12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хорликова Светлана Борисовна32
Стаж работы 24 года . Очень люблю свою профессию, несмотря на не однозначные мнения о нашей работе . Научив ребенка малому, я продлеваю свою собственную жизнь .
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Губкинский

t1635430719aa.jpg

Исследовательская работа

«Дано ОКО,

чтобы видеть далеко»































Выполнила:

Хакимова Юлия,

3 «В» класс

МБОУ «СОШ №5»



























Оглавление





1.Введение…………………………………………………………………………….…3

2.Основная часть…………………………………………………………..………..…..3

2.1.Строение глаза. …………………………………………………………….……….4

2.2.Особенности зрения других представителей живого мира.….………….……...5

3.Практическая часть.……………………………………………………………….….5

3.1.Опыты……………………………………………………………………………….5

3.2. Причины ухудшения зрения………………………………………………………6

3.3. Анкетирование………………………………………………….…………………6

4. 7 удивительных фактов о наших глазах……………………………………………7

5.Заключение………………………………………………………………………..….9

6. Список использованных источников………………………………………………9

7. Приложения…………………………………………………………………………10

























Введение


Тема моей исследовательской работы «Дано око, чтобы видеть далеко».

Моя мама часто смотрит передачи о здоровье. В одной из передач говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.

Я обратилась с этим вопросом к своей сестре – врачу-офтальмологу. Она осмотрела мои глаза и сказала, что у меня все хорошо. Но проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно, многие дети ходят в очках.

Вот и появилось желание выяснить более подробно, как устроен такой важный и сложный прибор как глаз? В чем его преимущества по сравнению с другими анализаторами? Какие свойства присущи глазу? Как же сберечь зрение?

В основу исследования была положена следующая гипотеза существует потребность узнавать новое.

Объект изучения - глаз.

Предмет изучения – глаз как оптический инструмент.

 Цель исследования: раскрытие секрета этого удивительного устройства природы – глаз человека.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

Познакомиться со строением глаз человека.

Изучить особенности зрения у человека и других представителей живого мира.

Изучить причины ухудшения зрения.

Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

Составить рекомендации, что полезно и что вредно для глаз.

Составить памятку для учащихся.


Методы исследования:

Получить информацию из энциклопедий, сети интернет.

Провести опыты.

Беседа с врачом.

Анкетирование одноклассников.

Разработка памятки по сохранению зрения.


Основная часть

Своё исследование я начала с поисков литературы и информации в сети. По данным ученых 90% всех сведений человек полу­чает из окружающего мира с помощью зрения. Недаром А.М. Горький, которому пришлось несколько дней во время бо­лезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: “Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,— это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира”. Уникальность зрения по сравнению с другими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и определять его место в пространстве, следить за перемещениями. Основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы и размеров наблюдаемых объектов.

Строение глаза

Что такое глаз?

Глаз (лат. oculus) — сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью.

t1635430719ab.jpg









Глаз волшебный теремок.

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен-

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружен,

Стенку эту белую

Называют склерою.

Обойдем же дом скорей-

Ни крылечка, ни дверей,

Впереди кружочек тонкий-

Роговица словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло-

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Впереди, пред белой склерой

Яркой радужки кружок

Украшает глаз- домок.

В центре радужки - зрачок.

Черный маленький кружок.













Лишь стемнеет - наш зрачок,

Станет сразу же широк,

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик,

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой-

Тоненькой сетчаткой.

Что же в домике внутри?

На картину посмотри-

В домике невидное

Тело стекловидное,

Оно прозрачно как алмаз…

Ну, а как же видит глаз?





Особенности зрения других представителей живого мира.

Мы настолько привыкли к тому, как мы видим мир, что нам даже не приходит в голову, что кто-то может увидеть его по-другому. Да, мы не можем видеть мир, глазами других форм жизни. Но благодаря науке мы можем приблизиться к этому. Изучая, можно выявить, как построены глаза других животных и как они функционируют. И это, хоть как то приблизит к тому миру, не опознанному нами.


Практическая часть.

Подбирая материал в Интернете, я нашла интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.

3.1.Опыты:

Опыт № 1:

Я посадила на стул свою маму, направила на нее свет от карманного фонарика. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю фонарик – через какое-то время зрачки расширяются.

Делаем вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.

Опыт № 2:

Взяла картонную тубу из-под алюминиевой фольги. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3:

Не играя в игры на планшете 5 дней, я прочитала за 1 минуту 163 слов из своей любимой книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города».

На следующий день я поиграла в игры на планшете 20 минут, после этого я прочитала из той же книги, за тот же промежуток времени 145 слов.

На следующий день я играла 40 минут и после этого прочитала 137 слов.

Результат: Количество прочитанных слов значительно уменьшилось.

Делаю вывод: игра в компьютерные игры снижает остроту зрения.


