. Является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. В детстве в поликлинике я запомнил стихотворение с настенного плаката. Не смог найти автора. Пусть будет безымянным. Достойные стихи часто становятся народными. Так будет лучше!

Красный Крест!

Проста твоя эмблема. Скромная эмблема доброты.

Гуманизм порой сильней вакцины.

Бескорыстно доброе творя,

Добровольный спутник медицины,

Как прекрасна миссия твоя!


2.2 Милосердие и благотворительность Александры Фёдоровны


Императрица Александра Федоровна, Фридерика Шарлотта Вильгельмина, родилась 13 июля 1798 года и была третьим ребёнком и первой дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. Она приходилась сестрой прусским королям Фридриху Вильгельму IV и Вильгельму I, первому германскому императору.

После того, как армия Наполеона вошла в Берлин, семейство короля укрылось в Восточной Пруссии, под защитой российского императора Александра I. В 1814 году Шарлотта познакомилась с его братом Николаем Павловичем. Молодые влюбились друг в друга с первого взгляда и уже 14 ноября 1815 года принцесса и великий князь обручились.

Принцесса прибыла в Россию в июне 1817 года, 24 июня (6) июля 1817 года приняла православие с именем Александра Фёдоровна и 25 июня (7) июля 1817 года обручилась с Николаем Павловичем. При миропомазании получила титул великой княжны и орден Святой Екатерины. Так принцесса Шарлотта Прусская стала именоваться великой княгиней Александрой Федоровной. Венчание состоялось в день рождения княжны — 1 (13) июля 1817 года в церкви Зимнего дворца. При русском дворе новую великую княгиню приняли любезно. Александра Фёдоровна отличалась грациозностью, любезностью и весёлостью. Компанию ей составляла близкая с детства подруга, графиня Цецилия Гуровская, ставшая женой русского офицера Фредерикса. Хотя Александра и выучила русский язык (под руководством поэта Жуковского), изъясняться всю жизнь предпочитала по-немецки.

Все было до ужаса мило и по-немецки сентиментально: юные Николай и Шарлотта считались едва ли не самой красивой парой в Европе и влюбились друг в друга с первого взгляда. Конечно, этот союз "крепил русско-германскую дружбу" на том этапе, но был со стороны "молодых" совершенно лишен даже намека на прагматизм. Российская императорская корона Александре Фёдоровне вроде бы не светила: наследником Александра считался Константин. Но Шарлотта и не расстраивалась по этому поводу: своего жениха она сразу предупредила, что ей нравятся лишь "маленькие, милые, уютные и удобные вещицы". Ни один из этих эпитетов к российской императорской короне, конечно, не подходил. Николай называл свою невесту "моя птичка", его первым чувством была не страсть, не жажда обладания ее красотой, а желание защитить ее, согреть, уберечь от тревог и волнений мира. Брак преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, - однако оказался счастливым и многодетным. От этого брака родилось семь детей, в том числе их первенец - будущий император Александр II (1818-1881). Материнство захватило ее полностью и сделало счастливой.

В отличие от супруги царя Александра I Шарлотта сразу пришлась русскому Двору "ко двору". Свекровь полюбила ее все с той же немецкой сентиментальностью, - Александра Фёдоровна отвечала ей тем же. Не слишком образованная, любезная, очень "понятная" и "своя", веселая, красивая, умопомрачительно грациозная, Александра Федоровна стала украшением русского Двора. Царь Александр любил именно с ней открывать балы. Юный Пушкин пленился ею и оставался шутливым почитателем "А.Ф." всю жизнь. В дневниках поэта (1834) приведен разговор Пушкина с Александрой Федоровной и его признание: "я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет, или даже 36". При дворе молодую царицу за красоту и изящество прозвали Лалла-Рук в честь героини романтической поэмы Т.Мура. Такой и запечатлел ее Пушкин в первоначальной редакции восьмой песни "Евгения Онегина" (строфа 16):

И в зале яркой и богатой,

Когда в умолкший тесный круг,

Подобно лилии крылатой,

Колеблясь, входит Лалла-Рук,

И над поникшею толпою

Сияет царственной главою

И тихо вьется, и скользит

Звезда - харита средь харит.

Настоящая дружба связала Александру Федоровну и с ее учителем русского языка - В.А. Жуковским. Вероятно, это была единственная в XIX веке русская государыня, которая даже при помощи Жуковского не смогла "превозмочь" русский язык, зато человеческие качества Василия Андреевича она оценила сполна и именно ему поручила воспитание своего первенца. А в "тесном кругу" семьи и придворных она прекрасно обходилась родным немецким и общеупотребимым французским.

Итак, когда Александр I умер, все узнали, что наследник- цесаревич великий князь Константин Павлович еще при жизни старшего брата подписал отречение от престола. Императором должен стать Николай. Прекрасно известно, что день восстания гвардейских частей на Сенатской площади 14 декабря 1825 года был самым страшным в жизни Николая и Александры: оба понимали, что не только корона, но и сама их жизнь висит на волоске. Но эти воспоминания не помешали ей просить мужа о снисхождении к просьбам жен декабристов, в итоге разрешившему женщинам уехать к мужьям в ссылку.

