12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Вениаминовна Чурина14171
учитель математики
Россия, Ивановская обл., Южа
Материал размещён в группе «Я классный - самый классный»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Ты прости нас, родная Земля.
За слепую жестокость к тебе
Мы услышим, поможем беде,
Возродим для потомков тебя!

Яркина Вера

Пояснительная записка

Актуальность:

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства, надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические марафоны, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.

Охрана маршрута: не осуществляется.

Режим пользования: поход.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута крыльцо школы, затем движение по тротуару площади Ленина, улице Советской мимо фабрики, мост через озеро Вазаль, улице Черняховского, улице Кирьянова, по. с. Страя Южа, мимо храма во имя Смоленской иконы Божьей матери, по дороге на с. Мугреевский, мимо болота, хвойного леса, вырубка, и завершает маршрут озеро Ламенское.

Тип тропы: линейная.

Цель: формирование экологических знаний подростков, воспитание любви к природе, Родине, самому себе, развитие наблюдательности, внимания.

Задачи тропы:

дать природоохранные знания и умения учащимся класса;

воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;

формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;

привлечение учащихся к участию в экологических конкурсах

Подготовительная работа.

Класс делится на несколько групп, каждой из которой дается домашнее задание: выполнить экологический бюллетень или на заданную экологическую тему, подготовить название команды, эмблему, девиз.

Сценарий мероприятия

Вступительное слово учителя:

Уважаемые дети и родители, сегодня мы с вами отправляемся в уникальный поход, очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодится знание и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения задания. Как и в любом походе вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам буде сопутствовать удача.

Правила поведения и техника безопасности на тропе

Запрещается выход на маршрут лиц с врожденными физическими недостатками и всевозможными временными недомоганиями.

Не отходите и не отставайте от группы.

Не загрязняйте территорию бытовыми, производственными отходами и мусором.

Передвижение по экологической тропе осуществляется цепочкой, впереди колонны ответственный от родителей, позади педагог.

Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет Вам спасибо.

Ничего не сливайте и не бросайте в природные водоемы. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.

Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их ствол и корни являются важным звеном в цепи всех компонентов экосистемы.

Не делайте надписей на камнях и деревьях, памятниках истории и культуры, стендах и указателях. Не надо оставлять после себя такую память на долгие времена.

С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не Ваша, а их заповедная территория.

Берите на память о природе тех мест, что Вы посетили, только фотографии и Ваши воспоминания. Это самое ценное, что природа может Вам подарить.

Техника безопасности:

· Нельзя пить воду из рек, незнакомых родников и небольших водоемов, а также пробовать неизвестные Вам ягоды, плоды, грибы и растения

· Нежелательно подходить близко к краю обрыва

· при движении по обрывистому берегу озер не толкаться, дистанция между экскурсантами на расстоянии вытянутой руки;

· при движении по склонам не бежать, дистанция между экскурсантами 1 метр;

· Если на маршруте Вам встретится дикий зверь, не подходите близко к нему - это опасно для Вас, они могут оказаться агрессивными. И не делайте попыток кормить диких животных - это опасно для них.

· Не рекомендуется без сопровождения взрослых самостоятельно осуществлять передвижение по маршруту, отставать от группы и уходить от нее в сторону за пределы предусмотренного маршрута.

Первая остановка –озеро Вазаль

(сквер на берегу)

Слово берет первая группа. Сообщает название команды и девиз. Представляет свой экологический бюллетень.

-Одним из ценных природно-антропогенных объектов, находящимся в критическом экологическом состоянии, является озеро Вазаль. Это озеро является рукотворным (водохранилищем), при его создании в 1860 годах происходило затопление территории на площади 42 га и серьезное изменение ландшафта города. Водоем используется для разных видов хозяйственной деятельности, что приводит к постепенной деградации природного комплекса.

