Муниципальное дошкольное казенное учреждение детский сад «Сказка»
пгт. Лёвинцы Оричевского района Кировской области
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Оричевский районный Дом творчества Кировская область
«Экологическая тропа – удивительное путешествие в природу»
Автор проекта:
Наумова Тамара Александровна-
ст. воспитатель
Панагушина Елена Аркадьевна
методист Дома творчества
2017 год
Содержание
Введение
Целесообразность проекта
Практическая значимость проекта
Содержание и реализация проекта
Бюджет проекта и спонсорская помощь
Подведение итогов
Наши перспективы
Социологический опрос
Литература
Приложение №1 «Анкета для родителей»
Приложение № 2 « Клуб «Клуб выходного дня»
Приложение № 3 План –схема ЭКО тропы
Приложение № 4 Педагогический совет
Приложение № 5 Правила поведения на Эко тропе
Приложение № 6 План мероприятий на неделю
Приложение № 7 Клуб юных знатоков природы
Приложение № 8 Игра Что? Где? Когда?
Приложение № 9 « Зимующие птицы нашей местности»
Приложение №10 Характеристика объектов Эко тропы
Введение
Обоснование выбора темы
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования.
Для решения задач экологического воспитания в помещении нашего детского сада создана прекрасная предметно-развивающая среда - это экологический центр, в котором оформлена альпийская горка, подобран богатый наглядный и дидактический материал для организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности по ознакомлению детей с флорой и фауной. Есть музей истории зарождения Земли и развития её до наших дней. В каждой возрастной группе оформлена экологическая зона и т.д.
Перед педагогами детского сада встала необходимость благоустройства территории ДОУ, чтобы она была интересна и притягательна не только для детей, но и для родителей. С этой целью разбили цветники, вместе с детьми и родителями посадили деревья и кустарники, оформили альпийскую горку камнем-песчаником, цветами и травами, пригодными для альпинария.
Мы стремимся к тому, чтобы детский сад и его территория были познавательными, интересными, сказочными. В детском саду и вокруг него на воспитание дошкольников должен работать каждый квадратный метр. Таким образом, коллектив ДОУ старается привлечь внимание селян, создать приятное настроение и уют и желание обустроить каждую дворовую территорию близлежащих домов.
Сегодня перед нами стоит задача в создании «экологической тропы» для расширения экологического пространства с целью пополнения системы экологических знаний детей в условиях приближённых к реальным.
Цель проекта
Создание комфортной ландшафтной зоны для обогащения знаний детей об окружающем мире живой и не живой природы путём наблюдений, экспериментально-исследовательской деятельности, труда. Воспитание экологической культуры детей, бережного отношения к природе.
Создание «экологической тропы» для расширения экологического пространства с целью пополнения системы экологических знаний детей в условиях приближённых к реальным.
Благоустройство и озеленение территории детского сада,
Задачи проекта
обеспечить возможность общения с природой в условиях, приближенныестественным;
способствовать развитию познавательной активности детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы;
развивать эстетические чувства, умение замечать красоту окружающей природы;
формировать осознанно-правильное отношение к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от окружающей среды;
воспитывать экологическую культуру детей, бережное отношение, безопасное поведение;
активизировать родителей, школу, администрацию поселения с целью оказания спонсорской и физической помощи по благоустройству экологической тропы на территории детского сада.
Целесообразность проекта
Почему проблема экологического воспитания в детском саду стала актуальной? Причина – деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Организация «экологической тропы» в детском саду тесно связана с вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста. Она представляет собой специально оборудованную в образовательных целях природную территорию, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении.
Создание «Экологической тропы» обусловлено ещё и тем, что дети не всегда могут применять имеющиеся знания на практике. Дети знают как вести себя в природе. Могут объяснить почему? Но бывает и такое, что поведение ребенка идет в разрез с его знаниями, потому что детям не хватает общения с природой в естественных условиях, где бы они могли наблюдать изменения живого и неживого мира природы во времени, воочию видеть пагубное влияние человека на природу.
Поэтому наша цель: учить детей основам экологически безопасного, грамотного поведения в природе, умению прогнозировать последствия своих поступков. Экологическая тропа – это путь, на котором ребенок может делать «открытия». Вся совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых осуществляется во время экскурсий, прогулки, театрализации и т.д.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, оздоровительный.