Александра Федоровна прекрасно знала и любила немецкую поэзию. Жуковский и его ученица придумали поэтические сборники: на одной странице - текст на языке автора, на другой - русский перевод. Она предлагала любимое стихотворение кого-то из немецких поэтов, он переводил. Так, по желанию ученицы, он перевел неизвестных до той поры в России Шиллера, Гете, Уланда, Гебеля.

Николай создал для императрицы фантастический мир веселых вилл, роскошных садов и дворцов. В ее честь отстроенный Карлом Росси театр был назван Александринским. Она не пропускала ни одной премьеры, многие спектакли смотрела по нескольку раз. Ей были подарены Царицын остров и Озерки с павильоном в Петергофских окрестностях, имение Ореанда на южном берегу Крыма. Александра Федоровна любила маскарады, переодевания, как никто. Она отменно танцевала, восхищая современников. Среди костюмированных балов выделялся так называемый <<народный бал>>, на который допускались все классы общества в национальных костюмах и где императрица и Великие княжны появлялись в русских сарафанах, сверкающих драгоценными камнями.

Как и все представительницы дома Романовых, Александра Федоровна занималась благотворительностью. Она была попечительницей многих учебных заведений. После смерти Александры Федоровны, когда знакомились с ее личными бумагами, выяснилось, что ежегодно две трети своих личных денег она тратила на пенсии и пособия немощным, одиноким, пострадавшим от стихийных бедствий, а в конце жизни - инвалидам Крымской войны. Причем неизменно оговаривала: щедрое пособие раздавать немедленно и лично каждой семье, <<не говоря, от кого оно прислано>>.

И все же, первое место в жизни императрицы Александры Фёдоровны всегда занимала семья - муж и дети. На выдумки и озорные проделки была неутомима и умела вовлечь в веселые игры сурового отца своих детей.

Она ввела обычай праздновать Рождество (а потом и Новый год) у нарядно украшенной елочки. Хотя елка была предназначена для своих детей, она всегда приглашала всю свиту с детьми. Слухи о веселых праздниках вокруг елки, о подарках, хороводах, маскарадах быстро распространились по столице, а потом и по всей России. Праздничная елка пришлась по душе всем, и очень скоро без нее зимние торжества стали казаться немыслимыми - начинание Александры Федоровны превратилось в народную традицию.

Еще одной излюбленной идеей императрицы было создание в России школы для нянь и гувернанток. Она писала в Англию, прося выслать ей правила, с помощью, которых можно было бы начать действовать. Это заведение она моделировала по образцу школы для нянь, устроенной женой принцa Кристиана в Лондоне. Невзирая на многочисленные трудности она провела в жизнь и это свое начинание: школа была запланирована в Царском Селе и должна была открыться в 1905 г. между Гатчинским ш. и Баболовским парком (Красносельское шоссе, 9). Императрица регулярно посещала ее, до самых последних дней планировала улучшения и дополнения. Так в Царском Селе появилась «Школа нянь», а при ней приют для сирот на 50 кроватей (об этом уже сказано было выше). Там же Она основала и инвалидный дом на 200 человек, предназначенный для солдат-инвалидов. Кроме того, в Петербурге была учреждена Школа народного искусства, куда принимались девушки со всей России и где они обучались ре­месленным искусствам. Заинтересованное участие принимала Им­ператрица в делах туберкулезных больных. Несколько санаториев в Крыму появилось благодаря усилиям Александры Федоровны.

По просьбе и поддержке Императрицы в Петербурге был создан гос. ортопедический институт. Еще в 1894 г. при Максимилиановской лечебнице работало ортопедическое отделение, руководимое известным специалистом К.Х. Хорном, у которого была своя частная клиника на Фонтанке. Посетив ее в янв. 1901 г. Александра Федоровна и предложила создать государственный ортопедический институт. Он согласился и подал записку с проектом, состоящего из больницы на 100 коек, приюта для 50 калек и протезной мастерской. Заведение не только бы объединило бы "стационарную и амбулаторную клинику, но и служило бы образцом для учреждения и развития других подобных заведений".

Кроме всего перечисленного Александрой Фёдоровной было основано еще одно благотворительное заведение – «Общество охраны материнства и грудных детей в Царском селе. Учреждено в 1912 г. С целью оказания в пределах г. Царское Село материальной и медицинской помощи неимущим женщинам во время беременности, родов и всего периода кормления ребенка. Мысль организации общества, определение цели и его круга деятельности принадлежали Александре Федоровне. Руководил обществом известный врач, профессор Николай Васильевич Ястребов. По мысли Государыни был составлен и «временный» устав. Он назван был так, чтобы изменять его сообразно с выясняющимися обстоятельствами жизни, так как Общество это являлось первым в России, захватывающим для забот весь период материнства, а потому должно было само вырабатывать порядок своей деятельности.

