Доклад по результатам исследования: «Царев курган: от бережного наследия предков к современным вызовам сохранения. Природные памятники Волги»
Автор публикации: А. Артешина, ученица 11 класса
Доклад по результатам исследования:
«Царев курган: от бережного наследия предков к современным вызовам сохранения. Природные памятники Волги»
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Педагог | Куликова Ирина Геннадьевна |
2. | Категория | Высшая педагогическая |
3. | Образовательное учреждение | МБОУ «Гимназия «Перспектива» г.о. Самара |
4. | Конкурс | III Всероссийский конкурс на лучший доклад «Памятники природы России» |
5. | Ресурс | Доклад |
6. | Название ресурса | «Царев курган: от бережного наследия предков к современным вызовам сохранения. Природные памятники Волги» |
7. | Назначение ресурса | Исследовательская работа |
8. | Автор | Артешина Анна |
9. | Класс | 11 |
10 | Тема | «Царев курган на Волге: жить, как предки, сообразно природе» |
11 | Основной посыл (ключевая идея) | Наши предки, жившие в согласии с природой, сумели сохранить уникальные ландшафты Поволжья — включая Царев курган и Волгу — на протяжении столетий. Их опыт демонстрирует: принцип соразмерности (брать у природы ровно столько, сколько необходимо); сакрализацию природных объектов (запреты, обряды, поверья как экологический регулятор); долгосрочное мышление (ответственность перед будущими поколениями). Сегодня же мы наблюдаем обратную картину: варварское отношение к природным памятникам (снос половины Царева кургана в 1950‑х годах); игнорирование экологических последствий хозяйственной деятельности; утрату культурной памяти о традиционных способах взаимодействия с природой. |
12 | Основной призыв: | Чтобы спасти Царев курган и другие природные объекты, необходимо: вернуть уважение к природе через возрождение традиционных ценностей, привлечь общество в сохранение наследия — от просвещения до волонтёрских инициатив. Соединение мудрости предков и современных экологических знаний позволит передать будущим поколениям природное богатство Самарского края. |
13. | Орфография | Авторская |
14. | Источник стихотворения | |
Доклад по результатам исследования:
«Царев курган: от бережного наследия предков к современным вызовам сохранения. Природные памятники Волги»
...Он стоит, как вопрос без ответа,
Долгий след на песке у реки.
Он не просит ни славы, ни света,
Он лишь смотрит сквозь годы и сны...
Д. Соколов. Безмолвный свидетель
Аннотация
Край, где волжские просторы встречаются с горными вершинами, где леса шепчут древние легенды, а реки несут память столетий — Самарская земля, край несметных природных богатств: от величественной Самарской Луки до живописных Жигулёвских гор, от могучей Волги до стремительных вод Самары и Сока.
Но не только природа делает этот край уникальным. Более 150 народов, проживающих здесь, создали неповторимую культурную палитру региона. Их фольклор — сказки, легенды, предания — хранит мудрость поколений о том, как жить в гармонии с природой.
Сегодня эта гармония под угрозой: экологические проблемы ставят под удар природное наследие. Как заставить общество увидеть эти угрозы?
Мы предложили решение: мини‑проект, который сплетает воедино историю и культурное наследие края (сказки, предания), его природное богатство (уникальные объекты) и современные экологические вызовы.
Задача проекта: напомнить, что сохранение природы - обязанность каждого, кто ценит наследие прошлого и думает о будущем.
Структура доклада
Введение
1.Водные запреты и обряды: экологическая мудрость народов Самарского края
2.Исследовательская работа как инструмент экологического просвещения
2.1. Царев курган: информационная характеристика природного объекта
2.2. Царев курган: страницы истории;
2.3. Царев курган: экологические особенности и вызовы сохранению
Заключение
Список источников

Введение
Русская земля поражает своей красотой: величественные горы, бескрайние поля, полноводные реки, густые леса. Это природное богатство дошло до нас сквозь века — благодаря мудрому отношению к окружающему миру наших предшественников. Испокон веков народы Самарского края жили сообразно природе, в гармонии с ней, глубоко понимая её законы и бережно относясь к её дарам. Потому что жили, в согласии с природой и пониманием ее. Бережное, трепетное отношение к природе позволила нам, людям XXI столетия, любоваться живописными пейзажами Жигулёвских гор, проводить время на очаровательных волжских берегах и слушать мелодичное пение редких птиц. Но сумеем ли мы передать это великолепие будущим поколениям? Вот вопрос, не терпящий отлагательства.
