Экологическая тропа «Уголки родного края»

0
0
Материал опубликован 27 November

Автор публикации: Б. Екомасов, ученик 7 класса

Автор публикации: С. Харин, ученик 7 класса

Автор публикации: З. Сарина, ученица 7 класса

Автор публикации: Е. Бебякин, ученик 7 класса

Автор публикации: П. Сергеева, ученица 6 класса

Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Шишкино Читинского района










Краевой конкурс на лучшую экологическую тропу
«ЗЕЛЕНАЯ ТРОПИНКА ЗНАНИЙ»

Номинация «Экспериментальная и исследовательская работа на тропе»


Название проекта: «Экологическая тропа
«Уголки родного края»







Руководитель: Минина Татьяна Сергеевна,
Педагог дополнительного образования,
ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр»
Участники: учащиеся 7 «в» и 6 «б» класса
МОУ СОШ с. Шишкино

Екомасов Богдан,

Бебякин Евгений,

Сарина Зоя,

Сергеева Полина,

Харин Семен












2024 г.




ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.

Название проекта

Уголки родного края

2.

Структура проекта

Введение; Основная часть; Заключение; Список использованной литературы; Приложение

3.

Руководитель проекта

Минина Татьяна Сергеевна,

Педагог дополнительного образования,

ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр»

4.

Автор проекта

Екомасов Богдан, Бебякин Евгений, Сарина Зоя, Сергеева Полина, Харин Семен, учащиеся 7 «в» и 6 «б» класса,

МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района

5.

Аннотация проекта

Данный проект «Уголки родного края» является важной инициативой, направленной на изучение и сохранение культурного наследия нашей малой родины. В процессе работы над проектом был изучен теоретический материал по теме, проанализированы и обобщены результаты опроса, сделаны выводы. Участники проекта стремились выявить ключевые аспекты, формирующие уникальность родного края — это история, традиции, экологические исследования и удивительные пейзажи местности.

6.

Проблема

Мало экологических троп в нашей местности. В школьном краеведческом музее «Истоки России» нашли маршрут 1994 года

с. Бургень – р. Читинка – Дамба и решили восстановить и сделать экологическую тропу.

7.

Тип проекта

практико-ориентированный, долгосрочный.

8.

География проекта

Читинский район с. Бургень, ул. Школьная, 17, МОУ СОШ с. Шишкино, с. Бургень – р. Читинка – Дамба.

9.

Протяжённость

3,78 км, время – 1 час 30 минут

10.

Срок выполнения проекта

апрель 2024 г. – май 2025 г.

11.

Цель проекта

Цель проекта: показать роль экологической тропы в формировании активной жизненной позиции и устойчивого исследовательского интереса к изучению родного края.

12.

Основные задачи проекта

Изучение литературных источников о создании экологических и краеведческих троп;

Изучение природных особенностей территории для включе-ния их в содержание заданий исследовательского характера;

Разработка маршрута тропы с учётом показа разнообразия ландшафтов;

Разработка экскурсионного материала для учащихся 5-9 классов экскурсий;

Введение пропаганды сохранения объектов тропы среди населения.

13.

Целевая аудитория проекта

обучающиеся, взрослое население: общественность, педагоги и родители (законные представители)

14.

Результаты проекта

1)Разработан маршрут эколого-краеведческой тропы «Уголки родного края».

2)Тропа включена в экскурсионный маршрут школьного краевед-ческого музея Читинского района «Истоки России».

3)Проводятся ознакомительные экскурсии для детей 11 – 16 лет и взрослых.

4)Рост краеведческих, географических и биологических знаний о своей местности.

15.

Дальнейшая реализация проекта

Проект «Эколого-краеведческая тропа «Уголки родного края» не заканчивается данными временными рамками, он будет развиваться далее.




Таблица 1. Характеристика этапов и уровней реализации проекта.

Наименование и описание мероприятия


Сроки начала и окончания


Ожидаемые и реальные итоги


1)Подготовительный этап






Апрель 2024

1. Выбор актива объединения;

2. Выбор темы проекта, постановка целей и задач проекта;

3. Составление плана реализации проекта.


