Доклад «Игорь Васильевич Курчатов в работах по размагничиванию кораблей и подводных лодок, защиты от магнитных мин во время Великой Отечественной войны»
Автор публикации: Д. Милькова, ученица 6К класса
Конкурс «Наука в лицах»
Доклад на тему «Игорь Васильевич Курчатов в работах по размагничиванию кораблей и подводных лодок, защиты от магнитных мин во время Великой Отечественной войны»
Автор: Милькова Дарья,
Ученица 6К курчатовского класса
МБОУ «Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов»
Оглавление
Игорь Васильевич Курчатов
Родился великий ученый в Уфимской губернии в поселке Симский Завод 8 января 1903 года.
Отец физика был помощником лесничего, а с 1908 года семья Курчатовых стала жить в Симбирске. Здесь Иван Васильевич поступил в Симбирскую гимназию.
В 1912 году семья Курчатовых переезжает жить в Крым, и Иван Васильевич поступает учиться в гимназию в Симферополе, которую оканчивает на золотую медаль. Далее он поступает на физико-математический факультет в Таврический университет на математическое отделение. Оканчивает его досрочно и в 1923 году будущий великий ученый уезжает в Петроград. В Петрограде Иван Васильевич поступает сразу на 3-й курс в Петроградский Политехнический институт на кораблестроительный факультет. В этом же году великий физик начинает работать в геофизической обсерватории в Слуцке (сейчас Слуцк называют Павловском).
Академик Абрам Федорович Иоффе в 1925 году приглашает будущего великого ученого в Ленинград в физико-технический институт научным сотрудником. Иван Васильевич постепенно получает повышение, а в августе 1943 года становится заведующим отделом.
Курчатов работает в области диэлектриков и полупроводников, пишет много статей и выпускает труды. В 1934 году степень доктора физико-математических наук была присуждена великому физику. Звание профессора ему присудили в 1935 году.
Иван Васильевич Курчатов в конце 1932 года приступает к исследованиям в области ядерных изменений и радиоактивности. В итоге под руководством Ивана Васильевича Курчатова в 1940 году в результате исследований обнаружилось открытие самопроизвольного деления урана.
В те годы, когда шла Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) Курчатов вместе с другими ученными выполнил много работ по защите кораблей от мин, внедрения способов размагничивания кораблей, за что получил Сталинскую премию 1-й степени.
Также Курчатов во время войны работал над созданием бронезащитых материалов для самолетов и танков.
В 1942 году Сталин подписывает указ о продолжении работ в области ядерной физике. Курчатов назначается руководителем и создает свою лабораторию. Под руководством Курчатова Ивана Васильевича создается циклотрон и атомный реактор, а в 1949 году появится первая атомная бомба в СССР.
Великий физик удостоен пятью орденами Ленина, тремя званиями Героя Социалистического Труда, был лауреатом Сталинской и Ленинской премий.
Умер Иван Васильевич скоропостижно в 1960 году 7 февраля, похоронили великого ученого на Красной площади в Москве в Кремлевской стене за Мавзолеем В. И. Ленина.
В своём докладе я расскажу о разработке специальных станций по размагничиванию кораблей и подводных лодок и их защиты от магнитных мин во время Великой Отечественной войны.
В начале Великой Отечественной войны Курчатов обратился к руководству института с просьбой отпустить его на фронт. Поэтому он перешёл в лабораторию профессора А.П. Александрова, под руководством которого научный коллектив занимался важнейшей проблемой – разработкой защиты кораблей от магнитных мин.
В связи с активным применением противником мин данного образца в Научно-техническом комитете ВМФ (далее – НТК) были созданы группы по проведению размагничивания, в состав которых входили специалисты НТК ВМФ и ЛФТИ. Группу, предназначенную для работы на Черноморском флоте, возглавил Климов И.В.
2 июля 1941 г. начался монтаж размагничивающих устройств системы ЛФТИ на четырех базовых тральщиках («Гарпун», «Взрыватель», «Щит», «Трал»). В работе, помимо группы НТК, принимали участие специалисты технического отдела Черноморского флота, Севастопольского морского завода, электромеханических мастерских. Через несколько дней, 8 июля, к ним присоединилась группа сотрудников ЛФТИ. В итоге, к 1 августа был закончен монтаж устройств на трёх эсминцах, четырёх тральщиках, проводились работы ещё на 15 кораблях.
В августе 1941 года Курчатов вместе с Александровым и группой сотрудников уехал в Севастополь, где уже работала часть учёных.
Анатолий Петрович предложил защищать суда от магнитных мин путем размагничивания кораблей. Идея была простой: по всему периметру судна прокладывались специальные обмотки с током, магнитное поле которых компенсировало магнитное поле самого корабля. Вражеские магнитные мины обычно настраивались па вертикальную составляющую магнитного поля корабля.
Технология размагничивания корабля основана на принципе противоположной полярности, которая нейтрализует магнитное поле корабля. Для этого используются специальные катушки. Методика позволяет избежать и негативного воздействия на компасы и другие электронные приборы на борту. Процедура размагничивания проводится перед выходом корабля в открытое море и по возвращению в порт.
Размагничивание корабля является важным шагом для обеспечения безопасности плавания и предотвращения взрывов на дне моря. Без этой технологии суда могут столкнуться с серьезными проблемами, связанными с магнитными полями.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
При размагничивании магнитного материала его поле становится хаотическим и непредсказуемым, что делает его бесполезным для использования. Однако, этот принцип находит свое применение в технологиях, связанных с защитой информации, так как позволяет удалить данные с жестких дисков и других устройств хранения информации, чтобы предотвратить их восстановление.
