Борис Розинг. Так начиналось телевидение
Автор публикации: В. Томилко, ученик 9В класса
Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников «Наука в лицах»
Дню российской науки посвящается
БОРИС РОЗИНГ. ТАК НАЧИНАЛОСЬ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Исследовательская работа
Выполнил: Томилко Виктор, 9 класс,
МАОУ лицей № 64 г. Краснодар
Содержание
Введение
Из биографии Бориса Львовича Розинга
Вклад в становление высшего образования на Кубани
Открытия Бориса Розинга
Заключение
Список источников информации
Школьнику, которому интересна какая-то наука, интересна история появления и развития этой науки. Меня всегда интересовала физика, как наука, объясняющая всё, что с нами и в природе происходит.
Нам, 15-летним подросткам, в двадцать первом веке невозможно представить, что когда-то люди не имели возможности смотреть телевизионные передачи, беседовать и общаться с друзьями и родными, живущими в других городах, в режиме видеообщения.
Как же хорошо, что и во времена великого Ломоносова, и во все другие времена «…может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать» (М.В. Ломоносов "Ода…»)
Когда недавно после уроков зашел разговор о кубанских учёных, я впервые услышал имя Бориса Розинга. Учитель физики сказала нам: «Вы удивитесь, найдя и прочитав информацию об этом человеке». Решил и я познакомиться с биографией, изучить его вклад в развитие науки нашей страны и, как оказалось, всего человечества.
Знакомьтесь: Розинг Борис Львович —русский ученый, которому принадлежат двадцать пять патентов и более полусотни научных публикаций.
Оказалось, он - основоположник электронного телевидения и основатель Кубанского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет) [1].
Времена правления Петра Великого… семья голландского мастера Петера Розинга по приглашению переезжает в Россию, дав начало новому российскому дворянскому роду.
Он учился блестяще. В 1887 году с золотой медалью окончил гимназию в Петербурге, через четыре года получил диплом первой степени после окончания физико-математического факультета Петербургского университета. Получив профессорское звание, с 1892 года преподавал в Петербургском технологическом институте, а с 1895 года - в Константиновском артиллерийском училище.
Борис Львович - один из инициаторов высшего женского образования в России. В 1906 году в Петербурге были организованы открытые женские политехнические курсы, которые в 1916 году преобразованы в Петроградский политехнический институт. Все эти годы Розинг Б. Л. – декан учебного заведения.
В истории России более века назад был период революции и гражданской войны, кардинально изменивший жизнь сотен тысяч, даже миллионов людей. Семья Розинга в 1917 году переехала в Екатеринодар (ныне Краснодар), куда в конце года приехал и Борис Львович. Он сразу же принялся за создание в городе политехнического института. Став в народном комиссариате просвещения Кубано-Черноморской советской республики представителем Общества попечения о Кубанском политехническом институте, Борис Розинг был введен в состав Совета народного образования.
16 июня 1918 года в Екатеринодаре (современный Краснодар) принимается решение об открытии политехнического института - первого высшего учебного заведения Кубани и Северного Кавказа. Решение принимается на основании подготовленной Б. Л. Розингом документации, а сам Борис Львович становится первым ректором Кубанского, затем Северо-Кавказского, политехнического института, председателем Временной коллегии по образованию Кубанского политехнического института.
Розинг Борис Львович-проректор, декан электромеханического факультета в этом ВУЗе. В 1920 году он создает в Краснодаре (Екатеринодар уже сменил имя) физико-математическое общество, ставшее позднее членом русской физической ассоциации, и становится его председателем. Он многое сделал (в архивах имеются его письма в Наркомпрос) и для сохранения этого ВУЗа после освобождения Кубани от белогвардейцев.[2]
Живя и работая в Краснодаре, сочетает просветительскую и научную деятельность. Оказалось, что Борис Розинг уже век назад в своих трудах предлагал «упрощенный вывод формулы планиметра Амслера при помощи сравнительно нового в России метода векторального анализа», он готовил инновационные для того времени доклады «О физико-философской системе векторальной монологии», «О фотоэлектрическом реле», «Преобразование основных уравнений электромагнитного поля в новую форму». Доклад «Построение теории света и световых квантов на основе общего решения уравнений электромагнитного поля Лоренца» Борис Розинг представляет на съезде физиков в Нижнем Новгороде. Именно живя и работая на Кубани он завершает работу над итоговым трудом—книгой «Электрическая телескопия (Видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения», которую издает в Петрограде в 1923 году. Из публикации в газете «Красное знамя» читатели узнают об интересе, «проявленном к его работе, представляющей философское обоснование физики в связи с новейшими открытиями в области электричества»[2].
