Экологический проект «Внимание, первоцветы!»
Актуальность проекта:
Ознакомление детей старшего дошкольного с природой является одной из важных задач в работе с детьми. При этом важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолировано. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.
Проект, разработанный мной, может использоваться в совместной организованной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь детей, развивать связанную речь детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Расширять и обогащать активный словарь детей по данной теме;
2. Закрепить полученные знания о первоцветах, растущих в нашем крае, их особенностями, целебными свойствами.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;
2. Развивать умение ориентироваться в пространстве;
3. Развивать монологическую и диалогическую речь;
4. Развивать творчество, фантазию;
5. Развивать экологическое и эстетическое воспитание.
Воспитательные:
1. Вызвать желание узнать истории, легенды о первоцветах:
2. Поощрять нравственное взаимоотношение между сверстниками:
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип проекта: долгосрочный (март, апрель, май)
Возраст детей: 5 - 6 лет
Объект исследования: первоцветы
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Предварительная работа:
· просмотр презентации “Первоцветы – весенние цветы”;
· НОД по ознакомлению с окружающим миром;
· Беседы;
· Чтение художественной литературы, стихотворений;
· Рассматривание иллюстраций и фотографий;
· Отгадывание загадок;
· Дидактические игры “Я и лес”, “Что где растет?”
Ожидаемые результаты: В результате работы над проектом заполнится пробел знаний старших дошкольников по теме: «Первоцветы», проявится их интерес к миру растений и цветов, а так же повысится педагогическая культура родителей наших воспитанников.
Реализация проекта:
I этап Подготовительный
· Сбор литературы по данной теме
· Разработка плана реализации проекта
· Разработка дидактических игр, пособий
· Подборка иллюстративного материала.
· Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.
· Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
· просмотр презентации “ Цветы”
II этап Основной
· Загадывание загадок, ребусов.
· Чтение легенд и сказок о первоцветах.
· Заучивание и чтение стихотворений.
· Чтение художественной литературы,
· Беседы: “Цветы в легендах”
· НОД “К первоцветам в гости”
· Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
· Дидактические игры “Найди растение по описанию”, “Я и лес”, “Что где растет?”
· Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.
· Рисование цветов
· Драматизация сказки «В гостях у весны» • Развивать творческие способности у детей.
III этап Заключительный
· Создание стенгазеты «Сохраним первоцветы вместе».
· Изготовление Книги «Первоцветы рядом с нами».
Вывод:
В результате проектной деятельности дошкольники в полном объёме познакомились с миром первоцветов нашей местности, их многообразием и полезными свойствами. Благодаря оформлению тематического уголка группы, использованию различных наглядных и дидактических пособий, подбору видеоматериалов, методической и художественной литературы, у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. На занятиях дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, устанавливали причинно-следственные связи и учились правильно делать выводы. На прогулках и экскурсиях у детей развивалась наблюдательность и любознательность, пробуждалось стремление бережно относиться к первоцветам, проявлялось желание за ними ухаживать. Так же, одним из важных результатов нашего проекта стало и приобщение родителей к непосредственно образовательному процессу. Взрослые с большим удовольствием водили своих детей на экскурсии, знакомили их с первоцветами и уже в домашних условиях совместно изготавливали интересные поделки к нашему проекту. Всё это непосредственно повысила педагогическую культуру родителей.
Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и, в некоторой мере, пробудила в них доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Татьяна Конкина