Однако с течением времени, здоровье императрицы все более ухудшалось. Многочисленные роды (из девяти детей Николая и Александры выжило семеро) сказались на ее самочувствии не лучшим образом.

Императрица Александра Федоровна скончалась 19 октября 1860 года, в возрасте 62-х лет, но за свою жизнь она немало сделала для народа.

На протяжении многих лет с 1828 и по 1860гг. главной заботой государыни императрицы было участие в управлении «Ведомства Учреждений Императрицы Марии», созданного трудами ее покойной свекрови, вдовы Павла I, императрицы Марии Федоровны, которое являлось крупнейшим благотворительным учреждением в истории России.

Ведомство Учреждений императрицы Марии - Крупнейшая и старейшая из российских благотворительных организаций –придворное Ведомство учреждений Императрицы Марии начало свою деятельность в 1796 г. Начало работе канцелярии было положено, когда императрица Мария Фёдоровна, супруга Павла I, приняла в своё заведование воспитательное общество благородных девиц, с мещанским отделением. Канцелярию Императрицы тогда составляли шесть лиц во главе с Г. И. Вилламовым.

В 1826 г. после кончины императрицы Елизаветы Алексеевны основанные ею благотворительные учреждения отошли под опеку Марии Федоровны.

Через два дня после кончины императрицы Марии Николай I указом от 26 октября 1828 принял все бывшие в её ведении учреждения под своё покровительство и своей жены Александры Фёдоровны. Для управления ими было образовано IV отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Сначала неофициально, а с 1854 официально оно именовалось «Ведомством учреждений императрицы Марии», с 12 августа 1880 — Собственной е. и. в. канцелярией по учреждениям императрицы Марии.

Четвёртое отделение находилось под покровительством Их Императорских Величеств и управлялось статс-секретарём. Оно разделялось на три отделения: «по части воспитательных домов и подведомственных опекунским советам учреждений», «по части всех прочих заведений» и «по части архива». В том же 1828 году к отделению была присоединена контрольная экспедиция, образованная ещё в 1812 году при петербургском опекунском совете, и назначен инспектор по медицинской части. В 1831 году последовало Высочайшее повеление, чтобы по всем предметам, касающимся «управления частями нравственной и учебной», докладывали предварительно Императрице Александре Фёдоровне (жене Николая I), а по части хозяйственной — непосредственно Государю. При Александре Федоровне количество закрытых сословных женских учебных заведений значительно возросло. Неслучайно 1 января 1845 г. император утвердил «Положение об управлении женскими учебными заведениями». Согласно положению, «постоянно возрастающее» число институтов и училищ привело к необходимости создать для управления ими под покровительством императрицы Главный совет женских учебных заведений, которому подчинялись петербургские, московские и губернские учреждения, переданные от Марии Федоровны и возникшие при Александре Федоровне. К тому времени в России насчитывалось 34 женских учебных заведения, причем значительная часть из них была создана или преобразована при участии последней императрицы.

В 1840 году, ввиду отлучек статс-секретаря для осмотра заведений, была учреждена должность товарища статс-секретаря. В 1844 году при четвёртом отделении учрежден учебный комитет.

Ядро IV отделения составляли Санкт-Петербургский и Московский Опекунские советы, которые управляли Воспитательными домами в Москве и Санкт-Петербурге, содержащимися за их счет медицинскими (больницы для бедных, родовспомогательные госпитали), учебными (Воспитательное общество благородных девиц, Училище Св. Екатерины, Павловский институт, Мещанское училище — Александровский женский институт) и благотворительными заведениями (Вдовьи дома в С.-Петербурге и Москве), Санкт-Петербургское училище глухонемых, а также кредитными учреждениями (сохранные, ссудные и вдовьи казны).

При Александре Федоровне количество закрытых сословных женских учебных заведений значительно возросло. Неслучайно 1 января 1845 г. император утвердил положение об управлении женскими учебными заведениями. И для управления последними учрежден «Главный совет женских учебных заведений», ведению которого подчинялись 35 институтов и училищ и 3 дома трудолюбия. Председателем совета был назначен принц Пётр Георгиевич Ольденбургский. В 1854 году, после смерти статс-секретаря Лонгинова, находившиеся в его управлении заведения, основанные императрицами Елизаветой Алексеевной и Александрой Федоровной (числом до 175), поступили в ведение IV-го отделения. В октябре того же года управлению учреждениями было присвоено наименование: «Ведомства учреждений Императрицы Марии, состоящих под непосредственным Их Императорских Величеств покровительством». В последний год царствовании Николая Павловича и императрицы Александры Фёдоровны в ведении 4-го отделения состояло 365 учебных и благотворительных заведений. В первых обучалось 9534 детей; в больницах находилось на излечении 37 609 чел.; в воспитательных домах и богадельнях числилось 60 898 призреваемых. В 1860 году Александр II утвердил Положение о главном управлении учреждений Императрицы Марии, по которому главноуправляющий IV отделением собственной Е. И. Величества канцелярии есть вместе и председатель главного совета женских учебных заведений и Санкт-Петербургского опекунского совета; права и отношения главноуправляющего сравнены с правами вообще главноначальствующих отдельными управлениями, а впоследствии с правами и властью министров; статс-секретарь по делам учреждений Императрицы сделан товарищем главноуправляющего и заведующим делопроизводством IV отделения. Главноуправляющим Государь назначил принца П. Г. Ольденбургского. В 1869 году главноуправляющему IV отделения передан высший надзор за детскими приютами.