Сроки реализации проекта долгосрочный. Проект находится в процессе реализации с 2012 года и рассчитан на перспективное развитие.
Режим использования – постоянно действующая экологическая тропа.
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Территория проекта : территория детского сада
Практическая значимость проекта
Экологическая тропа нашего детского сада - это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршрут, проходящий через разные природные объекты, имеет познавательную, эстетическую, природоохранную, здоровьесберегающую, нравственную ценность.
Наполнение экологической тропы видовыми объектами осуществляется в соответствии с целями и задачами экологического воспитания. Цели и задачи по ознакомлению детей с природой планируются в соответствии с возрастом детей. Объекты представлены определённым содержанием.
Экологическая тропа помогает детям научиться строить модель, отражающую внешние условия жизни:
дети узнают особенности природы родного края;
дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;
у детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Обустройство экологической тропы рассчитано на организационное продолжение формирования новых объектов исследования.
Содержание и реализация проекта
№ |
Сроки исполнения |
Задачи |
Методы решения задач (виды деятельности) |
Предполагаемый результат |
||
1. Подготовительный этап |
||||||
Сентябрь 2012 |
Определение проблемы и разра- ботка стратегии реализации проекта «Экологическая Тропа» |
Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна. Сбор и анализ информации по данной теме. Анкетирование родителей Приложение №1 |
Использование методов, активное творческое участие детей, родителей, воспитателей в создании и работе тропы. Создание и вся дальнейшая работа экотропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности детей. |
|||
Подобрать необходимый материал для обустройства видовых точек (объектов) на экологической тропе Способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности |
Общее собрание коллектива: Создание клуба выходного дня Приложение № 2 |
|||||
Изучение особенностей территории ДОУ |
||||||
Разработка плана озеленения территории детского сада: |
||||||
Сентябрь – октябрь 2012 |
– создание эскизов, плана – схемы, Приложение №3 |
|||||
II. Практическая реализация проекта |
||||||
Апрель-Май 2013 |
Участие в общей работе по созданию и благоустройству экотропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответствен-ности.. |
Приобретение необходимого материала для реализации проекта |
Организации и оборудования экологической тропы |
|||
Апрель-Май 2013 |
Посадка семян на рассаду |
|||||
Май 2013 |
Завоз плодородной земли, мелкой щебенки, декоративного камня, предпосевная обработка почвы |
|||||
Май-июнь 2013 |
Разбивка участков, цветников, подготовка почвы. |
Опыт непосредственного общения детей с природой. Познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы . |
||||
Май - июнь 2013 |
Приобретение саженцев деревьев и кустов, рассады многолетних цветов |
|||||
Май-июнь 2013 |
Формирование практический умений и навыков Работы, бережное отношение к плодам своих и чужих рук |
Акция «Посади свое дерево». |
||||
Высаживание рассады однолетних цветов |
||||||
Июнь 2013 |
Знакомство с различными растениями, развитие зрительной памяти и внимания. |
Изготовление информационных щитов с названиями растений,характеристика объектов «экологической тропы» Приложение №4 |
||||
III. Оценочный этап |
||||||
Июнь 2013 |
Анализ результативности выполнения поставленных задач |
Педагогический совет Приложение №5 Открытие экологической тропы Правила поведения на тропе Приложение №6 |
Театрализованное представление экологической сказки «Одуванчик» для родителей и детей д/сада |
|||
Июнь-июль 2013 |
Формирование экологического мировоззрения, выработка навыков и умения работы в группе Оздоровительная задача: сочетание, умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе. |
План мероприятий недели экологии Приложение №7 Экологические праздники: «Лето красное пришло», «День рождения берёзки», « Ветер-невидимка», |
Подготовка и участие детей во всех мероприятиях. Проявление и раскрытие творческих возможностей и способностей детей |
|||
Июнь-сентябрь 2013 |
Акции «Трудового десанта»: -уход за цветниками |
Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, творческого, трудового характера |