Ведь с каждым годом экологические проблемы приобретают всё более острый характер. Печальная реальность: каждые две секунды на планете исчезает участок леса, сопоставимый по площади с футбольным полем. Это ведёт к безвозвратной утрате множества видов флоры и фауны. Научные прогнозы неутешительны: при сохранении нынешних темпов антропогенного воздействия к 2050 году скорость вымирания живых организмов может возрасти в тысячу раз по сравнению с современными показателями [1, с. 234]. Загрязнение почв и атмосферы, исчезновение водоёмов, обмеление рек, сокращение лесных массивов, разрушение горных ландшафтов – эти проблемы актуальны и для Самарского региона. И во многих случаях причиной этих процессов становится деятельность человека. Безразличие и потребительское отношение к природным ресурсам несут серьёзную угрозу.
Сталкивались ли с подобными проблемами коренные жители Самарского края? Обладали ли они особыми знаниями по взаимодействию с природой? Эти вопросы легли в основу моего исследования.
Цель работы: На примере Царева кургана выявить механизмы традиционного природопользования народов Самарского края, обеспечивающих сохранность природных объектов, предложить меры по защите памятника природы
Задачи работы:
- проанализировать исторические практики взаимодействия народов Поволжья с природой (на материале фольклора, этнографических данных, архивных источников).
- оценить современное экологическое состояние Царева кургана и выявить ключевые угрозы его сохранности;
- сопоставить принципы природопользования предков (гармония, умеренность, сакрализация природы) с современными подходами;
- предложить средства привлечения внимания к экологическим проблемам и охране природных памятников региона.
Гипотеза работы: сохранение природного богатства Самарского края стало возможным благодаря уважительному и бережному отношению к природе, присущему нашим предкам.
Обзор источников:
В работе использованы исторический и экологический подходы. Информационную базу составили научные публикации и результаты анкетирования участников театральной студии.
Для анализа исторического контекста привлечены энциклопедия А. В. Богачёва «Археология Самарского края» и книга Л. В. Храмкова «Введение в самарское краеведение». При изучении экологических аспектов использованы энциклопедия А. Е. Чижевского «Я познаю мир: экология», монография Л. И. Брославского «Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии», актуальные интернет‑ресурсы.
1. «Водные запреты и обряды: экологическая мудрость народов Самарского края»
На территории Самарского края исторически проживали представители множества этнических групп — русские, татары, удмурты, мордва, чуваши, калмыки, казахи и другие народы. Всех их объединяло глубокое, пронизанное мудростью отношение к окружающему миру: природа воспринималась не как ресурс, а как нечто священное, требующее трепетной заботы.
С древнейших времён природные силы обожествлялись: им воздавали почести, посвящали обряды и праздничные ритуалы, воспевали в фольклоре. Человек осознавал себя неотъемлемой частью мироздания и проявлял благоговейное уважение ко всем проявлениям живой природы.
Неписаный кодекс предков гласил: жить по совести и в гармонии с природой. Этот нравственный принцип, свойственный всем поволжским народам, формировал основы их быта и мировоззрения.
Природа одушевлялась: ей присваивали личные имена, словно близкому родственнику. Землю величали «матушкой», лес — «батюшкой». Топонимы нередко заимствовали из животного и растительного мира: названия населённых пунктов происходили от имён зверей, трав и деревьев.

Традиционные поселения возникали вдоль волжских берегов и других водных артерий региона. К воде относились с особым пиететом: поддерживали чистоту рек и их прибрежных зон, почитая Волгу как «матушку». В фольклоре разных народов река обретала иные имена: в татарских сказаниях — Итиль, в чувашских — Атыл.
Водные объекты окружал свод сакральных запретов, многие из которых имели экологический смысл. Например, запрещалось плевать в воду или произносить бранные слова у водоёмов — это приравнивалось к оскорблению божества. Или в начале лета вводился запрет на купание, что совпадало с периодом нереста пресноводных рыб.
Вода служила и средством врачевания. Народные целители использовали настои трав, нагретые до парообразного состояния, полагая, что они способны изгонять недуги. Широкое распространение получили водные процедуры: обтирания, обливания, закаливание.
Самарский край богат святыми источниками, охрана которых подчинялась особым правилам. На прилегающих территориях регламентировался сбор грибов, ягод, чтобы не нарушить природный баланс и не допустить исчезновения источника, вокруг источников высаживали деревья, что способствовало поддержанию полноводности источников, у родников оставляли посуду для путников, воплощая традицию гостеприимства и заботы о ближнем.
Эта культура бережного отношения к водным святыням сохраняется и в наши дни: местные жители стараются продолжать следовать заветам предков, оберегая природные дары для будущих поколений.

2. Исследовательская работа как инструмент экологического просвещения
В рамках исследовательской деятельности среди участников театральной студии было организовано анкетирование. Основной фокус опроса — поиск способов содействия сохранению природы Самарского края. Как привлечь общественное внимание к актуальным экологическим проблемам региона?