Условия

Прочитала за 1 минуту

Не играла в игры на планшете 5 дней

163 слова

Играла в игры на планшете 20 минут

145 слов

Играла в игры на планшете 40 минут

137 слов




3.2. Причины ухудшения зрения

Изучив строение глаза, я поняла, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

Мне захотелось узнать о причинах ухудшения зрения и о том, как зрение сохранить.

На этот вопрос я получила информацию опять же у врача – офтальмолога детской поликлиники Алсу Ильгизовны.

Она подробно ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения.

1. Наследственность.

2.Плохая экология.

3.Врождённые или приобретённые заболевания.

4.Переутомление и стресс.

5.Вредные привычки.

Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина – неправильный режим дня. Прежде всего, речь идёт о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети 7-9 лет должны гулять на свежем воздухе не менее 2-3 часов, хорошо высыпаться - не менее 10 часов, заниматься спортом (желательно плаванием).


Анкетирование.

Изучив литературу и побеседовав с врачом, я понял, что очень важно бережно относиться к своим глазам.

При изучении данного вопроса и получения выводов, я решил спросить у своих сверстников, а бережно ли относятся они к здоровью своих глаз. Для этого мы с учителем разработали не сложную анкету и на одном из занятий по окружающему миру раздали анкеты для заполнения и вот какие результаты у нас получились:

В анкетировании приняли участие 24 одноклассников в возрасте от 9 до 10 лет.

Результаты опроса занесли в таблицу:

Результаты опроса «Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя.

21

3

2. Делаю перерывы во время чтения.

18

6

3. Слежу за посадкой при письме.

21

3

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

22

2

5. Делаю гимнастику для глаз.

15

9

6. Часто бываю на свежем воздухе.

19

5

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

21

3

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

10

14

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

19

5

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

9

15

Делаем вывод: Большинство моих одноклассников внимательно относятся к здоровью глаз и сохранению зрения.


4. 7 удивительных фактов о наших глазах.

Факт первый, вариативный.

Цвет глаз зависит от уровня меланина в радужной оболочке. При достижении определенного количества темно-коричневый пигмент меланин обеспечивает карий цвет глаз. В противном случае сквозь него просвечивает голубой коллаген. Вариации цвета глаз от темно-коричневого до зеленого можно объяснить количеством меланина в радужной оболочке.

Факт второй, родственный

У любого голубоглазого человека найдется общий предок с любым другим голубоглазым. Этот цвет глаз, кстати, намного моложе, чем карий. Около шести - десяти тысяч лет назад произошла мутация, которая привела к появлению этого цвета. Она является нейтральной – никак не влияет на шансы организма на выживание. Считается, что такой цвет глаз распространился от одного человека.

Факт третий, численный

Целых 107 миллионов фоторецепторов содержится в сетчатке. Сто из них — палочки, благодаря которым мы можем различать предметы в темноте, а семь – колбочки, ответственные за восприятие цвета. В глазу человека располагаются три типа колбочек, максимум чувствительности которых приходится на синий, красный и зеленый участки спектра. А у некоторых насекомых число видов колбочек доходит до 16! Интересно, какие еще цвета они видят?

Факт четвертый, нормированный

Все мы привыкли слышать такие высказывания: «У меня зрение минус полтора», но что это значит и какое тогда будет являться нормальным? Стопроцентное зрение принимается за единицу. Это значит, что человек может прочитать 10 строк таблицы Сивцева (ШБмнк). Если человек видит пять строк – его острота зрения – 0,5.

Факт пятый, адаптированный

Из-за строения глаза человек видит мир перевернутым. Новорожденные дети воспринимают все вверх ногами, и только со временем их мозг адаптируется к этому и «показывает» нам уже нормальную картинку. Если надеть очки с системой линз, которая еще раз перевернет изображение, через несколько дней их носки мозг снова адаптирует его для нас.

Факт шестой, рефлекторный

Для защиты зрения и увлажнения глазного яблока существует рефлекс моргания. Около 15-ти тысяч раз в сутки человек моргает. Обычно эта цифра начинается от десяти тысяч и может доходить до сорока или даже пятидесяти. Иногда моргание связано с психологическими процессами, поэтому говорят, что, если человек часто моргает, он лжет.

Факт седьмой, скоростной

Самая быстрая мышца нашего тела – это круговая мышца глаза, которая обеспечивает движение века и моргание. Именно благодаря ей мы спасаем свое зрение от пыли или попадания иных мелких частичек. Рефлекторное зажмуривание, особенно с такой скоростью, позволяет нам сохранить способность видеть.

Заключение.

Моя работа доказывает, что самую сложную и самую эффективную оптическую систему создала природа. Это глаза человека и животных. В своей работе я бесспорно доказала, что глаз – на самом деле очень важный и сложный орган зрения, что без зрения жить мало того, что очень сложно, но и скучно.

Выявляя причины нарушения зрения, а именно проанализировав опросы, я выяснила, что среди учеников нашего класса есть проблемы со зрением, которые необходимо решать. Можно предположить, что эти дети не следят за осанкой, за посадкой за партой, столом, ведут неправильный образ жизни и неправильно питаются.

