Сочинение «Дорога к счастью… (рецензия на роман и фильм Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней»)»

1
0
Материал опубликован 20 November 2018

Автор публикации: Ч. Чимитдоржиева, ученица 11 класса

Лучшие аналитические материалы

Чимитдоржиева Чимита Тумэновна

ученицы 11- класса МБОУ «Тугнуйская СОШ»,
руководитель Чимитдоржиева Марина Заятовна,
учитель русского языка и литературы

Дорога к счастью…

(рецензия на роман и фильм Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней»)

Аннотация: в данной рецензии рассматриваются особенности романа Чбоски в сопоставлении с его одноименным фильмом. Особое внимание автор рецензии уделяет освещению проблем в жизни подростка в современном мире, указывая пути выхода из жизненного тупика.

Весь мир – театр, а люди в нем – актеры…

Уильям Шекспир

Существует относительно небольшое количество современных молодёжных книг, которые стали бестселлерами. Одной из таких книг и является роман Стивена Чбоски под названием «Хорошо быть тихоней». Эта книга была выпущена ещё в 1999 году, при этом очень быстро она стала необычайно популярной, то есть стала бестселлером. Более того, в 2007 году об этом романе писали в New York Times, что подростки передают экземпляры книги друг другу как «горячую картошку». Позднее автором романа был написан сценарий, по которому вскоре сняли одноимённую ленту, появившуюся на экранах кинотеатров в 2012 году.

Великий английский режиссёр Альфред Хичкок однажды сказал: «Фильм – это жизнь, с которой вывели пятна скуки». Действительно, истинно хорошее кино притягивает, завораживает, удивляет, заставляет нас задуматься над происходящими в жизни человека явлениями. Также как книга для писателя, музыка для композитора или картина для художника, кино для режиссёра – это особый способ выражения своих собственных мыслей, чувств и желаний.

Фильм «Хорошо быть тихоней» - это не просто экранизация одноименного романа, написанного Стивеном Чбоски, но, прежде всего, подростковая драма, которая рассказывает о процессе взросления и прощании с детскими иллюзиями. Основная идея фильма – это поиск путей преодоления разных подростковых проблем и, как результат, осознание своего места в суровом взрослом мире. События картины происходят в самом начале 90-х годов XX столетия в колледже Питтсбурга. Главный герой – замкнутый в себе, 15-летний стеснительный подросток Чарли, который не пользуется особой популярностью среди сверстников в колледже. В своей и так не легкой жизни парень должен будет столкнуться с крайне сложными вопросами и проблемами. Когда его друг Майкл покончил с собой, Чарли приходится учиться самоопределяться, находить людей, с которыми он сможет общаться, и найти общество, в котором сможет найти самого себя. Наивного и растерянного паренька берут под свое крыло старшие студенты, которые, в конце концов, показывают ему реалии современного мира, в котором перемешано и секс, и насилие, и наркотики. Чарли взрослеет, он видит мир совсем иначе, изменяются его взгляды и суждения, он переживает свою первую любовь, создает новый круг своего общения.

Общеизвестно, что удачный сценарий – половина успеха фильма, а неудачный – гарантия его провала. Знаменательно, что автором как книги, так и сценария, является одно лицо – Стивен Чбоски, который также стал и режиссером фильма. Нужно отметить, что между текстом произведения и сценарием фильма отмечаются значительные расхождения. Различия легко объяснимы теми определенными подходами автора к раскрытию основного замысла.

Для художника-писателя важно было показать причины депрессии и одиночества подростка в современном мире, раскрывая актуальные для нашего времени вопросы, такие как употребление наркотиков и спиртного, внебрачная беременность, гомосексуализм и др. Именно поэтому автор романа обращается к жанру эпистолярного романа, представляющему собой письма главного героя к неизвестному лицу. Стиль писателя, форма обращения в письмах невольно наводят на мысли, что в роли этого неизвестного может выступить любой, кто открывает страницы романа, т.е., таким образом, автор обращается непосредственно к самим читателям. Роман, согласно композиции, представляет собой четыре части и эпилог. «Каждая часть кончается тем, что главный герой на каникулах, а новая часть начинается с того, что он снова идет в школу. В эпилоге Чарли снова пишет письмо, последнее, в котором он прощается с адресатом, анализирует события всего романа и рассказывает о планах на будущее… Всего Чарли написал пятьдесят два письма. Он писал в среднем раз в неделю» [1, стр. 2]. Благодаря удачно выбранному жанру роман «Хорошо быть тихоней» получился очень лиричным, при этом особую благодарность стоит выразить автору именно за то, что книга написана «письмами» главного героя: такая манера написания намного глубже погружает читателя в эмоции и переживания Чарли, в его богатый внутренний мир.