||||
Июнь 2013 |
Конкурс «Клумба моей группы» |
|||||
Май – июнь 2013 |
Конкурс «Малые архитектурные формы» |
|||||
Сентябрь 2013 |
Сбор овощей, семян, осенняя перекопка клумб, грядок. |
|||||
Сентябрь 2013 |
На наглядном примере показать понятие «экологическая тропа», с демонстрацией презентации, сплотить детей |
Итоговая презентация «Путешествия по экологической тропе» на Совете педагогов. Выпуск газеты «Вести из «Сказки». |
Предоставление природоведческих и краеведческих знаний, воспитание культуры поведения людей в природе, формирование экологического мировоззрения |
|||
Октябрь 2013 |
Представление результата работы на научно-практической конференции, общем родительском собрании. |
|||||
IV. Работа на экологической тропе |
||||||
Весь период Работы с ноября 2013-2017гг. |
Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов Сплотить детей, выработать умение работы в группе, развить навыки юных натуралистов |
Организация клуба « Знатоки природы» опытно-исследовательская деятельность; Приложение № 8
«Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)коллекционирование; выставки и экспозиции; экологические конкурсы Экологические игры Приложение №9 экологические развлечения, досуги, праздники; инсценировки, театрализации; физкультурно-оздоровительные мероприятия Акция « Кормушка |
Расширение знаний и представ-лений детей о бережном, созида-тельном отношении к природе. о Формирование у детей гуманистической направ-ленности поведения в окружающих природных условиях. Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире. Изготовление и развешивание кормушек |
|||
Экскурсии на экологической тропе |
||||||
Весь период работы с ноября 2013- 2017гг. |
Знакомство с растениями своего края.Научить детей наблюдательности, умение описывать, анализировать, сравнивать и давать оценку происходящим вокруг природным явлениям.
Расширить представления детей о многообразии растительного мира, учить ориентироваться по плану экологической тропы. |
Прогулочно-оздоровительные экскурсии Сезонные явления в неживой и живой природе. Охрана природы и лесное хозяйство в нашем районе Сезонные экскурсии «весенние экскурсии», «летние экскурсии», «осенние экскурсии», «зимние экскурсии». |
Особое внимание уделяется зависимости между климатическими условиями и явлениями в жизни растений и животных Для каждого объекта неживой природы составляется описание по схеме: название объекта; местонахождение; краткое описание, характеристика свойств объекта, взаимосвязь с другими компонентами природы |
|||
Весь период работы с ноября 2013-2017гг. |
Комплексные экскурсии - «Разнообразие природных сообществ нашего региона», - «Влияние деятельности человека на экосистемы», |
Примеры интересных биологических приспособлений растений и животных Количество видов растений и животных, которых можно встретить . Уметь находить изменения у растений и животных с изменением времени года. |
||||
Экологический практикум |
||||||
Весь период работы с ноября 2013-2017гг. |
Знакомство детей с разными видами деревьев и кустарников, развитие наблюдательности, умения описывать, делать зарисовки, сравнивать . |
Ботанические экскурсии «Жизненные формы растений» «Способы распространения семян у растений» «Зеленая аптека», «Культурные пищевые растения» «Цветочная поляна » |
Краткое описание по схеме: -название вида, -жизненная форма, - основные отличительные признаки, -распространение -хозяйственное значение растения посадка и уход за посаженными растениями; опытно -исследовательская деятельность; наблюдение за ростом растений - Рисунки экскурсионных объектов |
|||
Весь период работы с ноября 2013-2017гг. |
Научить детей проводить учет птиц, познакомить их с обычными видами птиц региона, развить внимание, наблюдательность и зрительную память, умение различать голоса разных птиц. Научить отличать животных друг от друга по характерным признакам |
Зоологические экскурсии Животные обитатели леса Обитатели почвы «Жуки», «Бабочки «В гости к птицам» «Зимующие птицы нашей местности» Приложение №10 « Животные - соседи человека» «Знакомство со следами домашних животных» « Следы на снегу» |
- Название вида, -краткое описание внешнего вида, размеры, основные отличительные признаки, -распространение, -места обитания, питание, -образа жизни, -рисунки экскурсионных объектов |
|||
Маршруты экологической тропы |
||||||