В 1873 Санкт-Петербургский и Московский Опекунские советы, и Главный совет женских учебных заведений были слиты в один Опекунский совет учреждений императрицы Марии (с двумя присутствиями — Санкт-Петербургским и Московским). Он стал высшим совещательным органом по всем делам Ведомства. Александра Федоровна была лично заинтересована в том, чтобы возглавить систему новых детских учреждений. Воспитательные дома, составлявшие при Марии Федоровне основу призрения детей-сирот, после смерти матери, как уже отмечалось, были радикально преобразованы ее коронованным сыном. Так как всех детей неизвестного происхождения стали отправлять на воспитание в крестьянские семьи, то в столицах уже к концу 1840-х гг. их воспитанников не осталось. Покровительство закрытым учебным заведениям для сирот из высших и средних сословий не обеспечивало широких масштабов деятельности и не являлось олицетворением связи государя с простыми людьми. Супруга Николая I оказывала им поддержку, но, как представляется, все-таки по обязанности, без той энергии и самоотдачи, какой отличалась Мария Федоровна. Иным делом стала для нее система приютов: это было ее собственное детище, как нельзя лучше подходившее для демонстрации единства монархии и народа. Александра Федоровна получила выгодную возможность противопоставить себя предшественницам как сторонницу иных педагогических идей. В основе деятельности И. И. Бецкого и Екатерины II лежали принципы воспитания детей в изоляции от среды. При Марии Федоровне они значительно смягчились, но главным объектом ее забот по-прежнему оставались закрытые учебно-воспитательные заведения. Организаторы же детских приютов подчеркивали опору на традиции семейного воспитания. Приюты были рассчитаны исключительно на дневное пребывание детей от 3 до 10 лет, они считались не училищами, а «пристанищами», временно заменявшими семью. Учить детей полагалось только грамоте, началам арифметики, Закону Божьему и хоровому пению, по преимуществу церковному. От смотрительниц требовали уважительного отношения к родителям питомцев. Комитет главного попечительства детских приютов долго сопротивлялся появлению при них сиротских отделений. Система действовала на основе благотворительности, к которой от имени монарха побуждала зажиточное население империи местная администрация. К концу царствования Николая I она достигла значительных размеров. В 1851 г. в стране было 74 приюта с 7980 питомцами. После смерти Николая и кончины в 1860 г. Александры Федоровны детские приюты были реформированы и утратили особое положение в системе благотворительных учреждений.

Первоначально в ведении канцелярии Марии Фёдоровны были Смольный и Александровский институты, Коммерческое училище, Воспитательный дом и Опекунский совет, вскоре при участии императрицы были открыты Екатерининский и Павловский институты, Училище глухонемых, Вдовий дом, Повивальный институт, в ведение канцелярии переданы некоторые заведения Приказа общественного призрения.

При образовании IV-го отделения ему было подведомственно 39 заведений, к которым с 1828 по 1841 год были присоединены ещё 24. Число учебных и благотворительных заведений, состоящих в ведении отделения, продолжало расти: в 1881 году их было 459, причем в учебных заведениях обучалось 20 500 детей. В 1894 году в ведомство Собственной канцелярии приняты учреждения скончавшейся великой княгини Екатерины Михайловны (Мариинский институт, Училище святой Елены, Елизаветинская детская больница и Повивальный институт). В конце XIX века в деятельность ведомства входили следующие аспекты:

1. призрения младенцев. Оба столичных воспитательных дома ежегодно принимали на своё попечение более 20 000 младенцев незаконнорождённых и до 1000 законных, а также призревали в деревнях у воспитателей до 80 000 питомцев, остававшихся на попечении дома до 21-летнего возраста; для питомцев содержалось более 100 школ; в видах децентрализации дела призрения в некоторых губернских и уездных приютах ведомства были учреждены «ясли» (более 20).

2. призрения детей старшего возраста. Ежегодно призревалось до 14 000 детей в 176 приютах, в том числе свыше 4 000 на полном содержании заведений.

3. призрения слепых. Для детей обоего пола, лишенных зрения, имелось 21 училище (2 столичных и 19 губернских), в которых воспитывались, обучались наукам и ремёслам свыше 700 детей; сверх того, 6 заведений для взрослых слепых.