В 2014 году были взяты пробы воды озера и сделаны химические и санитарно-гигиенические анализы воды на базе сертифицированной лаборатории Роспотребнадзора. По данным исследования определено, что вода чистая, но имеются превышения ПДК по некоторым показателям, таким как запах при 60°С и цветность, но превышения незначительные (на 1 и 8,3 единиц соответственно). Причиной является большое количество органических веществ и заболачивание берегов, а также транспортная и промышленная нагрузка. Озеро Вазаль нуждается в особой охране и ограниченно пригодно для использования в рекреационных целях.

Наш привал в окружении березок..

Поэты часто в своем творчестве обращались к березе, воспевая её красоту.

Каждая команда за три минуты должна вспомнить как можно больше стихов о березе и рассказать несколько строчек. Повтор стихов запрещен.

Вторая остановка –храм во имя Смоленской иконы Божьей матери

(территория перед Храмом)

Слово берет вторая группа. Сообщает название команды и девиз. Представляет свой экологический бюллетень.

Храм Смоленской иконы Божией Матери - религиозная организация Русской православной церкви, относится к Шуйской  епархии, располагается на окраине г. Южа.

Первое упоминание о деревянном храме на этом месте - в переписных книгах 1628 года, в то время в селе Южа-Никольское уже был храм святителя Николая с 2-мя служащими священниками. "Смоленским" он стал называться в связи с явлением здесь в середине или конце XVII века бронзовой иконы Одигитрии, называемой ещё Смоленской, в честь которой был пристроен Смоленский придел. В 1795 г. при строительстве каменного здания епископ Владимирский Виктор (Онисимов) благословил назвать храм Смоленским.

Восстановление богослужебной жизни произошло в 2000 г. 

Третья остановка – низинное болото

(местечко рядом с дорогой)

Слово берет третья группа. Сообщает название команды и девиз. Представляет свой экологический бюллетень.

-Болото - природное образование, занимающее часть земной поверхности и представляющее собой отложения торфа, насыщенные водой и покрытые специфической растительностью. Главные его признаки: обильное увлажнение, гидрофильная растительность, болотный тип почвообразования, связанный с торфообразованием.

В зависимости от характера питания и условий расположения в рельефе выделяют три типа болот: низинные (эвтрофные), переходные (мезоторофные), верховые (олтготрофные).

К низинным относят болота, поверхность которых увлажняется водами, богатыми минеральными веществами, и расположенных обычно в пониженных местах рельефа, где грунтовые воды находятся близко к поверхности. Низинные болота могут быть лесными, кустарниковыми, травяными, моховыми, в том числе и сфагновыми.

Около 4% территории Ивановской области занято болотами с преобладанием низинных торфяников, питаемых грунтовыми водами. Болота распределяются по области неравномерно, хотя имеются во всех районах. Наиболее значительные болота и заболоченные земли на юго-востоке и на западе области. 

Болот чаще остерегаются  -  топкие, мрачноватые места, сырые, вдалеке от жилья... Болота затрудняют прокладку дорог, другую хозяйственную деятельность. Болота  -  рассадники болезней, например, малярии, раздолье для комаров и мошек, преследователей людей. Но болота  -  это и торф, идущий на топливо, использующийся в качестве подстилки для животных на фермах. Раньше на болотах добывали много торфа на топливо, использовали его в топках паровозов, на электростанциях, для обогрева жилья.

В Южском районе настоящее царство торфяников. Зарегистрировано 90 торфяных месторождений. Являясь ценнейшими экосистемами, некоторые болота имеют статус памятников природы, одновременно дарящие людям радость сбора ягод и грибов, лекарственных растений, охоты на водоплавающих птиц.

Первые попытки промышленного освоения торфа в Ивановском крае были сделаны во второй половине XIX - начале XX вв. На болотах возле села Южа торф стало добы­вать Товарищество ма­нуфактур А.Я. Балина.

Развитие торфяной промышленности было связано с выполнением плана ГОЭЛРО, который предусматривал строительство ЮЖГРЭС, работающей на торфе. Проект так и не был реализован, но для местной промышленности и населения леса и торфяники всегда являлись топливной базой и поставщиками сырья.