Для художника-сценариста задача была продиктована самим видом искусства: кинематограф, обладая огромной силой воздействия на своих зрителей, является своеобразным мотивом, побудительным действием к активному вмешательству в свою жизнь и изменению её к лучшему на пути к идеалу. Многочисленные психологические детали, подробности, определенно «жесткие» в своей реалистичности сцены употребления наркотиков, спиртного и последствий этого сценаристом деликатно опускаются, затушевываются, отчего фильм получился более светлым, «мажорным», но при этом особо не нарушается логика повествования истории подростка, раскрытая в романе. Стоит отметить, что именно в этом ключе, сценарист задал тон и характерам главных героев фильма. В кинокартине взаимоотношения в семье более ровные и демократичные, в то время как в романе мы отмечаем, что не все так просто в их жизни. Герой здесь острее испытывает свое одиночество: брат увлечен игрой в футбол, учится вдали от дома; сестра решает личные проблемы в бурном романе с парнем старше её; отец постоянно в напряженной работе и в короткие минуты отдыха расслабляется перед телевизором, а мама занята домашними хлопотами. Погружаясь в описание жизни семьи, невольно задумываешься о том, что по существу мы все актеры, играющие определенные роли каждый день. Порой нам приходиться носить маски на лице, лишь бы наше положение в обществе, наши с трудом созданные отношения не пострадали. Порой тяжело открыться людям, стать полностью беззащитным, обнажив свои истинные чувства, и вот на помощь приходят маски. Вспомним, как Патрик объясняет Чарли в одном из эпизодов романа: «Есть правила, которым нужно следовать, не потому что хочется, а просто, потому что нужно». И как удобно, что можно не задумываться о своих поступках, а просто следовать раз и навсегда выбранной роли. А так ли это просто, если твоя жизнь, то, к чему ты привык, переворачивается с ног на голову? Как пережить, если рвутся единственно теплые связи: прерывает свою жизнь самоубийством твой лучший друг, уходит из жизни любимая тетя Хелен в результате дорожной аварии? Подростку-интроверту, наделенному особой чуткостью и эмоциональностью, трудно отделить реальность от его размышлений и выводов. Именно поэтому Чарли, герою романа, труднее найти точку опоры, труднее не винить себя в происходящем рядом, труднее найти свое место в жизни, чтобы идти дальше. Так и в фильме главному герою очень трудно самоутвердиться в новом школьном сообществе, где соблюдается определенно жесткая иерархия групп. Есть группа популярных учащихся - это те, кто заправляет миром; а также существуют изгои, лузеры, слабаки, которые никак не вписываются в общепринятые стереотипы, которых не замечают в школьных коридорах и классах, над которыми могут потешаться и издеваться «популярные». Именно поэтому фильм по роману получился правдоподобным, жизненно правдивым: вечеринки, больница, издевательства, драка, снег, плохо освещенный туннель, по которому мчится автомобиль с тремя подростками.… Всё, как это было или будет в жизни каждого подростка.

Нужно отдать должное, что при просмотре фильма невольно заряжаешься особой положительной энергетикой, определенным чарующим настроением, что вызвано, безусловно, хорошей работой сценариста, режиссера и оператора. Заслугой режиссера стала великолепная подборка актеров. Несмотря на то, что главные герои фильма «Хорошо быть тихоней» - студенты колледжа, их играют уже настоящие звезды кино. В роли Чарли – 20-летний Логан Лерман, который снимается в кино с восьмилетнего возраста. Первым его фильмом стал «Патриот» Мэла Гибсона, а самым знаменитым – «Перси Джексон и похититель молний». И в очередной раз он радует нас своим гармоничным перевоплощением в роль молодого человека с тяжелым прошлым. И в фильме, и в романе Чарли отличается от окружающих своей чуткостью, честностью, искренностью, верностью своему слову, но в начале фильма он очень подавлен, чтобы замечать свои лучшие качества. Логану Лерману прекрасно удается передать неуверенность, робость, особую деликатность своего героя, что не может вызвать зрительской симпатии к Чарли. Благодаря блестящей игре актера мы начинаем симпатизировать этому герою, с волнением следим за его становлением, переживаем в минуты его неудач и радуемся его первым победам. Роль же девушки, в которую влюблен главный герой фильма, играет Эмма Уотсон, по прозвищу «Уотсон– один дубль», так как почти всегда ее снимают за один дубль, без пересъемок. Эмма Уотсон приобрела известность благодаря серии фильмов о Гарри Поттере, но теперь она рассталась с образом маленькой волшебницы, вернувшись в реальный мир. И в новом амплуа мы забываем её прежние лавры, проникаясь особой теплотой к девушке, которая без ума от музыки и танцев. Мы заряжаемся её позитивом, искренне начинаем ценить её доброе и чуткое сердце. Не зря Чбоски-сценарист ввел в фильм сцену, в котором Сэм узнает о смерти друга Чарли, невольно начиная сопереживать немного стеснительному, но душевно привлекательному юноше. Именно она, Сэм, тихонько делится с Патриком своим страшным открытием, что Чарли очень одинок и остро нуждается в поддержке людей. С такой же теплотой мы начинаем воспринимать и колоритную фигуру еще одного героя – Патрика. Его безобидная ирония, творческие способности перевоплощения то в роль учителя труда, то в роль Фрэнка эн Фертера из мюзикла «Шоу ужасов Рокки Хоррора», будоражат наше сознание, где-то шокирует, где-то увлекает. И хотя все эти герои в фильме являются подростками с горьким прошлым и нелегким настоящим, у которых есть свои «скелеты в шкафу», мы заряжаемся их жизнелюбием, стойкостью, мужеством преодоления жизненных невзгод, искренним желанием изменить себя и свою жизнь.

