Внеклассное мероприятие «Далеко в стране Иркутской»
Далеко в стране Иркутской.
(Урок в музее, посвященный 230 – летию основания села Александровское.)
Выполнила:
Учитель истории, краеведения
высшей квалификационной категории
МБОУ «Александровская СОШ»
Хазиева Елена Николаевна.
2017год.
Листая страницы истории.
Далеко в стране Иркутской.
Цель: рассказать о жизни села, об истории создания Александровского Централа, о людях, которые делали нашу историю. Еще раз соприкоснуться корнями к ее прошлому, ибо без прошлого нет настоящего и будущего. Прививать любовь к малой Родине, к родному краю. Вырабатывать систематические знания по истории своей малой Родины во взаимосвязи с историей страны. Оборудование: ТСО, портреты декабристов, Ф. Дзержинского, М. Фрунзе, С. Орджоникидзе, план – карта сельских угодий, выставка рефератов, презентация «История Александровского Централа». Место проведения: школьный краеведческий музей.
Участвуют: учащиеся 5 – 11 классов, односельчане, приглашенные.
Ход проведения.
1.Звучит песня «Иркутская история». Я в суровом родился краю, Где высокие кедры поют, Где закатной порой над рекой Ангарой Облака сквозь туманы плывут. Небо, словно прозрачный бокал, Синевой, наполняла Байкал Волны прожитых лет, превращались в рассвет Родниковых небесных зеркал…
2. И вот здесь в стране суровой, Меж хребтов, лесистых гор, Обнесен стеной высокой Чисто выметенный двор. На переднем на фасаде Большая вывеска весит, А на ней орел двуглавый позолоченный блестит.
3. Во всякой тюрьме жизнь не бывает сладкой, но не во всякой она тяжела настолько, чтобы о ней, этой тюрьме, начали слагать песни. Александровский Централ, или, официально Александровская центральная каторжная тюрьма, удостоился этой сомнительной чести. По документам, она учреждена 18 ноября 1873 года, в исполнении, утвержденном Александром II еще в 1869 году. Положение «По вопросу о будущей организации каторжных работ и временном распределении каторжных», которым, кстати, в судебную практику и было введено понятие «Централа». Однако это, проклятое Богом и забытое в глухой Сибирской тайге людьми, место русский уголовный мир знал намного раньше. Прежде осужденные отбывали каторгу на здешнем казенном винокуренном заводе, так что с преобразованием его в тюрьму поменялась, если разобраться, только вывеска, суть осталась неизменной. 4. В августе 1826 года в Иркутск прибыли первые декабристы: Сергей Волконский, Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Василий Давыдов, Братья Андрей и Петр Борисовы, Александр Якубович, Евгений Оболенский.
И несутся казенные тройки, Подгоняемы свистом вьюг. Сколько жить их свободе – не знаем. Год? Полгода? А может три дня. Верстовые столбы считая, скачут, скачут фельдъегеря. Было больно, свободно и страшно в день 14 декабря. И несутся из Петербурга дух свободы и фельдъегеря.
5. Путь из Петербурга длиною в шесть тысяч верст они проделали за 37 дней. Их везли закованными в кандалы, в крытых повозках. Каждого заключенного сопровождал жандарм. Иркутяне собрались для встречи на берегу Ангары у Московских ворот. По приказу губернатора декабристов временно направили на Усольский солеваренный, Николаевский и Александровский винокуренные заводы. Так у нас в Александровском появились Артамон Захарьевич Муравьев, Василий Яковлевич Давыдов и братья Андрей и Петр Борисовы, чтобы позднее по этапу идти на Нерчинские рудники.
Кто брошен в дальние снега, За дело чести и Отчизны, Тому сноснее укоризны, Чем сожаление врага.
Как – то Александр Бестужев писал: «Надобно, чтобы событие отдалилось на исторический выстрел – тогда можно судить о нем». Со дня выступления декабристов прошло 187 лет - это много больше, чем исторический выстрел. И теперь перед нами встают не заслоненные временем герои – декабристы. Помнишь ли нас, Русь святая, наша мать, Иль тебе, родная, не велят и вспоминать.