Торфопредприятие, которое планировалось как базовое для ЮЖГРЭС, сначала решили назвать «Святоезерским». Проект Святоезерского торфопредприятия был ут­верждён в Москве «Союзгосторфом» 27 сентября 1932 года (позже его стали называть Мугреевским торфопредприятием). В настоящее время не работает.

Таким образом, с одной стороны, болота  -  это опасность, сложности, но с другой стороны, они же  -  природный объект, ценный для людей.

Думаю, что вы убедились в ценности и этого объекта живой природы  -  болот во всем их разнообразии. Давайте и на этом объекте будем учиться бережно относиться к природе, ценить ее со всеми ее составными частями, так необходимыми человеку.

Какой же привал без отдыха, песен и игр.

Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, воспевая их красоту, прелесть ароматов.

Каждая команда за три минуты должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений (с исполнением одного куплета)

Песни поются по очереди. Повтор песен запрещен.

Четвертая остановка – хвойный лес

(Беседка на окраине леса)

Слово берет четвертая группа. Сообщает название команды и девиз. Представляет свой экологический бюллетень.

-Ивановская бласть расположена на стыке двух зон: европейской тайги и смешанных лесов. Всего леса занимают 48 % территории области, а луга около 10 %. Особенно лесисты Заволжский, Южский и Тейковский районы.

В 1972 году флора области включала почти тысячу видов дикорастущих и культурных растений.

На 2005 год леса Ивановской области занимали 1037,5 тыс. га, или 48 % от общей площади. Доля хвойных лесов составляла 46 % от лесопокрытой площади, молодняков 28 %, средневозрастных 37 %, приспевающих — 20 %, спелых и перестойных лесов — 15 %. Расчётная лесосека по рубкам главного пользования составляла 1509,4 тыс. м³.

В хвойных лесах основными породами является ель, сосна и, в искусственных посадках, лиственница Сукачева. Обычно в хвойных лесах есть примесь мелколиственных пород березы, осины, ольхи.

Леса являются местами обитания многих животных, это самые настоящие кладовые биологического разнообразия. Они участвуют в создании благоприятного для сельскохозяйственных растений микроклимата. Лесные территории защищают почву от процессов эрозии, предотвращая поверхностный сток осадков. Лес представляет собой подобие губки, которая сначала накапливает, а затем отдает воду ручьям и рекам, регулирует стоки вод с гор на равнины, предотвращает наводнения.

Растительный мир Ивановской области играет важную роль в успешном развитии рекреационного хозяйства. Леса делают природную среду здоровой, пригодной для жизни.
Лесные массивы используются для прогулок и туристических походов, туристических слетов, пикников, соревнований по спортивному ориентированию, легкоатлетических и лыжных кроссов, сбора грибов, ягод, орехов, лекарственного сырья, охоты и т.д.
Для рекреационных занятий, связанных с продолжительным пребыванием в лесу, наиболее благоприятны сосновые леса, березовые рощи и дубравы. В этих лесах располагаются санатории, дома отдыха, туристические базы, детские оздоровительные лагеря и детские дачи.

Сделай дело — гуляй смело.

Когда туристы снимаются с ночлега, привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор. Куда убирают пустые банки, консервные банки?

Попробуйте за 10 минут из пустых пластмассовых бутылок из-под воды сделать полезные вещи для леса, для проходящих по тропинке туристов.

Пятая остановка – вырубка

(Беседка вблизи дороги)

Слово берет пятая группа. Сообщает название команды и девиз. Представляет свой экологический бюллетень.

-Рубка леса - спиливание или срубание деревьев и удаление их из леса. Виды рубки: главного пользования (получение древесины), ухода (восстановление и повышение продуктивности леса), санитарная (оздоровление лесного массива), комплексные.

Древесина служит исходным сырьем для выработки более двадцати тысяч продуктов и изделий. Способы переработки древесного сырья делят на три группы: механические, химико-механические и химические. Механическая переработка древесины заключается в изменении ее формы пилением, строганием, фрезерованием, лущением, сверлением, раскалыванием. В результате механической обработки получают разнообразные товары народного потребления и промышленного назначения, продукцию и сырье для смежных перерабатывающих отраслей промышленности. Химико-механический способ используют при получении волокнистых полуфабрикатов в целлюлозно-бумажной промышленности. Химическая переработка древесины осуществляется термическим разложением, воздействием на неё растворителей щелочей, кислот, кислых солей сернистой кислоты.