2)Этап исследования


Изучение литера-турных источников о создании экологич-еских и краевед-ческих троп.

Май 2024 г.

1. Были изучены материалы литературные источники по требованиям к тропам и опыту их создания.

2. Запрос в школьный краеведческий музей «Истоки России» об экологических троп 90-е годы. Приложение.

3) Деятельностный этап

Выбрать и проложить маршрут тропы.

Июнь 2024

Изучен участок – планируемого маршрута тропы. Ознакомление с планом использования данной территории. Приложение. Определены возможные варианты маршрута.

Составление картосхемы тропы.

Сентябрь 2024

Определение маршрута тропы с учетом требований, составление схематического плана с нанесением всех остановок.

Сбор информации о растительности, животных на тропе. Приложение.

Определить объекты для наблюдения



Составить экскурсию по тропе для детей 11-16 лет.





Сентябрь - октябрь 2024

При определении общей протяженности тропы исходим из средней продолжительности одной экскурсии для детей 11-16лет / примерно 1 ч 30 мин/. Этому соответствует маршрут длинной около 3,78 километров.

Нанесение маршрутов на карту.

Выбор объектов для экскурсий, подбор материала.

Составление текста экскурсии.

Остановки «Соленое озеро», «Река Читинка», «Поляна растений», «Смешанный лес», «Муравейник». На тропе проводятся исследова-тельские работы и экскурсии. Приложение.

Обустройство тропы.

Октябрь 2024

Благоустройство маршрута. Изготовление оборудования и установка его на маршруте:

- установление мусоросборника;

- уборка растительного мусора вдоль маршрута тропы;

- уборка территории возле реки Читинка.

Разработка комплекса мероприятий по охране и защите природы, правил поведения в природе.

Составление и проведение экскурсии по тропе для детей 11-16 лет.

Ноябрь 2024 - апрель

2025 г.

Открытие тропы.

Проведение экскурсии для детей и взрослых.

Освещение резуль-татов материалов через СМИ и МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень

апрель 2025

Освещение через СМИ и МБУК «МЦРБ» филиал с. Бургень открытие тропы и первые экскурсии по тропе.

Разработка и издание буклета по созданию эколого-краеведческой тропы.

5) Заключительный

этап – подведение итогов.

Май 2024

Подготовка презентации о деятельности тропы. Выявление наиболее активных участников.

Награждение грамотами наиболее активных участников.


Исследование экологических особенностей компонентов природы на

тропе

Исследование «Соленое озеро». Озеро находится рядом с селом Бургень. Оно очень соленое, поэтому его так назвали. Наше озеро с его растительным и животным населением представляет собой отдельный биогеоценоз. Растения и животные, населяющие озеро, распределяются в нём неравномерно. Каждый вид обитает в тех условиях, к которым приспособлен. Наиболее разнообразные и благоприятные для жизни условия создаются возле берега. Здесь вода теплее, т.к. прогревается солнечными лучами. Она достаточно насыщена кислородом. Обилие света, проникшего до дна, обеспечивает развитие многих высших растений. Раньше в 1940 года местные рыбаки, говорили, что водились караси, так как озеро было глубокое. Сейчас с каждым годом высыхает. Каждую весну прилетали разные перелетные птицы: журавли, бакланы, турпан, лебеди и др. Можно наблюдать за переменным составом.

По озеру можно провести ряд исследований: а) характер озера; б) цвет воды; в) температура; г) обитатели озера; д) растительность.

t1764233428aa.jpg

Фото 1. Соленое озеро.


Исследование «Река Читинка». Перейдя дорогу, мы попадаем к устью речки Тунгука. Основная река – это Читинка. Можно провести исследование: скорость течения реки, объём воды, загрязнённая вода или нет, цвет и запах воды, кто обитает в реке.