Через некоторое время Александров А.П. убыл на Северный флот, проведение работ возглавил Курчатов И.В. Во время работы в Севастополе ярко проявились организаторские качества Курчатова.
Эксплуатация размагничивающих устройств выявила отдельные недостатки: пришлось заниматься улучшением конструкции защитных кожухов, переносить уже смонтированное оборудование с бортов на палубу. Масштабные мероприятия проводились в условиях налетов авиации противника, нехватки оборудования, которое приходилось изготавливать на месте.
Несмотря на все сложности, к 1 ноября 1941 г. размагничивающими устройствами были оборудованы основные силы Черноморского флота: комиссией штаба флота принято 44 корабля и судна. Как вспоминают участники событий, первоначально метод вызвал некоторое недоверие у моряков, но уже вскоре сложилась присказка: «Перед тем, как в бой идти, побывайте у ЛФТИ».
Учеными ЛФТИ под руководством И.В. Курчатова была продолжена работа по дальнейшему совершенствованию метода. В частности, возникла проблема размагничивания подводных лодок, к которым были неприменимы устройства ЛФТИ, а также необходимость проведения уничтожения постоянных продольного и поперечного намагничивания кораблей, уже оборудованных размагничивающими устройствами.
Р исунок 1. – Безобмоточный способ размагничивания корабля
Совместно с англичанами были проведены опыты по безобмоточному размагничиванию тральщика и подводных лодок (рисунок 1). После убытия союзников работы по внедрению метода проводились группой И.В. Курчатова. В конце августа 1941 г. была оборудована первая в Советском Союзе станция безобмоточного размагничивания кораблей («плавстанция № 1», позднее – «СБР-1»). 30 августа Курчатовым И.В., Лазуркиным Ю.С. и Ткаченко Б.А. было проведено первое самостоятельное безобмоточное размагничивание подводной лодки С-34, 1 сентября – безобмоточное уничтожение постоянного продольного намагничивания крейсеров «Молотов» и «Ворошилов».
Метод безобмоточного размагничивания подводных лодок, малых кораблей и судов был признан успешным и нашел широкое распространение на советском флоте. Всего в период с 30 августа по 1 ноября на СБР-1 было размагничено 50 кораблей.
Помимо основной деятельности, Курчатов И.В. уделял большое внимание обучению флотских командиров: читал лекции, вместе с коллегами подготовил «Правила и нормы размагничивания кораблей». Все свои знания и опыт Курчатов отдавал обороне города. По его инициативе создается первый баржевый электромагнитный трал для подрыва вражеских мин.
В ноябре 1941 года враг вплотную подошел к Севастополю. Командование решило эвакуировать ученых в порты Кавказа. Грузились под бомбежкой, во время атаки неприятельских кораблей. Вместе с другими Курчатов выехал в Поти. Начался новый организационный период. Ученый разъезжает по Кавказскому побережью, организуя практическую помощь фронту. В 1942 году за работы по противоминной защите А. П. Александрову, И. В. Курчатову вместе с группой других учёных присуждается Государственная премия. Созданная ими «система ЛФТИ» была установлена на более чем 100 кораблей и обеспечила полную защиту от немецких магнитных мин.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Вполне вероятно, что именно эксперименты с советской технологией размагничивания кораблей на американском флоте породили городскую легенду о т.н. «Филадельфийском эксперименте». Филадельфийский эксперимент – легенда о том, что американские учёные осуществили секретный план по телепортации корабля в порту Филадельфии. Согласно легенде, позже корабль вернулся обратно. Однако эксперимент привёл к серьёзным последствиям для членов экипажа, таким как психические болезни и физические увечья необъяснимой природы.
В 1942 г. в адрес инженер-контр-адмирала Исаченкова Н.В. было направлено ходатайство за подписью вице-президента АН СССР Иоффе А.Ф. о награждении Курчатова И.В. и его сотрудников медалями «За оборону Севастополя».
Технология размагничивания была использована также на кораблях стран-союзниц антигитлеровской коалиции, включая США и Великобританию. Множество моряков США и Великобритании сохранили свои жизни благодаря труду советских физиков.
В декабре1942 г. Игоря Васильевича отозвали с Черноморского флота. По решению правительства физиков-атомников стали отзывать с фронтов для организации широких работ по расщеплению урана.
В дальнейшем под руководством и при непосредственном участии Игоря Васильевича Курчатова были разработаны первая советская атомная бомба (1949 г.), первые в мире термоядерная бомба (1953 г.) и промышленная атомная станция (1954 г.). Он стал не только научным руководителем советского атомного проекта, но и одним из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. За выдающиеся заслуги перед страной он стал трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и четырех Сталинских премий.
Технология размагничивания продолжает использоваться и в настоящее время. Например, она применяется в гражданском судостроении для защиты кораблей от магнитных полей, создаваемых мощными электрическими установками и другими электронными приборами.
Важность подвига советских физиков, сумевших разработать технологию размагничивания кораблей, нельзя переоценить. Сегодня можно с уверенностью сказать, что это стало одним из ключевых факторов, который позволил союзникам победить во Второй мировой войне. И все это благодаря труду советских физиков, которые не только спасли множество жизней, но и оказали неоценимую помощь в разгроме немецких войск.
Система защиты кораблей от магнитных мин (https://www.osnmedia.ru/1000/sistema-zashhity-korablej-ot-magnitnyh-min)
Работы по размагничиванию кораблей (http://www.v-ratio.ru/fiziki/88-razmagnichivanie.html)
Рузаев С.В. «Игорь Васильевич Курчатов. Музей обороны Севастополя» (https://sevmuseum.ru/scientific-activity/article/litsa-goroda/igor-vasilevich-kurchatov)