Год 1922. Борис Львович возвращается в Петроград, и с 1924 года снова преподает в Петербургском технологическом институте. Он работает старшим научным сотрудником в Ленинградской экспериментальной электротехнической лаборатории (ЛЭЭЛ) (на фото), где ставит серии экспериментов, делает открытия, создавая и совершенствуя собственную систему телевизионной передачи.
Розинг уже тогда считал, что будущее за электронными системами, несмотря на то, что созданная им самим система имела в то время оптико-механическое передающее устройство.
1931 год. Бориса Львовича арестуют по «делу академиков» «за финансовую помощь контрреволюционерам» и ссылают на три года в рабочий посёлок Лименда. Однако просьбы друзей-ученых, советской и зарубежной научной общественности делает возможным в декабре 1931года его перевод в Архангельск, где Розинг Б.Л. трудится на кафедре физики Архангельского лесотехнического института.
Умер Борис Львович Розинг 20 апреля 1933 г. от кровоизлияния в мозг.
Четверть века спустя, 15 ноября 1957 года Президиум Ленинградского городского суда отменил постановление коллегии ОГПУ на основании отсутствия состава преступления. Борис Розинг – человек, ученый, педагог был полностью оправдан.
В память об основателе старейшего ВУЗа Кубани Борисе Львовиче Розинге в фойе главного корпуса Кубанского государственного технологического университета в 2014 году установлена мемориальная стела.
20 апреля 2019 г. В КубГТУ торжественно открыли бюст Б.Л. Розинга в ознаменование 150-летия со дня рождения ученого.[1]
Знакомство с научной деятельностью Розинга утвердило моё убеждение в том, что результаты исследований Бориса Львовича опередили мировую науку, отдав приоритет России в создании телевидения — величайшем завоевании человечества двадцатого века.
Оказывается, уже в 1894 - 1900 г.г. Розинг Б.Л. работал над созданием нового типа аккумуляторов, он разработал систему электрической сигнализации для телеграфа и телефонных станций, первым применил автоматические выключатели для пожарной сигнализации.
С 1906 года Борис Львович, став членом редколлегии журнала «Электричество», все чаще становится докладчиком на заседаниях Русского технического и Русского физико-химического общества
Работая с книгами и публикациями в сети, узнал: он первым в мире сделал вывод о том, что передача изображения на большие расстояния при помощи оптико-механических систем не имеет никаких перспектив, опираясь на свои исследования, которые вел с 1897 года, и работы Константина Перского. Розинг Б.Л. первым высказал мысли о возможности использовать в телевидении электронных лучей. В конце 19 века уже были проекты создания телевизионных систем на основе механических устройств для развертки изображения. А он увлекся идеей электрической телескопией (так тогда называли телевидение) из-за её сложности, новизны и перспектив, которые видел ученый [3].
Исследования убеждали Розинга, что не получится создать телевидение, не заменив «инертные материальные механизмы безынертными». Учёный решается использовать для воспроизведения телевизионного изображения катодную (её еще называют электронно-лучевой) трубку, которая уже была разработана физиком К.Ф. Брауном[3].
Внешний вид трубки Розинга - прототипа кинескопа, вы можете видеть на фото. В 1902 году Борис Львович проверяет свою идею на практике. Проводит серию экспериментов, получает позитивные результаты. Розинг совершенствует катодную трубку, дополняя её диафрагмой и пластинами, которые изменяют интенсивность пучка электронов в трубке.
В это же время он изучает фотоэлектрические свойства различных веществ в поиске способа преобразования изображения в качественный электрический сигнал. Итог его десятилетней работы - заявка на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояние» (Привилегия № 18076 от 25.07.1907), которую ученый подал сразу в три страны.
Розинг Б.Л. получил патенты от Англии (25 июня 1908 г.), Германии (24 апреля 1909 г.) и России (30 октября1910 г.), подтверждающие, по сути, его авторство на телевидение.
Идеи Бориса Розинга о необходимости применения электронно-лучевой трубки стали основой развития телевизионных систем, сам ученый успел претворить свои идеи в жизнь. Он, как изобретатель механизма воспроизводства телевизионного изображения, использовал систему развертки по строкам в иконоскопе и катодную трубку в телеприемнике, став первым в практической реализации устройства и работы современного телевещания.