4. призрения глухонемых — состоявшее в ведении Опекунского совета, Санкт-Петербургское училище глухонемых с 200 детей обоего пола интернами и 50 экстернами и, состоявшие в ведении Попечительства императрицы Марии о глухонемых, Дом призрения и Мариинская школа глухонемых с мастерскими столярного и переплетного мастерства, позже мастерские и ферма-школа в Мурзинке, Дом призрения для престарелых и глухонемых, не способных к труду, и приют на 15 девочек, Лихаревская школа-приют.

5. женского воспитания и образования. В институтах и других закрытых заведениях ведомства и существующих при некоторых из них специальных педагогических курсах ежегодно воспитывалось свыше 10 тыс. девушек разных сословий и вероисповеданий; кроме того, в трёх Мариинских училищах и в других женских школах, учрежденных разными обществами, всего в количестве свыше 70, получали образование и воспитание более 6 тыс. девушек, в 31 гимназии, прогимназиях и педагогических курсах — до 10 тыс. девушек.

6. призрение и воспитание мальчиков. В двух коммерческих училищах и Николаевском гатчинском сиротском институте воспитывалось до 2000 чел.

7. воспитание юношества. В Императорском Александровском лицее получали гимназическое и университетское образование более 200 человек.

8. призрение взрослых. В 36 богадельнях призревалось до 5 000 чел.

9. медицинская помощь. В 40 больницах, при 4 200 кроватях, лечились стационарно до 25 000 больных и амбулаторно более 400 000 в год.

Некоторые из входящих в состав ведомства учреждений имели выдающееся значение: таковы попечительство императрицы Марии о слепых, Императорское патриотическое общество, московское благотворительное общество (содержало 16 школ с ремесленными отделениями), московское дамское попечительство о бедных (основано в 1874 году, содержало 36 благотворительных учреждений, в том числе 10 учебных заведений), московское Елизаветинское благотворительное общество (основано в 1890 году). 3 декабря 1899 года в Санкт-Петербурге было открыто общество вспомоществования бывшим воспитанницам учебных заведений ведомства Императрицы Марии. В целом ведомство учреждений Императрицы Марии имело в своём заведовании и на своём попечении свыше 500 благотворительных и воспитательных заведений, из которых 104 содержались на средства ведомства.

Годовой бюджет в конце XIX века достигал 13,5 миллионов рублей, за счёт этого бюджета содержались около 20 % заведений, находившихся на попечении ведомства. В начале 1900-х годов бюджет составлял свыше 20 млн рублей.

Основное финансирование производилось из казны, а также за счет частных пожертвований и из доходов, полученных от продажи игральных карт. В конце XIX века в бюджет были добавлены сборы от публичных развлечений.

К 1884 общий капитал ведомства составлял почти 90 млн рублей серебром, на 1 января 1905 он вырос до 128 млн рублей.

В ведомство входили и коммерческие предприятия: карточная фабрика, машиностроительный завод Попечительства о глухонемых в Александровском уезде Екатеринбургской губернии, имение Чукалы в Нижегородской губернии. В конце XIX века важной статьёй дохода стала аренда доходных домов. На 1916 год только в Санкт-Петербурге и пригородах ведомству принадлежало около 60 зданий (гимназий, институтов, богаделен, приютов, больниц, загородных усадеб и т. п.), в том числе свыше десяти доходных домов (в том числе Казанская ул., 5; 9 линия, 6; Гороховая ул., 20; Смольный пр., 6; Загородный пр., 13, П. С. Большой пр., 76-78, угол Кирочной и Таврической ул., 5/52).

В Нижнем Новгороде был основан в 1852 г. Нижегородский Мариинский институт благородных девиц, находившийся в системе Ведомства учреждений императрицы Марии. Создан по инициативе жены цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II) Марии Александровны и по воле императора Николая I, подписавшего указ об учреждении Института, носил её имя. Постановление об учреждении женского учебного заведения принято дворянским собранием Нижегородской губернии в 1842 г., но открылся он только в апреле 1852 г. Первой начальницей института была назначена вдова бывшего управляющего Московской палатой государственных имуществ Наталья Львовна Ренкевич.

Мариинский институт являлся закрытым перворазрядным учебным заведением, преимущественно для дочерей потомственных дворян и военных чинов не ниже штаб-офицерского, а также для дочерей купечества 1-й и 2-й гильдии. Девочки принимались в Институт в возрасте 10-12 лет, обучение длилось 6 лет. Воспитанницам преподавались Закон Божий, история, география, русская словесность, арифметика, естествознание, физика, французский и немецкий языки, чистописание, рисование, музыка, пение, танцы, изящные и хозяйственные рукоделия. Именной список выпускниц и табель их оценок отсылался императрице. Первый выпуск состоялся в 1858 г.