Весь период работы с ноября 2013-2017гг. |
Учить практическим действиям с объектами наблюдения |
Маршруты 1 и 2 Предназначены для для экскурсий. продолжительностью до ( (20 минут) Их основные особенности — небольшая протяженность и высокая информационная емкость |
На каждом маршруте подобраны места (точки), где предусмотрены остановки для показ интересных объектов и рас- сказ о них. |
|||
Выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости |
Маршрут 3 Предназначен для экскурсий продолжительностью ( 30мин). Он включает в себя все объекты маршрутов 1 и 2, а также дополнительные, характерные только для этого маршрута. |
Информационная емкость его значительно выше, а значит, можно существенно расширить тематику проводимых экскурсий. |
Бюджет проекта
№ |
Наименование |
Кол-во |
Стоимость (руб.) |
Сумма (руб.) |
|
1 |
Грунт: Песок для оформления «уютного болотца; коррекции рельефа поверхности. |
10 тонн |
за тонну 400 руб. |
4 тыс. |
|
плодородная земля для цветника и огорода; |
10 тонн |
за тонну 500 руб. |
5 тыс. |
||
камень известняк или песчаник |
400 кг |
625руб. |
2тыс 500руб. |
||
2 |
Семена цветов |
30 пакет |
5 руб. |
150руб |
|
3 |
Набор игрушек «Птицы» |
1шт |
700 руб. |
700 руб. |
|
4 |
Набор игрушек «Насекомые» |
1шт |
700 руб. |
700 руб. |
|
5 |
Набор игрушек «Земноводные» |
1шт |
700 руб. |
700 руб. |
|
6 |
Термометры |
3шт |
40руб. |
120 руб. |
|
7 |
Тазики |
5 шт |
50 руб. |
250 руб. |
|
8 |
Совочки |
5 шт |
15 руб. |
75 руб. |
|
9 |
Ведёрки |
5 шт |
35 руб. |
175 руб. |
|
10 |
Лейки |
10 шт |
40 руб |
400 руб. |
|
11 |
Грабли |
5 шт |
25 руб |
125 руб. |
|
12 |
Вертушки (определение направления ветра) |
5 шт |
21 руб. |
105 руб. |
|
ИТОГО: |
15 тыс.рублей |
Привлечение спонсорской помощи.
Родители:
приобретение, доставка саженцев деревьев и кустарников;
приобретение пиломатериала для изготовления кормушек, скворечников, оборудования метеоплощадки;
посадка деревьев и кустов (вместе с детьми и педагогами) акция «Посади дерево»;
коррекция рельефа экологической тропы;
приобретение саженцев многолетних цветов и растений. Акция «Посади свой цветок»;
Учащиеся школы:
изготовление носилок для труда детей в цветнике и на огороде;
прополка и полив огорода и цветников (период закрытия детского сада на ремонт);
изготовление колышков для саженцев деревьев и кустарников.
Администрация поселения:
оказание помощи в доставке грунта, камня;
приобретение и доставка саженцев дикорастущих деревьев и кустов.
Подведение итогов
Качественные показатели
. Экологическая тропа нашего детского сада - это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршруты, проходящие через разные природные объекты, имеет познавательную, эстетическую, природоохранную, здоровьесберегающую, нравственную ценность
В результате реализации проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет иметь возможность наблюдать и действовать в природе в разное время года.
Дети
Оздоровительная
Пребывание на свежем воздухе способствует оздоровлению детей.
Взаимодействие с природой обеспечит психо-эмоциональный комфорт, снижение тревожности.
Эстетическая
Будут созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития эстетического восприятия, вкуса.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
Информационная -развивающая
Расширение знаний и представлений детей о растительном и животном мире, законах природы. Обогащение словаря и развитие активной речи.
Нравственная
Бережное, созидательное отношение к природе.
Развлекательно-игровая
Обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.
Родители:
Активное участие в приобретении необходимых материалов. Оформление экологической тропы путём совместных с детьми мероприятий экспериментально – познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Повышение компетентности родителей по расширению экологических знаний у детей, воспитанию экологической культуры, развития творчества.
Педагоги:
Обогащение методической базы детского сада дидактическими материалами экологической направленности.
Активизация сотрудничества с семьями воспитанников по экологическому воспитанию. Совместно организованные мероприятия не только помогут обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесут в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Презентация проекта на Совете педагогов, общем родительском собрании, районной научно-практической конференции.