Древесина используется в круглом виде как строительный материал, сырьё для производства пиломатериалов, шпал, фанеры, мебели, тары деревянной и т.д. Круглый лесоматериал применяется также в угольной и горнорудной промышленности. Значит, кол-во пилопродукции поставляется авто-, вагоно - и судостроению. Путём химич. переработки древесины получают целлюлозу, бумагу, картон, ткани, сахар, этиловый спирт, кормовые дрожжи, белок, смазочные масла, из нее получают множество различных полезных веществ (уксусная кислота, ацетон, формалин, скипидар и т.д.).

Сейчас у нас заготавливается очень много древесины. А в будущем понадобится еще больше. Так что рубки леса будут непрерывно расширяться. Этого требуют интересы народного хозяйства, насущные нужды страны.

Экологическая проблема исчезновения так называемых "легких" планеты уже волнует многих. Большинство людей считают, что это грозит уменьшением запасов кислорода. Это так, но это не главная проблема. Поразительны масштабы, которые приняла сейчас вырубка лесов. Разрушается экосистема леса, исчезают многие представители флоры и фауны; уменьшение количества древесины и разнообразия растений приводит к ухудшению качества жизни большинства людей; увеличивается количество диоксида углерода, что приводит к образованию парникового эффекта; деревья перестают защищать почвы (вымывание верхнего слоя приводит к образованию оврагов, а опускание уровня грунтовых вод является причиной появления пустынь); увеличивается влажность почв, из-за чего образуются болота. Посмотрим на вырубку. Почти голая местность, почти лишенная растительности, пни. Название "вырубка" сохранилось с тех времен, когда деревья валили топором. Сейчас же для этого используют бензопилы. После того как дерево упало на землю, обрубаются сучья и сжигаются. Голый ствол почти сразу увозят. А перемещают его до места транспортировки волоком, прицепив к трактору. Поэтому и остается полоса голой земли с выдранной растительностью и уничтоженным подлеском. Таким образом уничтожается молодая поросль, которая могла бы возродить лес. На этом месте полностью нарушается экологическое равновесие и создаются другие условия для растительности.

На открытом пространстве создаются абсолютно другие условия. Поэтому вырастает новый лес только там, где территория вырубки не очень большая. Что же мешает молодым растениям окрепнуть: Изменяется уровень освещенности. Те растения подлеска, которые привыкли жить в тени, гибнут. Другой температурный режим. Без защиты деревьев происходит более резкое колебание температур, частые ночные заморозки. Это тоже приводит к гибели многих растений. Увеличение влажности почвы может привести к ее заболачиванию. А выдувание ветром влаги с листьев молодой поросли не дает им нормально развиваться. Отмирание корней и разложение лесной подстилки высвобождают много азотистых соединений, которые обогащают почву. Однако чувствуют себя на ней лучше те растения, которые нуждаются именно в таких минеральных веществах. Хвойные деревья после вырубки растут очень плохо, так как размножаются они семенами, для которых нет нормальных условий развития. Такие негативные последствия имеет вырубка лесов.

Решение проблемы обезлесения возможны такими путями. сохранения

переход с бумажных носителей на электронные, сбор макулатуры и раздельное собирание мусора уменьшат использование древесины для производства бумаги;

создание лесных ферм, на которых будут выращиваться деревья ценных пород, имеющие самые маленькие сроки взросления;

запрет на вырубку в природоохранных зонах и ужесточение наказания за это;

повышение госпошлины на вывоз древесины за границу, чтобы сделать его невыгодным.

Исчезновение лесов пока не волнует обычного человека. Однако многие проблемы связаны именно с этим. Когда все люди поймут, что именно леса обеспечивают им нормальное существование, может быть, они более бережно будут относиться к деревьям. Каждый человек может внести свой вклад в возрождение лесов планеты тем, что посадит хотя бы одно дерево.