6. В 30 – е года XIX столетия побывали у нас польские повстанцы. Отбывали каторгу моряки из Кронштадта. Столь долгая история Александровской каторги, объясняется не одной лишь необходимостью государства изолировать непокорную и небезопасную часть своих подданных, а в большей степени выгоды, которые давали империи каторжные тюрьмы и заводы. Бесплатный труд кандальников по освоению богатейшего Сибирского пространства. Возможность продолжать колонизацию этой огромной территории. Ведь самые тяжелые работы по расчистке непроходимой тайги, по проведению трактовых, а затем железнодорожных путей, по разработке золотоносных районов, по добыче меди, серебра, железа, угля – все это выполнялось руками каторжан, их трудом зачастую существовали не только казенные, но и частные заводы, возводились крепости и остроги.
7. И в этом важном хозяйственном предприятии, Александровская каторжная тюрьма играла весьма важную заметную роль, уступая по числу заключенных, только Сахалинским тюрьмам, да Нерчинской каторге. Централ получил свое название по селу Усть – Балейской волости Иркутского уезда, находящемуся в 70 верстах от губернии. Село Александровское основано в 1787 году. Там, в Иркутске формировались партии каторжан, пригнанных со всех уголков Российской империи, которые пешком, босые, в ножных и ручных кандалах, в латаных перелатанных лохмотьях, препровождались под конвоем до места заключения. Доходили, особенно зимой, не все. А кто доходил, скоро начинал завидовать тем, кто не выдержал тягот пути.
8.Опускается солнце за лесом Колодников звонкие цепи, Взметают дорожную пыль. Динь – бом, динь – бом, слышен звон кандальный. Динь – бом, динь – бом, Путь сибирский дальний.
9. Встречали ссыльных мрачные деревянные (после пожара 1890 года – каменные) корпуса, сгрудившиеся в узкой заболоченной лощине, окруженной непроходимой тайгой. Летом заключенным не давали житья кучи гнуса, зимой до костей пробирал холод. Вот так и жили, отбывая каждый свой срок.
10.Песня «Далеко в стране Иркутской» в исполнении группы ребят.
11. Сценка «Это, барин, дом казенный – Александровский Централ». Исполняют Солобаев Алеша, Бардушка Артем и Миронов Иван, Рыбак Наташа.
12. В дальнейшем часть тайги была вырублена, расчищена для пашни, болото осушено. Вокруг завода появляются избы ссыльных, выходивших после отбывания каторги на поселение, здесь жить удобнее и дешевле для людей, не имеющих больших средств. Они обзаводились семьями, занимались сельским хозяйством. Это были умные, грамотные люди. До нас дошла лишь небольшая история, снабженная немногочисленными сведениями о селе тех лет. Они обогащали культуру местного населения своими традициями, обычаями, обрядами, песням. В долгие зимние вечера девчата собирались за вязанием, разговорами в одной из изб, потом приходили парни, и начиналось веселье, с песнями, плясками да частушками.
13. Сценка. Девчата сидят, разговаривают, вяжут, услышав гармошку на улице, кричат: «Ой, девки, парни идут!»
Парни входят в избу, играя на гармошке:
1.По селу прошлись не раз, Не видать девичьих глаз. Ты, гармошка, не пищи, А девчат, давай ищи!
2.Мы, как видите, красавцы, И сердца у нас горят, Да к тому же не женаты - Выбирайте нарасхват.
3. По деревне мы ходили, По окошкам шарили. Трем девчонкам подмигнули, А одну оставили.
4.По Александровску пройдем, Что – нибудь нагрезим. У кого ранетки есть - В огород залезем.
5.Обойду кругом двора Клавке быть уже пора. Болит сердце, стынет кровь: С Клавкой кончилась любовь!
6.Сарафановка бежит, чистая до донышка, а у наших девочек улыбка яркая как солнышко.
7. Наша Маша боевая, В девках не останется, Но и слезы тот прольет, Кому она достанется.
8.Повезло же вам, девчата, Вы уже счастливые, Потому что мы у вас, Самые красивые
9.Разрешите, гармонист, С вами познакомиться, У меня корова есть, И картошка водится.
10. Гармонистов стало мало, Гармонистам всем почет, Даже в Красную их книгу, Записали б на учет.
14. Ответ девчат. Как хотела меня мать да за первого отдать. Деревенька моя, деревянная дальная.
