Проект «Достойные внимания знаки препинания»
Автор публикации: А. Кулаев, ученик 6А класса
уваровский кадетский корпус
имени Святого Георгия Победоносца
Проект по русскому языку
«Достойные внимания знаки
препинания»
Выполнил работу:
Ученик 6 А класса
Кулаев Арсений
Руководитель проекта:
Малышева А.М.
Цель: узнать, как можно больше о знаках препинания.
Задачи:
-узнать историю возникновения некоторых знаков препинания;
-определить их значение;
-изучить правила постановки знаков;
-определить функции знаков препинания;
-выяснить зачем нужны знаки препинания?
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
В системе современной русской пунктуации используются 10 знаков препинания:
-точка [.]
-запятая [,]
-точка с запятой [;]
-многоточие […]
-двоеточие [:]
-вопросительный знак [?]
-восклицательный знак [!]
-тире [-]
-скобки [()]
История русской пунктуации
Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль:
„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.
Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово "запятая" встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.
Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -»остановить , «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.
Значение знаков препинания
Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.
Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
Ставя восклицательный знак, пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.
Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».
Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.
Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.
В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.
Правила постановки
Запятая ставится:
между частями сложного предложения;
между однородными членами;
при повторяющихся союзах;
для выделения обращений;
для оформления прямой речи.
Двоеточие ставится:
после обобщающего слова перед однородными членами;
после слов автора перед прямой речью.
Тире ставится:
между подлежащим и сказуемым;
перед обобщающим словом после однородных членов;
после прямой речи перед словами автора.
Функции знаков препинания
Разделительная (разделение на смысловые отрезки)
Выделительная (выделение смысловых отрезков)
Завершающая (завершение предложения)
Завершающие знаки: точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие – выступают
всегда в одной и той же функции – обозначают конец предложения. Они также отражают целенаправленность высказывания.
Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – употребляются между однородными членами предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.
Выделительные знаки: запятая, тире, скобки, кавычки – употребляются при обращениях, вводных конструкциях, обособленных членах предложения, в предложениях с прямой речью. Выделительные знаки являются парными
Зачем нужны знаки препинания?
Знаки препинания в основном являются способом оповестить читателя о перерывах и необходимости особого внимания, которое в противном случае можно не заметить. Знаки препинания заслуживают любви, так как помогают чтению стать легким и приятным; они обеспечивают меньше ошибок и создают больше смысла.
Еще Пушкин говорил о том, что они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Многие газеты специально не ставят запятую в заголовке статьи. Делается это для того чтобы читающий задумался над текстом. Делается это для того чтобы читающий задумался над текстом и прочитав статью, сам решил в каком месте должна стоять запятая. Например,: «Строить нельзя сносить» (Жуковские вести 3 октября 2017 год) или «Приручить нельзя оставить?» (Крымская правда 19 ноября 2015года)
Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла.
А вот пример из прошлого:
Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом, не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Или взять, например, Витю Перестукина из мультфильма «Страна невыученных уроков». Из-за одного ошибочно поставленного знака его чуть не лишили жизни. Витя между слов: «Перестукина казнить нельзя помиловать» написал запятую после «казнить». И ведь ему чуть не отрубили голову! А если бы это было в настоящей жизни?!
А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем быстро меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через смс и скайп, молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопоты!
Я, решил провести мини-опрос. Были опрошены 17 человек 8 класса.
Вот какие вопросы были заданы:
1 Используете ли вы знаки препинания при переписке в социальных сетях?
(если нет, объясните почему)
2 Какие знаки препинания вы используете чаще всего?
3 С какой целью используете знаки препинания?
4 Выражаете ли вы с помощью знаков препинания свои эмоции?
Результаты опроса
Используете ли вы знаки препинания при переписке в социальных сетях?
Да, использую -12 человек
Использую, но не всегда-4 человека
Не использую-1 человек
Какие знаки препинания вы используете чаще всего?
Все 10 знаков препинания-3 человека
Запятые, точки-17 человек
Скобки-7 человек
С какой целью используете знаки препинания?
Соблюдаю пунктуационные правила-5 человек
Казаться грамотным-2 человека
Чтобы меня правильно поняли-10 человек
Выражаете ли вы с помощью знаков препинания свои эмоции?
16 человек-выражают свои эмоции (многоточие-неуверенность, не хочу отвечать, точка-обида, больше не хочу говорить.
1 человек-не выражаю
Подведем итоги:
Опрос показал, все-таки большинство пишущих используют в своих текстовых сообщениях знаки препинания и считают это необходимым, т. к. они не только помогают быстро понять смысл написанного, но и расставляют смысловые акценты в предложениях. Кроме этого, я заметил, что многие в своих высказываний используют знаки препинания в новом несвойственном им употреблении-выражении эмоций.
А те, кто пунктуационными знаками не пользуются-это не из-за своей невысокой грамотности(но есть и такие) ,а и из-за сложившейся манеры общения в сети Интернет.
В заключении хотелось бы прочитать рассказ А.Каневского:
О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
Вывод
В своей работе я проанализировал значение и функции знаков препинания, выявил их роль в предложении и письменной речи
Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.
Знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать.
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт, который пригодится мне в дальнейшем на уроках при изучении соответствующих тем по пунктуации. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать возможных ошибок и помогут лишний раз задуматься над постановкой знаков препинания в том или ином задании/тексте. Очень важно писать и читать грамотно!
Таким образом я еще раз доказал: на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
Список используемой литературы:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Издательство «Дрофа», 2010 год
2.Земский А.М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М. Просвещение, 1996.
3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.
4.Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990 г.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1997 г.
6. А. Каневский О пользе знаков препинания.