Повышение педагогической компетентности воспитателей.
Количественные показатели:
1. Посадка деревьев, кустарников:
хвойные деревья: сосна – 2 шт., ель – 2 шт., пихта – 2 шт.;
лиственные деревья: лиственница – 1 шт., дуб – 1 шт., клён – 1 шт., осина – 1 шт.; рябина – 1 шт.
кустарники: можжевельник – 2 шт., смородин (красная, чёрная) – 2 шт., сирень – 2 шт.; черноплодная рябина – 2 шт.;
однолетние цветы – 10 видов;
многолетние цветы – 20 видов;
лесные и лекарственные цветы – 15 видов.
2. Облагораживание цветников – 20 шт.
3. Оборудование видовых объектов – 10шт.
Наши перспективы
Продолжать взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса (дети, родители, педагоги) на основе сотрудничества, взаимоуважения, взаимопомощи.
Пополнять и обновлять окультуренную ландшафтную зону и озеленение прогулочных участков.
Продолжить наполнение экологической тропы видовыми объектами в соответствии с целями и задачами экологического воспитания.
Социологический опрос
Работа на экологической тропе по нравственному, экологическому, эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста способствовала:
повышению уровеня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
улучшилось состояние психического здоровья детей:
взаимодействие ребёнка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
повышению уровеня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Список литературы
Машкова С.В. и др. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2011
Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду/
О.М Масленникова, А.А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – (Ребенок в мире поиска)
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. – Москва «Мозаика - синтез» 2010
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева. – Москва. «Просвещение», 2000г. Приложение 1.
russia-sad.ru›…proekt-ekologicheskaya-tropa.pdf
http://festival.1september.ru/articles/614552/- Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»
sgp.uz›userfiles/методическое пособие.pdf
mysoll.clan.su›news/proekt_ehkologicheskaja_tropa…
Приложение №1
Анкета для выявления уровня знаний у родителей по экологическому воспитанию детей.
1.Считаете ли важным экологическое воспитание ребёнка в гармоничном развитии личности?
(да, нет)
2. Создаёте ли вы условия для экологического воспитания ребёнка?
(да, нет)
3. Имеет ли ваш ребёнок начальные экологические знания?
(да, нет)
4. Известны ли вам способы оздоровления посредством природных объектов?
(да, нет).
5. Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно взаимодействовать в непосредственном контакте с природой?
(да, нет)
6. Знает ли ваш ребёнок правила безопасного поведения в природе?
(да, нет)
7. Поддерживаете ли вы познавательный интерес ребёнка к природе?
(да, нет)
8. Приобщаете ли вы ребёнка к совместному труду на даче?
(да, нет).
Приложение №2
Клуб «Клуб выходного дня»
ЦЕЛЬ: Объединить усилия детского сада и семьи в воспитании экологической культуры детей.
Включить их в творческий процесс, сделать участниками природоохранной деятельности на экологической тропе
Задачи:
Создание условий для удовлетворения разнообразных потребностей и интересов взрослых и детей посредством включения их в социально значимую, творческую и трудовую деятельность.
Формирование нового семейного опыта совместной деятельности.
Планируемый результат
Осознанно - правильное отношение детей к природе;
Создание в детском саду планомерной системы работы с детьми и семьёй по экологическому воспитанию в формировании осознанно - правильного отношения детей к природе .
Работа по благоустройству экологической тропы родителей.
Защита объектов живой и неживой природы и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека, понимания изначальной красоты явлений природы, живых существ
.
Приложение №3
Условные обозначения объектов экологической тропы:
1-Экологическая зона каждой группы
1а -«Лес-наше богатство» и «Птичий городок»;
2- «Старый пень»;
3- «Муравейник»;
4- «Грибная полянка»;
5- «Уютное болотце»;
6- «Белые берёзки под нашим окном», «Птичья столовая»;
7- «Метеоплощадка»;
8- «Удивительный мир цветов», «Альпийская горка»;
9- «Лужайка»;
10- «Огород»;
11 – спортивная площадка;
« Цветники »и групповые участки
12- группы «Дюймовочка»
13-группы «Красная шапочка»
14-группы «Золушка»
15-группы «Чебурашка»
16-группы «Белоснежка»
17-группы «Аленький цветочек»
18-группы «Колобок»
19-группы «Золотой петушок»
20-лаборатория для опытов
21-экологический музей
22 – зимний сад
- веранда;
ограждение периметра территории ДОУ;
пешеходные дорожки.