1910 год. Борис Львович привлекает к работе студента -третьекурсника Зворыкина Владимира. Именно он, студент Розинга, став изобретателем с мировым именем, позднее в своих мемуарах так рассказывал об ученом и своём учителе:
«…Профессор Б. Л. Розинг <…> спросил, не хочу ли я помочь ему в его собственных экспериментах?
Борис Львович и рассказал мне, что работает над проблемой передачи изображения на расстояние, то есть над "телевидением". Термина, конечно, тогда еще не существовало, но так я впервые познакомился с понятием, которое с той поры навсегда вошло в мою жизнь...
<…>Розинг значительно опередил свое время. Его система требовала составных частей, которые еще не были созданы. Например, никто толком не знал, как получать фотоэлементы, необходимые для преобразования света в электрическую энергию. Калиевые фотоэлементы были описаны в литературе, но технику их получения приходилось разрабатывать самим. <…> Даже стекло обычных колб оказалось слишком хрупким и пришлось самим осваивать стеклодувное ремесло. Но все-таки к концу нашей работы профессор Розинг получил действующую систему, состоящую из вращающихся зеркал и фотоэлемента в передающем приборе на одном конце верстака и частично вакуумной электронно-лучевой трубки – на другом. Приборы были соединены проводом, и изображение, воспроизводимое трубкой, было крайне нечетким, но оно доказывало реальность электронного метода, что само по себе было большим достижением. Принципиально мы решили задачу – оставалось только усовершенствовать компоненты».[4]
Официальной датой начала российского (советского) телевещания считают дату пробной телепередачи - 1 октября 1931 года.[4]
Свой вклад в реализацию идеи о телевидении внесли В.Ф. Миткевич и В.К. Лебединский, Б.П. Грабовский и А.А. Чернышев, другие советские экспериментаторы. Но Розинг, первым предложивший электронную теорию телевидения, до последних дней жизни отстаивал её, подтверждая правильность всё новыми экспериментами и публикациями.[5]
Привожу фото, из которого видно, какие разработки принадлежали Борису Львовичу сто тринадцать лет назад. Передающий и приемный аппараты системы Б.Л. Розинга (1911г.)
Не только создание телевизионной передачи интересовали Бориса Львовича. Он проводил исследования в области квантовой физики и электродинамики, экспериментировал в области фотоэлектричества, публиковал результаты своих экспериментов, отстаивал их в научном сообществе …
Действительно, официально признанным создателем телевидения считают во всем мире Зворыкина Владимира Козьмича, поскольку именно он в 1923 году первым подал заявку на изобретение и получил патент в США. При этом в личных дневниках Зворыкин В. К. всегда писал о том, что он лишь претворил в жизнь идеи учителя, Бориса Львовича Розинга!
Завершая проведенное исследование, хочу сказать о том, что изучение истории, не только как школьного предмета, но и истории развития науки, позволяет нам узнать, как много людей в разное время шли к решению сложной проблемы. Они проводили эксперименты и опыты, предлагали различные гипотезы, трудились на благо других людей, всего человечества. И как здорово, что их ученики, став знаменитыми, вспоминают своих учителей!
Список источников информации:
1. Сайт КубГТУ, статья «Великое открытие русского ученого» https://kubstu.ru/r-8616
2. Куценко И. Я. «Б. Л. Розинг — первооткрыватель электронного телевидения, основатель Кубанского политехнического института» / ОАО «Полиграфиздат Адыгея», Майкоп, 2007
3. Наука Кубани / Пионер электронного телевидения. 130-летию со дня рождения Б.Л. Розинга посвящается
4. Самохин В. / Борис Розинг, Владимир Зворыкин и телевидение // Научно-технический журнал «625»/ 07.2009 и 09.2009 1 часть и 2 часть
5. Самохин В. П./ Наука и образование/ Памяти Бориса Львовича Розинга (1869—1933)»
6. С. Шейнина/ Газета «Труд-7» /01.10.2009/ Человек-телевизор
7. Видео КУбГТУ «150 лет Б.Л.Розингу» https://video.kubstu.ru/r-320
Полная версия материала в ПДФ-формате представлена ниже:
Борис Розинг_работа Томилко В, 9 классPDF / 731.29 Кб