15. Год от года крепло хозяйство крестьян. В 1847 году начало работать одноклассное приходское училище. Дети начали ходить в школу. Справка о школе: В 2017 году - школьному образованию на селе исполнилось 170 лет. Оно прошло с одноклассного приходского училища до среднего полного образования. 1901 – 1918 гг. – церковно - приходская школа при тюрьме. 1918 – 1936гг. – начальная школа. 1937 – 1944 гг. – начальная средняя школа 7 классов. 1945 – 1953 гг. – 8 –ми летняя школа. 1953г. – восьмилетняя преобразовалась в среднюю школу. Первый выпуск в 1955 году. С 1977 года мы учимся в новом здании школы. Наши выпускники разлетелись по всем уголкам нашей необъятной Земле: Белоруссия, Иордания, Петропавловск – Камчатский, Санкт – Петербург, Москва, Кемерово, Иркутск, Братск, Усолье – Сибирское… многие выпускники живут и работают в нашем селе. В школе работали выпускники Позднякова В.П., Позднякова Л. И. Работают в настоящее время: Хазиева Е.Н., Колосовский Н.В., Добрынина О.В., Лутфулина Ю.В., Жильцова И.Ю., Сидорова К.М.
16. 11 декабря 1899 года родился в Александровском Централе мальчик. Его мать Кокоурова Мария Федоровна из местечка Пуховичи Минской губернии. Она была осуждена к ссылке и каторге по «Указу его Императорского величества» за участие в крестьянских волнениях в Белоруссии, в том же году, когда ее сыну не было и года, ссыльно - каторжную отправили по этапу в Горный Зерентуй. Все прелести тюремной жизни испытал и ее сын, матери пришлось отдать его в детский приют, где его усыновил фельдшер тюремной больницы Пляскин Яков Васильевич и его жена Татьяна Ивановна. Мальчик – Василий Пляскин рос, учился. Когда Василию исполнилось восемь лет, погибли его приемные родители. Сколько перенес трудностей, невзгод. Стал военным. Война все изменила. Генерал, начальник Генерального штаба Сталинградского фронта. После войны жил в Москве. Приезжал в Иркутск, побывал в тех местах, где родился и рос. 18 июня 1986 года Василия Яковлевича не стало. «Я люблю Иркутск, Забайкалье, где пролетело мое босоногое детство. Вспоминаю окружавших меня хороших людей, которые помогли встать на твердую почву…»
17. Сегодняшний день нашего села – это жизнь детей, внуков, правнуков тех, кто строил село, делал доброе дело, отстаивал свободу от всякой нечестии в годы Гражданской войны, отстаивал независимость в годы Великой Отечественной войны. Наше село древнее, историческое, красивое, но память о прошлом уводит нас постоянно. Наша память в сердцах наших предков, которые звучат в названиях распадков, урочищ, долин, падей… На карте сельских угодий можно прочитать имена: Зубкова, Тинина, Колосовская, Черкасиха, Молдованиха, Бархатова, Козлова, Холодная… Прошлое живет в нас. Без него нет настоящего и будущего. Беречь прошлое, значит думать о будущем.
18. Ты стоишь громадный слитый, На болоте не меж скал. Так когда – то знаменитый Александровский Централ. Толщина стены кирпичной, До сих пор еще крепка. Да, тюрьмой ты был отличной, И крепка была она. Сколько жизней, сколько праха, Было видано тобой, Слава всем, не знавшим страха, Кто играл со своей судьбой…
19. Где – то за широкими холмами, Между невысоких гор и скал, Открылся перед нашими глазами Старинный Александровский Централ. Стоит почти две сотни лет, Старик, измученный природой. И солнце жгло, и дождик капал в след, И ветер обходил его дорогой. Гордимся мы его судьбой. Ведь он стареет, держится веками. Подходишь, сердце ойкнет «Ой!» И старика потрогать хочется руками. Где – то за широкими холмами, Между невысоких гор и скал, Открылся перед нашими глазами Старинный Александровский централ.
20.Есть такие места в необъятной стране, Что на картах не сыщешь. По – особому небо, здесь кажется синим, По – особому пахнут здесь сосны. Это место, где ты появился и рос, Называют частенько провинцией. Только места прекраснее нет - И всегда оно будет единственным.
21. Песня «Александровск» в исполнении вокальной группы ДК «Александровский»
22. Выступление односельчан, приглашенных.
23.Звучит песня «Изгиб гитары…» Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
24. Фото на память. Экскурсия по музею.
Деревенька моя, деревянная дальняя
Знаменитый Александровский централ
МБОУ «Александровская СОШ» с 1977г.
Уголок в музее, посвящен Александровскому централу.