Инспектором классов института (членом Совета с 1867 года) был до 1881 года директор Нижегородского Александровского дворянского института И. С. Сперанский.

В 1893 г. на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго институт награждён бронзовой медалью и почетным дипломом. В 1896 г. Институт участвовал также во Всероссийской промышленно-художественной выставке.

В 1914—1918 гг. в здании института располагался военный госпиталь. В 1918 г. институт был закрыт, здание передано Нижегородскому политехническому институту.

В 1852 г. Институт разместился в особняке нижегородского купца А. Д. Рычина на Ильинской улице (ныне это здание является главным корпусом Нижегородского архитектурно-строительного университета).

В 1858 г. специально для Мариинского института благородных девиц на пожертвования нижегородского дворянства построено новое здание на ул. Жуковской (ныне здание выходит на ул. Минина и Верхне-Волжскую набережную). Проектировали здание барон А. И. Дельвиг и архитектор Н. А. Пахомов. Строительство велось под наблюдением производителя работ губернского архитектора Л. В. Фостикова. Инспектировать новое здание приезжал из Санкт-Петербурга главный архитектор Ведомства учреждений императрицы Марии П. С. Плавов. Ныне это 3-й корпус Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева.

4 марта 1917 Ведомство было упразднено с подчинением его учреждений Министерству народного просвещения, а Канцелярия Ведомства стала именоваться Управлением Мариинскими благотворительными и учебными заведениями. 12 мая 1917 бывшее Ведомство учреждений императрицы Марии было включено в состав Министерства государственного призрения. 12 декабря все учреждения бывшего Ведомства по управлению детскими приютами были упразднены, а 23 февраля 1918 переданы в ведение Народного комиссариата просвещения.


2.3 Милосердие и благотворительность Марии Александровны


Принцесса Мария, урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская, родилась 27 июля (8 августа) 1824 года в семье герцога Людвига II Гессенского.

В марте 1839 года, путешествуя по Европе, наследник российского престола, сын императора Николая I Александр, будучи в Дармштадте, влюбился в 14-летнюю принцессу. Первая встреча цесаревича и принцессы произошла в оперном театре, где шла постановка «Весталки». Ранее одна из принцесс Гессен-Дармштадтских уже выходила замуж за русского цесаревича, ею была Наталья Алексеевна, первая жена Павла I; кроме того, тёткой невесты по материнской линии была русская императрица Елизавета Алексеевна (жена Александра I). Приехав в Россию, Александр Николаевич решил жениться на ней. В сентябре 1840 года принцесса прибыла в Россию. Впечатлениями о Санкт-Петербурге она поделилась в письме к родным: «Петербург гораздо красивее, чем я думала; этому много способствует Нева; это чудная река; я думаю, трудно найти более величественный город: при этом он оживлён; вид из Зимнего дворца на Неву исключительно хорош».

5 (17) декабря 1840 года принцесса приняла православие с именем «Мария Александровна». «На следующей день, 6 декабря, было обручение цесаревича с великой княжной Марией Александровной. С той же торжественностью и роскошью был парадный выход. Обручение свершилось в присутствии всей царской семьи, всего двора, всей российской знати и множества знатных иностранных гостей, и представителей иностранных государств».

16 (28) апреля 1841 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось бракосочетание. Мария Александровна не любила шумных приёмов и балов, столичную жизнь. Всё это её тяготило. Она предпочитала спокойную жизнь в царских резиденциях. Однако «этикет обязывал все это исполнять».

Она отличалась сдержанностью, даже застенчивостью. Вспоминала, что росла в уединении и даже некотором небрежении в маленьком замке, почти не виделась с отцом. Теперь же испытывала только ужас перед той блестящей судьбой, которая столь неожиданно открывалась перед ней.

Государыня Императрица Мария Александровна совершила самый главный подвиг своей жизни – укрепила престол династии многочисленными наследниками. Она явила на свет обожаемому ею Государю Александру Николаевичу восьмерых детей: двух дочерей и шестерых сыновей. По кончине в 1860 году Августейшей свекрови Государыни Императрицы Александры Фёдоровны она возглавила огромное благотворительное Ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений. Ей суждено было открыть первое в России отделение Красного Креста и ряд крупнейших военных госпиталей во время Русско-Турецкой войны 1877 – 1878 гг. При поддержке прогрессивной общественности и деятельной личной помощи К. Д. Ушинского, она подготовила для Императора Александра II Николаевича несколько записок о реформе начального и женского образования в России.

Государыня основала бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов. Она положила начало новому периоду женского образования в России, учреждением открытых всесословных женских учебных заведений (гимназий), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. При ней женские гимназии в России содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Отныне уже не только Высочайшее покровительство, а общественные силы во многом определяли судьбы женского образования в России. Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные. К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также "главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене", чистописание, рукоделие, гимнастика.