По итогам анкетирования был разработан мини‑проект под названием «Экологическая мудрость народов Самарского края в преданиях». Его суть заключалась в следующем. Каждый участник выбрал конкретный природный объект региона. Изучил его современное экологическое состояние, выявляя существующие проблемы. Провел поиск фольклорных материалов (сказок, легенд, преданий), связанных с выбранным объектом. Оформил исследование — художественное повествование о природном объекте с обращением к читателям с информацией об экологических вызовах, стоящих перед этим объектом.
В качестве объекта исследования мной был выбран Царев курган — выдающийся памятник природы Самарского края. В процессе работы подготовлены информационная справка (общие характеристики объекта); историческая справка (значимые события, связанные с курганом); анализ экологической ситуации (актуальные угрозы экосистемы).

2.1. Царев курган: информационная характеристика природного объекта
Возвышаясь над величавой Волгой, Царев курган предстаёт одним из самых впечатляющих природных символов Самарского края. Этот уникальный ландшафтный объект, окутанный множеством старинных сказаний, по праву считается настоящей визитной карточкой региона. Объект имеет статус — памятник природы регионального значения, входит в комплекс Жигулёвских гор, формируя живописные Жигулёвские ворота. Площадь территории — 13,7 га, высота — первоначальная достигала – 115м, сегодня – едва доходит до 100м.
С западной стороны кургана находятся святые источники, рядом расположен храм Рождества Христова. Особо почитается источник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», привлекающий паломников — он оборудован купелью, есть возможность набрать животворящей воды. С вершины открывается панорамный вид на волжские просторы, у подножия кургана река Сок впадает в Волгу, неподалёку расположено село Большая Царевщина и раскинулся Царевщинский сосновый бор.
В историческом прошлом Царев курган нередко именовали «стражем парадного входа главной улицы России», подчёркивая его знаковое положение в природном ландшафте региона.

2.2. Царев курган: страницы истории
Царев курган — не просто природный объект. Он молчаливый свидетель многовековых событий. Его склоны помнят гулкие шаги кочевых орд, казацкую вольницу, неспешно проплывавшие волжские суда, суету бурлацких артелей и революционные сходки.
Историческая значимость места подтверждается свидетельствами о визитах известных личностей. С высоты кургана обозревал окрестности Пётр I. в мае 1890 года вершину посетил молодой Владимир Ульянов, в ту пору проживавший в Самаре и готовившийся сдавать экстерном экзамены в Санкт‑Петербургский университет. С этим местом связаны имена выдающихся деятелей культуры — Тараса Шевченко, Максима Горького, Ильи Репина, Александра Ширяевца.
Народные предания сохранила несколько версий возникновения этого природного памятника
Согласно легенде о Тамерлане, курган возник благодаря войску Тамерлана. Перед решающим сражением полководец повелел каждому воину принести на выбранное место по камню. Со временем нагромождение камней образовало холм, ставший предвестником нынешнего кургана.
Предание о Петре I утверждает, что во время Азовского похода Пётр Первый посетил это место и собственноручно установил на вершине крест. Сегодня на кургане возвышается позолоченный крест, который служит ориентиром для путешественников и придаёт ландшафту особый облик.
Замечательный природный памятник - Царев курган соединяет в себе природную красоту и богатое историческое наследие, оставаясь местом, где оживает прошлое.
наука
2.3. Царев курган: экологические особенности и вызовы сохранению
Хотя народные легенды живописно объясняют происхождение Царева кургана, современная геология даёт строго научное толкование его возникновения. Этот природный объект представляет собой фрагмент некогда единого горного массива Жигулей, отделённый от основной гряды реками Волгой и Сок.
Свидетельством является геологическая история кургана. Возраст формирования этого геологического объекта насчитывает порядка 300 миллионов лет. В ту далёкую эпоху территория, где сейчас возвышаются горы, находилась под толщами древнего моря. Минеральный состав кургана полностью идентичен породам Сокольих и Жигулёвских гор, что подтверждает их общее происхождение. На склонах кургана отчётливо прослеживаются слои горных пород, содержащие окаменелости вымерших морских организмов: морских лилий, морских ежей, мшанок, плеченогих, различных видов моллюсков.
Эти находки свидетельствуют о том, что местные горы входят в число древнейших геологических образований европейской части России.
Несмотря на неоспоримую научную и историческую ценность Царева кургана, его сохранность оказалась под угрозой из‑за антропогенных воздействий человека. В начале 1950‑х годов, в ходе строительства Куйбышевской ГЭС, было принято решение использовать курган как источник строительного камня. Это привело к катастрофическим последствиям: утрачена верхняя часть кургана и высота объекта сократилась вдвое по сравнению с первоначальными параметрами.