Данная тема кажется мне очень интересной и актуальной, поэтому я планирую продолжить исследование данной тематики. И я хочу предложить несколько советов для того, чтобы избежать нарушения зрения, а также для коррекции зрения:

Правила по охране зрения / приложение№1/

Гимнастика для глаз /приложение №2/

Витамины для глаз – надежная защита зрения /приложение № 3/

Массаж глаз /приложение №4/

Комплекс упражнений для улучшения зрения /приложение №5/


В заключении хочется всем пожелать хорошего здоровья.





















Список использованных источников:


Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144

Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232

Иксер, Т. П. Исследование основ здорового образа жизни: Методическое пособие для педагогов и школьников.- Тула,2001.-42с.

Интернет источники.







































Приложение №1


Правила по охране зрения


Не трите глаза грязными руками.

Умывайтесь ежедневно с мылом.

Не смотрите близко телевизор (не менее 3м) и долго (более часа).

Не играйте в компьютерные игры более 15-20 минут.

Не читайте в транспорте.

Не читайте, не рисуйте лежа в постели.

Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.

Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.

Берегите глаза от колющих и режущих предметов.

Ешьте продукты с витаминами.

Гуляйте часто на свежем воздухе.






Приложение №2

Гимнастика для глаз


Я так же рекомендуем упражнения, которые способствуют снятию напряжения мышц глаза, улучшают кровообращение:

Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть их (5-6 раз с интервалом 30 сек).

Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза).

Вращать глазами по кругу по 2-3 сек (3-4 раза).

Быстро-быстро моргать (1 мин).

Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 раза).








Приложение №3

Витамины для глаз — надежная защита зрения

Для хорошего зрения и поддержания здоровья глаз нужны специальные витамины. Поступая ежедневно с пищей, эти чудодейственные компоненты заботятся о нашем зрении: помогают сохранить зрение, предотвратить проблемы со зрением, защищают глаза и помогают улучшить зрение.

t1635430719ac.jpg

Лютеин – экран для сетчатки. Лютеин, как экран, поглощает вредные световые лучи (синюю часть спектра), и в то же время нейтрализует свободные радикалы. Такое двойное действие лютеина препятствует разрушению сетчатки. Лютеин может попасть в организм только с пищей (сам он не синтезируется), а зеаксантин образуется из лютеина непосредственно в сетчатке.

t1635430719ad.jpg

Рыбий жир – полезные полиненасыщенные жирные кислоты – ценнейший компонент, представляющий собой подкожный жир глубоководных океанических рыб. Именно кислоты омега-3 сохраняют сетчатку глаза здоровой, улучшают микроциркуляцию, питание тканей глаза, а также предотвращает развитие воспалительных реакций.

t1635430719ae.jpg

Экстракт черники. Целебные свойства черники известны еще с древних времен. Плоды черники содержат антоцианы, которые улучшают микроциркуляцию крови и тканевой обмен, нормализуют проницаемость капилляров, увеличивают восприимчивость цветов и усиливают остроту зрения в сумерках, а также снижают усталость глаз от продолжительной работы (особенно за компьютером). Черника – классический компонент хороших витаминов для глаз.

t1635430719af.jpg

Витамин В2 (рибофлавин) поддерживает внутриклеточный метаболизм тканей глаза. Рибофлавин предотвращает развитие «куриной слепоты» и катаракты, повышает остроту зрения и цветовосприятие, уменьшает усталость глаз. При пониженном содержании или отсутствии витамина В2 у человека может возникнуть резь в глазах, нарушение сумеречного зрения. Рибофлавин – незаменимый компонент хороших витаминов для глаз.

t1635430719ag.jpg

Бета-каротин увеличивает защитные способности организма. Он легко усваивается организмом и превращается в витамин А. Из одной молекулы бета-каротина образуются две молекулы витамина А. Без витамина А глаз плохо приспосабливается к неяркому освещению, слабо различает синий и желтый цвета.

t1635430719ah.jpg


Витамин Е ускоряет восстановление поврежденных клеток, участвует в тканевом дыхании и других важнейших процессах тканевого метаболизма. Он уменьшает степень ломкости и проницаемости капилляров.

t1635430719ai.jpg

Селен известен как микроэлемент-антиоксидант. Защищает структуры тканей глаза от разрушающего действия кислородных радикалов. Этот микроэлемент играет важную роль в процессе роста клеток. Дефицит селена может ослабить защиту организма от возрастного разрушения зрительного аппарата.

t1635430719aj.jpg

Цинк содержится в сетчатой, сосудистой и радужной оболочках глаза. Микродозы этого металла способствует поддержанию витамина А на должном уровне, улучшает микроциркуляцию и кислородное снабжение в сетчатке. Кроме того, цинк усиливает иммунную защиту организма, повышая сопротивляемость заболеваниям.





Приложение №4

Массаж глаз

Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.







Приложение №5

Комплекс упражнений для улучшения зрения

Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".

Частое моргание глазами.

Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

12


Автор материала: Ю. Хакимова (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.