Девушки, награждённые при окончании гимназического курса общего учения золотыми или серебряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Те же, кто не удостоился медалей, получал "одобрительный аттестат" об окончании полного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц. Преобразовательная деятельность Государыни Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По личной инициативе Государыни приняты были меры не только к охранению здоровья и физических сил детей, путем устранения из круга их занятий всего имеющего характер лишь механического, малопроизводительного труда (составление и списывание записок, заменявших печатные руководства и т. п.), но и к большему сближению воспитанниц с семьей и с окружающей родительский дом средой, для чего им стали разрешать отпуск в дома родителей и ближайших родственников на каникулярное и праздничное время. По мысли и инициативе Государыни впервые в России стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей заслугой Государыни является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время Русско-Турецкой войны она положила много труда и расходов, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных. Покровительству Государыни Марии Александровны обязаны своим развитием и преуспеянием общества "восстановления христианства на Кавказе", "распространения духовно-нравственных книг", "Российское миссионерское", "братолюбивое в Москве" и многие другие благотворительный учреждения.

И, наконец, Императрица при полной поддержке Августейшего супруга основала крупнейший в Санкт-Петербурге и всей России театр и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. При этом и школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства Императорской Фамилии, лично Государыни, и, по настоянию Августейшего супруга, Императора Александра II, носили ее имя. Театр носит державное имя и теперь. В фойе Мариинского театра недавно был установлен бюст Императрицы Марии Александровны. С первого часа державного служения Гессенской принцессы Марии на Русской земле, ноша ее была столь объемна и всеохватна, что Государыня тратила бесчисленное количество энергии, чтобы поспеть везде и всюду, не опоздать, одарить, улыбнуться, утешить, приободрить, помолиться, наставить, ответить, приласкать и: спеть колыбельную. Она горела, словно свеча на ветру! Своей фрейлине и воспитательнице, доверенному лицу, Анне Тютчевой, Цесаревна, а позже - Государыня Всероссийская, Императрица Мария Александровна, с усталой улыбкой признавалась не один раз, что большую часть своей жизни жила, как "волонтер" - то есть - добровольный солдат! Именно при ней в России был учреждён Красный Крест, который быстро превратился в самую крупную общественно-государственную структуру, аккумулировавшую на своих счетах огромные суммы, переводимые благотворителями со всей России.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) — международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году при Марии Александровне и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле»

Ни минуты отдыха и покоя, морального и физического. Лишь горячее чувство благоговейной, беззаветной любви к супругу - Императору и не менее сильное чувство истинной веры, восхищавшее, порой, даже людей исконно православных, в том числе: духовника Императорской Семьи В. Я Бажанова и знаменитого Святителя Московского Митрополита Филарета Дроздова, поддерживало быстро истощавшиеся хрупкие силы Государыни.

Известно, что Государыня была чрезвычайно боголюбива и великодушна, смиренна и кротка. В своем державном положении она без малого 20 лет была единственной Императрицей в государстве Российском. Она удерживалась на земле лишь неизменною бодростью духа и той "неразгаданною тайною живой прелести", которую столь тонко отметил в ней наблюдательный дипломат и поэт Тютчев. Мощное обаяние ее личности распространялось на всех, кто любил и знал ее, но таких, с годами становилось все меньше!

А испытания, напротив, не уменьшались, в жизни высочайшей особы, окруженной пристальным вниманием сотен придирчивых глаз. Тяжелым испытанием стали для нее череда из 6 покушений на жизнь обожаемого супруга, одно из которых случилось в самом Зимнем Дворце (взрыв в столовой незадолго до захода Августейшей Фамилии). Судьба была милостива к ней: она год не дожила до трагических событий 1 марта 1881 года, когда Россия потеряла Александра II. Смерть пришла к ней во сне. Согласно завещанию, как и все Государыни Дома Романовых она погребена была в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга шесть дней спустя, 28 мая (10 июня) 1880 года.






Заключение


Время! Это, наверное, самое интересное на свете. Оно всегда движется вперед, перешагивая изо дня в день, из года в год, из века в век. Его нельзя остановить никакими преградами. В этой бесконечной цепи жизни перепутано множество дат, событий, имен людей. Люди! Коротка их жизнь. Она чем-то похожа на падающую звездочку в небе. Гаснет звезда, но свет от нее идет еще миллионы лет, хотя нет уже самого источника. Так и в жизни. Рождается человек, живет лишь миг по сравнению с вечностью и, как это ни странно, умирает. Но жизнь некоторых людей не кончается на этом. Уходит из жизни человек, но остается память о нем, добрая, светлая человеческая память!