Приложение №4
Педагогический совет в форме КВН «Экология в искусстве»
ЦЕЛЬ: Уточнить знания педагогов по теме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» с целью развития кругозора и качества организации воспитательно–образовательного процесса в области экологического воспитания.
Вопросы для педагогов «Мозговой штурм».
ЦЕЛЬ: Повышать компетентность педагогов по вопросам флоры и фауны и экологическому воспитанию детей.
Вопросы:
1.Назови пять земноводных и пять пресмыкающихся.
2.Чем отличаются условия их проживания?
3.Внешние отличия земноводных от пресмыкающихся?
4.Поговоркии и пословицы о природе;
5.Назвать животных семейства кошачьих;
6.Перечислить спектральную последовательность радуги;
7.Назвать пресноводных рыб (минимум 6);
8.Название комнатных растений с которыми знакомим дошкольников;
9.Пять признаков дерева;
10.Отличительные особенности водоплавающих птиц от сухопутных? и т.д.
Кроссворд «Экологическое воспитание детей».
ЦЕЛЬ: Уточнять знания педагогов по экологии.
По вертикали:
1.Основная экологическая задача (природоохранная);
2.Основная форма обучения детей (занятие);
3.Одна из задач всестороннего воспитания (трудовое)
4.Итог деятельности (результат);
5. Вид ухода за объектами уголка природы (мытьё) .
По горизонтали:
6.Практический метод (игра) ;
7.Наука об отношении растительных и животных организмов между собой и окружающей средой (экология);
8.Целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира (наблюдение);
9.Объект уголка природы (птица);
10.Форма организации труда в природе (дежурство);
11.Наблюдение,проводимое в специально организованных условиях (опыт).
Приложение № 5
Правила поведения на экологической тропе
Ни в коем случае не сходить с тропы!
Не мешайте жить обитателям — проходите без лишнего шума.
Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.
На тропе разрешена охота только на комаров и клещей..
Не сорите на тропе — вы не последние ее посетители.
Не надо портить оборудование тропы — оно вам пригодится еще не раз!
Приложение №6
План мероприятий на неделю с использованием экологической тропы
Группа |
Время проведения |
Мероприятие |
Место проведения |
Ответственный |
Понедельник
«Красная .Шапочка» |
9 - 00 |
Знакомство с экологическим центром |
Экологич. центр |
Вшивцева Е.Г |
«Белоснеж- ка» |
9-30 – 10-00 |
Музыкально-экологический праздник |
Музыкаль- ный зал |
Музыкальные руководители |
Вторник
«Золушка» |
9 - 00 |
Познавательное занятие «Деревья как люди» |
Группа |
Буркова Н.Л. |
«Золотой Петушок» |
16 - 00 |
Занятие в изостудии «Вот ка- кой мотылёк красивый мой» |
Изостудия |
Наумова Т.А. |
«Золушка» |
9 - 30 |
Интегрированное занятие «Мы друзья природы» |
Экологич. центр |
Клабукова Т.С. |
Среда
«Аленький Цветочек» |
9 - 00 |
Посадка лука, посев гороха |
Зимний сад |
Калашникова Е.Л. |
«Белочка» |
9 - 00 |
Познавательно – исследоват. занятие «Злаки и их использование» |
Зимний сад |
Ускирева М.В. |
«Колобок» |
16 – 00 |
Сюжетно-игровое занятие «Обитатели леса» |
Зимний сад |
Русинова Т.А. |
Четверг
«Белочка» |
9 - 00 |
Исследовательская деятельность «Дыхание земли» |
Экологич. центр |
Лучина Н.В. |
«Колобок» |
10 - 00 |
Спортивный досуг «Собираем урожай» |
Физк.зал |
Кондакова Л.Р. |
Пятница
«Белочка» |
16 - 00 |
КВН вместе с родителями «В мире животных» |
Музыкаль- ный зал |
Корсакова Н.В. Злобина Е.И. |
«Красная .Шапочка» |
10 - 00 |
Театрализованное представл. «В гости к дедушке дереву» |
Музыкаль- ный зал |
Данилова Г.Ю. Злобина Е.И. |
Приложение № 8
Клуб юных знатоков природы (исследователей)
Цель: Объединение желающих (заинтересованных) детей в группу (клуб) с целью предоставления им более глубоких знаний о природе путём организации исследовательской деятельности.