Также к одним из достоинств фильма можно отнести режиссерскую находку Чбоски: своеобразные метафоры в отдельных узловых сценах фильма, связанных с туннелем. Картинами туннеля начинается наш кинофильм. Ночной туннель здесь – некий символ безысходности в жизни героя, монотонность и серость длинной вереницы бесконечных дней; с другой стороны, это и символ того, что человек в силу жизненных обстоятельств попадает в тупик, из которого, как ему кажется, нет выхода. К этой же сцене мы возвращаемся в фильме чуть позже после вечеринки, где мчимся в автомобиле с Чарли, Сэм и Патриком. В унисон звучащей музыке песни Дэвида Боуи «Герои», девушка встает в кузове и раскрывает руки, как в символически свободном полете. И впервые Чарли испытывает небывалый восторг, поднимающийся в его душе. Это и свобода от груза депрессии и заданности роли, это и возможность быть самим собой и не притворяться, что дает ему ощущение вновь зарождающейся жизни: «Я – часть вечности». Впервые Чарли следует совету своего любимого учителя: «Тебе следует быть активнее». Он с головой погружается в свою, именно «СВОЮ» жизнь: пишет сочинения, ходит на танцы и смотрит постановки мюзикла, увлекается музыкой, к которой его приобщила Сэм, переживает взлеты и падения своей любви, учится доверять и верить людям.

И в финале после всех жизненных испытаний на прочность, после отчаяния и утраты веры, герой перерождается. Чарли взрослеет, становится мудрее, перестает чувствовать себя одиноким, сидеть дома и становится социально активным молодым человеком: «…В какой-то момент ты понимаешь, что ты – не грустная история. Ты жив. И ты стоишь и смотришь на огни и на все вокруг, что заставляет тебя удивляться. И ты слушаешь эту песню и едешь по дороге с людьми, которых любишь больше всего на свете. И в этот момент, клянусь, мы – часть Вечности». И как символично воспринимаются слова школьного учителя английской литературы: «Не в каждой истории нужно искать трагедию, Чарли, и даже если она там есть, это не оправдание твоим поступкам». Также в унисон звучат слова доктора: «Мы не можем изменить то, откуда мы пришли, но можем выбрать, куда идти…».

Стивен Чбоски экранизировал свой роман и сделал это вполне достойно. Фильм стоит смотреть, но он в большей степени понравится подросткам, потому что фильм именно для них, именно о них. Фильм-метафора, роман-откровение... Остаться равнодушным после соприкосновения с произведениями Стивена Чбоски нет возможности. И нравственные уроки романа, и нравственные прозрения фильма становятся особенно актуальными и значимыми для каждого читателя, каждого зрителя, навсегда меняя человека…

Примечания

1) Вологдина А.И. Лингвостилистические особенности современного американского эпистолярного романа (на примере романа «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски). [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/lingvostilisticheskie-osobennosti-sovremennogo-amerikanskogo-epistolyarnogo-romana-na-primere-romana-horosho-byt-tihoney-stivena

2) Блог Алексея Поляринова. Стивен Чбоски "Хорошо быть тихоней" (The Perks of being a wallflower). [Электронный ресурс]. https://polyarinov.livejournal.com/8539.html

3) Шелехова Юлия. Рецензия на роман С. Чбоски «Хорошо быть тихоней». [Электронный ресурс]. http://www.proza.ru/2018/03/10/2477

4) Все о книге Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней». [Электронный ресурс]. https://www.liveinternet.ru/users/katerushechka/post235907886

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.