Добрая память о немецких принцессах, ставших российскими императрицами, навеки останется в памяти россиян. Пусть под другими названиями, но продолжают работать роддома и детские больницы в обеих столицах, в основанных ими учебных заведениях обучаются педагоги и медики. Работает Российский Красный Крест, основанный Марией Александровной. Мир восхищается шедеврами музыкальной классики в исполнении труппы Мариинского театра. Радуются Новому Году маленькие дети, даже не подозревая об Александре Федоровне, внедрившей эту традицию. В Александринском театре петербуржцы наслаждаются шедеврами русской драмы. В двух зданиях Мариинской гимназии в нашем родном Нижнем Новгороде учатся студенты строительного и политехнического университетов. Сотни тысяч (а может быть и миллионы) граждан страны являются потомками тех спасенных от голодной смерти детей.

Да, они жертвовали на благотворительность деньги, получаемые из государственной казны на личные цели. Эти деньги могли быть потрачены на придворные праздники, фейерверки, шелка и драгоценности. Но Александра Федоровна и Мария Александровна нашли более достойное применение для этих поистине огромных средств.

Мне нравится старый вариант написания титула: Ея (я не ошибся) Императорское Величество Государыня Императрица! С большой буквы! Слишком велики были дела их для короткой человеческой жизни.

Хочу завершить свою работу христианской молитвой: «Помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшую рабу Твою Александру и усопшую рабу Твою Марию», ибо всю свою жизнь они следовали одной из евангельских заповедей блаженств: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Selig sind die Barmherzigen; denn sie werden Barmherzigkeit еrlangen.

Matthaus 5:7




















Список используемых источников и литературы


БОЛЬНИЧНОЕ ДЕЛО И МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 2013 г. Портал Православие.Ru https://pravoslavie.ru/62069.html

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ https://studwood.ru/606572/sotsiologiya/kratkaya_istoriya_blagotvoritelnosti_rossii

Князь Владимир Палей. Сборник стихотворений

Даниил Серебряный https://www.stihi.ru/2004/04/18-1438

Императрица Александра Федоровна жена Николая I http://aminpro.ru/kreml_G_0014.html

Рождество в царской России: традиции, сохранившиеся по сей день http://2queens.ru/Articles/Informagentstvo-Raznoe/Rozhdestvo-v-carskoj-Rossii-tradicii-sohranivshiesya-po-sej-den.aspx?ID=2356

Немецкие принцессы в России http://www.hintfox.com/article/nemetskie-printsessi-v-rossii.html

Принцессы немецкие – судьбы русские Автор: Инна Соболева Из серии: Романовы: семейная сага русских царей https://www.litres.ru/inna-soboleva/princessy-nemeckie-sudby-russkie/

Семья императора Николая I http://texts.news/deyateli-rossii-publitsistika/semya-imperatora-nikolaya-67216.html

Императрица Мария Александровна первая жена Александра II http://aminpro.ru/kreml_G_0012.html

Благотворительность и милосердие под покровительством Дома Романовых http://dommil.com/articles/miloserdie_i_blagotvoritelnost/168/

Благотворительность семьи Романовых. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора

Авторы:Игорь Зимин, Александр Соколов

Из серии: 400 лет Дому Романовых https://www.litres.ru/igor-zimin/blagotvoritelnost-semi-romanovyh-xix-nachalo-xx-v-povsednevnaya-zhizn-rossiyskogo-imperatorskogo-dvora/chitat-onlayn/

Благотворительная деятельность Александры Федоровны http://nikolaj2.tw1.ru/index.php/imperatritsa-aleksandra/blagotvoritelnaya-deyatelnost-aleksandry-fedorovny

Благотворительная деятельность императрицы Марии Александровны (по материалам архива Русской духовной миссии в Иерусалиме) http://protestirui.ru/2012-12-19-17-24-52/76-----

ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (1798-1860) КАК ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ https://cyberleninka.ru/article/n/imperatritsa-aleksandra-fedorovna-1798-1860-kak-pokrovitelnitsa-blagotvoritelnyh-i-vospitatelnyh-uchrezhdeniy

Ведомство учреждений императрицы Марии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8

Мариинский институт благородных девиц (Нижний Новгород)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86_(%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)













Приложения



t1635668431aa.gif


Приложение №1: Семейное древо рода Романовых








t1635668431ab.gif

Приложение №2: Портрет Императрицы Александры Фёдоровны

t1635668431ac.gif


Приложение №3: Портрет императрицы Марии Александровны




t1635668431ad.gif

Приложение № 4: Эмблема ведомства Императрицы Марии. В геральдике пеликан, кормящий птенцов своей кровью, означает как любовь родителей к детям, так и попечение государя о своём народе












t1635668431ae.gif

Приложение № 5: Современное состояние бывш. Мариинского института. Третий корпус НГТУ


t1635668431af.gif

Приложение № 6: Дом купца А. Д. Рычина, первое здание Мариинского института. Арх. Г. И. Кизеветтер (ул. Ильинская, 65)

1Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Гослитиздат, 1938. Т. 8. С. 306.

2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка


3 Isaac Syr. Sermo. 55


4 Ioan. Chrysost. De paenit. 3

5 Лермонтов М. Умирающий гладиатор 2 февраля 1836г.

Автор материала: И. Пчелкин (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.