Задачи:
Обогащать знания детей об окружающем мире через исследовательскую деятельность.
Развивать самостоятельность, сотрудничество при работе в парах.
Воспитывать умение выполнят дело до конца, добиваться результата.
Темы исследований:
«Дыхание земли», «Воздух невидимка», Когда просыпается вулкан?»,
«Что скрывается в парах?», «Откуда берутся облака?» и др.
Интегрированное занятие в средней группе «Ветер – невидимка».
ЦЕЛЬ: Обогащение знаний детей о природном явлении - ветре. Особенности ветра, значение для человека и окружающего мира природы.
Задачи:
1.Уточнить знания детей о ветре;
2.Развивать познавательный интерес к природным явлениям, исследовательские навыки.
3. Воспитывать умение сотрудничать в совместной исследовательской деятельности.
Ход:
1.Фонограмма «Ветер»;
2.Беседа:
-Что вы слышите? (варианты ответов);
-Что такое ветер?;
-Что умеет делать ветер?
3.Наблюдение за ветром через окно.
-Можно ли увидеть ветер?
- Можно ли почувствовать ветер?
-Каким бывает ветер?
4.Игра с волшебным веером.
5.Отгадывание загадок о ветре.
6.Дидактическая игра с картинками «Вред-польза ветра».
7.Творческая деятельность детей «Научим ветер рисовать».
8.Подвижная игра с «облаками» (надувные полиэтиленовые пакеты) и «ветерком».
9.Итог.
Беседа: Что понравилось? Что узнали нового?
Приложение № 8
Игра Что? Где? Когда? (старший возраст).
Программное содержание:
Закреплять знания детей по экологии.
Учить детей сотрудничеству со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Развивать в детях толерантность.
Воспитывать экологическую культуру.
№ п/п |
Конкурсы |
Критерии оценки |
«Лучики солнца» |
«Юные натуралисты» |
I |
Представление |
3 балла |
||
II |
Разминка Вопросы о планетах «Доскажи словечко» «Что бывает в природе?...» |
|||
III |
Конкурсы «Правила поведения в лесу» «Голоса животных и птиц» «Съедобные грибы» «Лекарственные растения» Домашнее задание Конкурс стихов Очистка воды «Четвёртое лишнее» «Сколько месяцев в году?» «Собери словечко» Загадки Конкурс – эстафета «С какого дерева листочек?» Конкурс капитанов Конкурс художников «Дорисуй» Работа в парах «Покорми птиц» «Кто где живёт?» Кто что любит?» |
Приложение №9
«Какие птицы зимуют в нашей местности»
Тема исследования: место обитания птиц зимой
Объект исследования: птицы
Цель исследования: Изучение и классификация видов птиц своей местности
Методы исследования: изучение справочной литературы, наблюдение.
План исследования
1. Подбор и изучение справочной литературы
2. Наблюдение за птицами на территории детского сода и посёлка
3. Результаты исследования
4. Подготовить странички об отдельных птицах и их жизни зимой.
1.Подбор и изучение справочной литературы
Для выполнения задания использовали справочную литературу и проводили собственные наблюдения.
Результаты исследования
Был изучен список птиц, прилетающих на территорию нашего посёлка и заполнена таблица .
Перечень птиц:
Большинство видели воробья, синицу, ворону, сороку, галку, голубя, снегиря, дятла. Некоторые видели также свиристеля, поползня, сойку, клеста, сову.
Вывод: Изучив литературу, проведя собственные наблюдения и опрос среди сотрудников детского сада, родителей, знакомых, мы узнали, что большинство из этих птиц живут рядом с нами летом и зимой, но некоторые птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера.
Наши зимние гости – это свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло!
Приложение №10