Подобные действия демонстрируют пример неграмотного, экологически недальновидного подхода к использованию природных ресурсов. В результате курган лишился былого величия и частично утратил свою уникальную геологическую ценность.
Учёные неоднократно выдвигали предложения по восстановлению первоначального облика Царева кургана. Однако специалисты сходятся во мнении: воссоздать памятник природы в его изначальном виде сегодня практически невозможно. Это подчёркивает необходимость более ответственного отношения к этому и остальным природным объектам, имеющим непреходящую научную и культурную ценность. И с болью читаются строки поэта Виталия Ревякина, написанные в мае 2004 г. в поселке Волжский на Царевщине.
Царёв Курган
Стою на Царёвом Кургане — На том, что осталось теперь…
Века пронеслись в урагане, Оставив нам горечь потерь.
Остался фрагмент — без макушки, По центру изрытый карьер.
История — будто игрушки, Как много в ней личных карьер.
Легенды гласят, не снимая Завес многих тайн той поры:
Здесь будто могила Мамая — Монгола Сарайской Орды.
Тимур-Тамерлан здесь приветил На златом расшитой парче,
Разгром Тохтамыша отметил В бою на реке Кондурче.
Ермак атаманом казачьим Причаливал с Волги ладьи,
Гуляя здесь духом бродячим, Не знав ни царя, ни судьи.
Степан Тимофеевич Разин С княжной здесь венчался — удал,
Он вволю здесь набезобразил, И где-то тут клад закопал.
Здесь Пётр Великий оставил Свой след от широких ботфорт,
И крест деревянный поставил, Державой Российскою горд.
А Репин, любуясь Курганом, Своих написал бурлаков…
А Ленин, прищурясь однажды, На Русь посмотрел без оков…
Шли годы империй и строев — Оставить Курган не смогли!..
Стерев память разных героев, Как памятник не сберегли?
Стою на Царёвом Кургане — На том, что осталось теперь …
И кружит душа в урагане — И гордость, и боль от потерь.

Заключение
Уроки прошлого для будущего Волги и ее природных объектов
Моя изначальная гипотеза подтвердил: традиционные практики народов Самарского края демонстрируют глубоко осмысленный подход к взаимодействию с природной средой. Наши предки руководствовались неписаными законами, которые жёстко регламентировали объём и способы использования природных ресурсов. Это не было слепым следованием обычаям — за ними стояло чёткое понимание взаимосвязей в природе и осознание, что любое необдуманное вмешательство способно запустить разрушительные процессы.
Традиционное мировоззрение формировало принцип соразмерности: человек брал от природы ровно столько, сколько необходимо для жизни, не нарушая её баланса. Культурные нормы выступали естественным регулятором природопользования: запреты, обряды и поверья фактически выполняли функцию экологических ограничений. Бережное отношение к природе было не просто этической нормой, но и практическим знанием, выработанным поколениями.
Сегодня, когда экологические проблемы приобретают глобальный масштаб, особенно важно не утратить накопленный предками опыт гармоничного сосуществования с природой, переосмыслить традиционные практики через призму современных экологических знаний, передать это наследие следующим поколениям как основу ответственного природопользования.
Таким образом, сохранение природного богатства региона — это не только задача экологов и властей, но и нравственный долг каждого из нас. Обращаясь к мудрости предков, мы получаем ключ к решению современных экологических вызовов и гарантию того, что будущие поколения смогут наслаждаться теми же природными сокровищами, которые доступны нам сегодня.
Список используемой литературы:
1. Брославский, Л.И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии: монография / Л.И. Брославский. - Москва: Изд-во «Научная мысль», 2016. – 369с.
2.Богачев А.В. Археология Самарского края энцикл. слов.: монография / А.В. Богачев; М-во культуры Самар. обл., Администрация гор. округа Самара [и др.]. - Самара: Самар. муницип. ин-т упр., 2022. - 335 с.
3. Киселева Н.Ю. Национальные экологические традиции и их изучение // Экология и культура. - 2020. - №1. - С.28-37.
4. Скрипник, А. А. Традиционные народные знания / А. А. Скрипник.- Москва: Изд-во Собос, 2020. –95с.
5. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение: учеб.пособие / Л.В. Храмков.- Самара: НТЦ, 2023. - 354 с
6. Чижевский, А.Е. Я познаю мир: экология / А.Е. Чижевский.- Москва: Изд-во «АСТ», 2023. – 410с.
Интернет – ресурсы:
- Народы Самарской области: национальности, традиции
https://autogear.ru/article/278/146/narodyi-samarskoy-oblasti-nazvaniya-traditsii-kostyumyi/
- Самарское экологическое краеведение
http://lib.sseu.ru/sites/default/files/2017/04/kraevedenie_sayt.pdf