Шестая остановка – Ламненское озеро (завершение маршрута)

Слово берет пятая группа. Сообщает название команды и девиз. Представляет свой экологический бюллетень.

-Ламненское озеро – одно из самых известных среди многих озёр нашего района, чему способствует его относительная близость к городу, хорошая дорога, своеобразная, неповторимая красота водоема и прилегающих к нему окрестностей. Когда смотришь с высокой террасы на существующее сегодня озеро, то мысленно представляешь, каким оно было многие тысячи лет, ещё не стянутое со всех сторон сплавинами-пучинами, когда вольно текли в него чистые воды Шебалихи, Лисихи, Вокши, когда вытекал из него Лух, такой же вольный и чистый Исток. Топонимисты возводят название «Ламна» к лому или пролому, что подтверждает большое количество карстовых провалов вокруг озера. На старых картах Ламенское озеро иногда называется Богоявленским, что связано с именем бывшей на его берегах пустыни. Современная площадь озера 119 гектаров, глубина в большинстве мест около пяти метров, лишь в одной части есть отдельные ямы глубиной до 13 метров. Дно озера покрыто толстым слоем илистых отложений. Происхождение озера, безусловно, карстовое – провальное и очень древнее, о чём свидетельствует мощный слой озёрных отложений и большая площадь сплавин, в просторечии именуемых у нас пучинами. Озеро слабо проточное, в него впадает речка Шебалиха, истоки которой находятся в Палехском районе. В нашем районе Шебалиха течёт близ озера Рябо в его южной части и весной долом соединяется с ним. Наиболее частыми посетителями озера являются либители летней и зимней рыбалок. В начале прошлого века краевед В. А. Борисов писал про рыбу в озере: «До настоящего времени озеро обильно рыбой, особенно щуками, лещами, окунями и сомами. Щуки иногда попадаются в пуд весом, а сомы, хотя и изредка ловятся, от четырёх до пяти пудов». Увы, о пудовых щуках и сомах-великанах не слышно рассказов даже среди склонных к преувеличению трофеев заядлых рыболовов. Но и теперь озеро ещё может порадовать рыболова-любителя хорошим уловом. В сезон поспевания клюквы вокруг озера много сборщиков «северного винограда». На прилегающих к озеру террасах бывает немало и других ягод и грибов. Близ озера обитают бобры, ондатры, кабаны и лоси. Во время пролёта на озере отдыхают дикие гуси, лебеди, утки разных пород. В 1975 году озеро Ламненское было призвано памятником природы. Судьба озера и прилегающих к нему территорий зависит от нас самих, от нашего поведения и отношения к памятнику. Никто его не сохранит и не защитит кроме нас.

Подводим итоги работы в командах, вручаем грамоты и призы.

Рефлексия. Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Вот и закончено наше путешествие. Пора возвращаться домой. А мы ничего не забыли убрать за собой? (Дети собирают мусор)

Я вижу, что вы поняли, что природу надо беречь и помогать ей, как другу. Ответьте на мои вопросы.

1. Что такое лес? (Природное сообщество.) 
2. Что значит: любить природу? 
(Охранять ее, относиться к ней бережно.)
3. Что нужно делать, чтобы природа не оскудела? (Сажать деревья, подкармливать птиц.)
4. Так какой же вывод сделаем?

- Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. 
- Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях. 
- Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело. 
- И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.

Использованные ресурсы:

http://wiki.ivanovoweb.ru/index.php/Южские_озёра

http://www.studfiles.ru/preview/5898704/

http://sobory.ru

http://revolution.allbest.ru

http://www.scienceforum.ru

http://www.poklevka.tut.su/vodoemy

http://6соточек.рф/sadovye-rasteniya

http://wreferat.baza-referat.ru

http://greenologia.ru/eko-problemy/vyrubki-lesov.html

http://fb.ru/article/146599/vyirubka-lesov---problemyi-lesa-vyirubka-lesa---ekologicheskaya- problema-les---legkie-planetyi

Опубликовано в группе «Я классный - самый классный»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.