В 2020 году ученица 9 класса Михалева Дарья писала исследование про воду в реке Читинка. Вывод: река Читинка имеет качественную воду, пригодную для питья и использования.

t1764233428ab.jpgt1764233428ac.jpg

Фото 2 и 3. Речка Тунгука. Сбор воды

Постоянно учащиеся МОУ СОШ с. Шишкино и жители с. Бургень проводят очистку возле реки Читинка.

t1764233428ad.jpgt1764233428ae.jpg

Фото 4 и 5. Уборка возле реки Читинка



Исследование «Поляна растений». Пройдя речку, мы видим поляну. Рассматриваемый нами объект – поляна растений, открытое, освещённое место, окружённое деревьями, рядом с дорогой. Травянистые растения встречается земляника, злаки. В ней смешаны различные виды растений. Не которые занесены в Красную книгу. Многие растения обладают лекарственными свойствами. Чтобы растения приносили пользу, необходимо знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений. Экскурсии и наблюдения в разные времена года.



t1764233428af.jpgt1764233428ag.jpg

Фото 6 и 7. Растительный состав летом и осенью



Исследование «Смешанный лес». Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.

Характерная особенность леса заключается в том, что образующие его компоненты связаны между собой и с окружающей средой. Леса как экологические системы интересны и важны во многих отношениях. Это одни из немногих экосистем суши, сохранившиеся в естественном или слабо измененном человеком состоянии. Здесь можем вас познакомить с ярусами лесной растительности, характеристиками внешнего и внутреннего строения растений, позволяющими им обитать в том или ином ярусе. Можно рассмотреть фитоценоз как совокупность растений, совместно произрастающих на определенном участке земной поверхности и тесно связанных друг с другом разнообразными связями.

t1764233428ah.jpgt1764233428ai.jpg

Фото 8 и 9. Смешанный лес на тропе



На этой остановке можно проводить: экскурсии и наблюдения в разные времена года; исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы, плоды; связь с животным миром; польза для человека. Акция «Помоги березам». Рейд по выявлению «раненых» берез и устранению порезов на них. «День защиты окружающей среды».

Исследование «Муравейник». Здесь проходит наблюдение за жизнью муравейника; знакомство с распределением обязанностей в муравейнике. Муравьи – дружные насекомые, не любят одиночества и живут большими семьями – колониями. Жизнь муравейника скрыта глубоко под землёй. Муравей самое сильное животное на земле. За день он переносит вес в несколько раз, превышающий его собственный вес.

Муравейник имеет обычно куполообразную форму, которая предохраняет его от дождя: вода скатывается с верхней части и не размывает муравьиное жилище. Высота муравейников иногда бывает более метра. В таком большом гнезде живут тысячи и десятки тысяч муравьев. Муравейник построен главным образом из хвоинок и мелких растительных остатков. На первый взгляд муравейник –постройка хаотичная, но не следует спешить с подобными выводами. В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, внутри него поддерживается оптимальная t и нужная влажность. Строительные способности муравьев, их биология послужила поводом для ложных мнений об их высоких умственных способностях и сообразительности в общественной жизни. И действительно, как не восхищаться, наблюдая у этих маленьких животных распределение труда.

t1764233428aj.jpg

Фото 10. Муравейник на экотропе

О муравейнике можно писать много. Поэтому и выбрали такую остановку для исследовательской деятельности. В школе проходит акция ««Муравьи санитары леса. Берегите их!»









Заключение



Считаем, что практическая значимость от реализации проекта «уголки родного края» состоит в том, что расширили и пополнили свои экологические знания. Работа на экологической тропе позволит повысить уровень экологической ответственности и экологической культуры. А самое главное, почувствовали свою значимость и пользу в деле охраны природы, а это очень важно для формирования нас как настоящей личности. Ресурсы экологической тропы могут быть использованы в ходе экспериментальных площадок.

Проект «Эколого-краеведческая тропа «Уголки родного края» не заканчивается данными временными рамками, он будет развиваться далее.













Список литературных источников:

Гребенников В.С. Экологическая тропа./ Биология в школе. – 1994г. - № 4. – С. 56 – 58.

Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания, -М. Знание, 1986.

3. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во

внеклассной работе, пособие для учителя - М.: Просвещение, 1984.

4. Калмыкова В.В. Опыт организации учебно-просветительской экологической тропы [Электронный ресурс] [web-сайт] 20.10.2009. www.ustoichivo.ru/i/docs/30/tropa.doc

5. Каплан Б.М. Флористические исследования местности: учебное пособие для юных натуралистов. – М.: ГОУ ДОД ФДЭБЦ, 2007. – 48 с.

6. Лучкина Т.В., Новоселова Г.А., Игумнова Е.А. Технология разработки социально значимых проектов: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2012 – 128 с.

7. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке, журнал

«Биология в школе» №6, 2000.

8. Информация и рассказы жителей села Бургень Читинского района



























Приложение



t1764233428ak.jpg

Схема 1. Трек по экотропе «Уголки родного края»







t1764233428al.gift1764233428am.gift1764233428an.gift1764233428ao.gift1764233428ap.gift1764233428aq.gift1764233428ar.gift1764233428as.gift1764233428at.gift1764233428au.gift1764233428av.gift1764233428aw.gif

Ост. «Муравейник»

Ост. «Смешанный лес»

Ост. «Поляна растений»

Ост. «Река Читинка»

Ост. «Соленое озеро»

Начало маршрута

t1764233428ax.png

Карта 1. Остановки по экотропе



t1764233428ay.jpgt1764233428az.jpg

Фото 11 и 12. Команда проекта



t1764233428ba.jpgt1764233428bb.jpg

Фото 13 и 14. Команда на соленом озере



t1764233428bc.jpg

Фото 15. Наблюдение за перелетными птицами на озере



Паспорт маршрута эколого-краеведческой тропы

«Уголки родного края»

Название тропы: «Уголки родного края».

Местонахождение: Забайкальский край, Читинский район, с. Бургень.

Протяженность: 3,78 км от с. Бургень.

Землепользователь: Администрация сельского поселения «Шишкинское».

Маршрут разработан: в 1994 г. и 2024 г возобновлен.

Значение тропы: Экологическое и краеведческое просвещение, обучение, экологическое воспитание, исследовательская и экспериментальная работа.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – крыльцо школы, затем движение с группой на запад к Соленому озеру. Перешли дорогу к речке Тунгука бежит в низовьях русло реки Читинки. Дальше вдоль речки Тунгуки на юго-запад расположилась поляна с разными растениями и также смешанный лес. По дороге на запад к реке Читинка находится Дамба.

Состояние экологической тропы: хорошее.

Тип тропы: Радиальный.

Количество стоянок: 5.

Режим использования: Учебные исследования, экскурсии, отдых.

Необходимые мероприятия: уборка мусора.

Ответственный за охрану тропы: учащиеся 6-7 классов МОУ СОШ с. Шишкино и жители села.

Маршрут разработан: Екомасов Богдан, Бебякин Евгений, Сарина Зоя, Сергеева Полина, Харин Семен, учащиеся 7 «в» и 6 «б» класса, МОУ СОШ с. Шишкино Читинского района

Местонахождение

Местонахождением экологической тропы является Читинский район с. Бургень. От села Бургень, на запад по левобережной трасе к реке Читинка.

Расстояние от начальной и до конечной точки экологической тропы около 3,78 км.

Время прохождения маршрута от 1 ч.30 мин.

Особенности рельефа местности: на маршруте нет никаких препятствий, если только летом, когда разливается река Читинка. Рельеф местности: равнина. Раньше были пашни, сейчас частные угодья. Встречается сухое болото. Возле реки растет ива остролистая. На протяженности 2,89 км появляются береза (плосколистная) и осина (обыкновенная), так же попадается сосна (обыкновенная).

Режим использования:

Использование эколого-краеведческой тропы «Уголки родного края» можно весной, летом, осенью. Максимальным количеством посетителей эколого-краеведческой тропы может составлять не более 30 человек.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.