Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

0
0
Материал опубликован 27 January 2016

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Цель урока: 1. Закрепить знания классификации СПП с несколькими

придаточными;

Показать особенности пунктуации таких предложений;

Продолжить отработку пунктуационных навыков в СПП

данной конструкции. (слайд 1)

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор

На прошлом уроке мы говорили о грамматическом строении СПП с несколькими придаточными. Давайте посмотрим, как вы усвоили этот материал.

1. Проверка Д/З.

1) 1 человек у доски—схемы из домашнего упр. 134 (1-3)

2) Фронтальный опрос по теме прошлого урока «ССП с несколькими прида-

точными. Виды подчинения придаточных».

-- Какие виды подчинения в СПП с несколькими придаточными предложениями вы знаете?

-- Какое подчинение называют однородным?

-- Какое подчинение называют параллельным?

-- Что общего в СПП с параллельным и однородным подчинением?

Чем они отличаются?

-- Расскажите о последовательном подчинении. (слайд 2

2. Закрепление пройденного.

1) По схеме определите виды подчинения в предложениях.


 

1. [ , ( 1 ) , ], ( 2 )


 

2. [ , ( 1 ) , ], ( 2 )


 

3. ( 1 ) , [ ], ( 2 ), ( 3 )

4. ( 1 ), ( 2 ), [ , ( 3 ) ,] , ( 4 )

(слайд 3)

нии по схем

2) Укажите, какая из схем соответствует предложению.

А) Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как ста-

ло смеркаться.


 

А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )


 

Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )


 

В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

(слайд 4)

3)Составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.

1.Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

(слайд 5)

4) Пунктуационный разбор предложения у доски.

Она засмотрелась на небо, покрытое живыми следами исчезающего солнца, словно там находилось счастье, которое было сделано природой. Чтобы от неё оно проникало внутрь человека.

-Составьте схему, укажите тип подчинения и вид придаточных предложений.

3. Объяснение нового материала.

Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений.

--Вспомним правило, которое отражено в схеме.

 

Знаки препинания при однородных членах предложения.
 

1. , , .


 

2. и .


 

3. или .


 

4. , и , и .


 

5. , но .

6. , а .

(Слайд 6)

(Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами)

Посмотрите на следующий слайд.


 

1. [ ], ( как ) и ( как ).


 

2. [ ], ( что ) и ( как ).


 

3. [ ], ( когда ) и ( ).


 

4. [ ], ( ), и ( ), и ( ).


 

5. [ ], ( ) или ( ).


 

6. [ ], ( что ), а ( что ).

(Слайд7)

--Что объединяет эти предложения?

( Все они с однородным подчинением )

--Т.е. все предложения здесь…

( однородные )

--Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.

( Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения )

Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И .


 

1. [ , ( ), и , ( ), ],

[ Нас просили узнать, ( в сохранности ли вещи), и, ( если будет возможность ), перевезти их в другое место].


 

2. [ ] , и, ( когда ), [ ].

[ Предзакатное солнце горело над степью ], и, ( когда Петя в плаще появился на тропинке ), [ его тень была очень длинной].

(Комментирование) (Слайд 8)

4. Закрепление нового материала.

Задание 1. ( на листочках )

1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,

на холме снова уселись белые птицы.

Часто встречаются конструкции, где рядом оказываются 2 подчинитель- ных союза или союзных слова.

Рассмотрим особенности пунктуации в таких предложениях.

(Слайд 9)

[Пущин вспоминал],(что , (когда он приехал навестить поэта), Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

[ ], (что , ( когда ), ).

[Пущин вспоминал], (что__ (когда он приехал навестить поэта), то Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

[ ], (что_ ( когда ), то ).

--Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

( В 1-ом есть запятая, а во 2-ом—нет)

--Структурно предложения отличаются?

( во 2-ом есть ТО)

--Давайте попробуем убрать придаточное предложение.

( В 1-ом изымается, а во 2-ом –нет)

--Какой вывод мы сделаем?

( Если поле придаточного предложения есть слово То, то запятая на стыке союзов не

ставится, а если нет, то ставится )

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Закрепление нового материала.

1) Работа с учебником.

Упражнение 134 (6—9)

--Будет ли ставиться запятая на стыке союзов?

2) Перестройте предложение так, чтобы пунктуация изменилась.

6 предложение; 8 предложение.

3) Анализ предложения у доски.

5-е предложение запишем и разберём вместе.

К доске--------------------

4) Задание 2. ( на листочке )

Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

5) Ребята, а сейчас мы перейдём к работе с текстом.

Задание 3. ( на листочке )

Текст.

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

Для того чтобы понимать всё, сто происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты.

-Прочитайте текст

--Определите тип текста. . ( Рассуждение )

--Определите стиль речи. ( Публицистический )

--Определите основную мысль.

--В каком предложении автор аргументирует основную мысль?

--Давайте запишем его, расставив знаки препинания.

--Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придат. пр.

(Схему проверить у доски)

6. Заключение.

Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.

Мы знаем, что особого внимания требуют предложения…

(…где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова и предложения с однородным подчинением)

На следующем уроке у нас будет тестовая практическая работа на данное правило. Поэтому ДОМА ( Д/З) Теперь уже полностью учим параграф 9

и закрепляем Упр. 135 (4—8). Обязат.

объяснять знаки, делать схемы, указы-

вать тип придаточных предложений и

вид подчинения.

( Слайд 10 )
 

А сегодня на уроке хорошо работали………………………………….,

они получают отметку в журнал.

 

Комментарии

к сожалению нет презентации.

6 February 2016

Похожие публикации